индивидуальные правовые акты понятие признаки виды
Индивидуальные правовые акты: понятие и виды
Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
Признаки индивидуальных правовых актов:
1. Индивидуальные правовые акты имеют ненормативный характер.
2. Они носят ярко выраженный волевой характер.
3. Они направлены на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованы персонально определенным субъектам.
4. С их помощью происходит установление, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей участников общественных отношений в индивидуальном порядке.
5. Индивидуальные правовые акты органически дополняют нормативные правовые акты. Дополнение осуществляется в двух формах:
а) дополнительно к нормативному акту и на его основе принимается индивидуальный правовой акт;
б) дополнение осуществляется посредством правоприменительной конкретизации.
6. Индивидуальные правовые акты являются основным средством индивидуального правового регулирования
Данные признаки присущи всем индивидуальным актам. Отдельные виды индивидуальных актов могут обладать и дополнительными признаками.
Большинство индивидуальных актов – это акты–документы, под которыми понимаются имеющие ненормативный характер акты, в которых получают объективированное выражение индивидуальные веления, направленные на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованные персонально определенным субъектам.
Правовые акты делятся на акты–действия и акты–документы. Эта классификация применима и к индивидуальным правовым актам.
К первому виду относятся односторонние правомерные действия, независящие от волеизъявления других лиц, влекущие правовые последствия и не требующие оформления акта–документа.
Индивидуальные правовые акты–документы их месту и роли в правовом регулировании в свою очередь подразделяются на следующие виды: односторонние автономные акты; индивидуальные договоры; правоприменительные акты; акты казуального толкования.
50. Понятие, признаки и виды индивидуальных правовых актов.
По своему месту в механизме правового регулирования индивидуальные акты подразделяются на следующие основные виды:
а) индивидуальные акты-регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений (плановые акты, договоры и др.);
б) правообеспечительные акты, при помощи которых
обеспечивается реализация субъективных юридических
прав и обязанностей на основе властной, принудительной
деятельности органов государства (акты юрисдикционных
органов, акты исполнительных органов и др.);
в) акты соблюдения и использования (исполнения)
юридических норм, при помощи которых выражается фак
тическая реализация субъективных юридических прав и
обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жиз
Указанные акты выполняют в механизме правового регулирования различные функции.
Индивидуальные акты-регламентаторы вместе с нормативными обеспечивают полную и всестороннюю регламентацию общественных отношений. Правообеспечительные акты входят в область реализации права; они гарантируют надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей в условиях, когда возникают определенные препятствия. Акты соблюдения и использования юридических норм имеют самостоятельное значение в механизме правового регулирования, они характеризуют завершающую стадию процесса регулирования — стадию реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
В целом же значение индивидуальных актов состоит в том, что они призваны обеспечить индивидуализированное действие механизма правового регулирования, при котором достигается учет конкретной обстановки, устраняются возникающие препятствия, юридически закрепляются результаты поведения участников общественных отношений.
Признаки индивидуальных правовых актов:
1. Они носят ненормативный характер.
Это главное, что отличает индивидуальные правовые акты от нормативных. Зачастую понятия «индивидуальный акт» и «ненормативный акт» вообще отождествляются.
2. Индивидуальные правовые акты направлены на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованы персонально определенным субъектам.
На эту особенность индивидуальных правовых актов неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. При этом особое внимание обращалось на такие характерные черты, как регулирование конкретных ситуаций и адресация персонально определенным субъектам, что, безусловно, находят свое проявление и в индивидуальных актах.
3. С помощью индивидуальных правовых актов происходит установление, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей участников общественных отношений в индивидуальном порядке.
Индивидуальные правовые акты выполняют функцию индивидуализации общих правовых предписаний и образуют индивидуальную (фактическую) основу индивидуального правового статуса личности.
4. Индивидуальные правовые акты органически дополняет нормативные правовые акты.
Следует оговориться, что когда речь идет о дополнении нормативных актов, мы не имеем в виду создание новых норм права посредством индивидуальных актов.
При этом можно предвидеть два варианта развития ситуации. Первый – когда при создании индивидуального акта конкретизация по объему не выходит за пределы содержания правовой нормы и этого содержания достаточно для принятия индивидуального акта. Второй – когда содержания правовой нормы недостаточно и правоприменитель вынужден восполнять существующий пробел.
5. Правовые веления получают в индивидуальных правовых актах объективированное выражение.
Имеется в виду, что индивидуальные акты совершаются и закрепляются в определенной форме. Форма внешнего выражения – это, прежде всего, языковая форма.
Понятие, признаки, виды индивидуальных актов.
Индивидуальный правовой акт — разновидность правового акта, не содержащего норм права. Индивидуальный правовой акт представляет собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права. Индивидуальный правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
1.индивидуальный акт – управленческое решение. Т.е. индивид.правоприм.акт всегда является результатом разрешения конкретной управленческой ситуации. Т.е. явл-ся итоговым решением по делу. Как правило, это разрешение дела по существу. Это отграничивает индивид.акты от промежуточных решений. при подготовке индивид.правоприм.акта могут приниматься промежуточные решения, а могут не приниматься. Промежуточные решения, как правило, самостоятельному обжалованию не подлежат.
2. индивид.акт – юридически властное решение. При этом такое решение, как правило, является односторонним, мнение другой стороны не учитывается.
3. индивид.акт д.б. мотивированным. Но не любой. Те акты, которые имеют негативное значение для человека (лишить, обязать устранить, затребовать документы) – д.б. мотивированными. Если влечет положительные последствия – мотивировка не требуется.
4. индивид.акт д.б. целесообразным. Т.е. соотв-ть по целе и духу тому НА, в соотв.с которым он принят
5. индивид.акт д.б. определенным и конкретным. Т.е. круг затрагиваемых им субъектов д.б. четко определен. Круг субъектов индивид.акта м.б. определен неким признаком. Акт не д.допускать двоякого толкования.
6. оформление индивид.акта как документа. За рубежом – всегда письменный документ. Это отличие от простых админ.действий. Верховный суд считает, что индивид.акты м.издаваться в устной форме.
виды: а) индивидуальные акты-регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений (плановые акты, договоры и др.); б) правообеспечительные акты, при помощи которых обеспечивается реализация субъективных юридических прав и обязанностей на основе властной, принудительной деятельности органов государства (акты юрисдикционных органов, акты исполнительных органов и др.) в) акты соблюдения и использования (исполнения)юридических норм, при помощи которых выражается фактическая реализация субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жизненных отношениях.
37Адм. процедура издания индивидуальных актов гос. администрации (регистрационные, лицензионные, правопредоставительные).
Это из бреда на консультации
Разработка и регистрация:порядок понятия наличия юридического факта,может быть выявлено органом,а может являться результатом обращения заинтересованного лица. Предъявляются определенные требования кто уполномочен проверять. Последовательность: проверка юр факта, сбор информации по делу где должностное лицо осуществляет действия по сбору информации. Проект решения(согл внутри органа). Руководитель принимает индивидуальный акт
38Адм. регламенты деятельности фед. органов исполнительной власти: общая характеристика, содержание.
39Понятие, признаки, виды норм. актов гос. администрации.
1. по уровню публичной власти, на которой принимается акт:- РФ- субъекты- муниципалитеты- локальные акты
— приказ- положение- правила- инструкция
3. по порядку принятия- единоначально- коллегиально
— совместно несколькими органами. Каждый орган принимает в зависимости от своей организации деятельности. Совместный акт на уровне субъекта может быть принят коллегиально и единоначально.
— одним органом по согласованию с другим. Принятие актов в порядке согласования является формой контроля за законностью издания актов. Отличие от предыдущего порядка: здесь обсуждает 1 орган, а другой орган либо согласует, либо отказывает. В предыдущей ситуации – оба органа обсуждают.
4. по цели принятия
— правоустанавливающий характер, когда закрепляются правила поведения, права или обязанности
— формализационный характер, когда НА конкретизирует положения вышестоящего НА.
— интерпретационные акты = акты толкования. Нужно отграничивать акты толкования, являющиеся НА от актов толкования, не явл. НА (инструктивные письма, телеграммы).
5. по сроку действия- срочные- бессрочные. Срок м.б. определен наступлением какого-либо события, до конкретной даты или до издания опред.акта.
41Президентский и парламентский контроль в сфере испол. власти.
Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя из установленного Конституцией России разделения госу дарственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля :
1) Президентский контроль;
2) контроль законодательных (представительных) органов власти;
3) контроль в системе органов исполнительной власти;
4) судебный контроль.
Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Президентский контроль осуществляемый непосредственно Президентом. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами.
Президентский контроль осуществляемый Администрацией Президента
Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Тоесть Администрация Президента является главным контрольным управлением как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделе ний Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;и тд.
Другой функцией в сфере контроля над органами исполнительной власти Президента является полномочие назначать и освобождать от должности министров и иных руководителей федеральных ведомств, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией.
можно выделить основные особенности президентского контроля:
• он охватывает все сферы деятельности федеральной, а также некоторые региональной исполнительной власти;
• он состоит в проверке выполнения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;
• в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;
• его результаты могут быть использованы Президентом России для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;
• субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.
Из учебника: фкдкральное собрание рф вправе контролировать фед исполнит органы,а законодательные органы субъектов рф-соответств органы республик,краев.областей,округов,городов. К-я РФ предоставила ФС РФ ограниченные возможности для контроля за фед органами исп власти. Главным образом они принадлежат гос думе,которая дает согласие през рф на назначение председателя правительства рф.ГД может выразить недоверие правительству в кач-ве постановления о недоверии ему. ГД может влиять на исп власть с помощью бюджета(дает оценку фед бюджета и утверждает). ГД и СФ формируют счетную палату.она должна выполнять такие задачи как:контроль за своевременным испл-ем доходных и расходных статей фед бюджета,определенние целесообразности расходов гос средств и использования фед собственности.оценка обоснованности доходных и расходных статей,финансовая экспертиза проектов ФЗ и НПА,контроль за законностью использования средст фед бюджета
Понятие, признаки и виды индивидуальных правовых актов
По своему месту в механизме правового регулирования индивидуальные акты подразделяются на следующие основные виды:
а) индивидуальные акты-регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений (плановые акты, договоры и др.);
б) правообеспечительные акты, при помощи которых
обеспечивается реализация субъективных юридических
прав и обязанностей на основе властной, принудительной
деятельности органов государства (акты юрисдикционных
органов, акты исполнительных органов и др.);
в) акты соблюдения и использования (исполнения)
юридических норм, при помощи которых выражается фак
тическая реализация субъективных юридических прав и
обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жиз
Указанные акты выполняют в механизме правового регулирования различные функции.
Индивидуальные акты-регламентаторы вместе с нормативными обеспечивают полную и всестороннюю регламентацию общественных отношений. Правообеспечительные акты входят в область реализации права; они гарантируют надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей в условиях, когда возникают определенные препятствия. Акты соблюдения и использования юридических норм имеют самостоятельное значение в механизме правового регулирования, они характеризуют завершающую стадию процесса регулирования — стадию реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
В целом же значение индивидуальных актов состоит в том, что они призваны обеспечить индивидуализированное действие механизма правового регулирования, при котором достигается учет конкретной обстановки, устраняются возникающие препятствия, юридически закрепляются результаты поведения участников общественных отношений.
Признаки индивидуальных правовых актов:
1. Они носят ненормативный характер.
Это главное, что отличает индивидуальные правовые акты от нормативных. Зачастую понятия «индивидуальный акт» и «ненормативный акт» вообще отождествляются.
2. Индивидуальные правовые акты направлены на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованы персонально определенным субъектам.
На эту особенность индивидуальных правовых актов неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. При этом особое внимание обращалось на такие характерные черты, как регулирование конкретных ситуаций и адресация персонально определенным субъектам, что, безусловно, находят свое проявление и в индивидуальных актах.
3. С помощью индивидуальных правовых актов происходит установление, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей участников общественных отношений в индивидуальном порядке.
Индивидуальные правовые акты выполняют функцию индивидуализации общих правовых предписаний и образуют индивидуальную (фактическую) основу индивидуального правового статуса личности.
4. Индивидуальные правовые акты органически дополняет нормативные правовые акты.
Следует оговориться, что когда речь идет о дополнении нормативных актов, мы не имеем в виду создание новых норм права посредством индивидуальных актов.
При этом можно предвидеть два варианта развития ситуации. Первый – когда при создании индивидуального акта конкретизация по объему не выходит за пределы содержания правовой нормы и этого содержания достаточно для принятия индивидуального акта. Второй – когда содержания правовой нормы недостаточно и правоприменитель вынужден восполнять существующий пробел.
5. Правовые веления получают в индивидуальных правовых актах объективированное выражение.
Имеется в виду, что индивидуальные акты совершаются и закрепляются в определенной форме. Форма внешнего выражения – это, прежде всего, языковая форма.
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.