информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору
Сроки и способы завершения внешнеторговых операций
На заметку
К резидентам, в частности, относятся:
— физлица, зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве ИП;
— юрлица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Беларуси, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами страны, и т.д.
К нерезидентам в том числе относятся:
— физлица — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;
— юрлица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;
Внешнеторговой импортной операцией (далее — операция) является каждая из операций, завершаемых получением товаров либо иными предусмотренным способами. Такими операциями являются :
— каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора;
— совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение одного операционного дня.
Важное значение при осуществлении операции имеет соблюдение сроков и способов ее завершения. Рассмотрим их подробнее с учетом изменений, внесенных Указом от 23.06.2017 N 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ N 221).
Сроки завершения операций при импорте
90-дневный срок не является обязательным :
1) при завершении операции путем:
— признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);
— исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;
— принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров;
— признания резидентом задолженности по внешнеторговой операции безнадежной к взысканию и (или) получению (за некоторыми исключениями);
2) при установлении иных сроков завершения для отдельных видов договоров Совмином и Нацбанком.
Обратите внимание!
Согласно комментарию Нацбанка рассмотрение обращений о продлении сроков завершения операций, начатых с 28 июня 2017 г., будет осуществляться с учетом принятых в соответствии с Указом N 221 изменений. Рассмотрение обращений о продлении сроков завершения внешнеторговых операций, начатых до указанной даты, осуществляется на прежних условиях.
На заметку
Ответственность за несоблюдение сроков не наступает, если :
— товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
— произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
— товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
— возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Следует учесть, что все эти случаи должны быть подтверждены документами.
Способы завершения операций при импорте
Операцию по импорту можно завершить несколькими способами. При этом для каждого способа установлена своя дата завершения.
Основными способами завершения операции при импорте являются :
1) получение товаров.
— дата помещения товаров под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, определенные Нацбанком для целей валютного контроля;
— если в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится — дата оприходования товаров в установленном порядке импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь;
— при наличии у импортера разрешения Нацбанка на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, — дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров;
2) получение страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получение импортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов.
Датой завершения будет дата поступления страхового или иного возмещения импортеру ;
3) получение денежных средств по банковской гарантии.
Датой завершения будет дата зачисления денежных средств на счет импортера ;
4) возврат денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары.
Завершаем внешнеторговые операции: практические аспекты
Журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» 26.10.2017 организовал форум «Завершаем внешнеторговые операции без нарушений». Его целью была выработка рекомендаций и обмен опытом по разрешению трудностей завершения внешнеторговых операций (далее — ВТО). В форуме приняли участие приглашенные гости – адвокат, партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» Анастасия Анатольевна МАЛАХОВА, адвокаты адвокатского бюро «Степановкий, Папакуль и партнеры» Алексей Владимирович КОРОЛЬ и Максим Дмитриевич ШАПЕЛЕВИЧ.
Либерализация порядка проведения ВТО: чего стоит ожидать
этап 1 – в 2017 году увеличение сроков завершения ВТО при экспорте до 180 дней, при импорте – до 90 дней (что уже сделано);
этап 2 – в 2020 году планируется установить, что сроки завершения ВТО определяют стороны во внешнеторговых контрактах.
Момент отгрузки товара: есть вопросы
Пример
Резидент заключил договор на поставку товаров в Польшу. По условиям договора оплата производится в течение 180 дней с момента передачи товара. Покупатель оплатил товар на 180 день с момента его получения.
Как правило, между моментом помещения товара под таможенную процедуру экспорта и моментом его получения продавцом проходит несколько дней. В приведенном примере велика вероятность нарушения срока завершения ВТО, хотя условия договора не нарушались.
Завершаем ВТО путем возврата товара: риски
Пример
Экспортер заключил внешнеторговый договор на поставку товаров резиденту России. Товар был отгружен, оплата не произведена. Затем стороны расторгли договор. Экспортер вернул поставленный товар на территорию Беларуси.
При завершении ВТО таким способом есть определенные риски. Как отметил А.В. Король, возврат товара после перехода права собственности считается обратной реализацией. Исключение из этого правила составят случаи возврата некачественного товара либо возврата товара по иным установленным в законодательстве причинам.
Так, при возврате поставленного товара экспортер не может скорректировать выручку, а также должен уплатить ввозной НДС. Таким образом, при завершении ВТО путем возврата товара экспортер несет экономические потери.
