индивидуальные формы гигиенического воспитания характеризуются общением между тест
тесты воспитание. 1. санитарное просвещение в стационаре является вторичной профилактикой
1. санитарное просвещение в стационаре является
1. вторичной профилактикой
3. популяционной профилактикой
4. социальной профилактикой
2. индивидуальные формы гигиенического воспитания характеризуются
2. общение специалиста с группой пациентов
3. общением между специалистом и большим количеством пациентов
4. общением между группами специалистов
3. массовые формы гигиенического воспитания характеризуются
1. общением между специалистом и большим количеством пациентов
2. общением между специалистом и пациентом
3. общение специалиста с группой пациентов
4. общением между группами специалистов
4. групповые формы гигиенического воспитания характеризуются
1. общением специалиста с группой пациентов
2. общением между группами специалистов
3. общением между специалистом и большим количеством пациентов
4. общением между специалистом и пациентом
5. гигиеническое воспитание по первичной профилактике неинфекционных заболеваний включает сведения о
6. гигиеническое воспитание по первичной профилактике инфекционных заболеваний включает сведения о
1. биологических особенностях возбудителя
7. работа по гигиеническому воспитанию является функциональной обязанностью
2. только средних медицинских работников
4. только врача общей практики
8. работа по гигиеническому воспитанию в стационаре направлена на
1. пациентав, находящихся в стационаре
2. взрослое население, проживающее на территории обслуживания стационара
3. все население, проживающее на территории обслуживания стационара
4. работающую часть населения, проживающую на территории обслуживания стационара
1. школы здоровья чаще организуются по
1. профилю заболевания
4. половому составу
2. занятия в школе здоровья может проводить
1. врач, медицинская сестра, фельдшер
2. только медицинская сестра
3. отдаленным критерием эффективности школ здоровья является
1. снижение распространенности хронических неинфекционных заболеваний
2. повышение информированности населения о мерах профилактики
3. увеличение интереса населения к формированию здорового образа жизни
4. сохранение здоровья
4. к индивидуальным формам гигиенического воспитания относится
6. к средствам наглядного метода гигиенического воспитания относится
7. к средствам печатного метода гигиенического воспитания относится
8. к средствам устного метода гигиенического воспитания относится
1. к средствам аудиовизуального метода, используемого при гигиеническом воспитании, относится
2. санитарный бюллетень
2. санитарное просвещение родителей должно начинаться
1. до рождения ребѐнка
2. с первого года жизни ребѐнка
3. основным фактором, который приводит к росту абортов и родов среди подростков является
1. плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции
2. экологическая ситуация
3. широкая доступность информации о половом воспитании
4. избыточное использование контрацептивов
4. медицинские работники
5. система медико-педагогических мер по воспитанию у подростков правильного отношения к вопросам пола называется
1. половым воспитанием
2. санитарным воспитанием
3. гигиеническим воспитанием
4. социальным воспитанием
6. использование средств массовой информации в гигиеническом воспитании по вопросам здорового образа жизни необходимо для
1. формирования общественного мнения
2. удовлетворения потребности в здоровом образе жизни
3. формирования умений
4. формирования навыков
1. врач, медицинская сестра
3. только медицинская сестра
4. младший медицинский персонал
8. рождение и воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе относится к функции семьи
31. Групповые формы гигиенического воспитания это:
1. Непосредственное или опосредованное общение между специалистом и большим количеством людей, на которых направлен воспитательный процесс
2. Непосредственное общение специалиста с лицом, на которое направлен воспитательный процесс
3. Непосредственное или опосредованное общение между специалистом и группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс
32. Массовые формы гигиенического воспитания это:
1. Непосредственное общение специалиста с лицом, на которое направлен воспитательный процесс
2. Непосредственное общение специалиста с группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс
3. Непосредственное или опосредованное общение между специалистом и большим количеством людей, на которых направлен воспитательный процесс
33. Преимуществами индивидуальных форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Использование индивидуального подхода
2. Использование дифференцированного подхода
3. Небольшой охват населения
4. Наличие обратной связи
5. Большие затраты времени специалиста
34. Недостатками индивидуальных форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Небольшой охват населения
2. Большие затраты времени специалиста
3. Наличие обратной связи
4. Использование индивидуального подхода
35. Преимуществами групповых форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Использование индивидуального подхода
2. Использование дифференцированного подхода
3. Возможность отработки умений и навыков
4. Наличие обратной связи
5. Небольшой охват населения
36. Недостатками групповых форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Малый охват населения
2. Не используется индивидуальный подход
3. Наличие обратной связи
4. Не используются при эпидемически неблагополучных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в популяции
37. Преимуществами массовых форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Большой охват населения
2. Экономия времени специалиста
3. Применение в эпидемически неблагополучных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в популяции
4. Использование индивидуального подхода
5. Использование дифференцированного подхода
38. Недостатками массовых форм работы по гигиеническому воспитанию являются:
1. Отсутствие обратной связи
2. Не используется индивидуальный подход
3. Экономия времени специалиста
