информационное право комплексная отрасль

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния информационного права от­но­сит­ся к середине XX века, ко­гда ин­фор­ма­ция вы­де­ли­лась как са­мо­сто­ятельный ре­сурс раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ко вре­ме­ни бур­но­го раз­ви­тия ки­бер­не­ти­ки и пер­вых опы­тов раз­ра­бот­ки и вне­дре­ния ав­то­ма­ти­зированных сис­тем. В современном ми­ре фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ли информационного права ста­ло раз­ви­тие на­учно-тех­нического про­грес­са, по­зво­лив­ше­го соз­дать и вне­дрить но­вые тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ин­фор­ма­цией и се­те­вые сред­ст­ва её ком­му­ни­ка­ции не­за­ви­си­мо от про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. Ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кационные тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в ве­ду­щую от­расль эко­но­ми­ки многих стран. Пра­во­вые про­блемы фор­ми­ро­ва­ния ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, ин­фор­мационно-ре­во­люционных пре­об­ра­зо­ва­ний, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти ин­фор­мационных ре­сур­сов и прав че­ло­ве­ка в ус­ло­ви­ях гло­баль­ной ин­фор­ма­ти­за­ции ком­плекс­но ох­ва­ты­ва­ют­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом (Infor­ma­tion Law, или Law Relating to Information).

Про­бле­ма­ти­ка ин­фор­мационного раз­ви­тия на ос­но­ве упо­ря­до­че­ния от­но­ше­ний в ме­ж­ду­народных и национальных мас­шта­бах яв­ля­ет­ся пред­ме­том государственной по­ли­ти­ки и национальной без­опас­но­сти ве­ду­щих стран ми­ра, в том числе Российской Фе­де­ра­ции. Ус­та­нов­ки и ре­ко­мен­да­ции ме­ж­ду­народных ак­тов по во­про­су о пра­вах че­ло­ве­ка в час­ти пра­ва на ин­фор­ма­цию (Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, 1948 год; Оки­нав­ская хар­тия раз­ви­тия ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, 2000 год; ак­ты ООН, ЮНЕСКО, ЕС), про­воз­гла­сив­ших прин­цип «ин­фор­ма­ция для всех», на­прав­лен­ных на ли­к­ви­да­цию ин­фор­мационного не­ра­вен­ст­ва и обес­пе­че­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­пь­ю­тер­ной гра­мот­но­сти на ба­зе циф­ро­вых тех­но­ло­гий, реа­ли­зу­ют­ся в за­ко­но­да­тель­ст­ве РФ с учё­том стра­те­гических и так­тических за­дач в ин­фор­мационной сфе­ре. Ин­фор­мационные про­цес­сы ле­жат в ос­но­ве раз­ви­тия де­мо­кра­тии, обес­пе­че­ния глас­ности ра­бо­ты ор­га­нов государственной вла­сти, во­влечения гра­ж­дан в про­цес­сы раз­ви­тия ме­ха­низ­мов тер­ри­то­ри­аль­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, обу­че­ния на­се­ле­ния ком­пь­ю­тер­ной и ин­фор­мационной гра­мот­но­сти и куль­ту­ре. Опре­де­ляю­щи­ми для информационного права Рос­сии яв­ля­ют­ся ин­сти­ту­ты: пра­во­во­го ре­жи­ма ин­фор­ма­ции; пра­ва на ин­фор­ма­цию; глас­но­сти и от­кры­то­сти струк­тур пуб­лич­ной вла­сти; ре­гу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, обес­пе­че­ния ин­фор­ма­ци­он­ной безо­пас­но­сти и пра­во­вой от­вет­ст­вен­но­сти в сфе­ре национального и гло­баль­но­го ин­фор­мационного взаи­мо­дей­ст­вия в ус­ло­ви­ях Ин­тер­не­та.

Основными ис­точ­ни­ка­ми информационного права в РФ яв­ля­ют­ся За­кон РФ «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» (1991 год), фе­де­раль­ные за­ко­ны «О по­ряд­ке ос­ве­ще­ния дея­тель­но­сти ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в го­су­дар­ст­вен­ных сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» (1995 год), «Об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о за­щи­те ин­фор­ма­ции» (2006 год), «О рек­ла­ме» (2006 год), «О про­ти­во­дей­ст­вии тер­ро­риз­му» (2006 год), «О пер­со­наль­ных дан­ных» (2006 год) и др. Стра­те­гические на­прав­ле­ния раз­ви­тия ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ ори­ен­ти­ро­ва­ны на фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ин­фор­мационного про­стран­ст­ва как ус­ло­вия ин­тен­си­фи­ка­ции про­цес­сов со­ци­аль­но-эко­но­мического, по­ли­тического и куль­тур­но­го раз­ви­тия стра­ны; соз­да­ние ус­ло­вий для рос­та ин­ве­сти­ций в раз­ви­тие ин­фор­ма­ти­за­ции на ос­но­ве опе­ре­жаю­ще­го про­из­водства про­грамм­ных про­дук­тов, нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та. Осо­бое вни­ма­ние в стра­те­гическом пла­не уде­ля­ет­ся раз­ви­тию ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­тов РФ, а так­же про­бле­мам ме­ж­ду­народного со­труд­ни­че­ст­ва Рос­сии в ин­фор­мационной сфе­ре. Важ­ность раз­ра­бот­ки информационного права свя­за­на и с про­бле­ма­ми гло­ба­ли­за­ции, в том числе ин­фор­мационного про­стран­ст­ва.