Как выход из этой ситуации А.В. Король предлагает определять в договоре момент перехода права собственности на товар с момента его оплаты. Такое условие снизит риски признания контролирующими органами возврата товара обратной реализацией.
Завершаем ВТО зачетом: что учесть
Экспортные ВТО могут быть завершены :
— зачетом встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров;
— зачетом встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Беларуси уступки требования либо перевода долга.
При проведении зачета важно, чтобы требования были:
— однородные (речь идет именно об обязательствах, не об однородности договоров, например, деньги — деньги);
— вытекающие из внешнеторговых договоров при их исполнении (зачет не допускается, к примеру, при займе);
— действительные, т.е. обязательства должны возникнуть к моменту проведения зачета.
Обратите внимание!
Для проведения зачета встречные однородные денежные требования должны быть выражены в одной и той же валюте. Если изначально они в разной валюте, рекомендуем заключить соответствующее дополнительное соглашение к внешнеторговому договору (договорам).
При использовании зачета необходимо оформить документ о его проведении, подписанный сторонами внешнеторгового договора (акт о зачете).
Обратите внимание!
Двусторонний документ обязателен для определения даты завершения ВТО. Ею будет дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований /
В ходе форума было отмечено, что зачет после состоявшейся между нерезидентами Беларуси уступки требования либо перевода долга не используется, если по внешнеторговым договорам резидентом экспортированы (импортированы) :
— исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
Если срок завершения ВТО все-таки нарушен
Для минимизации взыскания за нарушение срока завершения ВТО порекомендовали:
— обращаться за продлением срока завершения ВТО в Нацбанк;
— взаимодействовать с контрагентом касательно завершения ВТО в срок (направлять письма, претензии и т.п.);
— обращаться в судебные инстанции.
В таком случае вы сможете подтвердить, что пытались принять меры, направленные на соблюдение срока завершения ВТО.
Как информировать банк о завершении внешнеторгового договора
Законодательство устанавливает для резидента, являющегося стороной внешнеторгового договора, обязанность в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком (подп. 1.16.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
В материале мы излагаем порядок такого информирования.
Информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору экспортер (импортер) представляет в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) (п. 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46; далее – Инструкция № 46).
Данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи: «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены».
В письме Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства» разъяснено, что фактом полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами, связанных с возмездной передачей товаров, а именно дата последнего поступления (проведения) платежа либо отгрузки (поступления) товаров, включая возврат платежей и товаров, осуществляемый в результате отказа одной из сторон от исполнения своих обязательств. При этом после представления резидентом в банк информации о завершении исполнения указанных обязательств по внешнеторговому договору допускается исполнение иных обязательств по договору (например, выплата штрафов, замена товара по гарантийным обязательствам).
В письме Национального банка Республики Беларусь от 06.03.2012 № 21-17/38 «О порядке регистрации сделки и представлении информации по внешнеторговым операциям» указано, что день установления факта завершения всех операций по договору экспортер (импортер) определяет самостоятельно с учетом особенностей исполнения обязательств по договору, связанных с возмездной передачей товаров, и срока действия договора, предусмотренного его условиями. При этом к особенностям исполнения обязательств можно отнести ситуации, когда обязательства, связанные с возмездной передачей товаров, планировались, но не возникли в период действия договора либо исполнение возникших обязательств завершается по окончании срока действия договора.
Банк как агент валютного контроля осуществляет контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в гл. 3 Инструкции № 46 (подп. 6.2 п. 6 Инструкции № 46). В то же время банк не может установить факт полного завершения всех операций по внешнеторговому догово ру, поэтому и не требует представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору.
Денис Сафаревич, юрист ООО «Арцингер и партнеры»
Экспортные операции: разбираемся в особенностях завершения на примерах
Как показывает практика, далеко не всегда резидентам очевидны все аспекты (последствия) (гражданско-правовые, налоговые и таможенные) применения тех или иных способов завершения внешнеторговых операций. Обратим внимание на сопутствующие обязательства, без которых завершение внешнеторговой операции не будет полностью отвечать требованиям законодательства.
Неденежные способы завершения
Неденежные способы завершения внешнеторговых операций, несмотря на название, часто влекут для резидента дополнительные расходы. Как следствие, «неденежность» – это характеристика способа завершения внешнеторговой операции исключительно с точки зрения внешнеторгового законодательства.
Указ № 178 и постановление № 548/8 в качестве неденежных способов завершения внешнеторговых операций определяют в том числе:
Рассмотрим данные способы более детально.