4. Применение в эпидемически неблагополучныхи чрезвычайных ситуациях
5. Не используется дифференцированный подход
39. Какие формы гигиенического воспитания являются групповыми:
2. Практическое занятие
40. Какие формы гигиенического воспитания являются индивидуальными:
2. Личная корреспонденция
41. Какие формы гигиенического воспитания являются массовыми:
2. Использование печатных изданий
4. Практическое занятие
42. Перечислите требования, которым должна отвечать групповая беседа:
1. Создание атмосферы непринужденности
2. Стимулирование активности каждого участника беседы
3. Соответствие языка специалиста образовательному уровню и характеру группы
4. Обеспечение большого количества слушателей
43. Проведение беседы за круглым столом предусматривает наличие следующих условий:
1. Обсуждение группой специалистов проблемы в присутствии слушателей
2. Обсуждение группой специалистов проблемы в отсутствии слушателей
3. Участие слушателей в обсуждении проблемы
4. Руководство беседой
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
3. Способы управления познавательной и практической деятельностью людей, направленные на формирование позитивных в отношении здоровья стилей жизни:
18. Средства гигиенического воспитания представляют:
1 Способы применения отдельных средств или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания
2. Способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальных предметах, имеющие отношение к гигиенической тематике
3. Способы управления познавательной и практической деятельностью людей, направленные на формирование позитивных в отношении здоровья стилей жизни:
19. К методам гигиенического воспитания относятся:
1. Информационно-рецептивный метод
2. Репродуктивный метод
3. Метод проблемного изложения информации
4. Метод математического моделирования
5. Эвристический метод
20. Основной целью информационно-рецептивного метода в гигиеническом воспитании является:
1. Повышение уровня знаний
2. Формирование практических умений и навыков
3. Формирование творческого отношения к здоровью, формирование ценностных ориентаций и установок в отношении здоровья
21. Основной целью репродуктивного метода в гигиеническом воспитании является:
1. Повышение уровня знаний
2. Формирование практических умений и навыков
3. Формирование ценностных ориентаций и установок в отношении здоровья
4. Формирование умений творчески решать проблемы, связанные со здоровьем
22. Основной целью метода проблемного изложения информации в гигиеническом воспитании является:
1. Повышение уровня знаний
2. Формирование практических умений и навыков
3. Формирование ценностных ориентаций и установок в отношении здоровья
4. Формирование умений творчески решать проблемы, связанные со здоровьем
23. Основной целью эвристического метода в гигиеническом воспитании является:
1. Повышение уровня знаний
2. Формирование практических умений и навыков
3. Формирование творческого отношения к здоровью, формирование ценностных ориентаций и установок в отношении здоровья
4. Формирование умений творчески решать проблемы, связанные со здоровьем
24. Средства гигиенического воспитания подразделяются на группы:
25. Формы гигиенического воспитания подразделяют на группы:
1. Формы индивидуального воздействия
2. Формы группового воздействия
3. Медицинское консультирование
4. Формы массового воздействия
26.К средствам гигиенического воспитания относятся все перечисленные кроме:
3. Практического занятия
27. Перечислите формам гигиенического воспитания :
28. Письменными речевыми средствами гигиенического воспитания являются:
5. Электронный информатор «бегущая строка»
29. Изобразительными средствами гигиенического воспитания являются:
3. Малоформатные средства
4. Искусственный предмет
30. Индивидуальные формы гигиенического воспитания это:
1. Непосредственное или опосредованное общение между специалистом и большим количеством людей, на которых направлен воспитательный процесс
2. Непосредственное общение специалиста с группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс
3. Непосредственное или опосредованное общение между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания – это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания.
Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществляется это воплощение.
Индивидуальные формы гигиенического воспитания
Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).
Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.
Основным средством реализации индивидуальных форм гигиенического воспитания является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).
Индивидуальная беседа основана на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.
В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.
Индивидуальный инструктаж предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характера, используется для нормализации гигиенического поведения в определенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструктажа определяются спецификой этих условий.
Индивидуальное телефонное консультирование – сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону. Для проведения телефонных консультаций работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.
Личная корреспонденция предусматривает ответы специалиста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.
Групповые формы гигиенического воспитания
Групповые формы гигиенического воспитания – это формы гигиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусматривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.
Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального состава группы, наличием обратной связи и т.д. Наиболее оптимальный количественный состав группы —15— 20 человек.
В процессе группового общения устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием современной компьютерной техники.
Групповая беседа предусматривает как сообщение специалистом информации гигиенического характера, так и обмен мнениями между собеседниками.
Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Групповая беседа сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведение их.
Беседа за круглым столом – это групповая форма гигиенического воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круглым столом проводится под руководством ведущего (модератора).
Дискуссия – предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует формированию позитивных установок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья.
Клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья (спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, вдов, близнецов и др.).
Игра — групповая форма гигиенического воспитания, представляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины и аттракционы. Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию. Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.
Практическое занятие проводится путем организации выполнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний (выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за больными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.).
Курсовое гигиеническое обучение – групповая форма гигиенического воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объединенных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изложения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.
Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.
Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Может осуществляться путем создания школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и др. объектах.
Массовые формы гигиенического воспитания
Массовые формы – это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.
Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное – через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.
Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным изложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала.
Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:
а) уровня подготовки, развития слушателей;
б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);
в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);
г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориентиры,
традиции, настроения).
Гигиеническое воспитание в работе лечебно-профилактических учреждений
ГВ в работе лечебно-профилактических учреждений осуществляется в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и лечение заболеваний, сохранение, укрепление и восстановление здоровья – в поликлиниках, больницах (стационарах), пансионатах, санаториях, родильных домах, аптеках и др.
Гигиеническое воспитание – неотъемлемая составная часть деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная задача каждого медицинского работника – врача, фельдшера, акушерки, медсестры, при выполнении ими своих непосредственных служебных обязанностей. Личностный (поведенческий) фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановление трудоспособности, на предупреждение обострений заболеваний.
В настоящее время положение о лечебно-профилактических учреждениях всех типов – поликлинике, амбулатории, центрах общей врачебной (семейной) практики, больнице и т.д. – предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления гигиенического воспитания в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят неохотно, формально и часто допускают методические ошибки, основными причинами которых являются:
è недооценка врачами важности и эффективности профилактической работы, в силу чего они не уделяют ей должного внимания;
è отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе.
Все это приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения – дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Среди форм санитарного просвещения по-прежнему преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточное внимание уделяется групповым и индивидуальным формам работы, работе в средствах массовой информации.
Организация, содержание и методика гигиенического воспитания в различных учреждениях здравоохранения обусловлены стоящими перед ними задачами, местными условиями, спецификой их работы, связанной с возрастом, состоянием здоровья, условиями труда и др. особенностями обслуживаемого контингента.
В этой важной работе выделяют три основных звена: гигиеническое воспитание в поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики, стационаре и на участке.
Гигиеническое воспитание в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
Поликлиническое обслуживание взрослого населения предусматривает осуществление ГВ как непосредственно в самой поликлинике, амбулатории, так и на обслуживаемой территории (участке).
Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению путем поэтапного внедрения общей врачебной (семейной) медицины, усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений с последующим расширением масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения, «захлебнувшейся» в 90-е годы (сейчас вновь ставшей актуальной — вводится обязательная диспансеризация детей до 18-летнего возраста), оказывают влияние на организацию и формы проведения гигиенического воспитания.
В современных условиях выделяют два основных его аспекта:
è ГВ по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
è ГВ диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т.е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
агитационно-информационным, санитарно-просветительским воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики;
разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки, гигиенические рецепты, другие наглядные материалы), чтением лекций, бесед, разъясняющих сущность диспансерного метода обслуживания населения;
демонстрацией тематических санитарно-просветительских видеофильмов и специальных видеопрограмм.
Проводится все это для того, чтобы выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повышает на 40% участие в них населения.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных острыми и хроническими заболеваниями. Методика работы с этим контингентом населения включает проведение медицинским работником индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные тематические брошюры, памятки о здоровье и здоровом образе жизни, о факторах риска, вредных привычках и др.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны: тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В осовее многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха. Гигиеническое воспитание лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их образа жизни. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки, поэтому формирование здорового образа жизни должно строиться таким образом, чтобы была возможность прямого повторного общения, в процессе которого человек мог бы взять на себя определенные обязательства по изменению сложившегося неправильного (нездорового) поведения, а медицинский работник – контролировать выполнение этих обязательств.
Методика санитарного просвещения с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать других специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотерапевта и т.д. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции образа жизни и мобилизацию волевых усилий.
Гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в значительной степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания являются следствием недолеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации для него должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача по обеспечению грамотного ухода за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.
Гигиеническое просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по принципу очно-заочного обучения. Этот курс включает:
ü индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;
ü групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, так как при этом повышается познавательная активность больных, что способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
ü выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения, где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем. «Книжка диспансеризуемого» дает возможность: больному — регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения и закреплять в сознании полученные гигиенические рекомендации, врачу – контролировать их выполнение. При проведении диспансеризации эта форма просветительской работы применяется также для лиц, имеющих риск возникновения заболеваний.
Гигиеническое воспитание на участке