индивидуальные предприниматели как проблема прокурорского надзора за трудовыми правами

Все разъяснения

Ежегодно 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда. Защита трудовых прав работников требовалась во все времена и наше сложное время не является исключением.

Одним из эффективных способов защиты трудовых прав граждан является прокурорский надзор. В каких случаях нарушения трудовых прав гражданам следует обращаться в прокуратуру?

Во-первых, восстановление на работе в случае незаконного увольнения – это обязательная для прокурора категория судебных дел, в которых он участвует для обеспечения законности путём дачи заключения по делу в соответствии с законом, независимо от обращения к нему работника.

Также, все иные нарушения трудовых прав могут быть обжалованы прокурором в судебном порядке только по результатам рассмотрения обращения граждан и реализуются путём подачи прокурором искового заявления в суд в интересах работника.

Работнику целесообразно обращаться в прокуратуру, в тех случаях, когда право действительно нарушено, но имеет место спор, поскольку работодатель отказывается восстановить нарушенные права.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отличие от иных категорий прав граждан, прокурор может выступить в защиту трудовых прав абсолютно любого гражданина, если его права действительно нарушены.

При этом необходимо помнить про сроки исковой давности.

Так, защитить свои трудовые права в судебном порядке в случае незаконного увольнения работник может в течение 1 месяца со дня вручения копии приказа об увольнении, в случае невыплаты заработной платы – в течении 1 года со дня установленного срока выплаты, в случае иных нарушений –в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении его права.

Отметим, что на прокурора распространяются те же сроки исковой давности, что и на работника, и текут они с тех же дат, а не с того момента, когда гражданин обратился к прокурору. Поэтому, если Ваши трудовые права нарушены и работодатель отказывается их восстановить, целесообразно не откладывать обращение в прокуратуру или непосредственно в суд.

Важно отметить, что в ходе рассмотрения дел о восстановлении на работе при реализации предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий работникам, в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников.

В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

1 Изображения

Прокуратура
Смоленской области

Прокуратура Смоленской области

28 апреля 2021, 10:15

Защита прокурором трудовых прав работников

Ежегодно 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда. Защита трудовых прав работников требовалась во все времена и наше сложное время не является исключением.

Одним из эффективных способов защиты трудовых прав граждан является прокурорский надзор. В каких случаях нарушения трудовых прав гражданам следует обращаться в прокуратуру?

Во-первых, восстановление на работе в случае незаконного увольнения – это обязательная для прокурора категория судебных дел, в которых он участвует для обеспечения законности путём дачи заключения по делу в соответствии с законом, независимо от обращения к нему работника.

Также, все иные нарушения трудовых прав могут быть обжалованы прокурором в судебном порядке только по результатам рассмотрения обращения граждан и реализуются путём подачи прокурором искового заявления в суд в интересах работника.

Работнику целесообразно обращаться в прокуратуру, в тех случаях, когда право действительно нарушено, но имеет место спор, поскольку работодатель отказывается восстановить нарушенные права.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отличие от иных категорий прав граждан, прокурор может выступить в защиту трудовых прав абсолютно любого гражданина, если его права действительно нарушены.

При этом необходимо помнить про сроки исковой давности.

Так, защитить свои трудовые права в судебном порядке в случае незаконного увольнения работник может в течение 1 месяца со дня вручения копии приказа об увольнении, в случае невыплаты заработной платы – в течении 1 года со дня установленного срока выплаты, в случае иных нарушений –в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении его права.

Отметим, что на прокурора распространяются те же сроки исковой давности, что и на работника, и текут они с тех же дат, а не с того момента, когда гражданин обратился к прокурору. Поэтому, если Ваши трудовые права нарушены и работодатель отказывается их восстановить, целесообразно не откладывать обращение в прокуратуру или непосредственно в суд.

Важно отметить, что в ходе рассмотрения дел о восстановлении на работе при реализации предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий работникам, в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников.

В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Источник

Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 N 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 марта 2019 г. N 196

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

В целях повышения результативности надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на отдых, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для чего в соответствии с компетенцией:

2.1. Осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений.

2.2. Сформировать при прокуратуре субъекта Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, уделяя повышенное внимание вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы, противодействия созданию профсоюзных организаций и неправомерного вмешательства в их деятельность.

Продолжить взаимодействие с созданными в субъектах Российской Федерации региональными межведомственными комиссиями и рабочими группами муниципальных образований по снижению неформальной занятости. Выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения.

2.3. Инициировать принятие региональных законов, устанавливающих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2.4. Периодически проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей, в том числе имеющих просроченную задолженность по заработной плате, арбитражных управляющих организаций-банкротов, не погасивших указанную задолженность.

2.5. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

2.5.1. Обеспечить изучение проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории.

При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей обращать внимание на их соответствие законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.

2.5.2. Проверять сообщения об отсутствии в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, о невыполнении работодателями обязательств по коллективному договору, соглашению в части индексации заработной платы.

2.5.4. Выявлять организации, уклоняющиеся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по заработной плате, а также работодателей, не подпадающих под статистическое наблюдение, но имеющих такую задолженность.

2.5.5. С привлечением соответствующих специалистов территориальных органов МВД России и ФНС России, сотрудников финансовых и экономических подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучать документы бухгалтерского учета и документы о зачислении средств на банковские счета и их расходовании для подтверждения фактов невыплаты в установленный срок заработной платы и наличия у работодателей в этот же период достаточных для такой выплаты денежных средств на банковских счетах или кассовой наличности, а также выявления признаков преднамеренного банкротства либо хищения принадлежащих организации и индивидуальному предпринимателю денежных средств и имущества.

2.5.6. В организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.

2.6. Обращения и информацию о непринятии руководителем организации, индивидуальным предпринимателем мер по обеспечению безопасных условий труда направлять в инспекцию для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Обращать внимание инспекции на необходимость в ходе проверки выяснять, выполняются ли требования законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения требованиям правил охраны труда и проведения медицинских осмотров, соблюдения порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставления гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда.

2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.

2.7.1. Проверять выполнение работодателями требований федерального законодательства о содействии в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Давать правовую оценку фактам неисполнения органами службы занятости законодательства в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, нецелевого использования либо хищения выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

2.7.2. Особое внимание уделять вопросам оказания лицам предпенсионного возраста государственных услуг в сфере занятости, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, содействия их самозанятости.

Держать на контроле ситуацию с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

2.8. При проявлении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей о массовых увольнениях работников, сокращении штата, невыплате или снижении заработной платы, организовывать проверки исполнения законов с привлечением органов контроля.

Незамедлительно направлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о проведении указанных акций протеста.

2.9. По фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования.

3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.

Контролировать своевременность принятия службой судебных приставов принудительных мер по исполнению требований исполнительных документов, обеспечив реальное исполнение судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям) прокуроров, и оперативное поступление информации о сумме погашенной задолженности по заработной плате.

4. В порядке уголовно-процессуального законодательства решать вопрос о необходимости организации проверки по сообщениям о невыплате заработной платы и производственном травматизме, о выполнении работы под угрозой причинения вреда здоровью, об использовании рабского труда, о торговле людьми в целях их эксплуатации, о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшего предпенсионного возраста, о выявлении признаков преднамеренного банкротства организаций, имеющих просроченную задолженность по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.

Осуществлять надзор за исполнением следственными органами и органами дознания норм, касающихся приема, регистрации и разрешения сообщений указанной категории, а также за процессуальной деятельностью названных органов.

6. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, способствовать постановлению законного и обоснованного приговора, в том числе в части, касающейся гражданских исков потерпевших (работников, бывших работников); по делам о невыплате зарплаты и нарушении охраны труда при наличии оснований ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.

8. Территориальным, транспортным и военным прокуратурам наладить между собой постоянное оперативное информационное и практическое взаимодействие.

По фактам невыплаты зарплаты в случаях, когда органы управления организации, арбитражный управляющий, обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, своевременно направлять в соответствующую прокуратуру с учетом ее компетенции и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях закона и подтверждающие документы.

При непринятии мер реагирования в рамках компетенции прокуратурой иного субъекта Российской Федерации информировать об этом управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, контролирующее ее деятельность.

9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.

11. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства с участием остальных перечисленных в пункте 10 подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему, содержащую единые требования к формированию докладных записок и перечень подлежащих освещению в них вопросов, учитывающих специфику направлений деятельности органов прокуратуры.

13. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства об итогах работы по исполнению приказа в истекшем году докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

14. Считать утратившими силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 N 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»; положения пунктов 1.1, 1.3 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 N 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов», касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан.

15. Опубликовать приказ в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, советникам, старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Источник

Прокурор разъясняет

Деятельность прокуроров по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральным прокурором Российской Федерации отмечается, что динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. В то же время не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и члены органов управления юридических лиц, осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность. К членам органа управления коммерческой организации относятся, в частности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).

Прокуроры в пределах установленных полномочий осуществляют надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, исходя из того, что процессуальная проверка должна проводиться уполномоченным должностным лицом, пресекая факты принятия органами дознания процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по сообщениям о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов.

В обязательном порядке прокурорами изучаются материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел, сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм ее осуществления, уделяется особое внимание. Мерами прокурорского реагирования должны пресекаться факты проведения проверок в отношении предпринимателей в отсутствие законных оснований, необоснованно длительного удержания изъятого имущества.

При выявлении фактов незаконного возбуждения дел прокуроры уполномочены не только отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, но при наличии достаточных данных, указывающих на преступность действий должностных лиц органа предварительного расследования инициировать процессуальную проверку в отношении последних.

Ходатайства органов предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о производстве обыска и (или) выемки в жилище, производстве иных следственных действий, ограничивающих конституционные права, рассматриваются судом с участием, в том числе прокурора.

Уголовно-процессуальным законом установлено ограничение на возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. Так, при отсутствии исключительных обстоятельств (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда) заключение под стражу не может быть применено по ряду преступлений экономической направленности. Например, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении злоупотребления полномочиями, совершенным членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, в том числе при нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в прокуратурах проводится прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам первый вторник каждого месяца объявлен в органах прокуратуры Всероссийским днем приема предпринимателей.

Указанные полномочия прокуроров призваны обеспечить законность при проведении процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, а также пресечение нарушения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства.

Таким образом, законодательством прокуроры наделены существенным объемом полномочий, направленных на защиту прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства, которые активно применяются на практике.

Материалы подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Елена Казанцева

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

Полномочия органов прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве

Деятельность прокуроров по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральным прокурором Российской Федерации отмечается, что динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. В то же время не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и члены органов управления юридических лиц, осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность. К членам органа управления коммерческой организации относятся, в частности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).

Прокуроры в пределах установленных полномочий осуществляют надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, исходя из того, что процессуальная проверка должна проводиться уполномоченным должностным лицом, пресекая факты принятия органами дознания процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по сообщениям о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов.

В обязательном порядке прокурорами изучаются материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел, сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм ее осуществления, уделяется особое внимание. Мерами прокурорского реагирования должны пресекаться факты проведения проверок в отношении предпринимателей в отсутствие законных оснований, необоснованно длительного удержания изъятого имущества.

При выявлении фактов незаконного возбуждения дел прокуроры уполномочены не только отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, но при наличии достаточных данных, указывающих на преступность действий должностных лиц органа предварительного расследования инициировать процессуальную проверку в отношении последних.

Ходатайства органов предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о производстве обыска и (или) выемки в жилище, производстве иных следственных действий, ограничивающих конституционные права, рассматриваются судом с участием, в том числе прокурора.

Уголовно-процессуальным законом установлено ограничение на возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. Так, при отсутствии исключительных обстоятельств (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда) заключение под стражу не может быть применено по ряду преступлений экономической направленности. Например, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении злоупотребления полномочиями, совершенным членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, в том числе при нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в прокуратурах проводится прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам первый вторник каждого месяца объявлен в органах прокуратуры Всероссийским днем приема предпринимателей.

Указанные полномочия прокуроров призваны обеспечить законность при проведении процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, а также пресечение нарушения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства.

Таким образом, законодательством прокуроры наделены существенным объемом полномочий, направленных на защиту прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства, которые активно применяются на практике.

Материалы подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Елена Казанцева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *