индивидуальные формы работы с родителями в детском саду
Формы работы с родителями в условиях ДОУ
Тамара Лещенко
Формы работы с родителями в условиях ДОУ
Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Нужно приложить немало усилий, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» будет зависеть успешность социализации ребенка в обществе.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
В нашем детском саду мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
1. Наглядные формы работы:
Стендовый материал групповых помещений оформляем разнообразной печатной
информационной продукцией для родителей. Разрабатываем папки
передвижки, буклеты, памятки.
2. Информационные формы работы:
К информационным формам работы относятся консультации и беседы. По своему
назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные,
рекомендательные, профилактические, консультирование. Приглашая родителей
на беседу, продумываем тематику и цель встречи.
Налаживать связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников.
3. Познавательные формы работы обусловлены необходимостью закрепления и
умения применить на практике полученную теоретическую информацию, а также
решить педагогические цели задачи по работе с семьей. Это проведение
семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, деловые игры, родительские
собрания. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и
Например на обзорном родительском собрании мы практикуем такую форму взаимодействия как «Самопрезентация семьи». Родители рассказывают о своем ребенке, особенностях его характера, интересах. Такая форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, «нарисовать» своеобразный портрет ребенка и его семьи. Атмосфера доброжелательности, заинтересованность педагогов раскрепощают родителей, формируют доверительные отношения.
Часто мы используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, конкурсных выступлений.
Наиболее предпочтительными являются досуговые мероприятия организованные совместными усилиями педагогов и родителей– это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества.
Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников мы выпускаем коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
Итог работы:
Все эти формы работы включают родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания, позволяют родителям
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Давлятова Светлана
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Как известно, семья является первым важнейшим институтом социализации ребёнка. Поэтому важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонниками наблюдателями.
В условиях реализации ФГОС дошкольное образование перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Во ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Совместная работа ДОУ и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику работы: Единство в работе Д/С и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и поняты не только педагогам, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приёмами воспитания детей.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление партнёрских отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Формы общения педагога с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Все формы работы с родителями подразделяются на:
— коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
— традиционные и нетрадиционные.
Коллективные формы. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников,
к ним, прежде всего, относятся беседы, консультации, направленные на педагогическое просвещение.
Наглядно-информационные формы. Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами воспитания в ДОУ.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных трудах и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.Осуществляется оно в двух направлениях:
— внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на: информационно-аналитические, познавательные и досуговые.
Познавательные формы взаимодействие с родителями. Доминирующую роль среди форм общения педагог- родитель по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений.
Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию.
Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.
Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик или конверт для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы о том, которые не желали говорить вслух.
Педагогический консилиум. Эта форма помогает глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, её материальное положение и статус ребёнка в семье.Итогом консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи, определение мер помощи родителям в воспитании ребёнка.
-«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
-Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
-«Дни открытых дверей». Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов.
-Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ.
В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знания друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
-Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком.
Консультация «Современные формы работы с родителями в ДУ» По моему мнению, актуальными к нашему семинару станут слова В. А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.
Циклограмма работы педагога-психолога в дошкольном учреждении Циклограмма работы педагога-психолога понедельник 13.00-14.00 Оформление документации. Психологическое просвещение. 14.00-15.00 Подготовка.
Мастер-класс для педагогов на тему «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.
Методическая разработка «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Методическая разработка на тему: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Выполнила.
Презентация «Современные формы работы с родителями в ДУ» 2слайд «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье В. А. Сухомлинский 3слайд Статья.
Современные формы работы с родителями Современные формы работы с родителями в ДОУ. Аспекты взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ- «вечные» проблемы дошкольной педагогики.
Современные формы работы с родителями «Современные формы работы с родителями» подготовила воспитатель Морозова Н. С. Введение Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку.
Современные технологии в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения» Подготовила: Железова Е. А., музыкальный руководитель.
Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.
Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные формы работы с родителями»
Айнура Раджабова
Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные формы работы с родителями»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Консультация для воспитателей
«Наиболее эффективные формы работы с родителями»
Наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
К познавательным формам работы можно отнести:
«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Родительский клуб» – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи:
• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
• Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
• Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.
• Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
«Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний. Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие новаторские формы:
• «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
• «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.
• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
• «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.
• «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
Еще одна форма взаимодействия воспитателей и родителей, которая оказалась весьма продуктивной в части распространения и оперативной доставки информации это группа, созданная в соцсети, в специальном приложении телефона («в контакте», Viber, WhatsApp).
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Наиболее действенная форма для этого является посещение семей. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. У нас в раздевальной комнате оформлен родительский уголок с различными рубриками. «Меню»- красочно оформлен планшет с симпатичным поваром предлагает ознакомиться с «меню», рубрика «сегодня на занятии» знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения, навыки получают. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь
С большим интересом родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации. Тема занятий и программное содержание помещаем в кармашке рядом.
В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога могут помещаться рекомендации по различным вопросам. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей (к их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов, либо показ презентаций «Из жизни группы», «Наша дружная семmz», «В кругу семьи» и т. п.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Также одной из результативных форм являются выставки совместного творчества, посещение театра, музеев, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Методы, имеющие активизирующий характер – это вопросы родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериала, детских работ. Анализ ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку.
Все эти формы и методы взаимодействия педагогов и родителей дают положительные результаты в воспитании ребенка.
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.
Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом «Экологии в России». Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.
Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.