информационные технологии в учете арестованного и изъятого имущества
Появится ГИС учета арестованного и конфискованного имущества
mreco99 / Depositphotos.com |
У новой ГИС будет несколько поставщиков информации. Суды будут направлять сведения о судебных актах, на основании которых конкретное имущество было изъято, арестовано или конфисковано. Правоохранительные органы, ФССП России и некоторые надзорные ведомства (Росалкогольрегулирование, Росрыболовство, Росприроднадзор и т.д.) должны будут пополнять ГИС более детальными данными. Они станут направлять в систему протоколы изъятия имущества, информацию о месте хранения и хранителе имущества, о проведении экспертизы изъятого имущества и т. д.
Можно ли заключить договор субаренды после того, как на имущество был наложен арест? Ответ на этот и другие практические вопросы – в Базе знаний службы Правового консалтинга системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Конкретные порядок, способы и прочие нюансы пополнения системы и ее использования установит Правительство РФ.
Информация из системы будет предоставляться в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Ее получателями станут госорганы.
Для того чтобы появилась новая ГИС, Минфину России необходимо сначала определить состав включаемой в нее информации и порядок регистрации пользователей системы. После этого ГИС должна быть создана и наполнена информацией в течение 18 месяцев, и еще через 6 месяцев должна быть обеспечена возможность получать из ГИС информацию.
1 С текстом законопроекта «О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/07-21/00118549).
Документы
Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России, размещены на сайте https://regulation.gov.ru/ для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения. |
Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
anti-corruption@minfin.gov.ru
Проект федерального закона
«О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества».
Дата публикации: 18.01.2021 г.
«О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества». Отправить по электронной почте
«О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества». Поделиться в социальных сетях
Паспорт проекта
ID проекта: 01/05/01-21/00112369
Дата создания паспорта проекта: 18.01.2021
Вид НПА: Проект федерального закона
Название: «О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества».
Данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с:
Краткое описание проблемы: отсутствие единой информационной системы учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества.
Круг лиц, на которых будет распространено его действие: федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие изъятие, учет и распоряжение имуществом (арестованным, конфискованным и иным изъятым и подлежащим обращению в собственность государства).
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: пункт 5 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») по созданию государственной информационной системы учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 3003-р.
Срок публичного обсуждения (дней): 15
Дата начала проведения обсуждения: 18.01.2021 г.
Дата завершения проведения обсуждения: 01.02.2021 г.
Ответственное лицо: Волина Мария Александровна
В России началось создание системы учета конфискованного имущества
Министерство финансов приступило к созданию государственной информационной системы (ГИС) учета конфискованного имущества. «Сейчас учет указанного имущества осуществляют уполномоченные ведомства через собственные системы, – пояснили «Ведомостям» в пресс-службе министерства. – Единой информационной системы учета такого имущества нет. Цель создания ГИС – обеспечение принципов прозрачности и прослеживаемости каждого этапа работы с имуществом от момента его изъятия до фактического распоряжения. Это обеспечит контроль за такой деятельностью со стороны контролирующих и надзорных органов, а также сделает работу с имуществом открытой и доступной». Работать над созданием ГИС Минфин будет совместно с Росимуществом, Федеральным казначейством и Минцифры России.
Два года назад Счетная палата раскритиковала работу Росимущества с конфискатом. Аудиторы отмечали, что зачастую расходы на хранение такого имущества превышают доходы от его продажи. Так было в 2017 г.: расходы составили 222 млн руб., а доходы – 180 млн. Вызывала сомнение оценочная стоимость изъятого, а Росимущество не обладало достоверной информацией о его характеристиках. После этого президент поручил правительству создать систему учета конфискованного имущества.
В первую очередь конфискация касается коррупционных преступлений, отмечает советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян. «Не секрет, что большинство уголовных дел коррупционной направленности возбуждается против чиновников, чьи расходы многократно превышают объем доходов, в результате чего их имущество признается незаконно полученным при осуществлении государственной службы и изымается в пользу государства», – объясняет она.
Отсутствие единой информационной системы открыает возможности для злоупотреблений. «Например, нередки случаи попыток изъятия имущества у добросовестных приобретателей в силу того, что правоохранительные органы и суды не проверили надлежащим образом осуществленный переход права собственности», – отмечает руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner Антон Гусев. Кроме того, из-за непрозрачности системы работы с конфискованным имуществом возникает множество нарушений при его реализации. «Не секрет, что большинство торгов заканчивается продажей конфискованного имущества аффилированным лицам с тем лицом, у которого имущество изъяли, причем по цене многократно ниже реальной рыночной стоимости», – говорит Авакян.
По ее мнению, если ГИС будет должным образом интегрирована в систему публичных торгов, тогда она принесет максимальную пользу. Особенно, если информация о конфискате будет публичной. «На мой взгляд, в интересах государства сделать ГИС публичной, – говорит Авакян. – Это ласт людям возможность убедиться, что конфискованные богатства направляются на социально значимые нужды».
Информационные технологии в учете арестованного и изъятого имущества
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») по созданию государственной информационной системы учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества.
2. Минфину России, Минцифры России, Казначейству России, Росимуществу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию плана мероприятий («дорожной карты»), утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 16 ноября 2020 г. № 3003-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА»)по созданию государственной информационной системы учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
Вид документа или планируемый результат
I. Интеграция информационных систем Росимущества и государственных органов
посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
31 декабря 2021 г.
Реализован механизм обмена данными федеральной государственной информационно-аналитической системы Росимущества «Единая система управления государственным имуществом» и единой автоматизированной информационной системы таможенных органов ФТС России в части передачи сведений об обращенном в собственность государства и ином изъятом имуществе
31 декабря 2023 г.
31 декабря 2021 г.
II. Переход к целевой модели учета в электронном виде сведений об арестованном,обращенном в собственность государства и ином изъятом имуществе
1 июля 2021 г.
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти совместно со Следственным комитетом Российской Федерации,
Генеральной прокуратурой Российской Федерации
31 декабря 2021 г.
а также внесение изменений в иные правовые акты Правительства Российской Федерации (при необходимости)
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
совместно со Следственным комитетом Российской Федерации,
Генеральной прокуратурой Российской Федерации
совместно со Следственным комитетом Российской Федерации,
Генеральной прокуратурой Российской Федерации
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
совместно со Следственным комитетом Российской Федерации
III. Реализация мероприятий по созданию и вводу в эксплуатацию государственной информационной системы
совместно со Следственным комитетом Российской Федерации,
Генеральной прокуратурой Российской Федерации
Реализация имущества должников с использованием электронных технологий за рубежом и в Российской Федерации
Практика исполнительного производства, № 5, 2010
Прошкин К.Н., начальник отдела организации работы по хранению и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества Управления организации работы по реализации имущества должников ФССП России.
Мировой финансовый кризис и реалии развития современного гражданского общества ставят перед государством первостепенные задачи модернизации экономики, повышения эффективности государственного управления и снижения финансовых затрат в условиях ограниченности материальных и людских ресурсов.
Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики не содержит развернутых положений о продаже имущества в электронном виде. В то же время раздел 22 главы 5 Кодекса об исполнительном производстве Финляндской Республики предусматривает, что при продаже имущества на аукционе судебный пристав вправе разрешить делать предложения цены по телефону или в электронном виде либо одновременно организовать подачу ценовых предложений в нескольких местах. Судебный пристав-исполнитель может попросить предоставить письменные предложения цены перед проведением аукциона. Они будут учитываться во время аукциона в порядке последовательного повышения и являться обязательными для участника торгов, пока не будет проведен первый аукцион.
Таким образом, финское законодательство предусматривает возможность проведения стандартного аукциона с предоставлением потенциальным покупателям выбора способа направления ценовых предложений. Указанный порядок, безусловно, призван повысить вероятность продажи реализуемого имущества, однако не позволяет извлечь максимально возможную выгоду от реализации имущества исключительно в электронном виде (снижение издержек на проведение аукциона) и содержит определенные коррупционные риски.
Продажа имущества должников с использованием электронных технологий в Германии урегулирована Законом об интернет-аукционе в рамках исполнительного производства, вступившим в силу 1 августа 2009 г.
Согласно указанному Закону стало возможным проведение аукциона с помощью общедоступной интернет-платформы. Судебный исполнитель может публично проводить реализацию имущества лично либо использовать Интернет для охвата большего числа потенциальных покупателей. Платформа аукциона в Интернете круглосуточно доступна для каждого пользователя.
Оплата приобретенного на интернет-аукционе имущества осуществляется по безналичному расчету. Доставка имущества производится продавцом за счет покупателя посредством почтовой связи и иными способами.
Порядок принудительного электронного аукциона по реализации имущества должников в Армении действует с 1 октября 2006 г. на основании соответствующих законодательных изменений. Система «Онлайн-аукцион», по которой в Армении проводится принудительный электронный аукцион, обслуживается независимой и самостоятельной компанией, что исключает не предусмотренное законом вмешательство какого-либо должностного или иного лица в процесс реализации имущества и обеспечивает его наибольшую прозрачность.
Решение о реализации арестованного имущества на принудительном электронном аукционе, представляемое сторонам в установленном законом порядке, содержит указание на интернет-сайт проведения аукциона, а также установленный законом порядок изменения цены при втором и каждом последующем аукционе.
После внесения задатка и регистрации обратившееся лицо получает карту участника торгов. В случае победы на аукционе в течение трех банковских дней необходимо внести оставшуюся сумму полностью, включая и предоплату.
При принудительном электронном аукционе длительность торгов по лоту составляет 10 дней.
В случае нового ценового предложения в течение 10 минут до завершения аукциона он продлевается еще на 10 минут, начиная с момента получения нового предложения.
Законодательство Республики Армения предусматривает возможность выставления имущества на электронный аукцион до шести раз. В случае нереализации имущества на шестом электронном аукционе допускается отчуждение лота путем прямой продажи, за исключением недвижимости, доли имущества и культурных ценностей.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве не предусматривает возможность продажи имущества должников на электронных торгах, однако внедрение электронных торгов в качестве наиболее эффективного способа реализации имущества должников рассматривается как одно из приоритетных направлений развития исполнительного производства.
Подготовленные Минюстом России, Минэкономразвития России и Федеральной службой судебных приставов проекты нормативных правовых актов по указанному вопросу направлены в текущем году в Правительство РФ и в настоящее время согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Как показывает зарубежный опыт, реализация имущества на электронных торгах не только позволяет в разы увеличить полученную выручку, но и делает процедуру торгов открытой, прозрачной, исключая коррупционные проявления в указанной отрасли.
- информационные технологии в профессиональной деятельности учебное пособие е л федотова
- информационные технологии в экономике учеб пособие