информация о цепочке собственников включая бенефициаров для ип образец
Готовим справку о цепочке собственников для участия в закупках
Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, — это информация обо всех владельцах поставщика, начиная от юридических и заканчивая физическими лицами. Данные предоставляют по запросу заказчика по 223-ФЗ.
Скачать форму предоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров |
Скачать образец заполнения справки о цепочке собственников компании |
Скачать образец справки о собственниках ООО |
Скачать примерную форму письма о предоставлении сведений о цепочке собственников по запросу |
Когда готовят сведения о собственниках
Представители СМП (малого и среднего предпринимательства) — это небольшие компании или ИП, у которых один владелец. Крупными предприятиями владеют несколько организаций. Кроме того, в перечне владельцев крупного бизнеса есть и физические лица, и акционеры, и долевые участники. Весь список владельцев компании — это и есть информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, которая поможет заказчику узнать, у какого юридического или физического лица больше вложений в уставный капитал. Такие сведения поставщик обязан предоставить по запросу заказчика.
Под бенефициарами понимаются получатели выгоды от финансово-экономической деятельности компании (115-ФЗ от 07.08.2001). Первым владельцем в цепочке выступает юридическое лицо, затем перечисляются все остальные собственники из числа российских и иностранных юрлиц. Конечный бенефициар в перечне — физическое лицо.
К примеру, письмо по запросу справки о цепочке собственников в составе закупочной документации выглядит следующим образом:
Раскрытие сведений о владельцах компании помогает государственным заказчикам избегать коррупции, аффилированности и заключения договоров с подставными лицами для дальнейшей выгоды чиновничьего аппарата (поручения председателя правительства №ВП-П13-9308 от 28.12.2011, письмо АП РФ №П24-746 от 30.12.2011).
Поставщики полностью раскрывают данные о владельцах — от юридических лиц до конечных бенефициаров из числа физических лиц. Поставщики готовят сведения в соответствии со 115-ФЗ и Единым реестром юридических лиц. Госзаказчики проверяют информацию через открытые онлайн-ресурсы: ЕГРЮЛ и ЕГРИП, официальный сайт ФНС и другие.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Форма и порядок заполнения справки
Унифицированного документа не предусмотрено: информация о собственниках контрагента, включая конечных бенефициаров, подается по форме, рекомендованной заказчиком в закупочной документации. Там же приводится и порядок ее заполнения.
Такие сведения подают в виде таблицы, в которой перечислены все владельцы. Цепочка раскрывается так: поставщик — его собственники — их владельцы — бенефициары (физлица).
Обязательные сведения о юридических лицах — ИНН, ОГРН, адрес компании и место жительства владельца, доли участников.
По правилам цепочка собственников для ИП не составляется. У ИП нет иных выгодоприобретателей, кроме самого предпринимателя. Если у индивидуального предпринимателя требует подобную информацию, ему необходимо составить ответное письмо о том, что он единственный владелец и получатель прибыли собственного бизнеса.
Крупные компании в ответ на требование о ЦС представляют заказчику полную цепочку владельцев бизнеса по форме и порядку, установленным заказчиком. Общие правила составления цепочки таковы:
К подтверждающей документации относятся выписка из ЕГРЮЛ, выписка из реестра акционеров или торгового реестра, документы об образовании юрлица (в том числе иностранного) или справка о создании организации, копии паспортов физлиц и др.
Образец
Актуальная информация о собственниках и акционерах организации — используйте этот шаблон в работе.
Форма по раскрытию информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)
Организационно-правовая форма (полностью) «Наименование контрагента»
Дата заполнения число / месяц / год
Наименование контрагента (ИНН, вид деятельности)
Информация в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)
Фамилия, имя, отчество руководителя
Серия и номер документа, удостоверяющего личность руководителя
Наименование / Ф. И. О.
Серия и номер документа, удостоверяющего личность физического лица
Руководитель /участник /бенефициар
Информация о подтверждающих документах (наименование, номера и т. д.)
Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать
Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.
Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.
Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):
Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:
Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).
Как вести учет и раскрывать сведения о бенефициарных владельцах, рассказали эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки
Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:
На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.
Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.
Примерный образец письма о бенефициарных владельцах можно скачать здесь:
Итоги
Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.
Как заполнить сведения о цепочке собственников (бенефициаров): пошаговая инструкция
Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, — это информация о том, кто владеет компанией, и кто получает прибыль от ее деятельности. Такая информация раскрывается по запросу заказчика в рамках тендера, проводимого по 223-ФЗ.
Кому и зачем нужны сведения о выгодоприобретателях
Деятельность любого экономического субъекта направлена на извлечение прибыли. Часть этой прибыли вкладывается в дальнейшее развитие такого субъекта, а часть — в качестве дохода передается его владельцам.
Таким образом, у каждого предприятия имеется некоторое количество лиц, физических или юридических, которые извлекают доход из его деятельности. У таких лиц, в свою очередь, тоже нередко имеются выгодоприобретатели — лица, которые извлекают доход уже из их деятельности. Выстраивается полноценная цепочка.
Длина ее зависит от масштабов бизнеса, например, цепочка собственников для ИП имеет одно звено — индивидуальный предприниматель, который сам ведет свое дело и является единственным получателем прибыли от деятельности.
Иначе складывается ситуация для крупных организаций, информация о собственниках и акционерах организации нередко включает в себя сведения о десятках юридических и физических лиц.
Заказчики, работающие по 223-ФЗ, вправе запрашивать сведения о выгодоприобретателях поставщика, подрядчика или исполнителя. Это необходимо, чтобы исключить коррупционные схемы, при которых деньги по договору после прохождения ряда подставных лиц окажутся в руках недобросовестных чиновников.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В рамках работы по 44-ФЗ информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, не запрашивается и не предоставляется.
Как правило, такая информация требуется не от всех участников тендера, а только от победителя. Чтобы заказчик имел уверенность, что победитель предоставит такие сведения, при проведении процедуры каждый участник предоставляет гарантийное письмо по запросу справки о цепочке собственников, в котором обещает в случае победы выдать необходимые сведения.
Как предоставить сведения
Непосредственно информация о собственниках контрагента, включая конечных бенефициаров, предоставляется в виде справки. Получив справку, заказчик проверяет ее с помощью открытых источников: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сайт ФНС, иные источники в интернете, например официальный сайт компании.
Справка не имеет обязательной нормативно установленной формы. Е е бланк предоставляет сам заказчик в тендерной документации. Этот бланк заказчик разрабатывает самостоятельно.
Нередко справка имеет табличную форму, где перечисляются все владельцы и бенефициары организации звено за звеном: от владельцев первой очереди до конечного выгодоприобретателя.
Форма предоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров:
Заполняя форму, следует придерживаться следующих рекомендаций:
Для индивидуальных предпринимателей заполнение такой справки смысла не имеет, поскольку они работают самостоятельно и не распределяют прибыли на некий круг выгодоприобретателей. Если в тендере побеждает ИП, он направляет заказчику письмо, в котором сообщает, что никаких иных лиц, получающих доход от его деятельности, кроме него самого, у его бизнеса нет и он является единственным его бенефициаром. Такое письмо тоже не имеет нормативно установленного бланка и пишется либо по в форме, предоставленной заказчиком, либо так, как сочтет нужным предприниматель.
Заполненный образец сведений о цепочке собственников, включая бенефициаров, выглядит так:
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Кто такой бенефициарный владелец юридического лица
Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое может контролировать деятельность компании. Контроль осуществляется как де-юре, так и де-факто.
Вопрос: Какие документы нужно получить для установления бенефициарного владельца от иностранной организации? Когда запрашивать подтверждение иностранного резидентства для применения положений соглашения об избежании двойного налогообложения?
Посмотреть ответ
Кто такой бенефициарный владелец
Бенефициар – это физическое лицо, принимающее участие в юридическом лице. Размер этого преобладающего участия составляет более 25%. Это же лицо имеет полномочия по контролю над действиями ЮЛ. Значение рассматриваемого понятия зависит от конкретной сферы.
Бенефициарным владельцем могут являться эти лица:
Часто сведения о бенефициарном владельце скрываются. Делается это для обеспечения безопасности деятельности компании, а также для предупреждения претензий со стороны государственных структур.
Законодательная база
Термин «бенефициар» дан в ФЗ №115 (абзац 13 статья 3). Закон этот регулирует область противодействия отмыванию средств. ФЗ №115 обязывает финансовые учреждения устанавливать бенефициарных владельцев. Там же даны критерии для их выявления. Поправка к ФЗ дана в законе №215. В положении содержатся нюансы обнародования соответствующих сведений ЮЛ. ФЗ обязывает юридических лиц заносить в базы данных информацию о бенефициарах. Сведения должны обновляться раз в год.
Определение бенефициаров позволяет увеличить «прозрачность» работы фирм, предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем. Отношения с этими лицами регулируются Положением ЦБ №499. Это Положение содержит следующую информацию:
Дополнительная информация раскрывается в письмах Центробанка. Эти письма содержат различные пояснения, разбор исключительных случаев.
Как определить бенефициара
Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:
Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.
ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.
Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя
В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.
Кому нужны данные о бенефициарных владельцах
Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:
Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты. Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу. Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:
Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:
Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок. Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.
Права бенефициаров
Бенефициарный владелец получает права только в том случае, если отношения с ними оформлены официально. Рассмотрим права бенефициаров:
Точный перечень прав зависит от того, в какой именно области работает бенефициарный владелец.
Защита прав бенефициара
Права бенефициарного владельца часто нарушаются. Рассмотрим самые распространенные правонарушения:
ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.
Может ли компания существовать без бенефициаров?
Компании, в состав которых не входят бенефициарные владельцы, – это, как правило, некоммерческие субъекты. То есть целью их деятельности не является извлечение прибыли. Если это коммерческий субъект, всегда будут лица, которые являются конечными получателями дохода. Однако часто определить конечного бенефициара почти невозможно.
К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что государственные структуры пытаются установить бенефициарного владельца, в результате редко возможно получить всю нужную информацию. Связано это с тем, что существует неограниченное число схем, служащих для сокрытия личности бенефициара.
Информация о цепочке собственников включая бенефициаров для ип образец
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 4 декабря 2018 года N 57 “О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов”
Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования.
В случае изменения требований законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.
1 Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России). Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов
Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями*(1), перечисленными в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ*(2) (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России) в целях эффективного выявления бенефициарных владельцев своих клиентов.
Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами при работе с клиентами, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, а также при выявлении операций, в отношении которых имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
I. Международно-правовые основы
Рекомендации ФАТФ
Термин бенефициарный владелец*(5) относится к 1) физическому лицу (лицам), которое, в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или 2) физическому лицу, от имени которого проводится операция (сделка). Это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием. Ссылка на выражения «в конечном счете, владеет или осуществляет контроль» и «в конечном счете, осуществляют эффективный контроль» относится к ситуациям, когда владение/управление осуществляется через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.
Требования законодательства Российской Федерации
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ клиент обязан предоставлять субъекту первичного финансового мониторинга информацию, необходимую для исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе информацию о своих бенефициарных владельцах.
В случае, если по результатам реализации мер по выявлению бенефициарного владельца клиента у субъекта первичного финансового мониторинга имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента, в том числе физического лица, является иное лицо, а также в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициаре, субъекту первичного финансового мониторинга, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, следует реализовать комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля для самостоятельного выявления и идентификации бенефициарного владельца клиента.
Примеры физических лиц, которые могли бы рассматриваться как бенефициарные владельцы:*(7)
а) физическое лицо (лица), которое прямо или косвенно владеет минимальным процентом доли в собственности юридического лица (пороговый подход*(8)).
б) акционеры, осуществляющие управление единолично или совместно с другими акционерами на основании имеющихся у них гражданско-правовых отношений.
в) физическое лицо (лица), осуществляющее управление юридическим лицом иными способами, например, такими как личные контакты с ответственными людьми либо с обладающими правом собственности.
г) физическое лицо (лица), осуществляющее управление без права собственности за счет участия в финансировании предприятия; либо по причине наличия тесных семейных отношений; исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей; либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам.
д) физическое лицо (лица), ответственное за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия.
е) физическое лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена.
ж) физическое лицо, которое на основании договорных отношений имеет возможность оказывать существенное влияние на характер деятельности организации.
В целях установления бенефициарного владельца траста или иного юридического образования либо выявления указанных лиц в цепочке владения, используется, в том числе, информация об учредителях, доверительных собственниках, выгодоприобретателях или классах выгодоприобретателей и любых других физических лиц, имеющих действительный контроль над трастом или иным юридическим образованием.
II. Порядок установления бенефициарного владельца клиента
Мероприятия по установлению бенефициарного владельца клиента включают:
1. Выявление бенефициарных владельцев
Выявление может проводиться следующими способами:
а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, Коммерсант-Картотека и пр.).
Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.
Необходимо учитывать, что непредставление клиентом сведений о бенефициарном владельце либо преднамеренное предоставление неполных сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, не может являться безусловным основанием для признания единоличного исполнительного органа клиента в качестве бенефициарного владельца, без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений.
В такой ситуации субъект должен рассмотреть в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ вопрос об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с последующим информированием Росфинмониторинга о факте отказа клиенту по основанию непредставления сведений, необходимых для документального фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ.
Одновременно обращаем внимание, что субъект обязан хранить информацию и документы, подтверждающие принятие мер по установлению сведений о бенефициарном владельце (запросы клиенту и ответы на них), в том числе, в случае признания бенефициаром единоличного исполнительного органа клиента в течении 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.
2. Идентификация бенефициарных владельцев
В рамках идентификации бенефициарного владельца субъект первичного финансового мониторинга обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению следующих сведений:
1. фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
4. реквизиты документа, удостоверяющего личность,
5. данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,
6. адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
7. идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:
органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале*(9);
международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью*(10),
эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах*(11);
иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России*(12);
иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.
При этом в анкете клиента также следует фиксировать сведения о принятых субъектом мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах, а также сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом, и сведения о бенефициарном владельце клиента, установленные организацией.
3. Обновление информации о бенефициарном владельце клиента
Обновление информации целесообразно проводить следующим образом:
а) включение в договор с клиентом обязанности последнего обновлять сведения о своих бенефициарах владельцах в установленный срок,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса о предоставлении обновленных сведений о бенефициарных владельцах с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца).
Факт обновления сведений о бенефициарном владельце фиксируется в анкете клиента или бенефициарного владельца клиента (в зависимости от порядка, предусмотренного правилами внутреннего контроля) с указанием даты проведения обновления и подписи лица, осуществившего обновление сведений в указанной анкете.
При необходимости к анкете прикладывается переписка с клиентом, подтверждающая обновление сведений.
III. Бенефициарное владение и оценка рисков ОД/ФТ
При работе с клиентом, бенефициарным владельцем которого является ПДЛ, субъекту рекомендуется:
а) определить источник благосостояния и источник происхождения денежных средств клиента,
б) проводить текущий и усиленный мониторинг в отношении этого клиента и деловых отношений с ним.
Кроме того, фактором, существенно повышающим риск клиента, является нежелание предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах или задержки с предоставлением такой информации.
Также повышенного внимания требуют клиенты, бенефициарные владельцы которых являются нерезидентами, особенно резидентами юрисдикций, предоставляющих льготный налоговый режим, а также стран, не выполняющих рекомендации ФАТФ*(13).
*(2) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
*(3) Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
*(4) Установленные нефинансовые предприятия и профессии;
*(5) Глоссарий Рекомендаций ФАТФ;
*(6) Например, учитывая положения Главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, бенефициарными владельцами граждан, относящихся к категориям малолетних, несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных будут являться родители, усыновители, опекуны или попечители (в зависимости от жизненных обстоятельств);
*(8) Участие в капитале более 25 процентов;
*(9) органы законодательной и исполнительной власти (Совет Федераций при Федеральном Собрании и Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, воинские подразделения, органы государственной власти субъектов РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и т.д.);
*(10) ООН, ВТО, Интерпол, МАГАТЭ, МВФ, и т.д.;
*(11) раскрытие информации осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
*(12) публикуется на официальном сайте ЦБ РФ www.cbr.ru.
*(13) Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»
Обзор документа
Финансовые организации должны выявлять сведения о бенефициарных владельцах своих клиентов. Росфинмониторинг разработал рекомендации.
Бенефициары выявляются через анкетирование клиента, изучение его учредительных документов. Указаны сведения для идентификации бенефициара. Определены их порядок обновления и сроки. Организация должна определить структуру бенефициарного владения клиента и получить информацию о каждом ее уровне.
Нежелание предоставлять информацию существенно повышает риск клиента. Пристального внимания также требуют организации, бенефициары которых являются нерезидентами.