Возврат
По поводу возврата возникает два основных вопроса, связанных:
Как показывает практика, вопрос обратной реализации на данный момент дискуссионный. Контролирующие органы не выработали четкого перечня критериев, при наличии которых возврат товаров покупателем признается обратной продажей. Отсутствие единообразной практики проверок приводит к нерадостным последствиям. Так, контролирующие органы предъявляли претензии даже в тех ситуациях, в которых с точки зрения законодательства возврат был очевиден.
В силу требований гражданского законодательства возврат товаров надлежащего качества после перехода права собственности на него к покупателю возможен только в случаях, предусмотренных договором и (или) законодательством.
Возврат переданных по внешнеторговому экспортному договору товаров, когда экспортер не получает их оплаты, прямо определяет законодательство. Другими словами, товары разрешается именно вернуть в том числе после перехода права собственности (обратная реализация отсутствует в силу прямого указания на такую возможность в Указе № 178). Несмотря на это, на практике часто контролирующие органы рассматривают такой возврат как еще один договор купли-продажи товаров. Аргументы следующие: с точки зрения налогового законодательства возврат товаров надлежащего качества после перехода права собственности – это обратная реализация. И не имеет значения, что право на такой возврат прямо определяет гражданское законодательство и Указ № 178.
По общему правилу право собственности на товары переходит к покупателю с момента, когда он их получает (ст. 224 ГК). Исключение из общего правила закрепляет ст. 461 ГК. Она предусматривает возможность сохранять право собственности продавца на товары – даже отгруженные покупателю – до наступления определенных обстоятельств. И если в определенный срок такие обстоятельства не наступили, продавец, как собственник, имеющий право определять судьбу товаров, вправе потребовать от покупателя вернуть их.
С учетом неединообразной правоприменительной практики рекомендуем закреплять в контрактах момент перехода права собственности. Его целесообразно привязывать, к примеру, к факту оплаты. В таком случае возврат товаров в случае неоплаты нельзя будет рассматривать в качестве обратной реализации.
Напомним: когда передача товаров признается возвратом, резидент уменьшает обороты по реализации (для целей исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль). Когда же операция считается обратной реализацией, отдельной сделкой по приобретению своих же товаров либо по продаже купленных ранее товаров, у экспортера нет возможности сторнировать обороты по реализации, а импортер обязан отразить эти обороты.
Когда под реимпорт помещается, к примеру, транспортное средство или техника, т.е. товары, которые можно индивидуализировать за счет серийного номера, вопросов не возникает. Иначе обстоит дело с товарами, которые прямо индивидуализирующего признака не имеют (к примеру, запасные детали и т.д.).
В случае с товарами, не имеющими индивидуализирующего признака, резиденту сложно доказать таможенному органу, что это именно те товары, которые ранее экспортировались.
Последствием становится уплата таможенных сборов и ввозного НДС. При возврате товаров с территории России – уплата ввозного НДС.
Таким образом, «неденежность» – это характеристика способа завершения внешнеторговой операции исключительно с точки зрения внешнеторгового законодательства.
Новация
Новация, как и отступное, тоже относится к неденежным способам завершения внешнеторговых операций. Вместе с тем необходимо учитывать, что в зависимости от вида нового обязательства контрагента – иностранной компании у резидента могут возникнуть дополнительные обязательства. Например, по уплате НДС, в том числе ввозного, таможенных пошлин и т.д.
Стороны заключили внешнеторговый договор поставки. Резидент обязался поставить нерезиденту товары на сумму € 1000, а нерезидент – оплатить их в течение 25 банковских дней. Резидент свои обязательства выполнил и товары поставил. До окончания срока оплаты стороны заключили соглашение о новации и заменили обязательство нерезидента по оплате товаров на обязательство по оказанию резиденту услуг.
В приведенном пример оплата резиденту не поступает. С точки зрения валютного законодательства внешнеторговая операция действительно завершается неденежным способом. Но что происходит при новации с налоговой точки зрения?
Отступное
В качестве отступного могут выступать:
2) выполнение работ;
4) передача охраняемой информации;
5) передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно внешнеторговому договору резидент выполняет работы для нерезидента. Нерезидент, в свою очередь, должен оплатить их в течение 25 банковских дней. В течение этого срока нерезидент оплатил выполненные работы частично. В отношении неуплаченной части суммы стороны заключили соглашение об отступном, по которому вместо оплаты нерезидент обязался поставить резиденту товары.
В приведенном примере резидент должен будет уплатить ввозной НДС. В случае если товары поступят из-за пределов ЕАЭС – таможенные пошлины.
Практическое отличие отступного от новации в экспортно-импортных операциях рассмотрим на следующем примере.
Резидент поставил товары, а нерезидент должен был оплатить их в течение 180 дней. По истечении 160 дней стороны заключили соглашение о новации либо об отступном (услуги от нерезидента).
Продление срока завершения
Наиболее распространенный повод обращения резидентов в Нацбанк (его структурные подразделения) за получением разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций (разрешение) – предполагаемое превышение установленных законодательством сроков. Сегодня это 90 дней при импорте и 180 календарных дней – при экспорте.
При формировании договорных условий субъекты хозяйствования стараются придерживаться установленных законодательством сроков даже в случае, когда иностранному контрагенту для надлежащего выполнения обязанностей (к примеру, для изготовления какого-либо изделия) требуется больше, чем 90 дней. В результате резиденты порой закладывают в договор сроки, соответствующие установленным Указом № 178, хотя изначально понимают, что не уложатся в них. При фактической же реализации операций резиденты подгоняют контрагентов, убеждая завершить операцию вовремя.
Нередко иностранные контрагенты изначально включают в договор более длительные сроки завершения внешнеторговых операций. Это может быть связано, например, с внутренней политикой компании, устоявшейся практикой и т.д. В такой ситуации стремление резидента отстоять установленные Указом № 178 сроки может и вовсе повлечь незаключение сделки.
Резидент обязан обратиться в Нацбанк за разрешением в том числе в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает установленный.
Выдача разрешения – право Нацбанка . Поэтому разумно закрепить в договоре условие, согласно которому в случае отказа в выдаче разрешения сроки завершения операции корректируются исходя из требований законодательства Беларуси.
Из нашего опыта можем отметить, что Нацбанк разумно и с пониманием подходит к оценке конкретной ситуации. Если того требуют обстоятельства, рекомендуем заранее проработать вопрос о возможности изначально определить иные, отличные от законодательных сроки завершения внешнеторговых операций.
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 1
Изменен Указ № 178 о внешнеторговых операциях
С 9 июля 2021 года вступила в силу новая редакция Закона о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствие с его нормами приведен и Указ N 178: в него внесены изменения Указом от 08.07.2021 N 265. Разберемся, на что обратить внимание субъектам хозяйствования.
1. Отменена обязанность по завершению внешнеторговых операций в определенные сроки, определенными способами
Напомним, Указ Президента N 178 в ред. от 01.06.2020 устанавливал конкретные сроки для завершения внешнеторговых операций, в частности (ч. 1 подп. 1.4 п. 1):
— при экспорте — 180 календарных дней;
— при импорте — 90 календарных дней.
Соблюдать сроки, установленные Указом N 178 в ред. от 01.06.2020, уже не нужно. Такое правило распространяется на все внешнеторговые операции, срок завершения которых истекает начиная с 21.06.2021 и позже. По всем этим операциям отменена и обязанность по продлению срока их завершения в Нацбанке (п. 2 Указа от 08.07.2021 N 265, абз. 22 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
Пример
Заключен внешнеэкономический договор поставки. Резидент перечислил нерезиденту предоплату за товар — 15.04.2021. Срок завершения внешнеторговой операции согласно Указу N 178 в ред. от 01.06.2020 — 90 календарных дней с момента платежа, а именно — 14.07.2021. Это позже 21.06.2021. Если нерезидент не успевает поставить товар до 14.07.2021, то резиденту не нужно обращаться в Нацбанк за продлением срока завершения внешнеторговой операции.
С 9 июля 2021 года отменяется и обязанность по завершению внешнеторговой операции определенными способами (ч. 5 подп. 1.4, подп. 1.7, 1.9 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2020, абз. 22 п. 3 Приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
Обратите внимание!
Вместо отмененных требований по завершению внешнеторговых операций резиденты, начиная с 09.07.2021, должны соблюдать обязанность по репатриации денежных средств (п. 1 ст. 19 Закона РБ о валютном регулировании).
2. Отменена обязанность по регистрации внешнеторговых сделок в банке
С 9 июля 2021 года не нужно регистрировать в банках внешнеторговые сделки по договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общей стоимостью 3 000 евро и более (подп. 1.11 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2020, абз. 22 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
С этой даты при регистрации валютных договоров и предоставлении по ним информации нужно руководствоваться требованиями Инструкции от 12.02.2021 N 37.
3. Изменена терминология
Понятия «внешнеторговый договор», «внешнеторговая операция» продолжат существовать, но в измененном виде.
