информационная система представляющая собой форму организационного управления налоговыми органами
Информационная система представляющая собой форму организационного управления налоговыми органами
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3″)»
В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.
Руководитель Федеральной налоговой службы | М.В. Мишустин |
Положение
об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@)
I. Общие положения
II. Назначение и задачи АИС «Налог-3»
3. АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.
4. АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:
а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;
д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;
з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.
К дополнительным задачам относятся:
а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
III. Пользователи АИС «Налог-3»
5. Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются:
б) организации, подведомственные ФНС России.
IV. Основные принципы построения и функции АИС «Налог-3»
6. Основными принципами построения АИС «Налог-3» являются:
а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;
б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС «Налог-3», у источника информации;
в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС «Налог-3»;
г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС «Налог-3», к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;
д) открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;
е) единство используемых в АИС «Налог-3» терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;
ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС «Налог-3»;
з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;
и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС «Налог-3», за исключением информации ограниченного доступа.
7. АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:
а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;
б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);
в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС «Налог-3», и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;
г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;
д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.
V. Компонентный состав АИС «Налог-3»
8. К основным компонентам АИС «Налог-3» относятся:
а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);
б) децентрализованные компоненты.
VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС «Налог-3»
9. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Под информационным взаимодействием АИС «Налог-3» и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС «Налог-3» информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС «Налог-3», а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС «Налог-3».
10. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС «Налог-3» на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.
При организации взаимодействия АИС «Налог-3» и иных информационных систем применяется, в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
11. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:
а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС «Налог-3»;
б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;
г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС «Налог-3», о сбоях и нарушениях в работе АИС «Налог-3» и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;
д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС «Налог-3» и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;
ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.
12. Технологические средства АИС «Налог-3» обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС «Налог-3» включая справочники и классификаторы, используемые АИС «Налог-3».
Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС «Налог-3», а также порядок их формирования и ведения в АИС «Налог-3» устанавливаются ФНС России.
Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС «Налог-3», осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.
13. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС «Налог-3», посредством:
а) аутентификации и авторизации пользователей АИС «Налог-3», осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС «Налог-3»;
б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;
в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;
г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.
14. Технические и программные средства АИС «Налог-3» в части защиты информации, содержащейся в АИС «Налог-3», соответствуют:
а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013. N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;
ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
15. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают:
а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС «Налог-3» для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС «Налог-3» информации;
б) авторизацию зарегистрированных в АИС «Налог-3» пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;
в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС «Налог-3»;
г) возможность поиска и получения пользователями АИС «Налог-3» текстовой информации и агрегированных статистических данных;
д) разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-3» на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые «налоговым автоматом»;
е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС «Налог-3», и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;
ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;
з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС «Налог-3».
16. Лингвистические средства АИС «Налог-3» обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС «Налог-3» к содержащейся в АИС «Налог-3» информации на русском языке.
17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС «Налог-3», а также подсистем АИС «Налог-3», устанавливаются ФНС России.
VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС «Налог-3»
18. Процесс развития АИС «Налог-3» направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.
19. Перевод децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:
а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;
б) сохранение инвестиций;
в) обеспечение непрерывности технологических процессов;
г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;
д) обеспечение целостности и консистентности данных.
20. Функции централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3», находящихся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.
21. При переводе децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:
а) использование единой нормативно-справочной информации;
б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;
в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонентов в централизованные (в федеральное хранилище);
г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонентов АИС «Налог-3» в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;
д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;
е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.
22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.
VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС «Налог-3»
23. Доступ к АИС «Налог-3» предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.
24. Регистрация в АИС «Налог-3» пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.
25. В целях организации работы с АИС «Налог-3» пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:
24.1. Для внешнего взаимодействия:
а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;
б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;
в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС «Налог-3» в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.
24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:
а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;
б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС «Налог-3» на очередной год;
в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.
26. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС «Налог-3» для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.
27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС «Налог-3» осуществляется с использованием специализированных средств управления доступом.
28. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС «Налог-3» ФНС России.
29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
30. Доступ к информации, содержащейся в АИС «Налог-3», обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
IX. Правовой режим программно-технических средств АИС «Налог-3»
31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.
32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3» приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
33. Совокупность программного обеспечения АИС «Налог-3», а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3».
Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС «Налог-3» устанавливается приказом ФНС России.
X. Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3»
34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС «Налог-3», является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. N 995 Система ЦОД Минфина России.
35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти, входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.
XI. Порядок развития АИС «Налог-3»
36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС «Налог-3», включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утверждаемым приказом ФНС России.
XII. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3»
37. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3» регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.
38. Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.
Техническая поддержка пользователей АИС «Налог-3» осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.
Обзор документа
Утверждено положение об автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»).
Оно определяет назначение и задачи АИС «Налог-3», ее структуру, основные функции и пользователей, а также порядок обеспечения доступа, правовой статус программно-технических средств, правила информационного взаимодействия указанной системы с иными информационными системами.
АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач ФНС России. Она направлена, в частности, на обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика; создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации; гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации и др.
Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются налоговые органы и организации, подведомственные ФНС России.
Доступ к указанной системе предоставляется пользователям с использованием специализированных средств управления доступом.
Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.
Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.
Тема 5. Информационные системы в налогообложении
Цель и задачи темы
Дать понятие информационных систем в налогообложении. Охарактеризовать их использование в налоговых инспекциях. Определить основные принципы построения систем автоматизации в налогообложении и особенности функционирования информационных систем в налогообложении с ориентацией на центральные и региональные налоговые службы. Дать представление о программных средствах в налогообложении.
Оглавление
5.1. Понятие информационных систем в налогообложении и их использование в налоговых инспекциях
Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни.
Основными целями государственного воздействия являются:
Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно.
Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства.
Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика.
Налоговая система РФ представлена совокупностью:
Все собранные платежи поступают в бюджетную систему России, т. е. формируют денежные доходы государства.
Бюджетные средства нужны для выполнения функций государства:
В результате рыночных преобразований в России была создана Федеральная налоговая служба (ФНС) — государственный механизм финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.
ФНС России включает в себя (рис. 1):
Рис. 1. Структура ФНС России
ФНС России входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Правительству Российской Федерации.
Основной задачей ФНС России является контроль за:
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления.
Объекты управления — предприятия и организации различных форм собственности и население.
Субъект управления — государство в лице ФНС.
Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании ИТ.
С этой целью в органах ФНС создается ИС, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по:
Для создания ИС ФНС необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню ФНС и как осуществляется взаимодействие между уровнями.
Система имеет иерархическую структуру.
Структура и состав системы управления ФНС России соответствуют ее административно-территориальному делению.
ФНС построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.
Верхние уровни ФНС состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов.
Взаимодействие с налогоплательщиками осуществляет 3-й уровень ФНС, на котором выполняются следующие функции:
Для осуществления этих функций в системе управления органами ФНС РФ создана информационная система «Налог».
Этапы информатизации ФНС
I Всероссийское совещание по вопросам информатизации налоговых органов (29.06.1992).
Создание отделов информатизации в инспекциях по городам и районам (26.04.93).
Создание электронной почты.
Создание общедоступного WWW-сервера федерального уровня.
Инвентаризация информационных ресурсов налоговой службы.
Создание общедоступных WWW-серверов регионального уровня.
Внедрение стандартов качества ISO для спецификации рабочих процессов деятельности налоговых органов. Подготовка второго этапа Проекта модернизации налоговых органов, связанного с созданием инфраструктуры и стандартизацией информационного обеспечения.
Реинжиниринг рабочих процессов налоговых органов.
Внедрение «Системы ЭОД» как стандарта в работе территориальных налоговых органов. Организация представления деклараций в электронном виде. Типизация, унификация и стандартизация процессов государственного налогового администрирования на базе современных ИКТ.
Создание концепции информационного сервиса как основы системы налогового администрирования.
Создание концепции МНС как поставщика государственных услуг. Централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу одного окна. Организация удаленного доступа к федеральному информационному ресурсу ЕГРН.
Х Всероссийское совещание по вопросам информатизации налоговых органов (28-29.04.2005).
ИС «Налог» — форма управления органами ФНС на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.
ИС «Налог» позволяет:
Цели функционирования ИС «Налог»:
На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования ИС.
5.2. Основные принципы построения ИС в налогообложении
Структура ИС ФНС — многоуровневая.
Для нормального функционирования системы осуществляется управление:
В налоговой системе процесс управления является процессом информационным.
Как любая экономическая система, ИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из:
Функциональная часть отражает предметную область ИС.
В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня ИС «Налог» свой.
Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления.
В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.
Алгоритмы расчетов базируются на:
В состав каждого комплекса входят отдельные задачи.
Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающая часть ИС включает:
Информационное обеспечение включает:
Техническое обеспечение — совокупность технических средств обработки информации на основе ЭВМ, а также средства передачи информации между различными АРМ как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение — комплекс программных средств общего и прикладного характера, необходимых для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
ИС налоговой службы относится к классу больших систем.
К ней предъявляется ряд требований:
Эти требования предполагают:
ИС должна обеспечить:
В информационном аспекте ИС должна:
Создание подобной системы связано с решением ряда проблем:
Характеристика функциональных задач, решаемых в органах ФНС
Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения.
На втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих типовые виды деятельности ФНС регионального уровня в части сбора различных видов налоговых платежей и контроля за этим процессом.
Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц, деятельность по документальной проверке предприятий.
Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах).
В реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц.
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Государственной налоговой службы РФ.
В ней осуществляются:
Аналитическая деятельность ФНС включает в себя:
К внутриведомственным задачам относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата ФНС.
Состав функциональных подсистем третьего уровня:
Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет.
Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.
При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр.
Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам ФНС.
Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику.
Поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной проверки связана с функциями контроля:
Подсистема камеральной проверки необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов.
В задачи этой подсистемы входят:
Подсистема камеральной проверки имеет внутренние связи с другими подсистемами:
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с:
Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами:
То есть анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке.
В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате.
На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов.
Она является важнейшей, так как обеспечивает выполнение задач:
Подсистема документальной проверки связана практически со всеми другими функциональными подсистемами ИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с:
На основе информации подсистемы ведения нормативно-правовой документации строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с:
Подсистема обработки документов физических лиц — обособленная часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Подсистема обработки документов физических лиц включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам.
Подсистема обработки документов физических лиц функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления:
В подсистеме обработки документов физических лиц:
5.3. Информационное обеспечение ИС налоговой службы
Информационное обеспечение ИС «Налог» — информационная модель налоговых органов.
Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами.
Информационное обеспечение должно снабжать пользователей ИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
ИС должна иметь возможность:
Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь:
Внешними по отношению к ИС «Налог» являются:
Информационное обеспечение ИС налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из:
Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность:
Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных:
Система показателей состоит из:
Показатели характеризуют:
Показатели содержатся в документах — наиболее распространенных носителях исходной и результатной информации.
В ФНС функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям:
Унифицированные документы используются на всех уровнях системы.
К ним относятся документы, циркулирующие в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами.
Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям.
Информационные потоки дают наиболее полную картину ИС ФНС, так как с их помощью:
Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов.
Единицами информационных потоков могут быть:
Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
б) по срокам представления:
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Составляющая внемашинного ИО — система классификации и кодирования.
В условиях ИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить:
ИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов:
б) ведомственных классификаторов:
в) системных классификаторов:
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения.
Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами.
Информация представляется в виде:
По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов.
Массивы и содержащиеся в них данные по степени устойчивости можно разделить на:
Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема.
Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными).
В переменных массивах содержится информация:
В постоянных массивах содержатся:
Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД).
Базы данных состоят из массивов.
Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии с требованиями:
Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста.
К профессиональным БД в налоговых органах относятся:
Значительное место в информационном обеспечении ИС «Налог» занимают информационно-справочные системы.
Для их функционирования создают:
Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.
5.4. Программные средства в налогообложении
Программа «Налогоплательщик ЮЛ» предназначена для автоматизации процесса подготовки данных налоговой отчетности бухгалтерами или финансовыми отделами налогоплательщиков, ответственными за составление налоговой отчетности для представления в налоговый орган в электронном виде на магнитных носителях.
Программа разработана ФГУП ГНИВЦ ФНС России и ежемесячно обновляется в соответствии с утверждением новых форматов представления форм налоговой отчетности.
Программа подготовки документов, используемых при регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП), версия 1.0.3.
Программа ввода заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов (для налогоплательщиков) ЭСНДС НП версии 1.1.8.
Программа подготовки документов, используемых при регистрации юридических лиц (ЮЛ).
Программа ввода заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов (для налогоплательщиков) «ЭСНДС НП» версии 1.1.8.
Программа «Платеж 2005» версия 1.0.0 от 21.12.2004 для формирования и заполнения налогоплательщиком бумажной формы платежного поручения.
Программа предназначена для формирования и заполнения налогоплательщиком бумажной формы платежного поручения в соответствии с Приказом МНС России от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Программа подготовки декларации о доходах физических лиц за 2005 год «Декларация 2005» (форма 3,4-НДФЛ), версия от 1.1.1 от 03.04.2006 г.
Программный комплекс «Возмещение НДС: Налогоплательщик» версия 3.0.2.