Источник

ИНФОРМАЦИО́ННОЕ ПРА́ВО

Том 11. Москва, 2008, стр. 490

Скопировать библиографическую ссылку:

ИНФОРМАЦИО́ННОЕ ПРА́ВО, ком­плекс­ная от­расль пра­ва, ре­гу­ли­рую­щая об­щест­вен­ные от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем, фор­ми­ро­ва­ни­ем, хра­не­ни­ем, об­ра­бот­кой, рас­про­стра­не­ни­ем, ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­фор­мац. ре­сур­сов; раз­ви­ти­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей и тех­но­ло­гий её пе­ре­да­чи в сис­те­мах и се­тях ком­му­ни­ка­ций; обес­пе­че­ни­ем ин­фор­мац. безо­пас­но­сти об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва и че­ло­ве­ка. На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния И. п. от­но­сит­ся к сер. 20 в., ко­гда ин­фор­ма­ция вы­де­ли­лась как са­мо­сто­ят. ре­сурс раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ко вре­ме­ни бур­но­го раз­ви­тия ки­бер­не­ти­ки и пер­вых опы­тов раз­ра­бот­ки и вне­дре­ния ав­то­ма­ти­зир. сис­тем. В совр. ми­ре фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ли И. п. ста­ло раз­ви­тие на­уч.-тех­нич. про­грес­са, по­зво­лив­ше­го соз­дать и вне­дрить но­вые тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ин­фор­ма­цией и се­те­вые сред­ст­ва её ком­му­ни­ка­ции не­за­ви­си­мо от про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. Ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кац. тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в ве­ду­щую от­расль эко­но­ми­ки мн. стран. Пра­во­вые про­блемы фор­ми­ро­ва­ния ин­фор­мац. об­ще­ст­ва, ин­фор­мац.-ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ний, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти ин­фор­мац. ре­сур­сов и прав че­ло­ве­ка в ус­ло­ви­ях гло­баль­ной ин­фор­ма­ти­за­ции ком­плекс­но ох­ва­ты­ва­ют­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом (Infor­ma­tion Law, или Law Relating to Information). Про­бле­ма­ти­ка ин­фор­мац. раз­ви­тия на ос­но­ве упо­ря­до­че­ния от­но­ше­ний в ме­ж­ду­нар. и нац. мас­шта­бах яв­ля­ет­ся пред­ме­том гос. по­ли­ти­ки и нац. без­опас­но­сти ве­ду­щих стран ми­ра, в т. ч. Рос. Фе­де­ра­ции. Ус­та­нов­ки и ре­ко­мен­да­ции ме­ж­ду­нар. ак­тов по во­про­су о пра­вах че­ло­ве­ка в час­ти пра­ва на ин­фор­ма­цию (Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, 1948; Оки­нав­ская хар­тия раз­ви­тия ин­фор­мац. об­ще­ст­ва, 2000; ак­ты ООН, ЮНЕСКО, ЕС), про­воз­гла­сив­ших прин­цип «ин­фор­ма­ция для всех», на­прав­лен­ных на ли­к­ви­да­цию ин­фор­мац. не­ра­вен­ст­ва и обес­пе­че­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­пь­ю­тер­ной гра­мот­но­сти на ба­зе циф­ро­вых тех­но­ло­гий, реа­ли­зу­ют­ся в за­ко­но­да­тель­ст­ве РФ с учё­том стра­те­гич. и так­тич. за­дач в ин­фор­мац. сфе­ре. Ин­фор­мац. про­цес­сы ле­жат в ос­но­ве раз­ви­тия де­мо­кра­тии, обес­пе­че­ния глас­ности ра­бо­ты ор­га­нов гос. вла­сти, во­влечения гра­ж­дан в про­цес­сы раз­ви­тия ме­ха­низ­мов тер­ри­то­ри­аль­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, обу­че­ния на­се­ле­ния ком­пь­ю­тер­ной и ин­фор­мац. гра­мот­но­сти и куль­ту­ре. Опре­де­ляю­щи­ми для И. п. Рос­сии яв­ля­ют­ся ин­сти­ту­ты: пра­во­во­го ре­жи­ма ин­фор­ма­ции; пра­ва на ин­фор­ма­цию; глас­но­сти и от­кры­то­сти струк­тур пуб­лич­ной вла­сти; ре­гу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, обес­пе­че­ния ин­фор­ма­ци­он­ной безо­пас­но­сти и пра­во­вой от­вет­ст­вен­но­сти в сфе­ре нац. и гло­баль­но­го ин­фор­мац. взаи­мо­дей­ст­вия в ус­ло­ви­ях Ин­тер­не­та.

Источник

Информационное право комплексная отрасль

Чаннов С.Е.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры административного
и муниципального права
Поволжской академии
государственной службы (г. Саратов)

Исходя из самого названия информационного права в самом широком смысле оно является правом об информации.

Информация является важным объектом правоотношений в современном обществе. За всю историю своего развития человечество пережило по крайней мере четыре технологические революции, которые заметно изменили пути его развития, причем интервалы между ними становились все меньше. Первая революция – «революция материалов» – произошла несколько тысяч лет назад, когда люди научились обрабатывать объекты окружающего мира, что дало возможность создавать инструменты. Вторая – промышленная – примерно триста лет назад, она была связана с началом массового использования механизмов. Третья – энергетическая – начале двадцатого века. Наконец, третья – информационная началась в последней трети двадцатого века и продолжается до сих пор. Первый ее этап был связан с развитием науки кибернетики и созданием на основе ее достижений информационных системы управления. Второй этап – с массовым внедрением персональных компьютеров. Третий – с развитием телекоммуникационных технологий, объединением персональных компьютеров в компьютерные сети, вначале локальные, а затем и глобальные – Internet, Fidonet и др.

Появление новых видов вычислительной техники и связи создало новые возможности для включения информации в хозяйственный оборот и распространения на нее статуса товара. Информация превратилась в одно из важнейших средств воздействия на общественные отношения, стала одним из ценнейших товаров.

Информация также является важнейшим политическим ресурсом, в том числе и в международном масштабе. При этом рост информационной сферы характеризуется не только развитием информационных сетей, упрощением доступа граждан к информации, но и такими негативными моментами, как «информационные войны», «информационный терроризм» и т.д. Поэтому важное место в политике национальной безопасности в настоящее время занимает информационная безопасность.

Россия, к сожалению, находится отнюдь не в авангарде информационно развитых стран. Особенно это касается использования новейших информационных технологий. Так, по результатам анализа экспертов журнала Economist, анализировавших готовность рынков 60 стран к использованию возможностей Интернета, Россия в 2003 году получила лишь 3, 88 балла из 10 возможных, заняв 48-е место в списке. Выше всего на 5,8 балла была оценена бизнес-среда. Ниже всего – инфраструктура – 2,2 балла. Особенно удручает то, что ситуация имеет тенденцию изменения к худшему: в 2002 году Россия была на 45-м месте, а в 2001-м на 42-м [1, с. 7]. Таким образом, отставание от развитых в информационном отношении стран увеличивается.

В этой шкале правовая среда использования и развития в России получила относительно неплохую оценку – 4,8 балла. Развитие информационных отношений (не только в сфере информационных технологий) в начале 90-х годовXX века повлекло за собой необходимость принятия значительного количества нормативных актов, направленных на их регулирование. Один за другим принимаются такие законы как «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации» и другие. Тем не менее, информационные отношения во многом еще остаются «белым пятном» на правовом поле, очень часто фактически существующие отношения по поводу информации не имеют соответствующего юридического закрепления и регулирования.

Наличие обширной нормативной базы позволило многим ученым поставить вопрос о формировании новой отрасли российского права – информационного.

Впервые мысль об этом была высказана А. Венгеровым еще в 1975 г. Тогда она не получила значительной ученых и информационное право развивалось в рамках компьютерного права, правовой информатики и кибернетики.

В начале и середине 90-х годов термин «информационное право» использовался в научной литературе Ю.М. Батуриным, Ю.А. Тихомировым, А.Б. Агаповым и некоторыми другими учеными. Тем не менее и сейчас не все ученые признают информационное право в качестве самостоятельной отрасли.

В.А. Копылов понимает под информационным правом «систему социальных норм и отношений, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации» [2, с. 86-87]. М. М. Рассолов определяет информационное право как «совокупность юридических норм и институтов, регулирующих информационные отношения в информационной сфере» [3].