Так, внешнеторговым договором теперь считается валютный договор, который заключен между резидентом и нерезидентом и предусматривает на возмездной основе (абз. 8 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265):
— передачу товаров. Сюда в том числе относятся договоры комиссии и сделки, не связанные с перемещением товаров через границу Беларуси;
— передачу имущества в аренду. Сюда также отнесены сделки, не связанные с перемещением товаров через белорусскую границу;
— передачу нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС), имущественных прав;
— выполнение работ, оказание услуг.
Примечание
По сути, понятие внешнеторгового договора изменилось в части расширения его предмета. А именно, добавлена передача имущества в аренду, имущественных прав.
Под внешнеторговой операцией сейчас понимаются следующие действия по внешнеторговому договору (абз. 7 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265):
— отгрузка (поступление) товаров, передача (получение) имущества в аренду, нераскрытой информации, исключительных прав на ОИС, имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг, которые оформлены товаросопроводительными, коммерческими и иными документами;
— проведение платежей, включая возврат платежей, осуществляемый в результате отказа одной из сторон от исполнения своих обязательств.
Примечание
Изменилось также название Указа. Акцент смещен с внешнеторговых операций на внешнеторговые договоры. Так, ранее он назывался «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», а сейчас — «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» (абз. 2, 3 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
Отметим, что отдельные термины Указ N 178 в новой редакции уже не будет содержать, т.к. теперь он не регулирует эти сферы. Например, понятие регистрации сделки. Определение термина «регистрация валютного договора» сейчас содержится в Инструкции от 12.02.2021 N 37 (абз. 7 ч. 1 п. 2). Для разъяснения некоторых других терминов Указ N 178 в новой редакции отсылает к Закону о валютном регулировании (абз. 5 — 18 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
4. Для внешнеторговых договоров сохранены обязательные условия
С 9 июля 2021 года во внешнеторговых договорах нужно предусматривать (абз. 28 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265):
1) сумму (ориентировочную сумму) денежных обязательств сторон по договору;
2) условия расчетов: предоплата либо оплата по факту.
Обратите внимание!
Эти условия и ранее были обязательными, но не для всех внешнеторговых договоров. Их нужно было включать только в договоры, предусматривающие возмездную передачу товаров (подп. 1.16.4 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2020, ч. 9 п. 2 письма Нацбанка от 19.12.2011 N 21-17/254). Сейчас такие условия нужно включить во все договоры, которые подпадают под измененное понятие «внешнеторговый договор».
5. Изменены некоторые нормы о статистическом декларировании
В Указе N 178 в новой редакции обновлено понятие «статистической декларации». Теперь оно не предусматривает такого субъекта представления статистической декларации как грузоотправитель, грузополучатель (абз. 14, 15 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
В статистической декларации нужно будет указывать регистрационный номер валютного договора (если договор подлежит регистрации), а не регистрационный номер сделки (абз. 26 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265, подп. 1.16.2 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2020).
Указ N 178 в новой редакции закрепляет перечень внешнеторговых операций, на которые не распространяются его нормы по статистическому декларированию. Это, например, операции (абз. 32 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265):
— по договорам лизинга, по которым имущество передается нерезиденту,
— по реализации резидентами товаров физлицам-нерезидентам для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью как на территории Беларуси, так и за ее пределами, и др.
Примечание
Дополнительно такие операции, на которые не распространяются требования Указа N 178 в новой редакции о статистическом декларировании, может устанавливать Совмин (абз. 21 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265).
6. Указ 178 в новой редакции не будет регулировать проведение расчетов по внешнеторговым договорам
В частности, с 9 июля 2021 года отменены нормы Указа N 178 в ред. от 01.06.2020, которые предусматривали ч. 3 подп. 1.4, подп. 1.8, 1.10 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2020, абз. 22 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2021 N 265):
— получение разрешения Нацбанка для расчетов по внешнеторговым договорам с импортом товаров без их поступления на территорию Беларуси;
— обязанность зачислять деньги от экспорта на счет экспортера и исключения из этого правила;
— обязанность при импорте рассчитываться только со счетов импортеров и исключения из этого правила и др.
С 9 июля 2021 года резиденты проводят расчеты по валютным договорам согласно нормам Закона о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним НПА.
Подводя итог, отметим, что большая часть норм Указа N 178 в ред. от 01.06.2020 отменена. Указ N 178 в новой редакции регулирует преимущественно статистическое декларирование, устанавливает обязательные условия для внешнеторговых договоров.
по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex