индивидуальная программа на ребенка инвалида в доу по фгос образец
Индивидуальна образовательная программа ребенка – инвалида воспитанника ДОУ
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 8 города Свободного
Принято: на заседании
от «__30__» _августа_2018 г.
Заведующий МДОАУ д/с № 8
От «_30_» ___августа__2018 г.
Индивидуальна образовательная программа ребенка – инвалида воспитанника МДОАУ д/с № 8
на _______________учебный год
составили: старший воспитатель
инструктор по физической культуре
Согласовано с родителем (законным представителем)
Содержание индивидуальной программы для ребенка-инвалида МДОУ д/с № 8
Содержание психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка-инвалида
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
IV.Структура индивидуальной программы:
Общие сведения о ребенке
Лист медицинского сопровождения
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка-инвалида
Участники комплексного сопровождения ребенка-инвалида
Расписание индивидуальных занятий со специалистами
Коррекционно-развивающий маршрут (лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом-психологом и др. специалистами)
Выводы и заключения по окончанию реализации программы
Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) направлена на оказание помощи ребенку-инвалидув освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
ИОП ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку-инвалиду равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
АООП ДО составлена на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014 г., программой Н.В.Нищевой: «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО – СПб, 2015г.
При составлении ИОП учитывались заболевание и индивидуальные особенностиребенка-инвалида, данные Индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), заключение и рекомендации ПМПК.
В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.
ИОП рассчитана на три учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
постепенное повышение требований,
оптимистический подход – «атмосфера успеха»
программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
характера ведущей деятельности;
структуры и степени выраженности нарушения;
ведущих мотивов и потребностей ребенка;
целей дошкольного воспитания
Цель индивидуальной образовательной программы:
осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку-инвалиду с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации;
планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования;
оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
Особенности индивидуальной образовательной программы
Для развития ребенка-инвалида очень важно создать психологически комфортную обстановку, исключающую перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.
Индивидуальное программное оснащение коррекционно-развивающего процесса составляется каждым специалистом, работающим с ребенком в совместном обсуждении сроком на один учебный год. Оно позволяет учесть особые образовательные потребности ребенка-инвалида, а также позволяет всем детям, вне зависимости от тяжести состояния, вписаться в образовательное пространство, где «принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка» (Концепция ФГОС для детей с ОВЗ).
Каждый специалист составляет индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида.
Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы
Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка-инвалида
Реализация ИОП предполагает комплексный подход на уровне индивидуального сопровождения ребенка-инвалида.
ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
ИОП осуществляется специалистами ДОУ: старший воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, воспитатели. Контроль за исполнением ИОП осуществляет заведующий ДОУ.
2.2. Построение индивидуальной образовательной программы состоит из 6 этапов:
Выявление запросов семьи на образовательные услуги, сбор сведений о семье ребенка-инвалида
Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида
Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП)
Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида
Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида
Результаты и заключение о выполнении ИОП. Определение дальнейшего
образовательного маршрута ребенка-инвалида.
2.3. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида
Содержание ИОП включает в себя три основных этапа:
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:
сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида (анамнез, особенности социальной ситуации развития;
оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;
прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.
Работа специалистов с ребенком-инвалидом включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.
В программе выделены следующие образовательные области:
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-инвалида решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями.
Коррекционно-формирующий этап направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
В коррекционно-формирующий этап входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию ребенка.
Следует отметить, что планирование занятия и его предварительная организация не означают, что по ходу не должны вноситься изменения. В зависимости от состояния детей, от того, как проходит усвоение навыка, может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения, характер обучения. Коррекционные занятия, как правило, состоят из большого количества заданий, направленных на отработку определенных навыков.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.
Вводно-мотивационная (1-3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.
Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения.
Оценочно-рефлексивная (2-5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.
В ходе коррекционных занятий индивидуальная программа каждого ребенка конкретизируется, ее содержание дополняется в соответствии с динамикой развития ребенка (не реже одного раза в три месяца). Индивидуальные занятия проводятся с использованием элементов поведенческого подхода.
Ребенок-инвалид должен получать возможность играть и отдыхать в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью не менее 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком, оказывает ему необходимую помощь, становится партнером по играм.
Обучение ребенка-инвалида в ДОУ можно условно разделить на два периода:
период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
период – январь, февраль, март, апрель, май.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др. специалистов.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка-инвалида. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком-инвалидом в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. Количество часов по темам не определяется, поскольку оно зависит от их результативности, что сложно спрогнозировать.
Примерные лексические темы
Зима (снег, зимние развлечения и т п.) Промежуточная диагностика
«Домашние животные, птицы»
«Домашние животные, птицы»
«Дикие животные, птицы»
«Дикие животные, птицы»
Весна (цветы, вода и т.п.)
Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-инвалида решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.
А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком-инвалидом, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки
В течении года ребенок в ДОУ получает медицинское сопровождение (ежедневный медосмотр, прививки по плану, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка-инвалида в ДОУ, массаж) и осуществляется связь со специалистами областной и районной поликлиники.
2.4. Работа с родителями
В ИОП предусмотрено активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
Организация детских утренников, праздников.
Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
1 раз в месяц проводится «Родительский час» для родителей детей-инвалидов Родительские собрания (3 раза в год). Детские утренники (2 раза в год).
Диагностика и коррекция детско-родительских взаимоотношений (по плану старшего воспитателя)
Предоставление практической и методической помощи родителям через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников
Показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка-инвалида по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.
Немаловажным фактором реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены «уголки уединения» и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида
С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида ДОУ созданы оптимальные материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:
санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей ребенка-инвалида;
санитарно-бытовые и социально-бытовые условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;
обеспечение психологического комфорта воспитанника;
постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.
Сведения о ребенке
Дата рождения __________________________________________________________
Дата зачисления ребенка-инвалида в МДОУ__________________________________
Возраст ребенка-инвалида на момент зачисления _____________________________
Социальный статус семьи: полная не полная (нужное подчеркнуть) Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Родственники, участвующие в воспитании ребёнка___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная характеристика семьи._______________________________________________
Статус: Заключение медико-педагогической комиссии по протоколу №_______ от_
Диагноз медико-педагогической комиссии__________________________________
Решение ПМПК _____________________________________________________________________
ИПРА №_________________к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №______________________________________________________
Прогнозируемый результат:_______________________________________________________________ ____
Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Диагноз основной _______________________________________________________ Основные и сопутствующие заболевания_________________________________________
Частота заболеваний в году_______________________________________________
Кол-во дней, пропущенных по болезни_____________________________________
Рекомендации для педагогов:
_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ медсестра МДОУ _______________________
Оценка адаптации ребенка в группе (хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая ) иное
_____________________________________________________________________________ Особенности латерализации (праворукий; леворукий; амбидекстер)___________________________
Особенности игровой деятельности а) игры соответствуют возрасту; б) игры соответствуют более раннему возрасту; в) преобладают манипулятивные игры; г) игровая деятельность отсутствует; д) иное______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Внимание : а) устойчивое; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое г) иное _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Память(преобладающая модальность ): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г)смешанная_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности памяти (проблемы): а) соответствует возрасту; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы
Мышление: а) соответствует возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) имеет очевидные нарушения мышления (указать, какие)
Моторика : а) соответствует возрасту; б) ребенок неловок, неуклюж; в) слабо развита мелкая моторика; г)иное______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Основные трудности в общении: а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, мало контактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен; е) иное______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная, имеются трудности в произношении звуков; в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильная; д) запинки в речи; е)речи нет; ж)иное________________________________________________________________
Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) практически не сформированы; д) иное____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) имеются нарушения (указать, какие); г) иное ________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро утомляется; е) иное _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях неравномерный; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями; в) имеет хронические заболевания; г) плохой аппетит; д) долго засыпает и беспокойно спит; е) иное