Для того чтобы обосновать необходимость выделения информационного права в отдельную отрасль и дать определение самому понятию информационного права, необходимо рассмотреть вопрос о его предмете и методе.

В основе деления права на отрасли и подотрасли, как известно лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования [4, с. 399]. Попытаемся определить их применительно к информационному праву.

Под предметом отрасли права обычно понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений, регулируемых правом. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: 1) субъекты – индивидуальные и коллективные; 2) их поведение, поступки и действия; 3) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; 4) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений [4, с. 399].

Вполне очевидно, что основным объектом информационного права является собственно информация (в переводе с латинского – ознакомление, разъ­яснение, изложение).

Понятие «информация» определил «отец кибернетики» Н. Винер: «информация – это информация, а не энергия и не материя». Это определение, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического использования непригодно, так как лишь говорит о невозможности идентифицировать информацию с другими известными объектами материального мира.

Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академика Глушкова В.М.: «…информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы…» [5, с. 6].

Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение информации: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»: сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения. К таким особенностям и свойствам В.А. Копылов относит следующие: 1) информация при включении в оборот обособляется от ее создателя или обладателя, овеществляется в виде символов или знаков и вследствие этого существует отдельно и независимо от создателя или обладателя. Отсюда возникает юридическое свойство информации – возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта к другому и требующего юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, участвующим в таком ее обращении; 2) после передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно остается у передающего и появляется у принимающего субъекта, то есть одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений. Юридическое свойство информации в связи с этим – ее физическая неотчуждаемость от создателя, обладателя и потребителя; 3) информация при включении в оборот документируется и отображается на материальном носителе; 4) информация представляется в определенных организационных формах – отдельные данные (сведение), документ, массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т.п. Юридическое свойство – возможность относить к информационным вещам как отдельные исходные документы, так и сложные организационные структуры, содержащие информацию, такие как информационные системы, банки данных, информационные сети, библиотеки, архивы и т.п., и включать такие вещи в состав имущества [6].

Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации.

В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации.

Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации.

Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации.

Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.

Предметом информационного права будут являться указанные выше общественные отношения, возникающие в информационной сфере по поводу информации. Таким образом, предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

Сложнее обстоит вопрос с методом информационного права. В общепризнанном понимании само слово метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим и, по сути, ничего не объясняющим. Применительно к отрасли права, прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Проблема методов правового регулирования достаточно дискуссионна. Выше уже указывалось, что специфический метод правового регулирования, как правило, лежит в основе подразделения права на отрасли. Это вполне естественно: возникновение новых видов общественных отношений само по себе еще не влечет за собой формирования новых отраслей права.

В то же время метод правового регулирования занимает подчиненное положение по отношению к предмету, так как предопределяется последним [4, с. 399]. В связи с этим в российской правовой науке обнаруживаются два принципиально разных подхода к необходимости выделения для каждой отрасли своего специфического метода правового регулирования. Первый подход основывается на том, что каждая отрасль права имеет свой специфический метод, второй – что все отрасли права используют единые правовые методы, заложенные в самой природе права. Специфика же каждой отрасли проявляется в преобладании одного или нескольких методов.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными. Такой отраслью является, например, муниципальное право Российской Федерации. Связано это с тем, что органы местного самоуправления действуют практически во всех сферах общественной жизни и нормы муниципального права направлены на регулирование не только собственно муниципально-правовых, но и административно-правовых, конституционно-правовых, гражданско-правовых и иных общественных отношений. Комплексный характер муниципального права определяет комплексность методов правового регулирования, которое оно использует.

Аналогично дело обстоит и с информационным правом. Всеобъемлющий характер информации приводит к тому, что информационные отношения затрагивают самые различные «классические» отрасли российского права. Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью, является административное право [7, с. 8]. В то же время институт интеллектуальной собственности, относится как к информационному, так и к гражданскому праву, институт правовой охраны информации – не только к информационному и административному, но и к уголовному праву и т.д. Являясь комплексной отраслью права, информационное право использует методы, характерные для различных отраслей.

Все методы, характерные для информационного права можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

Этот метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом.

Этот метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

Метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.

Метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере регулирования интеллектуальной собственности.

Метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.

Метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Исходя из всего вышеизложенного сформулируем определение информационного права как отрасли российского права.

Таким образом, информационное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

1. Гагин А. У электронной России сильные конкуренты // РГ. 2003. 5 апреля.

2. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002.

3. Рассолов М.М. Информационное право: анализ и решение практических задач. М., 1998.

4. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2000.

5. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М., 1987.

6. Копылов В.А. О теоретических проблемах становления информационного права // Информационные ресурсы России. 1998. № 3.

7. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *