информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Лекция по информационным технологиям в профессиональнолй деятельности на тему «Информационные технологии в медицине»

Тема: Информационные технологии в медицине.

Преподаватель Анисимова Александра Вадимовна

Продолжительность 90 минут Место проведения ККБМК

Цели учебного занятия:

Образовательная: сформировать знания у студентов о информационных медицинских технологиях..

Развивающая: формирование интереса к работе с компьютерными программами; способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии.

Воспитательная: развитие внимательности, аккуратности, умение работать с выданным материалом.

Требования к знаниям и умениям:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

состав, функции и возможности использования информационных и телекомму­никационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в облас­ти профессиональной деятельности;

основные методы и приёмы обеспечения информационной безопасности.

Тип лекции : Информационная.

Образовательные технологии: Информационная технология обучения.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.

Технические средства обучения: компьютер.

Электронные ресурсы: мультимедийные презентации.

Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 640 с.

Глушаков С.В., Сурядный А.С., Смирнова О.В. Новейшая энциклопедия пользователя ПК. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 752 с.

Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2008. – 468 с.

Омельченко В.П. Практикум по медицинской информатике. – Ростов-на-Дону, 2006. – 234 с.

Межпредметные и внутрипредметные связи: Химия, физика, информатика, ОСД, Фармакология.

Хронологическая карта занятия

Вступление, мотивация изучения темы:

— формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

— изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

— характеристика рекомендуемой литературы.

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).

Обобщение и систематизация изученного материала.

Вступление, мотивация изучения темы:

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею.

Основная часть лекции:

Классификация медицинских информационных систем

Медицинские приборно-компьютерные системы

Системы для проведения мониторинга

Системы управления лечебным процессом

Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика. Медицинская информатика – это прикладная медико-техническая наука, являющаяся результатом перекрестного взаимодействия медицины и информатики: медицина поставляет комплекс задача – методы, а информатика обеспечивает комплекс средства – приемы в едином методическом подходе, основанном на системе задача – средства – методы – приемы.

Предметом изучения медицинской информатики при этом будут являться информационные процессы, сопряженные с методико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами. Объектом изучения медицинской информатики являются информационные технологии, реализуемые в здравоохранении. Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

Классификация медицинских информационных систем

Ключевым звеном в информатизации здравоохранения является информационная система.

Различают:
1. медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:
информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),
автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
2. медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами:
информационными системами консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях),

банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),
персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),

скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста),

информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),
информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);
3. медицинские информационные системы территориального уровня. Представлены:
ИС территориального органа здравоохранения;

ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;
4. федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.

Медицинские приборно-компьютерные системы

Важной разновидностью специализированных медицинских информационных систем являются медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС).

В настоящее время одним из направлений информатизации медицины является компьютеризация медицинской аппаратуры. Использование компьютера в сочетании с измерительной и управляющей техникой в медицинской практике позволило создать новые эффективные средства для обеспечения автоматизированного сбора информации о состоянии больного, ее обработки в реальном масштабе времени и управление ее состоянием. Этот процесс привел к созданию МПКС, которые подняли на новый качественный уровень инструментальные методы исследования и интенсивную терапию.

В МПКС можно выделить три основные составляющие: медицинское, аппаратное и программное обеспечение.

Под аппаратным обеспечением понимают способы реализации технической части системы, включающей средства получения медико-биологической информации, средства осуществления лечебных воздействий и средства вычислительной техники.

К программному обеспечению относят математические методы обработки медико-биологической информации, алгоритмы и собственно программы, реализующие функционирование всей системы.

Обобщение и систематизация изученного материала:

Что такое медицинская информатика?

Классификация медицинских информационных систем?

Подведение итогов: Все основные понятия по теме выданы. Тема раскрыта.

Источник

Информационные технологии в здравоохранении

Объясняем на простых примерах, что такое информационные технологии, какие технологии использует врач в своей ежедневной практике и как будет выглядеть медицина будущего.

Информационные технологии или IT (ИТ) — это понятие, объединяющее в себе, как и с помощью чего осуществляется управление данными. «Как» в этом случае означает — по какому принципу или алгоритму, то есть описывает процессы создания и обработки информации. «С помощью чего» — это технические средства и ресурсы.

Наиболее полно потенциал информационных технологий раскрывается в областях, которые оперируют большим количеством условий, переменных и фактов. Именно к таким областям относится медицина.

