информационно правовые отношения основные термины

Информационно-правовые отношения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и особенности информационно-правового отношения

К информационно-правовым относятся социальные отношения, возникающие в информационной сфере и регулируемые нормами информационного права.

Как и другие правоотношения, они обладают следующими признаками:

Условием возникновения правоотношений является наличие нормы информационного права. Информационно-правовые отношения не могут порождаться неработающими нормами.

Специфика информационно-правовых отношений обусловлена сферой их действия, связью с деятельностью физических и юридических лиц по созданию, преобразованию и потреблению информации.

Особенности информационно-правовых отношений:

В структуру информационно-правового отношения включаются субъекты, объекты и юридические факты.

Субъект и объект информационно-правового отношения

Субъектами информационно-правового отношения могут быть лица, законодательно наделенные совокупностью прав и обязанностей в информационной сфере, имеющие возможность и способность вступать в определенные отношения по поводу создания, преобразования и потребления информации.

Готовые работы на аналогичную тему

К ним могут быть отнесены:

Юридические лица, некоммерческие организации и общественные объединения, а также органы власти различных уровней образуют так называемые коллективные субъекты информационно-правовых отношений. Они должны отвечать двум основным требованиям: располагать информационными правами и обязанностями, быть персонифицированными, то есть выступать как единое лицо.

Субъект информационных правоотношений должен обладать информационной правоспособностью и дееспособностью. У физических лиц информационная правосубъектность возникает с момента рождения. Коллективные субъекты информационных правоотношения получают её с момента образования в соответствии с законодательством России.

Объект информационно-правовых отношений – информация, поведение субъектов, реализующих информационные права и обязанности. Также к объектам информационно-правовых отношений могут быть отнесены вещные права и результаты творческой деятельности и личные неимущественные права, например, право на защищенность персональных данных лица.

Содержание и виды информационного правоотношения

Содержание информационного правоотношения образовано совокупностью прав и обязанностей его субъектов. Субъекты информационно-правовых отношений реализуют свои прав и обязанности в поведении и действиях, которые могут быть как правомерными, так и неправомерными.

Возникновение, изменение и развитие информационных правоотношений связано с определенными юридическими фактами, которые могут возникать как по воле индивида (действие), так и независимо от него (событие).

Основаниями классификации информационно-правовых отношений являются:

Источник

Информационно правовые отношения основные термины

В юридической науке нет общепризнанного определения информационного правоотношения (ИПО), его содержания и структуры.

Нормы информационного права регулируют наиболее важные, принципиальные группы общественных отношений, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации. Не всякое общественное отношение, сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, выступает в форме информационного правоотношения. Причинами тому являются, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех либо иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования. Например, невозможно урегулировать нормами права процесс творчества, установить порядок создания произведения или запретить с положительным эффектом распространение анекдотов.

В форме информационных правоотношений выступают те реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства либо искусственно сформировались в результате такого регулирования.

Следовательно, информационное правоотношение в широком смысле есть реальное общественное отношение, урегулированное нормами информационного права.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений;

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Под субъектами информационных правоотношений понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

4.2 Информационно -правовые нормы: общая характеристика

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения )или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуально защищаемую законом деятельность.

В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от госструктур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Санкция осуществляет защиту прав и обеспечение исполнения установленных правил. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. В конкретной статье НПА могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это – достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов гос. власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление гос. политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Примером императивных информационно-правовых норм могут быть: нормы- определения (дефиниции), нормы-цели, нормы-принципы, нормы-запреты, компетенционные нормы, императивные (содержат однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан).

Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

— нормы федерального уровня и действия;

— нормы субъектов РФ;

— нормы органов местного самоуправления.

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

— общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов гос. власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;

— межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами гос. органов, по обеспечению информационных процессов;

— отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа гос. власти;

— на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

В информационном праве в зависимости от функций права различаются регулятивные и охранительные информационные правоотношения.

Регулятивные ИПО связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к информации (ст. 8 ФЗ №149 ). Данные правоотношения возникают из правомерных действий лиц, участвующих в процессе доступа.

Охранительные ИПО возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, виновные лица несут ответственность, согласно ст. 13.16 КоАП. Данные правоотношения возникают тогда, когда имеют место незаконные ограничения прав средств массовой информации.

Материальные ИПО складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») либо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Процедурные ИПО складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В абсолютных ИПО управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного.

Примером абсолютного информационного правоотношения может служить правоотношение, складывающееся между обладателем секрета производства, наделенного исключительным правом на его использование и третьими лицами (п. 1 ст. 1466 ГК РФ, п.1 ст. 1229 ГК РФ).

Что касается абсолютных правоотношений собственности, возникающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя отнести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В относительных ИПО управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

Классификация информационных правоотношений может проводится на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. Инфосфера может быть разделена на предметные области, в которых и возникают информационные правоотношения между субъектами, при осуществлении информационных процессов с различными видами информации. Основными группами информационных правоотношений здесь выступают:

1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной сферы.

Субъекты – потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют по исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом гос. структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации – авторами произведений или собственниками информационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой предоставления производимой информации.

а) открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли). Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами гос. власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителей;

б) массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителю. Большая часть информационных правоотношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер;

в) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, также их официальные переводы). Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных НПА органами гос. власти в порядке реализации установленной для них компетенции;

г) обязательно предоставляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, предоставляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация). Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции;

3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения.

Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации гос. информационных систем и средств их обеспечения. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.

4. Информационные правоотношения, возникающие при создании средств и механизмов информационной безопасности.

В области информационной безопасности основными объектами защиты являются:

— интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);

— демократия, знания и духовные ценности общества;

— конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;

— информация как интеллектуальная собственность;

— документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная или вещная собственность;

— машинные носители с информацией;

— базы данных (знаний) в составе автоматизированных систем и их сетей;

— программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.

Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение угроз. Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.

¾ отраслевые информационные правоотношения, регу­лирующиеся исключительно нормами информацион­ного права;

¾ межотраслевые информационные право­отношения, регулирующиеся комплексом норм инфор­мационного и других отраслей права;

¾ смежные ин­формационные правоотношения, регулирующиеся нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима.

Отраслевые информационные правоотношения возникают в области:

§ обеспечения информационной безопасно­сти личности, общества и государства и соответ­ствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения ин­формационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения — подо­трасль «право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность и др.);

§ массовой информации — подотрасль « медиаправо » или «право массовой информации» (вклю­чая институт свободы массовой информации, ин­ститут прав телерадиовещателей и др.);

§ средств автоматизации (включая автоматизи­рованные информационные системы), электронно-вычислительной техники и соответствующей машин­ной или компьютерной информации — подотрасль «компьютерное право» (включая институты элек­тронного документооборота, электронной под­писи, программно-математического обеспечения и др.);

Межотраслевые информационные право­отношения (информационно-имущественные, информационно-неимуществен­ные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) возникают в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собствен­ности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.

Смежные информационные правоотношения возникают в области ис­пользования информационных средств и ресур­сов, в области культуры, библиотечного дела, ар­хивов и др.

Таким образом, информационные правоотношения в иных сферах, в частности эко­номической, политической, социальной, экологической, брачно-семейной, трудовой, нрав­ственной и др., не входят в предмет инфор­мационного права и являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей.

[1] Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 131.

[2] Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 41.

[3] Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М.: ИГП РАН, 2005. С. 36.

Источник

Информационные правоотношения

4.1. Понятие и виды информационных правоотношений

Помимо деления информационных правоотношений на регулятивные и охранительные, их можно дифференцировать на материальные и процедурные правоотношения.

Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») либо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процедурные информационные правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных информационных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного.

Примером абсолютного информационного правоотношения может служить правоотношение, складывающееся между обладателем секрета производства, наделенного исключительным правом на его использование и третьими лицами (п. 1 ст. 1466 ГК РФ, п.1 ст. 1229 ГК РФ).

Что касается абсолютных правоотношений собственности, возникающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя отнести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

В литературе предлагаются и иные, можно сказать, «нетрадиционные» разновидности информационных правоотношений. Так, М.М. Рассолов подразделяет информационные правоотношения на активные информационные действия, пассивные информационные действия, посредническую информационно-правовую работу, вспомогательные информационные действия, а также на организационные имущественные и неимущественные правоотношения».

В.А. Копылов предлагает классифицировать информационные правоотношения по информационным процессам и по видам информации.

К этой группе примыкают правоотношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Структуру информационного правоотношения образуют его элементы, в качестве которых выделяются субъекты правоотношения, объекты правоотношения и содержание правоотношения, включающие субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

4.2. Субъекты информационных правоотношений

В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, которые складываются прежде всего по поводу использования документированной информации, организации и деятельности средств массовой информации, на первый план выходят фигуры потребителей информации, т.е. тех лиц, которые реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации. В этот круг входят граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе пользователи библиотек, журналисты, потребители рекламы. Участниками данных правоотношений являются, кроме того, обладатели информации.

В правоотношениях, связанных с производством информации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, рекламной деятельности, ведущую роль играют производители информации. Это прежде всего издательства, редакции средств массовой информации, рекламодатели, рекламопроизводители, журналисты, авторы произведений и объектов технического творчества, органы государственной власти и местного самоуправления.

В правоотношениях, связанных с передачей и распространением информации, которые складываются преимущественно в области связи, сферах рекламной деятельности и международного информационного обмена, их участниками выступают организации связи, операторы связи, пользователи услуг связи, рекламораспространители, лица, участвующие в международном информационном обмене.

В правоотношениях, связанных с управлением информационными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, главенствующую роль играют органы государственного управления в информационной сфере. Это в первую очередь Правительство РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи и, кроме того, ряд координационных органов, обеспечивающих согласованность действий органов государственной власти. В числе последних следует выделить Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

В правоотношениях, связанных с обеспечением информационной безопасности, которые складываются по поводу жизненно важных интересов личности, общества и государства, видное место занимают Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

В правоотношениях, связанных с созданием и использованием информационных технологий, систем и сетей, а также с процессами информатизации, которые складываются по поводу разработки и применения информационных технологий и средств их обеспечения, принимают участие Министерство информационных технологий и связи РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи, органы по сертификации и испытательные центры, организации, занимающиеся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области информационных технологий.

К участникам информационных правоотношений могут быть отнесены и иные, помимо названных выше, субъекты. Их круг по мере развития и совершенствования информационного законодательства постоянно расширяется. Кроме того, один субъект может выступать участником информационных правоотношений, складывающихся в различных областях общественной жизни и деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *