индия и иран отношения

Индия и иран отношения

Иран и Индия – давние и традиционные партнеры. Отношения двух стран имеют многовековой и непреходящий характер, преломляясь в самых различных сферах. В культурной на это указывает, например, такое выражение как «индийский стиль в персидской поэзии», богатое литературное наследие персоязычного классика Амир Хосрова Дехлеви (дословно – «Делийского», «из Дели»). Уже в недавнее время, XX в., с Индией и индийской культурой связан целый пласт в творчестве крупнейшего иранского писателя Садека Хедаята. Индия, как это ни парадоксально звучит, является родиной иранского кино: именно там в 1932 г. был снят первый художественный звуковой фильм на фарси под названием «Дохтарэ Лур». Персидский язык и литература близки многим в Индии, а в более чем 200 местных университетах имеются соответствующие кафедры. Не так давно, в середине XIX в., расширение торгово-экономических связей с Индией и ее метрополией – Великобританией, оказало решающее воздействие на экономическое и социальное развитие Ирана. В последние годы режима шаха Мохаммада-Резы Пехлеви Индия стала одним из важнейших внешнеэкономических партнеров Ирана, развивая связи в самых различных сферах, в том числе – в нефтяной. Именно Иран помог Индии создать первый современный нефтеперерабатывающий завод в Мадрасе. Тогда же Индия вышла на первое место среди развивающихся стран по иранскому импорту и на третье – по экспорту. Первенствовала Индия и по импорту иранской нефти и нефтепродуктов. Партнерство двух стран развивалось и в сфере инвестиций.

В силу многих причин отношения Ирана с Индией, партнерство на уровне двусторонних отношений, в региональном и глобальном измерении по-прежнему выгодны и настоятельно необходимы каждой из сторон. В первое десятилетие после победы в Иране Исламской революции, когда резко упали объемы торговли с западными странами, их место заняли развивающиеся страны. Именно тогда масштабный и стабильный характер приобрели, в частности, отношения с Индией. В условиях закрытости для Ирана западного рынка для приобретения стратегических товаров и материалов, в том числе и вооружений, это страна, путем реэкспорта, удовлетворяла многие жизненно важные потребности Ирана.

Однако последнее пятилетие демонстрирует все большее дистанцирование Индии от позиций стратегического партнерства с Ираном. Несомненно, все более расходятся взгляды двух стран по ключевым международным вопросам, в том числе – по реализации ядерной программы Ирана и, возможного, наличия в ней военного компонента. Это, разумеется, является следствием все большего доминирования американского фактора в индийской политике и откровенного нажима на Дели со стороны Вашингтона. По всей видимости, в США находят эффективные преференции экономического и политического характера, перевешивающие плюсы традиционного ирано-индийского партнерства. Реально утвердившаяся проамериканская составляющая индийской внешней политики ощутимо проявилась в поддержке Индией антииранских санкций Запада при голосовании в ООН. Как считают аналитики, «в обмен на лояльность президент Б.Обама пообещал индийским партнерам поддержку в вопросе обретения Индией места постоянного члена СБ ООН в случае его реформирования и расширения».

Нельзя снимать со счетов и внутрииранские реалии, выразившиеся в 2005-2013 гг. в смене многих ориентиров иранской политики в результате прихода к власти в Иране неоконсерваторов во главе с президентом М.Ахмадинежадом. Реформаторская политика С.М.Хатами, находившая понимание у индийского политического истеблишмента и увенчавшаяся зримыми достижениями в выходе Ирана из политической изоляции и наведении «мостов» с Западом, основанная на несмелой, но все же начавшейся реализовываться политикой диалога цивилизаций, попытками сближения с США, находившими положительный отклик в Индии, уступила место крикливо-наступательной, без проблесков возможностей поиска диалога политикой неоконсерваторов во главе с М.Ахмадинежадом. В итоге, многие наработки стратегического партнерства были утеряны.

У обеих стран много общих интересов. Их связывает такая совместная задача как достижение региональной стабильности. Она выражается в необходимости урегулирования затрагивающей интересы обеих стран афганской проблемы, отражении террористической угрозы, стабилизации ситуации в Юго-Западной Азии.

Для Ирана и Индии важна деятельность в развитии транспортных коммуникаций. Использование иранского транзита для Индии дает возможность беспрепятственного доступа к внешним рынкам. И Индия, и Иран заинтересованы в строительстве многополярного мира, о чем их лидеры постоянно заявляли и заявляют. В начале ХХI века можно было констатировать совпадение точек зрения двух стран по отношению к политике США, например, в части санкций, введенных Вашингтоном против каждой из стран. На этой базе Индия поддерживала антиамериканскую позицию Ирана, а Иран во многом нивелировал антииндийскую дипломатию Пакистана и других стран в международных исламских структурах.

Тогда же, в начале нового века, стабилизировались главные направления торгово-экономического сотрудничества двух стран, включавшие такие приоритеты как энергетика, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. Индия и Иран установили режим наибольшего благоприятствования, что позволило поднять взаимный товарооборот до 3 миллиардов долларов.

В последние годы наметились тенденции утраты стратегического характера двустороннего диалога. Это уже сказывается на реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг». Иран и Индия, вместе с Россией, стояли у колыбели этого проекта, подписав в сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге Соглашение о его создании. В начале 2002 г. оно было ратифицировано. Эта транспортная артерия предполагала доставку грузов из Индии, Пакистана, стран Персидского залива через территорию Ирана (в его порты на Каспии), а далее — либо паромами до железнодорожной сети России, либо судами класса «река — море» через внутренние водные пути РФ в страны Центральной и Восточной Европы и Скандинавии. Специалисты рассматривают «Север – Юг» как важный евразийский геополитический проект. Он позволит Ирану, как и Индии, еще более активно участвовать международной торговле. Есть мнение и о том, что формирование этого транспортного коридора сулит крупнейший со времени великих географических открытий переворот в мировой торговле между Северной Европой, Персидским заливом и странами Южной и Восточной Азии. Иран реально продвинулся в создании своей части МТК «Север — Юг», желая эффективно использовать выгоды, связанные с функционированием такого коридора и привлечением в его развитие иностранных инвестиций. В г.Энзели, у территории порта, создана особая экономическая зона, где построены крупные международные торгово-коммерческие комплексы и предприятия. В сентябре 2003 года эта зона объявлена свободной, ей предоставлены соответствующие таможенные и налоговые льготы. С течением времени, ввиду осложнения отношений между Ираном и Индией, темпы реализации проекта заметно снизились.

Точно так же потеряли динамику развития многие казавшиеся перспективными составляющие двустороннего сотрудничества. Можно отметить и то, что сведены на нет и стратегические договоренности, вытекавшие из высокого уровня диалога между Дели и Тегераном. Существенно упали и показатели торгово-экономического сотрудничества. Однако при этом Индия продолжает оставаться одним из важнейших импортеров иранских товаров, входя в 2014 г. в первую пятерку.

Однако, так ли фатальны наметившиеся негативные тенденции в диалоге Тегерана и Дели. На недавней встрече вице-президента Индии Х.Ансари с главой иранской дипломатии М.Д. Зарифом подчеркивалось значение стратегического партнерства двух стран в обеспечении безопасности на региональном и глобальном уровнях. Было обращено внимание и на то, что правительство президента Х.Роухани стремится активизировать взаимодействие с Индией во всех сферах и придать ему новый импульс и необходимую динамику. Сам Роухани, встречаясь в феврале с.г. с советником по вопросам национальной безопасности Индии А.Довалом обратил особое внимание на необходимость сближения между двумя странами, считая, что это служит делу установлению и поддержанию мира и безопасности в регионе. По его словам, наличие хороших и сбалансированных отношений на направлении Тегеран-Дели идет только на благо их совместного развития. Индия также готова внести свой вклад в этот процесс, заверил его А.Довал, указав на то, что обе страны являются традиционными торговыми партнеры в самых различных областях, и особенно в нефтедобывающей промышленности. По данным российского информационного агентства Iran.ru, Индия является крупнейшим после Китая импортером иранской нефти. «Хотя из-за западный санкций она и сократила закупки «черного золота» в Иране». Если в 2010-11 гг. она импортировала в среднем по 370 тыс. баррелей иранской нефти в день, а в 2014-15 гг. этот показатель снизился до 220 тыс. баррелей».

Многое в ирано-индийском диалоге до сих пор омрачается ядерным фактором. Поддержка со стороны США развития индийской национальной ядерной программы, как представляется, объясняет практически состоявшийся выход Индии из сулящей немалые экономические и политические дивиденды его участникам проекта прокладки газопровода Иран-Пакистан-Индия. Проамериканская составляющая, попытки Вашингтона дезавуировать несомненно важную роль Ирана как важного поставщика газа на мировые рынки углеводородов, обладающего самыми большими в мире разведанными запасами газа, лежит в основе идеи регионального газопровода, связывающего Индию, Пакистан, Афганистан и Туркменистан. Здесь роль главного поставщика природного газа отведена Туркменистану, с 1998 г. все более зависящего от США, но одновременно продолжающего быть стратегическим партером Ирана.

Тем не менее, заметны подвижки в направлении снижения напряженности. Важным объектом ирано-индийского сотрудничества обещает стать намеченный к строительству на юго-востоке Ирана, вблизи ирано-пакистанской границы, морской порт, создание которого, застопорилось в связи с введенными против Ирана торгово-экономических санкций. Межправительственное соглашение по этому поводу было подписано еще в годы президентства С.М.Хатами. По данным иранского информационного агентства ИСНА, этот порт будет ориентирован на экспортно-импортные операции Индии с постсоветским странами Центральной Азии. Этот проект будет реализован в рамках проведения экспортных операций через иранскую свободную экономическую зону Чахбахар. Построив порт, Индия добьется уменьшения транспортных расходов и ускорения доставки грузов в страны Центральной Азии. Расположение нового порта на иранской территории даст Индии возможности обойтись без транзита своих грузов по пакистанской территории. Новый порт даст возможность и интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество на индийско-афганском маршруте.

Кстати, в Иране уже сегодня готовы предложить Индии полномасштабно использовать железнодорожную и автодорожную сеть страны для транспортировки индийских грузов в страны СНГ. Посетивший недавно Индию советник президента ИРИ, секретарь Координационного совета свободных и особых экономических зон Акбар Торкан поддержал необходимость развития транзитных маршрутов на территории Ирана для доставки индийских экспортных грузов в страны постсоветского пространства и далее в Европу. СЭЗ Чахбахар станет местом прописки и индийского завода по производству карбамида (мочевины). Он позволит удовлетворить потребности страны в этом виде продукции. Иранская печать процитировала в этой связи индийского министра химической промышленности и удобрений А.Кумара о том, что завод будет совместным объектом, его мощность составит 1,3 млн т карбамида в год и это позволит уменьшить потребность в его импорте. Индия предполагает инвестировать в создание этого перспективного проекта порядка 800 млн долларов.

Как положительный факт можно отметить то, что несмотря на трудности проведения банковских операции в условиях санкций против иранской банковской системы, Индия, начиная с 2014 г. регулярно ликвидирует свои задолженности по поставкам иранской нефти. Они составляют более 3 миллиардов долларов. Так, в апреле 2014 г. ИРНА сообщило о выплате очередного транша задолженности в сумме 500 млн долларов. Эту сумма, сообщило агентство, представляла четвертый транш из общей задолженности Индии по поставкам иранской нефти и была реализована в рамках достигнутых в ноябре 2013 г. договоренностей между Ираном и «шестеркой» международных посредников.

В таком же ключе рассматривают в Иране и планы индийского правительства по использованию в счет оплаты нефтяных долгов поставок продовольственных товаров и лекарственных препаратов, приобретаемых Ираном в третьих странах. Министерство финансов Индии даже определило финансовое учреждение – банк UCO — для реализации этой акции. Это поможет не подпасть под действие санкций Запада.

В Индии считают, что подписание окончательного соглашения по урегулированию иранской ядерной программы многое изменит в двустороннем диалоге. Еще в апреле с.г. в Тегеране побывала индийская экономическая делегация, в которую входили высокопоставленные сотрудники Министерства финансов и Министерства нефти Индии, индийской нефтегазовой корпорация ONGC и нефтеперерабатывающего комбината «Мангалор». Они провели переговоры со своими иранскими коллегами, на которых обсуждались и вопросы индийского инвестирования иранских энергетических проектов, участия в разработке иранского газового месторождения «Фарзад Б».

В Иране, безусловно, оценили ту поддержку, которую оказал в 2014 г. Тегерану Дели при голосовании в ООН резолюции по правам человека в Исламской Республике Иран. По инициативе Канады Иран подвергся резкой критике за не всегда мотивированное применение смертных казней, дискриминацию по гендерному признаку и притеснение национально-конфессиональных меньшинств. Иран осудило менее половины стран-членов ООН, но резолюция была принята простым большинством голосов, в связи с большим количеством воздержавшихся. Острота осуждения была дезавуирована большим количеством стран, проголосовавших против резолюции, которую посол ИРИ при ООН Х.Дехгани назвал бессмысленной и контрпродуктивной, противоречащей идее создания Организации Объединённых Наций. Индия, наряду с Россией, Китаем, Египтом и рядом других стран высказалась против, приняв во внимание то, что 93% всех смертных приговоров в Иране выносятся за контрабанду наркотиков.

Можно констатировать, что на ирано-индийском треке имеется очевидная заинтересованность и необходимость в устойчивом и динамичном сотрудничестве во всех возможных сферах. На таком фоне возврат к стратегическому уровню диалога не только возможен, но и предопределен.

Источник

Ирано-индийские отношения

индия и иран отношения

Встреча аятоллы Хаменеи с премьер-министром Индии М.Сингхом в 2012 году

Встречи официального руководства Ирана и Индии всегда сопровождаются заявлениями о «нерушимости дружественных связей, имеющих глубокие исторические и цивилизационные корни». В реальности же состояние отношений между Тегераном и Нью-Дели далеко от благополучия. Устойчивой тенденцией последнего десятилетия является все более явное стремление индийского руководства ориентироваться в отношениях с Ираном, будь то экономика или политика, на мнение «третьей стороны» − Вашингтона.

Индия стремительно развивается и уже категорически отказалась от излишней идеологизации своих внешнеполитических подходов, господствовавших в 1947-1986 годах. Интересы индийского капитала требуют расширения влияния страны и новых рынков на Ближнем Востоке, в Афганистане и постсоветской Средней Азии. «Подстегивает» Нью-Дели и ни на день не прекращающаяся конкуренция с Китаем. Конкуренция тотальная, в любой сфере – торговля, источники энергоресурсов, технологии и, разумеется, геополитика – будь то отдельные страны, как например – Пакистан и Афганистан – или целый континент – Африка.

В отношениях с Тегераном индийская сторона всегда стремилась сохранять дружественный нейтралитет и некий баланс учета его интересов. Тому было достаточно причин, начиная от серьезного количества избирателей из числа мусульман-шиитов в крупных индийских штатах до третьего места Ирана в списке поставщиков энергоресурсов. Все изменилось, и сегодня с полной уверенностью можно говорить, что дружественный нейтралитет уступает место ориентации на США в «иранском вопросе», причем, ориентации не только на собственно Вашингтон, но и на таких его союзников, как Израиль и Саудовская Аравия.

«Ваша Мекка – Вашингтон!»

индия и иран отношенияС достойной лучшего применения готовностью Нью-Дели присоединился и к санкциям односторонним, введенным против Тегерана Вашингтоном и Евросоюзом. И хотя предварительно индийская сторона выговорила у США право продлить срок их введения, все же зависимость от иранского импорта энергоресурсов была на то время слишком велика, условия санкций,- в числе которых было и замещение поставок из Ирана на поставки из других стран, индусы выполняли неукоснительно. В феврале нынешнего 2015 года показатели импорта иранской сырой нефти достигли исторического минимума: 100 тысяч баррелей нефти. Тегеран из первой тройки поставщиков скатился на 7-е место. Аналогичным образом – в сторону резкого сокращения – обстоят дела и с импортом индийских товаров (к примеру, поставляя сырую нефть, Иран импортирует из Индии продукты ее переработки), объемы которого также упали в разы.

Не менее драматично и болезненно для Тегерана обстояли дела и в финансовой сфере. Следуя указаниям американского министерства финансов, Индия, во-первых, в 2010 году прекратила расчеты через Азиатский клиринговый союз, созданный в Тегеране еще в 1947 году по инициативе ООН, а, во-вторых, отказалась оплачивать иранскую нефть долларами и евро, предложив свои рупии, которыми иранцы должны были оплачивать закупки сельхозпродукции и других товаров. А поскольку баланс двухсторонней торговли всегда был в пользу Ирана, то очень скоро образовался долг индийской стороны в размере, ни много ни мало, 8,8 миллиарда долларов. Пять из которых почти до конца 2014 года, когда они наконец-то вернулись к законному владельцу – в Исламскую республику, «крутились» на счету одного из банков в Калькутте. Работая, таким образом, не на иранскую, а на индийскую экономику. И хотя Тегеран неоднократно предлагал Нью-Дели вернуть эти деньги одним из «нетрадиционных способов» − либо через банки Омана, либо через неформальную систему платежей «хавала» − индийская сторона наотрез отказывалась это делать, ссылаясь на полученный из Вашингтона запрет. И того, что описано выше, и массы других историй про «зависшие» по воле США индийские инвестиции и проекты в иранскую экономику, вполне достаточно чтобы понять – когда один из высокопоставленных иранских чиновников на переговорах с индусами с горечью бросил: «Ваша Мекка – Вашингтон!», у него были для этого все основания.

Интрига вокруг Чабахара

индия и иран отношенияИ в Тегеране, и в Нью-Дели считают, что главный на сегодняшний день двухсторонний экономический мега-проект – развитие иранского порта Чабахар, сможет восстановить политический баланс в ирано-индийских отношениях, возродить традиции добрососедства. Как особый успех официальные лица двух стран проинформировали, что в итоге состоявшегося недавно визита в Тегеран министра транспорта, автомобильных дорог и судоходства Индии Нитина Гадкари был подписан меморандум о взаимопонимании в отношении дальнейшего строительства и превращения этого порта в один из крупнейших международных морских узлов.

Не менее важен этот проект и для Индии, поскольку, с одной стороны, он позволяет ей преодолеть возникшее в 40-х годах «географическое проклятие» − Пакистан, стоящий на пути индийского капитала к оцененным в один триллион долларов недрам Афганистана, а также к ресурсам и рынкам Средней Азии. Тем более, что Индия уже строит железную дорогу к порту от богатого афганского месторождения в Хаджигак, на юге страны. С другой – присутствие в Чахабаре представляется политикам в Нью-Дели достойным и сильным ответом китайскому присутствию в порту Гвадар, расположенному в 100 километрах, в том же Белуджистане, только уже пакистанском.

Казалось бы, обстоятельства складываются как нельзя благоприятнее, вот он – надежный камень в фундамент добрососедства. Однако, с этим проектом далеко не все благополучно, как бы ни пытались нас уверить чиновники двух стран в обратном. Прежде всего, что не раз подтверждалось, любые индийские экономические инициативы в Иране в последние годы сильно зависят от отношения к ним США. Собственно, Чахабар тому прямое подтверждение, поскольку история с инвестициями из Индии в этот проект длится уже 12 (!) лет, а стороны так и не вышли даже на подписание по нему межправительственного соглашения.

Восстановится ли баланс?

Стратегические потребности Индии в сотрудничестве с Ираном никуда за десять лет не исчезли. Доступ к энергоресурсам и выход к недрам Афганистана и среднеазиатским рынкам по-прежнему интересуют Нью-Дели и вызывают огромный интерес у местного капитала, политическая активность которого сегодня на взлете. Но столь же очевидно, что приоритеты индийского руководства сегодня сместились в сторону тесного партнерства с США, а, следовательно, в сторону развития отношений с региональными противниками Тегерана – монархиями Персидского залива и Израилем.

индия и иран отношенияДа, Индия по-прежнему остается домом для почти 15 процентов всех проживающих в мире шиитов, и их голоса по-прежнему важны для местных политиков. Да, торговый оборот с Ираном даже в нынешние кризисные годы составляет более 20 миллиардов долларов. Иранский бизнес стремится к увеличению своего присутствия в Индии, но из-за протекционистской политики Нью-Дели сферы, куда пускают иранских предпринимателей все больше сужаются. По сути, сегодня деловая активность сводится к торгово-закупочным операциям, связанным с сельскохозяйственной продукцией, и нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему.

Есть и другая сторона медали. Индийская диаспора в монархиях Персидского залива постоянно растет, становясь одним из важных источников притока денег в страну. Суннитов среди мусульман в Индии уже около 120 миллионов. Общий торговый оборот Нью-Дели с арабскими монархиями приблизился в прошлом году к 130 миллиардам долларов, в том числе и из-за того, что они заняли место Ирана на индийском рынке энергоресурсов и при этом продолжают увеличивать свою долю на весьма выгодных условиях.

Кроме того, индийские политики придают особое внимание укреплению сотрудничества с Эр-Риядом. Саудиты имеют серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Исламабада, а потому в Нью-Дели рассчитывают, что в случае необходимости правящая на Аравийском полуострове династия может «притормаживать» пакистанскую враждебность в отношении Индии. И кроме того, если диалог с монархиями Персидского залива продолжит успешно развиваться, то они смогут помочь индийским политикам в обуздании местных экстремистов из числа мусульман в том же Кашмире, постоянно «кровоточащей болячке» на северо-западе страны.

Для Нью-Дели партнерство с Тегераном все больше утрачивает актуальность. Начав экономический рывок позже Китая, Индия сегодня пытается наверстать упущенное, догнать, потеснить и обогнать своего главного конкурента в Азии. В этой гонке местные политические элиты и бизнес сделали ставку на помощь США и их союзников, что, в целом, вполне отвечает интересам Вашингтона. Баланс, который в Нью-Дели стремились поддерживать в отношениях с Тегераном, утерян, и, думается, надолго.

Источник

Индия и иран отношения

В числе своих стратегических внешнеполитических партнеров руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает Индию, привлекательную для иранцев прежде всего как важнейший политический компонент их азиатской политики, способный содействовать не только укреплению иранской экономики и обороноспособности, но и продвижению иранских интересов на международной арене.

Иран сегодня — страна, которая, несмотря на все внутренние и внешние трудности, уверенно наращивает свой хозяйственный, научно-технический, да и военный потенциал. Если тенденция продолжится, то Иран с его 70-миллионным населением — весьма грамотным по сравнению с соседними государствами (81,4%), относительно молодым (70% — в возрасте до 30 лет) и идеологически сплоченным на основе исламских ценностей, — с высоким интеллектуальным качеством элиты, с 11% мировых запасов нефти и 18% мировых запасов газа, мощными Вооруженными силами, а также стратегическим географическим положением, позволяющим контролировать морские и наземные пути между Европой и Азией, как говорится, «обречен» на превращение в регионального лидера. А это означает, что Исламская Республика Иран будет играть растущую роль в решении проблем не только Среднего и Ближнего Востока, но и таких весьма чувствительных для Индии регионов, как Закавказье и Центральная Азия. Вот почему диалог с Ираном, партнерство с Ираном и в двустороннем, и в региональном, и в более широком международном измерении объективно становится одной из ключевых задач внешней политики Индии.

На нынешнем этапе ирано-индийские отношения носят характер устойчивого стратегического партнерства, получившего новый толчок к развитию в результате визита в Иран премьер-министра Республики Индия А.Б. Ваджпаи 10-13 апреля 2001 г. и подписания Тегеранской декларации. Официальный визит президента Исламской Республики Иран С.М. Хатами в Дели 26 января 2003 г. поднял эти отношения на более высокий уровень.

Круг проблем, который в настоящее время волнует руководителей двух стран, широк и многогранен. Основные направления сотрудничества, по которым между странами существует совпадение позиций, по официальным заявлениям иранской и индийской пресс-служб, следующие.

1. Достижение региональной стабильности. Имеются в виду урегулирование «афганской проблемы» и борьба с терроризмом, стабилизация ситуации в Юго-Западной Азии.

Для обоих государств решение «афганской проблемы» связано со стабилизацией ситуации на своих границах и с возможностью дальнейшего экономического развития. Если для Индии борьба с терроризмом означает поддержку другими странами ее позиции в кашмирском вопросе, то для Ирана — прежде всего в противостоянии этой страны с Ираком.

2. Развитие транспортного коридора «Север — Юг». В настоящее время в Индии ведется подготовка к реализации крупного проекта по созданию канала для транзитных перевозок товаров, который пройдет по иранской территории. Иран с его глобальным проектом коридора «Север — Юг» представляет для Индии ворота в Афганистан, Среднюю Азию и Европу. Создание транспортного пути через иранскую территорию позволит Индии получить свободный доступ к рынкам за пределами Индостанского полуострова, минуя Пакистан.

С развитием транспортного коридора «Север – Юг» индийские и иранские бизнесмены и предприниматели получают возможность быстрее и дешевле доставлять грузы из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии в Европу через Иран и Россию по Каспию.

3. Установление многополярного мира и стремление ограничить роль США и международных организаций, таких как НАТО, от вмешательства во внутренние дела государств.

Индия разделяет устремления Исламской Республики Иран по минимизации геополитического влияния США, в частности, в Центральной, Южной Азии и на Ближнем Востоке, и использует данную ситуацию с максимальной выгодой для себя. Это выражается в том, что Иран, как и Россия, помимо всего прочего, поддерживает кандидатуру Дели как сильного и достойного претендента на место постоянного члена расширенного Совета Безопасности ООН.

Общей точкой соприкосновения Ирана и Индии является также их отношение к политике США, в частности, к торговым и экономическим санкциям, введенным США против Ирана (еще в начале 80-х годов) и Индии (вследствие ядерных взрывов, осуществленных в мае 1998 г.). Негативное отношение Индии к данным санкциям и поддержка ею в этом вопросе антиамериканской позиции Ирана приводят к тому, что во влиятельных региональных объединениях мусульманских стран, таких, например, как ОПЕК, ОИК, Иран сдерживает антииндийскую дипломатию Пакистана и других стран, недовольных позицией Индии в кашмирском вопросе. Совпадают позиции Ирана и Индии и по разрешению кризисной ситуации вокруг самого Ирана.

Возможно, ирано-индийское сближение вызвано тем фактом, что каждая из этих стран видит другую страну в качестве своего союзника в решении собственных политических и экономических задач в соседних регионах в противовес действиям США и их союзников: Иран — Индию в Южно-Азиатском регионе; Индия — Иран на Ближнем Востоке.

Несмотря на начавшееся потепление в индо-американских отношениях, Индия, тем не менее, не отказывается от своей позиции поддержки Ирана, о чем свидетельствует подписание Тегеранской декларации, а также ряда документов по экономическому и военно-техническому сотрудничеству между двумя государствами.

Данные проблемы являются для обоих государств первостепенными, поскольку напрямую затрагивают их интересы в сопредельных регионах, в частности, в Афганистане и Центральной Азии, а также сказываются на внутренней безопасности государств.

Для Индии разрешение данных вопросов необходимо по следующим причинам:

— неурегулированность «афганской проблемы» таит в себе опасность дестабилизации ситуации на границе Индии с Пакистаном;

— борьба с международным терроризмом и экстремизмом, кроме того, влияет и на решение проблем территориальной целостности страны, поскольку будут сведены к минимуму возможности предоставления военной и финансовой помощи группам террористов и религиозных экстремистов, выступающих за отделение Кашмира от Индии;

— решение «афганского вопроса», помимо ликвидации источника нестабильности в регионе, косвенным образом будет и дальше снижать престиж Пакистана в глазах мирового сообщества как страны, способствовавшей возникновению данной проблемы в целом. Стабильность в регионе позволит Индии осуществлять масштабное экономическое сотрудничество, в частности, приступить к строительству газопроводов из Ирана и Туркменистана.

Для Ирана существуют аналогичные проблемы, а именно:

— решение «афганского вопроса», помимо ликвидации источника нестабильности на протяжении всей ирано-афганской границы, прямым образом будет способствовать дальнейшему повышению престижа Исламской Республики Иран в глазах мирового мусульманского сообщества;

— борьба с международным терроризмом и экстремизмом окажет огромное влияние на решение этноконфессиональных проблем, поскольку будет ликвидирована сама возможность предоставления любой помощи, включая и моральную, незаконным вооруженным формированиям и их лидерам из числа курдов, белуджей, азербайджанцев, а также персов из Организации моджахедов иранского народа. В результате этого будут созданы реальные предпосылки выполнения доктрины национальной безопасности Ирана — решение всего комплекса внутрииранских проблем;

— стабильность в регионе позволит Ирану осуществлять масштабное политическое и экономическое влияние, тем самым обеспечив Тегерану превращение страны в региональный центр силы.

Развитие внешнеполитических и межпарламентских отношений

Иран и Индия выступают за многополярную модель мироустройства, при которой существовало бы несколько центров силы, связанных между собой стратегическим партнерством. Таким каркасом военно-политического и экономического блока азиатских стран могла бы стать модель по оси Иран-Индия-Россия-Китай. В этом контексте Тегеран, видя в Индии крупную региональную и мировую державу, способную стать одним из лидеров третьего мира, хотел бы иметь с Дели как можно более высокий уровень согласованности политических позиций и решений.

Пристальное внимание руководства обоих государств привлекает афганская проблема, что обусловлено наличием общих и достаточно протяженных границ с Афганистаном. Военно-политическая нестабильность в этой соседней стране, а также присутствие там западных военных контингентов вызывают в Тегеране и Дели серьезное беспокойство.

Таким образом, ситуация в Афганистане объективно делает Иран и Индию своеобразными региональными союзниками. Официальные лица Индии и ИРИ высказываются в поддержку сохранения территориальной целостности Афганистана, формирования там широкопредставительного правительства и демократического общества на основе своих исторических традиций и культуры с учетом интересов всех группировок и слоев населения.

На протяжении последних лет существенно возросли контакты между высшим государственным и военным руководством Ирана и Индии.

24 июня 2002 года секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Рухани во главе делегации прибыл в Дели с официальными четырехдневным визитом по приглашению своего индийского коллеги Браджиша Мишры. В ходе визита Хасан Рухани встретился и обсудил с представителями индийского руководства вопросы двусторонних отношений, проблемы безопасности, обстановку в регионе и в мире. Были проведены встречи с премьер-министром Индии Ваджпаем, министром иностранных дел Дж. Сингхом, министром обороны и еще несколькими представителями высшего руководства Индии.

Главнокомандующий ВМС Индии адмирал Сингх, прибывший в Тегеран по приглашению своего иранского коллеги, 18 января 2003 года встретился и провел переговоры с адмиралом Шамхани, министром обороны и поддержки вооруженных сил Исламской Республики Иран. Шамхани во время этой встречи, указав на историю взаимоотношений двух стран, факторы этих прочных отношений, упомянув общие позиции двух стран по большинству региональных и международных вопросов, как основу для развития продуктивного и искреннего сотрудничества, сказал: «Иран и Индия, кроме культурных, исторических и временных общностей, обладают прекрасным географическим и геополитическим местоположением, создающим прекрасные возможности для повышения уровня связей между двумя странами. Иран и Индия могут плодотворно сотрудничать в области энергетики, торговли, транспорта, политики, культуры, в военной сфере и безопасности. Отношения в оборонной сфере между двумя странами можно использовать как критерий оценки двусторонних связей в других областях».

26 января 2003 года президент Ирана Мохаммад Хатами посетил с визитом Дели для участия в качестве высокого гостя в праздновании Дня независимости Индии. Этот визит имел большое значение по следующим причинам:

1. Этот визит по приглашению президента и премьер-министра Индии был организован в ответ на визит премьер-министра Индии в Тегеран. Руководство этой страны пригласило президента Хатами в качестве особого гостя на празднование годовщины независимости Индии. Как известно, после обретения своей независимости Индия каждый год направляет приглашение на празднование Дня независимости одному из видных государственных лидеров из стран всего мира. В 2003 году приглашение было направлено президенту Ирана.

2. Этот визит проходил сразу же после поездки президента Хатами в Пакистан. Между Пакистаном и Индией существуют серьезные разногласия по проблеме Кашмира. В предыдущие годы в отношениях Ирана с Пакистаном наблюдалось похолодание из-за той поддержки, которую Пакистан оказывал афганским талибам.

3. Иран, Индия и Россия тесно сотрудничали друг с другом по проблемам, касающимся Афганистана, и поддержка, которую эти три государства оказывали Северному альянсу в Афганистане, стала одним из факторов, позволивших остановить успешное продвижение талибов в этой стране. В ходе состоявшегося визита стороны обсудили вопросы оказания поддержки временному правительству Афганистана для стабилизации обстановки в стране.

4. Иран, Индия и Россия создали транспортную ось, известную как коридор «Север — Юг». Этот проект вызывает большой интерес с точки зрения развития регионального сотрудничества, и многие страны проявляют заинтересованность в том, чтобы принять участие в его осуществлении.

5. Одна из проблем, которая была затронута в ходе визита, связана со строительством трубопровода, по которому будут осуществляться поставки природного газа из Ирана в Индию. Российская компания «Газпром» заинтересована в участии в этом крупном экономическом проекте. Иран положительно отнесся к участию «Газпрома» в проекте. Так как Индия по политическим причинам возражает против того, чтобы трубопровод прокладывался по территории Пакистана, были предложены различные пути решения этой проблемы, в том числе рассматривались вопросы передачи проекта международному консорциуму или прокладка трубопровода по морскому дну.

6. Между Ираном и Индией много общего с точки зрения культуры и истории. В XV и XVI веках язык фарси был официальным языком в Дели при династии Гурканиян, и многие индийские поэты писали свои произведения на фарси.

7. Экономические отношения между Ираном и Индией успешно развиваются. Ожидается, что дальнейший обмен делегациями различного уровня будет способствовать плодотворному расширению торговых и экономических связей между двумя странами.

В ходе встречи министра иностранных дел Исламской Республики Иран и премьер-министра Индии, состоявшейся 24 августа 2003 года, стороны рассмотрели вопросы двусторонних отношений и перспективы их развития. По сообщению ИРНА, Камаль Харрази и Ваджпаи, положительно оценив результаты прошлогоднего визита президента Ирана Хатами в Дели, назвали заключенные в его ходе соглашения ценным подспорьем повышения уровня двустороннего сотрудничества. Министр иностранных дел Ирана назвал сотрудничество двух стран в области энергетики и промышленности весьма важным и отметил, что региональное сотрудничество, особенно в Афганистане, ведет к укреплению стабильности и безопасности в этой стране.

Говоря о позиции Ирана в отношении Ирака, глава МИДа Исламской Республики Иран сказал: «Для восстановления мира и стабильности иностранные войска должны покинуть территорию Ирака, ООН должна более активно содействовать передаче власти в этой стране в руки иранского народа».

Глава иранского МИДа также ознакомил собеседника с позицией Ирана относительно мирного использования ядерной энергетики.

11 марта 2004 года состоялся визит председателя Верховного суда Ирана Аятоллы Хашеми Шахруди в Индию. В ходе визита было подписано несколько соглашений о правовом сотрудничестве стран, среди которых особое внимание уделяется укреплению и усилению борьбы с международным терроризмом. Как сообщает IRIB, председатель Верховного суда Ирана, заявив об этом в Дели, добавил: «Иран и Индия, располагая общими интересами и значительным потенциалом, имеют прекрасные возможности для дальнейшего расширения двустороннего сотрудничества. Мой визит в Индию, прошедший по приглашению председателя Верховного суда Индии, ставил перед собой задачу дальнейшего расширения наших связей, прежде всего в области юриспруденции».

Военно-техническое и военное сотрудничество

В современных условиях уровень развития военной промышленности в Иране пока не позволяет в полной мере обеспечить поставки в войска современных видов и образцов вооружения и военной техники (ВВТ) за счет внутреннего производства, поэтому Тегеран вынужден закупать сложные высокотехнологичные системы за рубежом. При этом из-за сохраняющегося режима эмбарго на военные поставки в Иран, введенного США, страны Западной Европы осторожно идут на развитие военного сотрудничества с ИРИ. Вот почему на данном этапе военно-политическое руководство Ирана в качестве основных поставщиков ВВТ рассматривает Россию, некоторые государства СНГ (Украину, Белоруссию), Китай, КНДР, Индию и страны Восточной Европы (Болгарию, Словакию и др.).

Иранское руководство рассматривает Индию в качестве одного из ведущих партнеров в области военного и военно-технического сотрудничества.

По сообщению иранских средств массовой информации, новый этап ирано-индийского сотрудничества в военной области получил развитие в результате визита в Исламскую Республику Иран главнокомандующего ВМС Индии адмирала Сингха. По его адмирала, расширение ирано-индийского сотрудничества в оборонной и военной сферах при сегодняшней обстановке в регионе представляет собой важный шаг в деле укрепления мира и стабильности. В интервью газете «Иран» адмирал Сингх отметил стремление правительства Индии придать новый импульс развитию двусторонних отношений. Это прежде всего касалось не только военного, но и военно-технического сотрудничества. После продолжительных и обстоятельных переговоров в Тегеране адмирал Сингх в сопровождении своего иранского коллеги адмирала Маагупа посетил ряд объектов ВМС на юге Ирана. Основной темой военно-технического сотрудничества было налаживание лицензионного производства некоторых наименований индийской военной продукции на предприятиях Организации оборонной промышленности ИРИ (стволы к артиллерийским и танковым орудиям, автомобильная техника, обмундирование, снаряжение, амуниция, средства связи и пр.). Кроме того, обе стороны заинтересованы в проведении межэксплуатационных видов ремонта подводных и надводных кораблей иранских ВМС на судоремонтных заводах и базах Индии. Индийские ВМС имеют в боевом составе флота несколько подводных лодок (и следовательно, судоремонтную базу), аналогичных по классу иранским. Это дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 877ЭКМ «Варшавянка» (по натовской классификации «Кило»). В свое время российское правительство В. Черномырдина (по секретному соглашению «Гор — Черномырдин») отказало иранской стороне в ремонте этих кораблей, а последующие правительства излишне завышали цену на подобного рода объемы работ. Индийский военно-промышленный комплекс в свою очередь напрямую заинтересован в полной загрузке своих ремонтных мощностей, а его руководители сами предложили иранцам ремонтировать «Варшавянки» с любой формой оплаты. Точно так же обстоит дело и с надводными кораблями старой американской, британской и французской постройки, которых у обоих государств более чем достаточно.

В военной области достигнуты соглашения о проведении совместных ирано-индийских военно-морских учений, а также о подготовке специалистов для ВМС.

«Иран и Индия, как два дружественных государства, имеющих много общего с точки зрения истории и культуры, располагают возможностями развивать двустороннее сотрудничество в очень многих областях. Обе стороны стремятся использовать это сотрудничество для укрепления мира и стабильности в регионе, однако мы не в полной мере удовлетворены уровнем отношений в военной и оборонной сферах. Я считаю, что оба государства располагают значительным потенциалом для расширения этих отношений. На мой взгляд, Иран и Индия не использовали все свои реальные возможности для сотрудничества в области обороны» — так высказался на пресс-конференции по результатам визита индийский адмирал.

Сотрудничество между Ираном и Индией, двумя соседними государствами, имеющими общие культурные и исторические корни, а также придерживающимися общих взглядов по многим политическим и международным проблемам, может способствовать стабильности в регионе. Отношения в области обороны между этими странами развиваются в рамках всестороннего ирано-индийского сотрудничества. Визиты политических руководителей способствуют расширению этой работы.

Развитие торгово-экономических связей

Иран имеет торговые отношения со 170 странами мира, однако основными внешнеторговыми партнерами ИРИ в 2001 году оставались Южная Корея, Япония, Италия, Франция. Индия в этом ряду занимает девятое место.

Товарооборот Ирана в 2000 году с его основными внешнеторговыми партнерами (млн долл. США)

Страна-партнерИранский экспортИранский импортТоварооборот
Ю. Корея239013803770
Япония25525103062
Италия21607202880
Франция12656301895
Китай11246921816
Германия5001.0901590
Турция747230977
Голландия730200930
Индия530160690
Россия53627686

Основными направлениями торгово-экономического сотрудничества Индии с Ираном служат энергетика, в том числе атомная, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. Индия входит в первую десятку внешнеторговых партнеров Ирана. Причинами для беспрецедентного сближения между Ираном и Индией стали экономические интересы, а также соображения безопасности и растущий интерес внешних сил к региону.

В торгово-экономической сфере Индия и Иран установили режим наибольшего благоприятствования, что позволит обоим государствам укреплять торговые связи и, кроме того, реэкспортировать свою продукцию в третьи страны. В 1999-2000 гг. Индия экспортировала в Иран продукцию на сумму 165 млн долл., в то время как импорт из Ирана составил 1 млрд долл. (в 2003 году оценивается около 3 млрд долл.).

Иран и Индия подписали соглашение о расширении экономического сотрудничества в энергетике, железнодорожном сообщении, электричестве и связи. Этот документ был подписан министрами иностранных дел двух стран — Камалем Харрази и Яшванат Сингха в ходе 13-го совместного, ирано-индийского заседания. Согласно договору, будет расширено сотрудничество в судоходстве, текстильной промышленности, производстве цемента и нефтехимической продукции, а также увеличатся контакты малых предприятий и компаний двух стран. Отдельно в соглашении рассматривается обмен технологиями и взаимные инвестирования.

Нефтегазовый сектор играет ведущую роль в экономике страны. Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов являются главным источником экономического роста, валютных поступлений и формирования доходной части госбюджета. Иран входит в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии. Индия наряду с нефтяными компаниями Японии, Китая, Германии, Италии является основным покупателем иранской нефти.

Другая важнейшая задача Ирана — налаживание масштабных поставок природного газа на экспорт и выход на газовые рынки, в первую очередь в таких соседних странах, как Турция, Пакистан, Индия.

В настоящее время экспортные поставки производятся в очень незначительных количествах в сжиженном виде в страны Персидского залива. Хорошим рынком для природного газа из Ирана могут стать Пакистан, Индия и страны Юго-Восточной Азии. Тем более что в перспективе, через двадцать пять лет, потребности этого региона в природном газе могут вырасти в пять, шесть раз и увеличиться с нынешних 170 млрд до 880 млрд кубометров в год.

Для Индии, которая не обладает собственными нефтегазовыми запасами и потому, учитывая демографический фактор, остро нуждается в углеводородном сырье, сотрудничество с Ираном представляется не просто выбором, а насущной необходимостью. Решая энергетическую проблему, индийские компании вкладывают значительные финансовые средства в экономику таких нефтедобывающих стран, как Ангола, Судан, Венесуэла, независимо от их внутренней политической ситуации. Однако наиболее удобным источником топливных поставок для Индии скорее всего станет Иран. Недавно государственная нефтяная корпорация объявила о намерении инвестировать 3 млрд долларов в разработку газового месторождения совместно с иранской фирмой «Петропарс».

Иран в свою очередь намеревается поставлять свой газ в Индию. В конце 2002 года иранские власти обратились к правительству Индии с просьбой рассмотреть предложения правительства Ирана о строительстве трубопровода, по которому будут осуществляться поставки газа из Ирана в Индию, и об обеспечении безопасности этого трубопровода. Стоимость проекта по строительству трубопровода оценивается в 3 млрд 500 млн долларов.

В последнее время ведутся активные переговоры между Ираном и Индией, касающиеся прокладки газопровода из Ирана в Индию. Обсуждаются два проекта: первый – строительство сухопутного газопровода длиной 1 тыс. км, который будет проходить через территорию Пакистана, и второй – прокладка (прямого) газопровода по морскому дну в обход Пакистана. В связи с существующей напряженностью в индо-пакистанских отношениях Индия склоняется к морскому варианту проекта. Тем не менее ею разработаны технико-экономические обоснования для обоих маршрутов- наземного и морского. Сейчас они проходят апробацию в ведущих международных инженерных и экологических организациях.

В настоящее время Индия заинтересована в прокладке газопровода из Ирана, но окончательное решение пока не найдено, поскольку основным препятствием реализации проекта служит прокладка трубопровода по территории Пакистана. Для Индии это не совсем приемлемо, так как делает ее зависимой от политики Пакистана. Индия, обеспокоенная своими разногласиями с Пакистаном, опасается, что в будущем Пакистан может разрушить этот трубопровод, в результате чего Индия, которая является крупнейшим потребителем газа в мире, понесет огромные убытки. Для того чтобы не допустить такого развития событий и снизить степень обеспокоенности Индии, Иран предлагает передать трубопровод в международную собственность и строить его в сотрудничестве с международным консорциумом. Согласно этому предложению, консорциум, в который войдут банки и ведущие энергетические компании мира, должен участвовать в строительстве и эксплуатации трубопровода. В соответствии с достигнутым соглашением консорциум будет приобретать газ у Иранской национальной нефтяной компании и продавать его Индии. Однако Пакистан в последнее время стал проявлять высокую активность, пытаясь убедить стороны в безопасности прокладки газопровода через его территории, рассчитывая на свои прибыли от этого проекта. Иранская сторона, тоже склоняясь к сухопутному варианту проекта, предложила в качестве гарантий поставок газа в Индию создать авторитетный международный консорциум, который будет покупать у Ирана газ и продавать его Индии. Таким образом, этот консорциум будет обеспечивать необходимые гарантии для поставок иранского газа в Индию.

Российская нефтегазовая компания ОАО «Газпром», участвующая в финансировании развития экономических проектов в Иране, выразила желание участвовать в строительстве и финансировании газопровода между Ираном и Индией. Общий объем инвестиций «Газпрома» за последние два года достигнет 325,3 млн долл.

Иран и Индия развивают свое сотрудничество и в других областях. Индийские ученые активно участвуют в проводимых иранцами НИОКР в области авиастроения. Руководство Организации аэрокосмической промышленности активно сотрудничает с Индией и Пакистаном в работах по запуску околоземного спутника ИРИ.

Нынешнее руководство Ирана планирует использовать космические технологии для решения картографических задач на новом технологическом уровне. Реализацией данных задач занимаются Картографическое управление Планово-бюджетной организации ИРИ и Национальная географическая организация МОПВС ИРИ. Кроме государственных организаций, вопросами использования ИСЗ в целях картографии в Иране занимаются частные фирмы. Так, компании «Джазайери ва Хамкаран» и «Дурнегар» используют в этих целях информацию спутниковых систем «Лэндсат» (США), «8РОТ» (Франция) и 1К8 (Индия). Закупленная информация поступает на ЦДЗ, который полностью нацелен на решение данных коммерческих задач. Планами его дальнейшего использования предусматривается проведение работ по приему картографической информации от космической системы 18КО (Индия), закупленной вышеуказанными фирмами.

Иранско-индийское сотрудничество в области транспорта

Учитывая стратегически важное положение страны на Ближнем Востоке, а также с целью успешного и динамичного развития национальной экономики и расширения внешнеэкономических связей с соседними странами, власти Ирана в качестве одной из своих наиболее жизненно важных задач видят развитие путей сообщения и коммуникаций. Значимость данной отрасли определяется выделяемыми бюджетными ассигнованиями на ее развитие. Ассигнования на развитие транспорта и средств коммуникации в 1998/1999 финансовом году составляли около 11,5%, в 2000/2001 финансовом году — 15% государственного бюджета. В некоторые годы эта цифра достигала 19,5% (1979-1981 гг.). Политические преобразования последних лет в регионе также повысили значимость Ирана для многих стран Азии как торгового партнера, особенно в плане транзитных перевозок.

Организационно все транспортные вопросы находятся в ведении министерства дорог и транспорта ИРИ, которое руководит деятельностью отраслевых транспортных компаний и портов.

Транспортные операции в Иране проводят четыре судоходные компании: Судоходная компания ИРИ; Ирано-Индийская судоходная компания; Ирано-Оманская судоходная компания «Ва-Аль-Фаджр»; Судоходная компания Каспийского моря. Ирано-Индийская судоходная компания имеет 73 судна водоизмещением 2,2 млн тонн.

Важным шагом в развитии иранско-индийского сотрудничества в области транспорта стало подписание 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге во время работы 2-й международной евроазиатской конференции по транспорту Межправительственного соглашения между Россией, Ираном и Индией по развитию транспортного коридора «Север — Юг». Потенциальными участниками этого соглашения являются также Казахстан, Туркмения, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Малайзия и Индонезия. Транспортные ведомства России, Ирана и Индии приступили к практической реализации проекта создания транспортного коридора «Север — Юг» с целью организации транзита товаров между Европой и регионом Персидского залива и Индийского океана. 16 мая 2002 года вступило в силу соответствующее соглашение с участием России, Индии и Ирана. Индия и Иран придают большое значение этому проекту, поскольку успешное развитие коридора позволит привлечь к нему значительные транзитные грузопотоки, что приведет к немалым экономическим выгодам, а также к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры обеих стран. Пропускная способность данного коридора оценивается специалистами в 80-100 тыс. стандартных морских контейнеров (40 т) в год. Новая транспортная магистраль позволяет в короткие сроки доставлять практически все типы (кроме наливных) грузов из Европы в Центральную и Юго-Восточную Азию, а также в Австралию наземным и морским транспортом. В результате изыскательских работ, проведенных иранскими экспертами, было установлено, что для обеспечения грузопотоков транзитного коридора «Север — Юг» наиболее подходящим является каспийский порт Амирабат, так как вблизи порта имеется крупная железнодорожная сеть с пропускной способностью до 5 млн тонн грузов в год.

На развитие железнодорожной сети страны в 2001 году было направлено 562 млрд риалов. Это позволило проложить 400 км железных дорог. Всего за годы третьей пятилетки (2000/2001-2004/2005 гг.) намечено построить 2300 км железных дорог. Наиболее важными проектами являются железные дороги по маршрутам Тегеран-Мешхед и Бафк-Мешхед. Этим дорогам отводится важная роль в планах развития экономических связей со странами Центральной Азии, включая транзит внешнеторговых грузов этих стран. Продолжается строительство участка железной дороги Керман-Захедан (около 350 км уже построено), что позволит установить сообщение с железнодорожной сетью Пакистана и далее с Индией, благодаря чему откроется перспективный путь транзита грузов Индия-Европа.

Учитывая важное значение Ирана как связующего транспортного звена между Востоком и Западом, наиболее перспективными для проведения транзита грузов являются следующие железнодорожные коридоры:

1. Бендер-Аббас, Сирджан, Бафк, Керман, Захедан (составная транспортировка), Мирджаве (Тафтан), в направлении Пакистана и Индии.

2. Рази, Тебриз, Тегеран, Кум, Бафк, Керман, Захедан (составная перевозка) и Мирджаве.

Для обхода Тегерана в стадии строительства и реконструкции находится перегрузочный пункт Априн.

Развитие сотрудничества в атомной области

Одной из самых привлекательных для иранской стороны областей сотрудничества с Индией является атомная энергетика. Дели рассматривается Тегераном как возможный поставщик соответствующих технологий.

Ядерная программа преследует стратегическую цель оказать мощное политическое и силовое давление на Ирак и монархические государства Персидского залива с тем, чтобы обеспечить Ирану доминирующую роль в регионе. В конце 80-х годов были восстановлены ядерные программы шахского режима, возобновилось законсервированное после революции 1979 года строительство двух АЭС в районе г. Бушера общей мощностью 2400 МВт, стали создаваться научно-исследовательские ядерные центры в Тегеране и Исфагане. Параллельно Иран начал активно развивать контакты с государствами, получившими доступ к советским ядерным технологиям, прежде всего с государствами Восточной Европы, Индией, Китаем, Северной Кореей, Сирией. С конца 80-х годов иранское правительство ежегодно выделяет на реализацию ядерной программы до 500 млн долл.

Развитие культурно-религиозных отношений

Одной из точек соприкосновения двух держав стало взаимопонимание по выдвинутой президентом Ирана С.М. Хатами концепции диалога между цивилизациями. Готовность Дели всецело способствовать практической реализации этой идеи неоднократно отмечалась в ходе двусторонних встреч и контактов. В этом контексте иранцы акцентируют внимание на необходимости противопоставить натиску западной бездуховности традиционные гуманистические ценности восточных цивилизаций и культур. Указывая на древность иранского и индийского государств, их вклад в мировую культуру и ту традиционно важную роль, которую каждое из них играло в регионе и мире, Иран и Индия подчеркивают свою близость, особенно с точки зрения предпосылок для расширения сотрудничества.

Международное сотрудничество ИРИ в области борьбы с производством и распространением наркотиков на региональном уровне

Линия ИРИ на объединение усилий многих государств в борьбе с наркотиками наиболее последовательно реализуется на региональном уровне. Соответствующие международно-правовые документы, включая меморандумы о взаимопонимании, подписаны с рядом приграничных и близлежащих государств, в том числе с Индией. Иран и Индия подписали соглашение о расширении сотрудничества в данной области.

Таким образом, Индия, обладая большим военно-промышленным потенциалом и значительными военно-экономическими возможностями, занимает одно из ведущих мест в планах иранского руководства. Анализ развития двусторонних связей в различных сферах свидетельствует о сохраняющейся тенденции роста и повышения основных показателей. Иранцы не исключают того, что в перспективе ирано-индийские отношения могут стать основой нового стратегического союза: Иран – Индия – Россия — Китай.

Основным сдерживающим фактором развития индийско-иранских взаимоотношений является активное сотрудничество Индии с Израилем, в том числе в военно-технической сфере. Но, несмотря на это, существующее единство интересов Тегерана и Дели по широкому спектру проблем, а также предполагаемые и очевидные долгосрочные перспективы сотрудничества свидетельствуют о том, что между странами сложились отношения стратегического партнерства. И для Индии и Ирана двустороннее сотрудничество является путем решения многих проблем — как экономических, так и геополитических.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *