индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом интеллектуальных способностей
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Оксана Безносенко
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»
с Мильково Камчатский край
Подготовила: Оксана Валентиновна Безносенко
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей
Цель: Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формировать у дошкольников с помощью развивающихигр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
Воспитывать навыки элементарного самоконтроля, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Количество мероприятий в год- 14
Список детей
№ Фамилия имя ребёнка Возраст
1 Дементьева Олеся 6 лет
2 Кловак Илья 6 лет
3 Коклин Миша 5 лет
4 Одинцов Ваня 5 лет
5 Одинцова Маша 5 лет
№ Дата Тема Цель Формы, методы, приёмы, работы Список литературы
1 Октябрь Занятие «Умники и умницы» Закрепление базисных математических представлений, речевых умений, развитие воображения, креативности, мышления. Развивать интерес к развивающим играм с математическим содержанием.
Воспитывать стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», Белошистая А. В. ;
«Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет» / А. А. Столяр. – М., 1991.
2 Задачи на развитие логического мышления Развивать у детей логическое мышление, самостоятельность и творчество, сообразительность и находчивость, речь. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Венгер Л. А., Дьяченко О. М. – М. : Просвещение, 1989.
3 Ноябрь Развлечение «Что? Где? Когда?» Развивать словесно-логическое мышление, речь. Показать все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, проявлять желание не подвести свою команду. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой
4 Задачи-шутки Способствовать развитию внимания и сообразительности., логического мышления. Побуждать ребёнка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания Групповая.
Занимательные вопросы Стимулировать и развивать математические способности. Развивать умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать. Развивать конструктивное мышление. Развивать речь и интеллект ребёнка.
6 Заседание совета Мудрецов в «Уголке Умников» Совершенствование навыков самостоятельной работы с занимательным материалом, развивать мышление, воображение, речь. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Перова М. Н. – М. : Просвещение, 1996.
7 Январь Математический КВН Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Развивать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования. Воспитывать стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
8 Задания логико-конструктивного характера Развивать логическое мышления детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей,
формировать у детей приемы мыслительной деятельности. Индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Ступеньки творчества, или
9 Февраль Игры-головоломки
«Танграм» «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» Развивать пространственные представления, воображения, конструктивное мышление,
целенаправленность в решении практических задач.
Способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах. Групповая, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
10 Заседание совета Мудрецов в «Уголке Умников» Совершенствование навыков самостоятельной работы с занимательным материалом, развивать мышление, воображение, речь. Групповая
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Перова М. Н. – М. : Просвещение, 1996.
11 Март Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись» Стимулировать развитие интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольного возраста.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
стимулировать детей к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
развивать воображение и творческую активность;
Развитие коммуникативных навыков, чувства товарищества, духа соревнования. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
«Клуб Знатоков» Развивать смекалку, зрительную память, воображение у детей старшего дошкольного возраста.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. «Занятие по развитию математических способностей». Белошистая А. В. ;
«Математика для дошкольников 5-6 лет» Колесникова Е. В
13 Апрель Развивающие игры
В. Воскобовича Развивать логику, внимание, память, речь, мышление, воображение. Уметь устанавливать закономерности, находить оптимальные решения. Воспитывать самостоятельность, волю. Индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Учебно-игровое пособие
«Развивающие игры Воскобовича».
Итоговая диагностика Доставить детям радость и удовольствие от развивающих игр,
поддержать интерес детей к интеллектуальной деятельности, развивать сообразительность, настойчивость, целеустремлённость и смекалку, развивать у детей логическое мышление
Выявить уровень знаний, полученных в результате проведённой работы. Определить дальнейшую работу. Групповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Индивидуальная
Результат: поставленная цель выполнена, задачи решены.
Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством.
План реализации образовательного маршрута (старшая группа) План реализации образовательного маршрута № 1 (Ф. И. ребенка) Основное направление развивающей, коррекционной работы 1. Речевое развитиеЦели:развитие.
Консультация для педагогов «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника» Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.
Открытый просмотр по развитию интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Я умею» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 82 ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР по развитию.
План индивидуального образовательного маршрута с 10.01.18 г. — 31.05.18 г. Неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Январь Активный отдых (1неделя) ___ ___ Беседа «Зимние.
Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ «Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ, реализуемый в условиях школьного.
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при помощи математических игр и упражнений План самообразования воспитателя Бичиковой Татьяны Анатольевы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного.
Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста Введение Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей интеллектуальной направленности
для детей интеллектуальной направленности
МБОУ СОШ ____________
Дата пос тупления в школу 1 сентября 2011 год
Актуальность: _______________ обучается в школе с 2011 года (1 класс). В ходе обучения 1 класса девочка показала высокий уровень усвоения учебного материала по учебным курсам в рамках учебного плана. В конце года была проведена диагностика на определение основных (*ведущих) видов одаренности и качеств личности: диагностика одаренности Н.И. Ильичёва; диагностика общих умственных способностей по Амтхауэру; методика «Карта одарённости» Хаана и Каффа; методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова; методика «Характеристика ученика» А. И. Савенкова.
И зучены интересы и потребности обучающейся, проанализированы запросы семьи. По их результатам были выявлены: активная познавательная потребность к изучению русского языка, математики, изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира; лидерские способности, высокая творческая активность. Опираясь на х арактеристику выявленных качеств личности обучающейся (Таблица1), при разработке индивидуального образовательного маршрута выбрана логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающейся.
Цель : обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающейся.
1. Формирование у обучающейся предметных результатов по предметам учебного плана и универсальных учебных действий в комплексе.
2. Создание атмосферы, стимулирующей у обучающейся потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в интеллектуальной и творческой деятельности (встречи с интересными людьми: выпускниками школы, учителями, родителями; посещение выставок творческих работ; внеклассные мероприятия по предметам; посещение блока дополнительного образования).
3. Развитие лидерских способностей.
4. Приобретение обучающейся умений и навыков, необходимых в проектной и исследовательской деятельности, организация метапредметных связей в урочной и внеурочной деятельности.
5. Создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать). Речь идёт об отчуждении со сверстниками, а также проблемах связанных с самооценкой. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности, общение с единомышленниками ( + активная поддержка родных )
6. Материально – техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение рабочего кабинета.
7.Организация возможности презентации промежуточных результатов одарённого ребёнка
(школьные мероприятия по предметам, фестивали, конкурсы, соревнования, олимпиады, сетевые проекты)
100% обеспечение возможности участия в предметных олимпиадах, играх, смотрах, конкурсах.
Нормальный уровень развития самооценки
Таблица №1. Характеристика качеств личности и методы работы с ребёнком.
Методы и формы работы
Любознательность, познавательная потребность
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:
• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);
• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;
• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.
Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?
• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?
Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:
Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат
Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:
• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• познавательное развитие (развитие академических навыков).
В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.
На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:
• индивидуальный режим посещения ДОУ;
• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;
• нарушение коммуникативных навыков;
•особенности моторного развития:
1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);
3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).
Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*
с ОВЗ и нежелательным поведением
(на месяц, полугодие, учебный год):
Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание
Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.
1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.
2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»…
2. Проектирование проблемных ситуаций.
3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме
Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.
Коррекция нежелательного поведения
Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме
Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Коррекция нежелательного поведения.
Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».
2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».
3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.
. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.
2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.
3. Консультирование родителей
Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.
2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.
Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.
Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.
2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.
Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.
2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.
3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.
2. Контроль на занятиях физкультурой.
3. Контроль уровня учебной нагрузки.
4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.
2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Маршрут выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Цель: Познакомить детей и их родителей с материально-техническим обеспечением и.
Карта индивидуального образовательного маршрута по музыке (младшая группа) КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.
Составление и реализация индивидуального образовательного маршрута В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Умение ребёнка читать и писать не являются показателями.
Отчёт по результатам индивидуального маршрута детей средней группы на конец 2015–2016 учебного года Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2016 года на конец года проводилась диагностика детей средней группы. В диагностике принимали.
Пример индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут на 2015-2016 уч. год ФИО ребенка Петров Иван_дата рождения 13.06.2012 год Группа 2 раннего возраста.
Проект «Взаимодействие с родителями по составлению и использованию индивидуального маршрута для одаренных детей» Актуальность: Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-личностному развитию Индивидуальный образовательный маршрут – Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.