информ дайджест как форма воспитательной работы
Информ-дайджест как эффективная культурная практика в воспитательном пространстве педагогического колледжа
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
зам. зав. филиалом по УВР
как эффективная культурная практика
в воспитательном пространстве педагогического колледжа
Воспитательная деятельность нашего образовательного учреждения богата культурными традициями, направленными на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Профессиональная компетентность включает в себя формирование ценностных ориентаций, мотивов деятельности, интегративных показателей культуры, таких как речь будущего специалиста, манера общения, отношение к себе, своей деятельности, к смежным областям деятельности [3]. Практическое воплощение данного компонента профессиональной компетентности осуществляется в процессе воспитательной деятельности образовательного учреждения через реализацию определенных культурных практик.
Культурные практики – это основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для студента виды его самостоятельной творческой деятельности [5]. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как Н. Б. Крылова, В. В. Игнатова, Л. А. Барановская, Т. Б. Алексеева [1, 2, 3, 4, 5].
Одной из традиционных культурных практик является подготовка и проведение получасового информ-дайджеста, призванного формировать у студентов не только перечисленные выше составляющие профессиональной компетентности, но и информационную культуру будущих специалистов.
Информационная культура – это возможность получить и использовать качественную информацию, которая позволит студенту войти в информационное общество и стать его активным членом [6]. Интересную мысль высказал академик С.И. Вавилов, говоря об информации: «. современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка» [4]. Результативность работы по формированию информационной культуры личности зависит от эффективности взаимодействия людей и четкого распределения ролей [6]. Именно в процессе подготовки информ-дайджеста появляется возможность формирования и этих качеств.
Данная форма организации воспитательной деятельности не нова. Она практикуется в воспитательном пространстве колледжа уже многие десятилетия. Ранее она носила название информационно-публицистической программы, которая включала в себя информационный блок по определенной тематике, подборку цитат и изречений известных людей, иллюстрировалась стихотворениями и песнями, оформлялась выставкой литературы, газет и журналов.
С развитием технологий эта форма воспитательной работы стала называться информационной программой. Содержание таких программ обогатилось ярким оформлением, изготавливаемым руками студенческой группы, осуществляющей подготовку и проведение. В неё были добавлены сценки, инсценировки, короткие танцевальные композиции, в соответствии с тематикой программы. Переломным моментом стало включение видеофрагментов, демонстрируемых с телевизора и записанных на видеокассеты.
Естественный ход времени продиктовал необходимость преобразования информационной программы в информ-дайджест. Причиной стало развитие информационно-коммуникационных технологий, позволивших развернуть изображение на большой экран, готовить и показывать мультимедийные презентации, выходить в интернет, делать собственные видеосъемки и тематические ролики.
Информ-дайджест нашел свое место среди информационных культурных практик колледжа, которые нацелены на расширение кругозора студентов, ознакомление их с новыми понятиями, явлениями, событиями, лицами. Он может быть приурочен к знаменательным датам истории и культуры разных стран, повествовать о выдающихся людях, интересных событиях и явлениях. В нём может содержаться оценка каких-либо мнений или поступков.
В процессе подготовки информ-дайджеста у студентов также формируется и гражданская компетентность, то есть интегративное качество личности, позволяющее осознанно, ответственно и эффективно пользоваться гражданскими правами и свободами, выполнять обязанности гражданина, занимать активную гражданскую позицию, разделять ценности демократического общества, быть патриотом своей Родины, уважительно относиться к народам и культурам других стран. Гражданская компетентность подразумевает формирование ценностно-смысловых компетенций, таких как умение ориентироваться на гуманистические ценности в своих действиях и поступках, умение дать нравственную оценку происходящим событиям, действиям, поступкам, умение принимать гуманистические ценности, умение согласовывать ценности и цели с другими людьми.
Информ-дайджест носит различную направленность:
краеведческий повествует о родном крае, его истории, интересных событиях, выдающихся людях, природе, географии и т.д.;
исторический приурочен к знаменательным датам отечественной и мировой истории, представляет современную оценку событиям, анализирует последствия. Представляемый материал имеет цитаты исторических документов, кинохронику;
нравственно-эстетический рассматривает проблемы нравственности, морали, этики. Он иллюстрируется литературными и музыкальными произведениями, танцевальными и вокальными композициями, инсценировками, изобилует цитатами, афоризмами и крылатыми выражениями;
патриотический несёт на себе мощное воспитательное воздействие на студентов, формирует гражданско-патриотический стержень личности россиянина, ответственного за судьбу своего Отечества;
Подготовка и проведение информ-дайджеста осуществляется по определенной уже отработанной технологии. В начале учебного года каждая учебная группа колледжа получает тему и сроки или только сроки проведения информ-дайджеста. Во втором случае тематика выбирается студентами самостоятельно под руководством классного руководителя. Далее осуществляется поиск и подбор ценных и интересных материалов по теме, пишется сценарий, распределяются слова, проводится первичное считывание. На втором этапе проводятся репетиции, оттачиваются детали (речь, произношение и интонация, смена ведущих и т.д.), подготавливается оформление, мультимедийное сопровождение, костюмы. Итогом работы является генеральная репетиция. Результат – презентация информ-дайджеста зрительской аудитории, состоящей из всех студентов и преподавателей колледжа. Частота проведения информ-дайджеста: 1 – 2 раза в месяц. Основной принцип в работе над выпуском информ-дайджеста – участие всех студентов группы в его подготовке и проведении. За период обучения в колледже каждая учебная группа делает от 4 до 6 выпусков информ-дайджеста, что позволяет каждому студенту проявить свои творческие способности, попробовать себя в роли ведущего.
Анализируя итоги ежегодного социологического опроса, проводимого среди студентов колледжа, интерес к посещению информ-дайджеста не ослабевает. Студенты активно включаются в его подготовку и проведение, а полученный в процессе этой деятельности опыт очень ценен с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов.
Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/79-sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniya-v-informatsionnomobshchestve/459-2-31
Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Барановская Лариса Альбертовна. – Чита: 2012.
Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности [Текст]: монография / В. В. Игнатова, Л.А. Барановская. – Красноярск: СибГТУ, 2010.
Келер В.Р. Сергей Вавилов. Биографическая повесть. — М.: Дет. лит., 1984, электронный вариант.
Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/krylova_nb/krylova-000001.html
Муромцев В.В., Муромцева А.В. Формирование информационной культуры в условиях доминирующей роли виртуальных коммуникаций // Труды XIII Чаяновских чтений. Социальное государство: Вызовы XXI века: Москва, 14 марта / отв. ред. Н. И. Архипова. М.: Изд-во РГГУ, 2013.
Формы проведения информационных часов и внеклассных мероприятий
Формы проведения информационных часов
1. «Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества;
события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.
2. «Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
3. «Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
4. «Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.
5. «Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся
7. «Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
8. «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.
10. «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.
11. Информационный ринг
12. Конкурс эрудитов
13. Праздник газет и журналов
14. Конкурс рисунков ( плакатов)
15. Путешествие во времени ( история создания газет и журналов)
16. Рекламная акция
Формы проведения внеклассного мероприятия
1. Акция
2. Аукцион идей ( доброты)
3. Беседа
4. Круглый стол
5. Брейн –ринг
6. Вахта памяти
7. Вечер (вопросов и ответов)
8. Викторина
9. Встреча и интересными людьми ( отцов и сыновей)
10. Выставка ( фотовыставка)
11. Гостинная (поэтическая, музыкальная, литературная)
12. Деловая игра
13. Диспут
14. Дискуссия
15. Заочное путешествие
16. Игра
17. Коллективное творческое дело
18. Конкурс
19. Конференция
20. Лекция
21. Поход
22. Праздник
23. Проект
24. Турнир (рыцарский, спортивный)
25. Урок мужества
26. Экскурсия
27. Устный журнал
28. Презентация
29. Анкетирование
30. Тест
31. Час общения
32. Откровенный разговор
33. Спортакиада
34. Заседание клуба ( знатоков)
Формы проведения информационных часов и внеклассных мероприятий
Формы проведения информационных часов
1. «Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества;
события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.
2. «Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
3. «Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
4. «Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.
5. «Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся
7. «Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
8. «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.
10. «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.
11. Информационный ринг
12. Конкурс эрудитов
13. Праздник газет и журналов
14. Конкурс рисунков ( плакатов)
15. Путешествие во времени ( история создания газет и журналов)
16. Рекламная акция
Формы проведения внеклассного мероприятия
1. Акция
2. Аукцион идей ( доброты)
3. Беседа
4. Круглый стол
5. Брейн –ринг
6. Вахта памяти
7. Вечер (вопросов и ответов)
8. Викторина
9. Встреча и интересными людьми ( отцов и сыновей)
10. Выставка ( фотовыставка)
11. Гостинная (поэтическая, музыкальная, литературная)
12. Деловая игра
13. Диспут
14. Дискуссия
15. Заочное путешествие
16. Игра
17. Коллективное творческое дело
18. Конкурс
19. Конференция
20. Лекция
21. Поход
22. Праздник
23. Проект
24. Турнир (рыцарский, спортивный)
25. Урок мужества
26. Экскурсия
27. Устный журнал
28. Презентация
29. Анкетирование
30. Тест
31. Час общения
32. Откровенный разговор
33. Спортакиада
34. Заседание клуба ( знатоков)
Формы проведения обзорных информационных часов
«Информ-дайджест» – еженедельная «пятиминутка» со свободным
выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав
общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу
с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы,
информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали – отвечаем»– форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
«Информация +»– это ознакомление учащихся с событиями в стране
и за рубежом по определенной схеме:
• внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
• тенденции развития России и стран Содружества;
• события в странах дальнего зарубежья;
• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.
«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме
выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала,
комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.
Тематический информационный час– более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.
Направления в таком случае не распределяются, но обязательной
является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его
событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки.
Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки
тематического информационного часа. Важнейшее требование —
актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими
проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику
планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с
учащимися. Необходимо использовать наиболее действенные формы и
методы подачи информации.
По необходимости, куратором разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные
задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического
В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из
учащихся (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер
группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их
внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от
вовлечения всех учащихся в обсуждение вопросов, обмена мнениями по
обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно
также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом
материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического
информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи
с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод
объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.
Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения
молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь
Формы проведения
тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» – форма изучения актуальной
социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и
активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на
тематическом информационном часе может быть продиктована последними
событиями в мире или предложена самими студентами.
Информация по теме может быть изложена или самим гостем
(историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы,
способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку
раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен
просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют
сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ
проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются
«Политическая дискуссия»– тематический информационный час с
целью исследования проблемных и спорных политических вопросов.
Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная
теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации
противоположной концепции. В результате коллективного творческого
мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую
жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» – форма тематического информационного часа,
анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной
телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные
исторические и политические справки, представляет гостей и организует
диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены
конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания
слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов,
фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди»– тематический информационный час, посвященный
биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики,
экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» – форма информационного часа с элементами
ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и
«фотокорреспонденты» – берут интервью у докладчика, выступающего в
роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции
способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более
осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к
проблеме, умение защищать свою точку зрения.
«Тематический блиц-опрос»– представляет собой собственные
видеосюжеты учащихся по определенной тематике для последующего
обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой
проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой
и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как
учащиеся, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители.
Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему,
согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало
информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме,
является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования
поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию
«Пресс-турнир» – форма информационного часа, позволяющая
активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по
различным проблемам общества, выделять главное из различного рода
информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы,
представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены
определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания.
Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает
вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике
– подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других
команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к
«Информационный журнал»– форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами учащиеся или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).
«Семинар-информация»– форма информационного часа,
предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам,
в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение,
споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.
«Брейн-ринг»– форма для проведения тематического
информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в
данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси»,
«Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и
другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления,
сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн – мозг,
рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для
состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.
Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими
«Турнир-викторина» – состязание двух или нескольких команд,
каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по
определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды
по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы,