инфамия в римском праве это
Инфамия
Смотреть что такое «Инфамия» в других словарях:
ИНФАМИЯ — (лат.). Бесчестие, гнусность, позорное дело; дурная репутация. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
инфамия — сущ., кол во синонимов: 2 • бесчестье (15) • гнусность (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
инфамия — судовае пазбаўленне гонару і грамадзянскіх правоў … Старабеларускі лексікон
Польша (история)* — Период I. П. племенная и языческая. В конце VI в. по Р. Хр., с уходом германских племен из бассейнов Вислы, Одера и Эльбы, происходит миграция славян к западу и северу от их европейской стоянки на склонах Карпат и верховьях Вислы. Среди племен… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Польша — (история) Период I. П. племенная и языческая. В конце VI в. по Р. Хр., с уходом германских племен из бассейнов Вислы, Одера и Эльбы, происходит миграция славян к западу и северу от их европейской стоянки на склонах Карпат и верховьях Вислы. Среди … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
га/ванские сигары — (иноск. шут.) невозможного запаха, вместо: гава/нские (намек на низкий сорт сигар, употребляемый в Галерной гавани небогатыми обитателями этой окраины столицы) Ср. Едва мерцал (в тоннеле Пассажа) потухающий газ, и копоть и дым сигар, называемых… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
бесчестье — См. обида. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бесчестье бесславие, обида, позор, бесславие; позорное пятно, оскорбление, стыд, темное пятно, сором, срамота, срам, стыдоба.… … Словарь синонимов
гнусность — См … Словарь синонимов
23. Инфамия
Умаление чести вследствие бесчестья (infamia) было особым явлением с особыми юридическими последствиями для римского гражданина, ограничивающими его правоспособность; на прочие слои населения оно не распространялось. Бесчестье могло наступать по фактическим или по законным основаниям. Фактическое бесчестье вело происхождение из нравственного осуждения обществом морального облика или поведения лица (неуличенный вор, распутник, карточный шулер).
Признание фактического бесчестья в формально-правовом отношении являлось как бы превентивным лишением равноправия: лицо не допускалось в число возможных свидетелей, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица, исключалось от решения общественно-нравственных вопросов; признание человека turpitude (позор – разновидность непосредственного бесчестья) создавало достаточное основание для лишения его прав на наследство.
Законное бесчестье происходило в результате преторского распоряжения, на основе закона или согласно нормам гражданского права. Бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediate) наступало, если лицо вело образ жизни или отличалось поведением, характерными для осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т. п., и не требовало никаких индивидуаль-но-правовых постановлений.
Опосредованное законное бесчестье наступало (infamia juris mcdiata) в результате индивидуального акта, по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, при уклонении от обязанностей по опеке.
Следствием бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав – на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, на наследование.
Умаление чести могло быть пожизненным или временным. Восстановление чести реализовывалось либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Infamia
Кроме изменения одного из статусов к умалению правоспособности могло привести умаление гражданской чести – то есть поражение в правах, являющееся результатом совершения определенных предосудительных действий. Гражданское бесчестье (infamia) наступало либо в силу осуждения данного лица за бесчестящие преступления (кража, мошенничество) либо в силу присуждения по определенным видам гражданских дел, в которых речь шла о нарушении обязательств, по представлениям римских юристов связанных с особо доверительным характером отношений (обязательств из договоров поручения, хранения, и товарищества, обязательств опекуна). Такое бесчестье как побочное следствие судебного решения называется infamia mediata.
С другой стороны, гражданское бесчестье могло быть непосредственным следствием плохой репутации, то есть неких фактических обстоятельств, на которые мог сослаться магистрат или заинтересованное лицо, отказывая опороченному лицу в каком-либо праве. В таком случае имеется infamia immediata. К числе таких фактических обстоятельств относились либо порочащие поступки (в частности банкротство, двойное обручение), либо хотя и дозволенные, но позорные занятия. К числу последних по представлениям римских юристов относились все профессии, связанные с выступлением на сцене (актеры, гладиаторы), а также сводничество и проституция.
Умаление гражданской чести приводило к утрате права быть опекуном, представителем в суде, а также права назначать себе представителя в суде, права свидетельствовать и быть свидетелем при совершении сделок.
Инфамия в римском праве это
Человек для обладания полной правоспособностью во всех областях человеческих отношений (политических, семейных, имущественных) должен соответствовать следующим условиям:
1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;
2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;
3) в отношении семейного положения: не быть подчиненным власти главы семьи.
Правоспособность (caput) определяется тремя состояниями (статусами):
1) status libertatis – состояние свободы;
2) status civitatis – состояние гражданства;
3) status familiae – семейное состояние, в силу которого данное лицо не подвластно главе семейства. Данный статус имел только домовладыка (paterfamilias), ему подчинялась семья, которая представляла собой союз людей, не связанных кровными узами, т. е. члены семьи правоспособности в сфере частного права не имели. Отпадение или изменение одного из этих статусов влекло за собой прекращение, изменение объема или содержания правоспособности.
Всякое изменение правового положения (capitis deminutio):
1) maxima (лишение свободы, попадание в плен, продажа себя в рабство с целью присвоения покупной цены после освобождения;
2) связь свободной с чужим рабом против запрета господина, обращение в рабство за преступление (до Юстиниана);
3) media – утрата римского гражданства (ссылка), но сохранение iuris gentium;
4) minima – изменение семейного положения, не только уменьшение, но и расширение правоспособности.
Таким образом, deminutio следует понимать как прекращение старого статуса и появление нового.
Человек считался субъектом права с рождения, если его правоспособность удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, и до смерти.
Cуществовало положение, установленное юристами, в силу которого еще не родившийся ребенок тоже признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам: «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D.1.5.7). Сюда, например, относится случай наследования неродившимся ребенком имущества отца, если отец умер во время беременности матери.
Римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Умаление чести – лишение равноправия римского гражданина вследствие бесчестия, которое наступало с определенными обстоятельствами. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были:
Intestabilitas – это ограничение правоспособности лица, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание, также в более позднее время ограничение правоспособности лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).
Эти лица больше не могли быть свидетелями и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, что было весьма важно в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. Но постепенно исчезновение старых формальных сделок привело к тому, что intestabilitas утратила свое значение.
Infamia – умаление чести, приводило к особым юридическим последствиям вследствие бесчестья и заключалось в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Основаниями для бесчестья могли быть основания фактические и законные. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица, т. е. это как бы нравственное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitude, устранялось из числа возможных свидетелей (вообще от решения общественно-
нравственных вопросов), возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. Законное бесчестье – это ограничение правоспособности в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Законное бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье лица (mfamia juris immediata) следовало в случае, если это лицо было причастно к осужденному законом образу жизни или поведению (например, проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата) и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчестье (infamia juris mcdiata) наступало в том случае, если лицо совершило какое-либо уголовное преступление (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке. Цензор был вправе вычеркнуть то или иное лицо, например, из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул, который руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению в суде. Когда же контроль цензоров и консулов с падением республики отпал, преторская infamia стала прочным институтом гражданского права.
Инфамия в римском праве это
По дееспособности ограничивались такие категории римских граждан:
– душевнобольные, которым назначался попечитель вне зависимости от их возраста;
– телесно больные, когда болезнь или травма привели к такому поражению органа или способности человека, что это отразилось на его способности правильно интерпретировать поведение окружающих и выражать собственно решение понятным для окружающих способом (немота, глухота, слепота и т. п.);
– расточители, состояние которых находится под угрозой полного разорения; в этом случае они находятся под опекой по сделкам отчуждения или при возникновении обязательства, но в то же время полностью отвечают за все деликты (правонарушения);
– женщины, которым назначается вечная опека сначала со стороны отца или иного домовладыки, затем – мужа, а после его смерти – ближайшего родственника; распоряжаться имуществом женщинам разрешили лишь в конце классического периода римской истории, но и при этом они не имели права принимать на себя чужие обязательства.
Ограничения получали римские граждане, обвиненные в бесчестье. В классическом римском праве получение бесчестья приводило к запрету представлять других в процессе или назначать себе представителя, вступать в брак со свободнорожденным, ограничивало наследственные права.
Бесчестье могло наступить в результате обвинительного приговора за уголовное преступление или правонарушение по отношениям, где подразумевается особая честность (поручение, хранение, опека); при вступлении в брак до истечения года после смерти мужа, за сводничество.
Ограничению в правах подвергалось и лицо, отказавшееся дать свидетельские показания, хотя оно было свидетелем в сделке; после такого отказа человек лишался права принимать участие в сделках, где требовался свидетель, не мог подтверждать волю завещателя.
Умаление чести вследствие бесчестья (infamia) было особым явлением с особыми юридическими последствиями для римского гражданина, ограничивающими его правоспособность; на прочие слои населения оно не распространялось. Бесчестье могло наступать по фактическим или по законным основаниям. Фактическое бесчестье вело происхождение из нравственного осуждения обществом морального облика или поведения лица (неуличенный вор, распутник, карточный шулер).
Признание фактического бесчестья в формально-правовом отношении являлось как бы превентивным лишением равноправия: лицо не допускалось в число возможных свидетелей, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица, исключалось от решения общественно-нравственных вопросов; признание человека turpitude (позор – разновидность непосредственного бесчестья) создавало достаточное основание для лишения его прав на наследство.
Законное бесчестье происходило в результате преторского распоряжения, на основе закона или согласно нормам гражданского права. Бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediate) наступало, если лицо вело образ жизни или отличалось поведением, характерными для осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т. п., и не требовало никаких индивидуаль-но-правовых постановлений.
Опосредованное законное бесчестье наступало (infamia juris mcdiata) в результате индивидуального акта, по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, при уклонении от обязанностей по опеке.
Следствием бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав – на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, на наследование.
Умаление чести могло быть пожизненным или временным. Восстановление чести реализовывалось либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.
24. Правовое положение латинов, перегринов, вольноотпущенников
Латинами до I в. до н. э. назывались жители римских колоний, до II в. н. э. они автоматически получали статус граждан при переезде в Рим, а со II в. н. э. статус предоставлялся, если они оставляли в колонии мужское потомство. Для латинов существовал и другой способ получения гражданства – участие в работе муниципального сената. Латинам не предоставлялись право на законный брак и право на завещания, но они имели право на сделки и право участия в процессе.