индивидуальный учебный план 10 класс образец по фгос
Учебный план для 10 классов в соответствии с ФГОС СОО
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Учебный план для
10 классов в соответствии
с ФГОС СОО
Описание слайда:
Нормативным основанием формирования учебного плана среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО являются следующие документы:
Описание слайда:
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО являются
следующие документы:
– Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства Просвещения России от 22 ноября 2019 г. n 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ);
Описание слайда:
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО являются
следующие документы:
– письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС 194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;
– письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
– письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
– Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).
Описание слайда:
5
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность результатов для разных уровней
зафиксирован системно-деятельностный подход
структуре
зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательных отношений и их соотношение
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеурочной деятельности
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Описание слайда:
6
III. Требования к структуре ООП
Основная образовательная программа –целостный документ
Целевой раздел
пояснительная записка
планируемые результаты освоения основной образовательной программы
система оценки достижения планируемых результатов
Содержательный раздел
программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов и курсов
программа воспитания и социализации
программа коррекционной работы
Организационный раздел
учебный план, календарный учебный график, план внеурочной деятельности
система условий реализации ООП в соответствии с
требованиями стандарта
Описание слайда:
Структура основной образовательной программы среднего общего образования
Планируемые
результаты
УП, КУГ, ПВД
Система
оценки
Пояснительная
записка
Система условий
реализации ООП
1. Ц е л е в о й р а з д е л
2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л
3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
Формирование экологической
культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа
развития
УУД
Программа
воспитания и
социализации
Программы
отдельных учебных
предметов (курсов)
Социализация,
профессиональная ориентация
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность
Программа
коррекционной
работы
Духовно-
нравственное
развитие и
воспитание
Описание слайда:
ФГОС СОО. Организационный раздел основной образовательной программы
1. Учебный план среднего общего образования
обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС
состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа среднего
общего образования может включать
как один, так и несколько учебных планов
Описание слайда:
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Рабочая программа » Индивидуальный проект» в 10 классе
на заседании методического объединения
учителей физико- математического цикла МБОУ
Калачеевская СОШ № 6
_______________ Кашкина А.В.
Протокол №1 от 28.08.2020 г.
на заседании педагогического совета
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
Протокол № 1 от28.08.2020 г.
Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 6
______________ Кузнецова Г.П.
Приказ по школе ОД №127 от 28.08.2020 г.
по учебному курсу «Индивидуальный проект (математика )» в 10-11 классе
Кашкиной Антонины Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории .
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
2021-2022 учебный год
Программа по по учебному курсу «Индивидуальный учебный проект ( математика)» для 10 класса (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования разработана с опорой на примерные программы среднего общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности. 5-9 классы», под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В. Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Под ред. Голуб Г.Б. – Самара: 2010).Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.
Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС СОО: п.11. Индивидуальный проект. Требования к организации. Требования к результатам.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1015;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897 ( ред. от 31.12.2015 г.);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 (ред. От 29.06. 2017 г.) « Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего
образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Базисный учебный план МБОУ « Калачеевская средняя общеобразовательная школа №6 » на 2020-2021 учебный год, с учетом преемственности с программами для среднего общего образования;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Калачеевская СОШ №6 на период 2019-2023 учебный год;
Локальный акт МБОУ Калачеевская СОШ№6 « Положение о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана (ФГОС СОО);
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
Положение о внутренней системе оценки качества образования;
Положение о формах обучения;
Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год
(Приказ Министерства просвещения РФ от 21 ноября 2019 г. N 632 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса :
Учебно-методический комплект учителя
Примерная Программы среднего общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности. 5-9 классы», под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В. Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Под ред. Голуб Г.Б. – Самара: 2010).
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской
деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.
Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.- С.93-119.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего
образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие
исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.
Информационное обеспечение для учащихся и учителей-тьютеров:
sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)
Наглядные и интерактивные средства обучения:
Комплект таблиц « Алгебра и начала анализа « Неравенства» ( 6 таблиц формата А1, лам.»
Комплект таблиц по алгебре и началам анализа раздат. « Функции и графики»( цвет, лам., А4, 8 шт)
Комплект таблиц по алгебре и началам анализа раздат. « Числа формулы»
Комплект таблиц по геометрии, раздат. « Стереометрия. Взаимное расположение фигур в пространстве» ( цветн., лам., А4, 8 шт)
Комплект таблиц по геометрии, раздат.« Стереометрия. Многогранники. Круглые тела» ( 6 шт., цвет,.)
Набор прозрачных геометрических с сечениями тел ( разборный).
Панель ActivPonel (интерактивная доска)
Проектор Casio с пультом
Колонки звуковые с пультом
Ноутбук ( машинка вычислительная электронная персональная портативная RAYbookSi 157( ICL )
Принтер EPSON (многофункциональное устройство типа принтер/сканер/копир.
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной. Методологическая основа программы:
труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);
работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).
труды Попова А. А.Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Если при выполнении групповых проектов в 59 классах школьники совместно проходят все этапы проектной работы, коллективно отвечая за результат проекта, то в старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Учебный предмет «Индивидуальный проект» входит в образовательную область «Технология », с целью обучения технологии проектной деятельности в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является формирование субъект-субъектного характера взаимоотношений между учителем и учащимися.
Общие цели предмета:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Сроки реализации программы – 2 года.
Цели Программы: создание условий для развития личности обучающегося, способной:
адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
проявлять социальную ответственность;
генерировать новые идеи, творчески мыслить.
формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.;
формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах,
формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников;
практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.
Задачи реализации данного курса :
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся;
формирование проектного отношения к действительности и способности использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач;
формирование аналитической модели процессов, происходящих в конкретных сферах профессиональной деятельности (исследование, организация, творчество);
ориентация в современных экономических, политических, культурных процессах и возможных ресурсах личностного и профессионального роста;
поддержка принятия учениками решений о своем уровне личных притязаний и профессиональном будущем.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с интернет, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
Место индивидуального проекта в учебном плане.
«Индивидуальный проект» является обязательной частью общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. Программа рассчитана на очную форму.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект входит в обязательную часть учебного плана среднего общего образования и реализуется в объеме не менее 70 (68) часов в течение одного или двух лет, в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. В 10 классе на Программу отведено 35 часов, один раз в неделю. В 11 классе на Программу отведено 34 часа, один раз в неделю. Итого 69 часов.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, планкарты;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
Координирует работу обучающихся.
Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
Возможность совместной интеллектуальной деятельностималых групп, консультации учителя.
Формы организации занятий:
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
II . Планируемые результаты освоения учебного предмета « Индивидуальный проект» для 10-11 класса
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с
целью презентации результатов работы над проектом;
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и
задачами и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
III . Содержание и тематическое планирование курса
Раздел I . Основные понятия проектной и исследовательской деятельности (4 ч.)
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
Самостоятельная работа: Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций
Раздел II . Этапы работы над проектом, учебным исследование (6ч.)
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы.
Раздел III . Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (7 ч.)
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами.
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге.
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования.
Раздел IV . Индивидуальное проектирование (7ч.)
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников.
Самостоятельная работа Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации.
Раздел V . Сбор и систематизация полученной информации (11ч.)
Индивидуальная работа «Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования».
Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.
Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории.
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования.
Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования.
Раздел VI . Обработка полученного материала (11ч.)
Оказание помощи в обработке полученного материала.
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. С татистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы Формулирование выводов (цель-результат).
Раздел VII . Оформление проектной/исследовательской работы (12 ч.).
Индивидуальная работа : Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации.
Самостоятельная работа: Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы.
Раздел. VIII . Защита проекта /исследовательской работы (9ч.)
Индивидуальная работа. Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.
Самостоятельная работа Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь.
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Раздел IX .Подведение итогов (1ч.)
1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности
2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием
3. Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернета
4. Индивидуальное проектирование
5. Сбор и систематизация полученной информации
6. Обработка полученного материала
7. Оформление проектной/исследовательской работы
8. Защита проекта /исследовательской работы
9. Подведение итогов
IV . Тематическое планирование учебного предмета « Индивидуальный проект» 10-11 классы
Наименование разделов, тем
Планируемые образовательные результаты
Раздел I . Основные понятия проектной и исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность
Особенности проекта и исследовательской деятельности. Основные требования к исследовани. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
Уметь: подбирать противоречивые факты, интересную информацию, продумывать проблемные ситуации.
Коммуникативные : допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
Познавательные: проводить анализ способов решения задач.
выполнять операции со знаками и символами; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, применять схемы, модели для получения информации; устанавливать причинно-следственные связи учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, решения различных коммуникативных задач;
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
Познавательные: проводить анализ способов решения задач.
выполнять операции со знаками и символами; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, применять схемы, модели для получения информации; устанавливать причинно-следственные связи учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к самоорганизации и самореализации; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей.
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;готовность к выбору профильного образования.