Какие информационные технологии используются в медицине

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Внедрение ИТ в здравоохранение началось сравнительно недавно, с появлением первых медицинских информационных систем (МИС). Наиболее востребованной технологией было и пока остается оцифровка материалов. Бумажные карты, рецепты, «талончики», кардиограммы, снимки — все перешло в электронный вид.

Полученную информацию нужно было структурировать так, чтобы с ней могли работать все, кому она необходима. Появились базы данных и средства управления этими базами (СУБД) — интерфейс, связывающий оператора данных (пользователя) и его функции с базой.

Накопление большого объема данных и возможность вычленять и проверять взаимосвязи между ними, — например, между характером заболевания и лекарственным назначением, — позволила применить в медицине системы поддержки принятия решения. Эти же условия определяют возможность развития экспертных систем, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Прикладные ИТ-​решения в медицине

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Помимо информационной составляющей, ИТ — это и про скорость передачи цифровых материалов в любой географической точке. На этом их свойстве базируется применение популярных сегодня телемедицинских систем —комплекса аудиовизуальных технических средств, которые позволяют организовать прием в режиме реального времени, даже если врача и больного разделяют большие расстояния.

Развитие технологий во многом определяется их стоимостью. Чем дороже то или иное техническое решение, тем уже круг его применения. Поэтому, когда инновации выходят на широкий рынок, начинается настоящий бум их использования. Раньше персональный мониторинг жизненно важных показателей человеческого организма, таких как частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), проводился только в момент обращения к врачу или самостоятельно — при длительном физическом дискомфорте. Теперь тонометр и пульсометр встроены практически в каждую модель «умных» часов, а с помощью сопутствующих приложений можно отследить динамику этих показателей за все время ношения девайса и при разной нагрузке.

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Конечно, сейчас такие ноу-​хау используются в основном для личного контроля, но недалек тот день, когда все собранные показатели будут автоматически подгружаться в персональную облачную медкнижку, анализироваться умными алгоритмами системы, выявлять аномалии в работе сердца и сосудов, сигнализировать о них — и всё это без прямого вмешательства со стороны человека.

Впрочем, что-​то похожее уже происходит, но в рамках лечебных учреждений. Это явление называется медицинским интернетом вещей. Датчики наблюдения за различными показателями пациента собирают и передают информацию на центральные «узлы» мониторинга без участия медперсонала. При этом датчики «понимают», какая динамика состояния является отрицательной, и могут сообщить об этом.

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

К информационным технологиям относится приборно-​компьютерный комплекс, современное диагностическое и лабораторное оборудование. VR/​AR-​технологии нашли применение в обучающем процессе — на их основе создаются виртуальные «тренажеры» для студентов хирургических специальностей за рубежом.

А что ждет нас в будущем?

Применение ИТ в медицине на примере МИС qMS

МИС qMS — это медицинская информационная система для комплексного управления лечебными организациями разного масштаба. Что значит комплексное управление? Это решение, при котором все составляющие учреждения связаны в единую сеть и действуют согласованно друг с другом. Базовыми инструментами МИС qMS являются:

Рассмотрим подробнее, какие информационные технологии используются в работе системы на примере некоторых функций МИС.

Электронная регистратура в МИС qMS

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Регистрация пациента и внесение информации о нем в базу данных лечебного учреждения происходит с помощью заполнения унифицированной формы. Шаблон формы настраивается в зависимости от того, что требуется знать: имя, дата рождения, контактный телефон, номер полиса обязательного (ОМС) или добровольного медицинского страхования (ДМС), особые отметки, например, лекарственная непереносимость, и так далее.

При интеграции МИС со смежными базами, к примеру, территориальным фондом ОМС (ТФОМС), ввод номера полиса может быть выполнен автоматически. Система анализирует уникальные признаки пациента, такие как дата рождения, ФИО, место рождения, и ищет совпадения в базе. Если совпадений несколько, они выводятся на экран, и сотрудник регистратуры может выбрать нужный вариант, сравнив последние цифры полиса. Если вариант только один, поле заполняется автоматически по найденному соответствию.

Эта операция может быть применена и в обратном порядке, когда сначала вводится уникальный номер документа, например, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), а потом выполняется поиск всех остальных данных и заполнение регистрационной карточки пациента. Остается только сверить правильность введенных сведений с оригиналами документов.

Звучит не очень впечатляюще, но, если задуматься над сутью процесса, выходит, что система связывается с хранилищем данных, которое может быть расположено за сотни километров от нее, осуществляет поиск и выводит нужные сведения за доли секунды. И это является абсолютно стандартной скоростью обмена информацией в наши дни.

Ведение ЭМК

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Электронная медицинская карта — это «персональная» база данных каждого пациента. В ней суммируются все записи по обращениям, лечениям, госпитализациям, лабораторным и диагностическим исследованиям, включая результаты анализов, снимки МРТ, УЗИ и прочие. Следующим поколениям такой цифровой архив будет доступен начиная с записей педиатра. Каждый врач, у которого обследуется пациент, является фактически оператором ЭМК. Причем, в теории, неважно, в каком субъекте страны пациент обратился к врачу, — доступ к электронной карте есть у каждой медорганизации, подключенной к цифровому контуру здравоохранения.

Внесение данных также упрощается за счет использования структурированного ввода. Каждое из направлений, например, терапия или кардиология, использует свои готовые шаблоны записей, которые содержат выпадающие списки, таблицы, чек-​боксы и поля, связанные с различными словарями и справочниками. При заполнении карты пользователь просто выбирает нужное значение, ничего не требуется печатать.

Если МИС МО включает в себя дополнительные модули, такие как радиология, лаборатория, трансфузиология, то при проведении обследования или трансфузии данные от них автоматически подгрузятся в ЭМК, то есть системы произведут инфообмен без дополнительных команд со стороны человека.

Цифровая запись заверяется электронной цифровой подписью врача (ЭЦП) с применением технологии криптографического преобразования информации.

Конечно, это самые простые примеры ИТ-​решений, которые используются в медицине, но уже их внедрение позволяет сэкономить десятки часов врачебного времени и в несколько раз сократить издержки лечебных организаций.

Дополнительные возможности МИС qMS

информационные технологии в здравоохранении учебное пособие

Главное преимущество современных информационных систем, и МИС qMS в частности — это их полнофункциональность. Каждому пользователю предоставляется исчерпывающий набор инструментов для выполнения его роли в общем процессе. Наиболее полно это реализуется на примере больших разветвленных структур, таких как многопрофильный центр здоровья.

Какие решения существуют для таких центров:

Что дает применение ИТ в медицине

Какие проблемы решает ИТ в медицине? Казалось, что основная цель информационных технологий – освободить врачей от груды бумажной работы, а сэкономленное время посвятить пациентам. Отчасти да, но это лишь верхушка айсберга. Чем больше ИТ интегрировались во врачебный процесс, тем шире становилась область его применения в медицинском секторе.

Необходимость внедрения ИТ обуславливается также развитием специальных приборов и техники. Например, если раньше экспорт изображений был доступен только на аналоговые носители (пленку или бумагу), то сейчас цифровое представление является первостепенным.

Важно упомянуть, насколько продвинулись вперед различные научные исследования с развитием компьютерных технологий. Построение сложных математических моделей позволяет прогнозировать развитие эпидемий и, как следствие, сосредоточится на превентивных мероприятиях. Применение ИТ в области изучения человеческого генома позволило разработать специальные генетические тесты, которые могут показать предрасположенность человека к различным онкологическим и нейродегенеративным заболеваниям.

Подводя итог, можно сказать, что медицинское сообщество получает немало выгод от использования информационных технологий, и это только часть из них:

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

к методической разработке по профессиональному модулю «Организационно-аналитическая деятельность» по теме «Использование компьютерных технологий в здравоохранении».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» углубленной подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

Формируемые компетенции: ОК 1 – 13 ПК 6.5

Методы и формы, используемые на занятии:применяются информационные технологии: мультимедийная презентация.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», « Теоретическое осмысление учебного материала » (приложение №1), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№2), «Физическая минутка» (приложение №3), Подведение итогов (приложение №4).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия:Использование компьютерных технологий в здравоохранении

Место проведения: компьютерный класс

Продолжительность проведения занятия:90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

— знатьиспользование компьютерных технологий в здравоохранении;компьютерную технику в медицине; концепцию информатизации здравоохранения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая:Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК2), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы;

Методическое обеспечение занятия: содержание учебного материала, мультимедийные презентации по темам: «Применение компьютерной техники в медицине»,«Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение на территории Новосибирской области в рамках финансирования «Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы»; контрольные вопросы.

Материально-техническое обеспечение занятия: Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, электроннымипрезентациями

Основная: Информатика,С.В.Симонович – СПб,2010

Дополнительная: Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики:Уч. пособие для старших классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2002.

Описание хода занятия

занятия. Коды формируемых

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Изложение нового материала (приложение №1) с использованием мультимедийной презентации ОК 2

Совместно с преподавателем студенты создают опорный конспект лекции, теоретическая информация сопровождается мультимедийными презентациями на темы: «Применение компьютерной техники в медицине»; «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение на территории Новосибирской области в рамках финансирования «Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы»

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление полученных знаний: ОК 4

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

Закрепление материала осуществляется: путем ответов на контрольные вопросы.

Подведение итогов (приложение №4)

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала

Компьютерная техника в медицине.

Сегодня уже невозможно представить себе современную медицину без использования компьютеров, так как они являются неотъемлемым рабочим инструментом в различных сферах медицинской деятельности. Внедрение компьютерных технологий в медицину обеспечило высокую точность и скорость проведения различных исследований и медицинских осмотров.

1. Компьютерная диагностика здоровья

Преимущества метода компьютерной диагностики здоровья:

. Развернутая и целостная картина состояния здоровья человека.

. Компьютерное тестирование позволяет выявить патологические признаки заболевания на доклинической стадии, то есть в бессимптомный период, когда болезнь еще не вызывает жалоб.

. Компьютерное обследование выявляет причинно-следственные связи тех или иных патологических процессов, после чего выдается наглядная картина состояния здоровья.

. Выявление паразитарных, микробных, вирусных и грибковых инфекций.

. Метод позволяет получить полную информацию о здоровье, что недоступно при использовании таких методов, как УЗИ, рентген, компьютерная томография, и др., которые обнаруживают уже сформировавшийся процесс.

2. Применение компьютерных технологий в стоматологии

Благодаря своей высокой точности, производительности и универсальности решаемых задач информационные технологии не могли не найти применения в медицине и, в частности, в стоматологии. Появились даже термины «стоматологическая информатика» и «компьютерная стоматология».

Цифровые технологии могут использоваться на всех этапах ортопедического лечения. Существуют системы автоматизированного заполнения и ведения различных форм медицинской документации. В этих программах помимо автоматизации работы с документами может присутствовать функция моделирования на экране конкретной клинической ситуации и предлагаемого плана лечения стоматологических пациентов. Уже существуют компьютерные программы, которые имеют возможность распознавания голоса врача.

Компьютерная обработка графической информации позволяет быстро и тщательно обследовать пациента и показать его результаты как самому пациенту, так и другим специалистам. Первые устройства для визуализации состояния полости рта представляли собой модифицированные эндоскопы и были дорогими. В настоящее время разработаны разнообразные внутриротовые цифровые фото- и видеокамеры. Такие приборы легко подключаются к персональному компьютеру и просты в использовании. Для рентгенологического обследования все чаще используются компьютерные радиовизиографы. Новые технологии позволяют минимизировать вредное воздействие рентгеновских лучей и получить более точную информацию. Созданы программы и устройства, анализирующие цветовые показатели тканей зубов. Эти устройства помогают определить цвет будущей реставрации более объективно.

В первых стоматологических автоматизированных системах проектирование будущих конструкций было наиболее трудоемким этапом, требующим от врача серьезных навыков в области черчения и геометрии. Необходимо было вручную вводить координаты всех ключевых точек, в которых изменялось направление движения шлифовального устройства.

Развитие автоматизированного проектирования у всех производителей стоматологических CAD/CAM систем было направлено на упрощение и максимальную визуальную ясность данного процесса. Современные системы, получив со сканера оцифрованную информацию о рельефе поверхности протезного ложа, приступают к построению его изображения на экране монитора. После этого специальное программное обеспечение предлагает врачу наиболее приемлемый вариант реставрации зуба. Некоторые из современных компьютерных программ могут спроектировать протезы, не уступающие по своим параметрам работам опытных зубных техников. Степень вмешательства, необходимого от оператора системы CAD/CAM, для того чтобы спроектировать реставрацию, может меняться в пределах от минимальных пользовательских настроек до существенного изменения конструкции. Даже в наиболее автоматизированных системах пользователь обычно имеет возможность изменить автоматически спроектированную реставрацию согласно своим предпочтениям. Широкое развитие получило трехмерное анимированное моделирование будущей конструкции. Оно в значительной мере упрощает и ускоряет процесс создания виртуальной модели протеза, делает его более наглядным. Врач может рассмотреть на экране монитора конструкцию со всех сторон, при различном увеличении и внести свои поправки.

Компьютерный томограф позволяет получить четкое изображение определенного среза тела. Сделав «фотографии» нескольких таких срезов мы получим очень качественное объемное, трехмерное изображение, которое позволяет увидеть в подробностях топографию органов пациента, локализацию, протяженность и характер очагов заболеваний, их взаимосвязь с окружающими тканями.

Чуть позже компьютерные томографы стали использовать для диагностики заболеваний легких и органов брюшной полости. В настоящее время компьютерная томография широко применяется также для исследования мочеполовой сферы, костей и суставов, позвоночного столба и спинного мозга.

Компьютерные технологии в офтальмологии

В настоящее время благодаря интенсивному развитию высоких технологий в современной медицине, в частности, офтальмологии, появляются приборы, позволяющие проводить высокоточную диагностику с помощью компьютерных технологий.

В основе метода лежит компьютерный анализ отраженных от роговицы концентрических светящихся колец. Преломляющая способность и кривизна роговицы вычисляется не только в оптической зоне, но и по всей поверхности, что необходимо при обследовании на рефракционную операцию, для диагностики нерегулярного астигматизма, кератоконуса, при рубцах и деформациях роговицы, для точного подбора контактных линз.

Эта методика является одной из наиболее информативных в офтальмологии, она используется в диагностике таких заболеваний, как глаукома, отслойка сетчатки, воспалительная и сосудистая патология зрительного нерва, сетчатки, новообразования и многих других заболеваний. Пространство, одномоментно воспринимаемое глазом при неподвижном взоре, называется полем зрения. При некоторых заболеваниях глаза происходит сужение границ поля зрения и/или появляются «провалы» (скотомы) в видимом пространстве. Компьютерная периметрия позволяет с высокой точностью и достоверностью определять локализацию, размеры, а также количественно оценить глубину дефектов поля зрения; выявить начальные, доклинические стадии нарушения чувствительности при патологии сетчатки, зрительного нерва и проводящих путей.

Это лишь несколько частных примеров использования компьютеров в медицине, а если копнуть глубже, можно увидеть, что использование компьютерной техники играет важнейшую роль в медицинских исследованиях. С помощью компьютеров можно изучать возможные последствия ударов для позвоночника и черепа человека при автомобильных катастрофах. Медицинские базы данных позволяют специалистам быть всегда в курсе современных научно-практических достижений. Компьютерные сети также широко используются для обмена информацией о донорских органах, в которых нуждаются критические пациенты, ожидающие трансплантации. Кроме того, компьютеры являются идеальным инструментом для обучения медработников. В таких случаях компьютеры «играют роль больного» и на основании выданных им симптомов, ассистент должен определить диагноз и назначить курс лечения. В случае ошибки обучающегося компьютер незамедлительно отобразит ее и укажет на источник отклонения. Без компьютеров не обходятся и эпидемиологические службы, которые использует ЭВМ для создания эпидемиологических карт, позволяющих следить за скоростью и направлением распространения эпидемий. Говорить о пользе компьютеров в медицине можно долго, но никогда заключение безэмоционального компьютера не сможет сравниться с важным решением, которое должен принять человек.

Слайды с 1 по 32 компьютерной презентации«Применение компьютерной техники в медицине»

Концепция информатизации здравоохранения.

Начался второй этап информатизации российского здравоохранения. В 2011–2012 гг. медицинские учреждения активно оснащались современным оборудованием, высокоскоростными сетями, подключались к интернету. Люди получили возможность дистанционно записаться на прием к врачу. В 2013–2014 гг. основные расходы по информатизации здравоохранения несли регионы. Сегодня в их задачу входит дальнейшее расширение и усовершенствование уже имеющихся и внедрение новых систем, интеграция их как на региональном, так и на федеральном уровне, переход к использованию единой электронной медицинской карты, развитие телемедицины.

Далее подробно остановимся на изученииФедерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ»Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г.

(Слайды с 1 по 20 компьютерной презентации Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение на территории Новосибирской области в рамках финансирования «Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *