индивидуальная форма учебной работы

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке

индивидуальная форма учебной работы индивидуальная форма учебной работы индивидуальная форма учебной работы индивидуальная форма учебной работы

индивидуальная форма учебной работы

индивидуальная форма учебной работы

Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке, его реальным учебным возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они пользовались правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения можно дать заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на «свой» вопрос или «свои» вопросы. Здесь важны два обстоятельства: 1) каждый работает на пределе своих возможностей и 2) каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения. На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. «Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, приборы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера» (Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 238).

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, — различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Источник

Индивидуальная форма учебной работы

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.

Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.

Что такое индивидуальное обучение

Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:

На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.

Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.

Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.

Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.

Индивидуальное обучение вне школы

На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.

Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.

Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:

Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.

Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.

Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.

Преимущества индивидуального обучения

Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.

Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.

Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.

Как организовать индивидуальное обучение на дому

Что в итоге

Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.

Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Источник

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке

Министерство образования и науки Крыма

Выполнила: учитель биологии Наумова А.Я.

Проверила: руководитель «Школы молодого учителя»

Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что современная система образования Украины нацелена на индивидуализацию учебного процесса для улучшения качества образования и научной подготовки школьников, выходящих в свет после окончания средне образовательных школ. А так же для снижения уровня нагрузки учащихся в общеобразовательном процессе, т.е. индивидуальные формы обучения, используют как один из приёмов здоровье сберегающих технологий.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Они делятся на внешние и коммуникативные.

Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.

К коммуникативным формам взаимодействии учителя и учащихся относятся:

1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;

3) системы индивидуально-коллективных занятий.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате смени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.

Однако этого недостаточно.

Не менее ясным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Индивидуальные работы проводятся когда:

Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя

Учащиеся под- готовлены к индивидуальной работе по этой теме

Имеются материалы для индивидуальной работы или их можно изготовить без больших затрат времени

Учитель располагает временем для организации индивидуальной

Так же хотелось бы уделить внимание индивидуальным формам организации работы классного руководителя с родителями и детьми.

Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учи тель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи яв ляется посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для это го необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Взаимодействия классного руководителя с родителями:

Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

— Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

На сегодняшний день индивидуальные формы обучения на уроки и вне являются наиболее перспективными в свете проблемных тем школ основанных на поддержании и сохранении здоровья детей и корректными в современной системе образования в плане физической и психологической нагрузки на школьников в процессе обучения.

Источник

Индивидуальная форма учебной работы

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Особенности применения индивидуальных и групповых форм работы учащихся.

В статье рассматриваются особенности индивидуальных и групповых форм работы, приводятся примеры для каждой формы работы, отмечаются достоинства и недостатки, даются рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Особенности применения индивидуальных и групповых форм работы учащихся.»

Статья подготовлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.

В статье рассматриваются особенности индивидуальных и групповых форм работы учащихся, приводятся примеры для каждой формы работы, даются рекомендации по организации учебной работы, отмечаются достоинства и недостатки каждого вида работы, приводятся алгоритмы и приёмы индивидуальной и групповой форм работы, подробно описывается организация на уроке работы в группах.

Выступление учителя начальных классов ЛАВРИНЕНКО Е.А. на заседании ШМО учителей начальных классов 28.03.2017 г.

Особенности применения индивидуальных и групповых форм работы учащихся.

Индивидуальная форма организации работы на уроке.

Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

Таким образом, одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения можно дать заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на «свой» вопрос или «свои» вопросы.

Здесь важны два обстоятельства:

1) каждый работает на пределе своих возможностей и

2) каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения.

На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Работа с тренажерами

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной » Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Модель отрезка, на которой изучается взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, вводится на первых уроках 1-го класса.

Тесты, как приёмы активизации учащихся при обучении.

Тестовые задания имеют целью эффективный контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся. Они позволяют учителю своевременно обнаружить пробелы в усвоении той или иной темы, чтобы в дальнейшем продумать виды работ для восполнения этих пробелов в знаниях учащихся.

Учитель может использовать тест частично или полностью, уменьшить или увеличить количество заданий, учитывая возможности учащихся класса. Можно организовать работу в два, три, четыре варианта, меняя их распределение среди учащихся. Таким образом, происходит более качественная проверка знаний. Учитель сам определяет продолжительность и способ работы с тестом. Правильный ответ из предложенных вариантов ученик или выписывает, или подчёркивает, или обводит кружочком.

Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

становление личности младшего школьника,

— раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому, групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

— дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

— дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

— дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

— дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Дадим следующее определение групповой формы работы. Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается, главным образом, в двух ее характеристиках:

— в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;

— в опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: “учитель – группа сотрудничающих между собой учеников”, то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом.

Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Активизация познавательной деятельности.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

— возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

— меняется характер взаимоотношений между детьми;

— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

— сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

— растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

— учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

Особого внимания требует вопрос подбора детей в группы.

Существует несколько вариантов комплектования групп.

2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью «фантов» и т.д. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года, лото, загадки, и т.д.

4. Подбор группы под лидера.

5. По выбору педагога.

Конечно, объединять надо с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разным темпом работы. Но и в таких группах можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, не просто предложит учитель

Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

быть внимательными друг к другу

доводить начатое дело до конца

прийти к единому решению

все члены группы отвечают за результат

У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:

Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.

Организация перед началом работы.

Участники группы произносят слова.

Все у нас получится!

-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны планеты знаний. Готовы?

Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:

Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Писарь – записывает решение;

Докладчик – защита решения, ответ от имени группы;

Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Позднее: планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;

исполнитель – осуществляет попытки решения;

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом, можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Хочу познакомить вас с алгоритмом действий при выполнении задания в группе.

Индивидуальное прочтение задания или инструкции.

Индивидуальный анализ условия.

Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точки зрения партнеров, выявление разницы.

Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

Совместное принятие решения.

Анализ решения задания, его оформление.

Проговаривание в группе выступления докладчика.

Приведу некоторые примеры из своего опыта. Назову несколько приемов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Охота за сокровищами.

Мозаичная группа или Пазлы.

Используется для генерации идей.

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады, сообщения от разных групп.

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

«Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами, по одному на каждом. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос.

В конце занятия, выработанные каждой группой, решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Во время проведения уроков с использованием группового метода обучения могут возникнуть и некоторые трудности

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда;

в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе. Пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

перед уроками, на которых предполагается использование групповой работы, необходимо продумать, как разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для работы группами парты ставятся по две и по три так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.

В заключении отметим положительные моменты групповой работы. При работе в группе:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

Рационально распределяется учебное время

Улучшается психологический климат в классе, вырастает чувство ответственности за проделанную работу

Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.

Дифференцируется работа в классе

Развиваются коммуникативные умений детей.

Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технологию я считаю одной из самых важных и перспективных.

А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998

А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997

И.В.Носова. Особенности работы в малых группах – «Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69

О. В. Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания «Начальная школа плюс до и после», №2 – 2003 г., стр.36

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *