информация в международных отношениях
Современные международные отношения. Система международных отношений
С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.
В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.
Истоки понятия
Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.
К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.
Возникновение и развитие теории
Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.
Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.
Основные парадигмы
Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.
Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.
В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.
История международных отношений
Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.
В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.
Понятие
Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.
Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.
Особенности международных отношений
Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.
Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:
На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.
Взаимосвязь политики и международных отношений
Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.
Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.
Формирование системы международных отношений
На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:
Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.
В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.
Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.
Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.
Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».
Роль государства в новой системе отношений
Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.
По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.
Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.
Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.
Роль экономики
Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.
Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.
Международные отношения в сфере информации
От древнейших времен передачи сообщений о реальных событиях международной жизни было чрезвычайно важным как во внутренней, так и во внешней политике государств. На протяжении тысячелетий главными средствами передачи информации были гонцы, которые обеспечивали, прежде всего, потребности политического руководства и формировали основу для принятия им решений в сфере внешней политики. В XVIII в. во Франции для нужд быстрой передачи информации было основано курьерскую почту использовала с этой целью сообщения с помощью дилижансов.Однако между событием и реакцией на нее заинтересованных государств всегда шло довольно длительное время, что делало невозможным динамическую и эффективную внешнюю политику.Широкие круги общественности получали информацию с еще большим опозданием и только такую, которая отвечала интересам руководящей верхушки.
Начиная с XIX в., Развитие международных информационных отношений претерпел революционных изменений, которые заключались в усовершенствовании старых и изобретения новых технических средств передачи информации. Развитие транспорта, изобретение телеграфа, телефона, радио и, наконец, внедрение современных компьютерных сетей не только свидетельствовали о степени прогресса общества, но и привели к настоящим информационных революций.
Информированность правительств воюющих государств и граждан впервые существенно изменилась во время Крымской войны (1851-1855). Характеризуя эту ситуацию, М. Говард писал: «Война больше не представляла собой приключение в далеких краях, о которой гражданское население узнавало из коротких официальных сообщений и из солдатских баек, когда событие уже отходила в далекое прошлое. Тесный контакт между фронтом и тылом было установлено благодаря параллельному развитию электрического телеграфа. Возможность мгновенной связи получили не только политические лидеры и их полевые командиры, но и редакторы газет, которые становились все более влиятельными и амбициозными ».
Информационная революция середины XIX в. фактически повторилась во второй половине XX в., поскольку создание глобальных компьютерных сетей стало качественно новым шагом по сравнению с существующими системами связи.
А. Дудек отмечает, что современные международные информационные отношения происходят одновременно в трех плоскостях: межправительственной, неправительственной (через средства массовой информации) и межличностной. Информация в этих плоскостях передается с помощью самых разнообразных каналов – от устного общения к использованию современных информационных сетей. Международные отношения в сфере информации связаны с отношениями между ее производителями и потребителями по получению последними сообщений о реальных событиях, представляющих для них интерес. Потребители информации могут использовать ее операционно, но также и для дальнейшей передачи другим потребителям. В первом случае речь идет об отношениях между информационными службами (информационные и пресс-агентства, специальные службы и т.п.) и потребителями, а во втором – между производителями по обмену, на определенных условиях, полученной информацией.
Международные отношения в сфере информации
Информация является способом отображения реальной среды в виде фактов и их первичных комментариев и интерпретаций. Учитывая специфику использования потребителями, выделяют следующие виды информации, как:
1.Секретна, которую использует политическое руководство в процессе принятия важных решений и огласка которой может нанести серьезный ущерб интересам государства.
2.Специализована, которая имеет узкое операционное применение и может быть использована только специалистами в той сфере общественной деятельности, которой она касается. Режим применения такой информации не всегда открыт, поскольку отдельные сведения могут составлять государственную служебную или частную коммерческую тайну.
3.Масова, которая является общей и доступной для любых потребителей. Она распространяется с помощью прессы, радио, телевидения и глобальных информационных сетей.
В практике принятия политических решений правительства используют все перечисленные выше виды информации, поскольку в этом
процессе никогда не бывает абсолютной уверенности в исходных данных, а сравнение сведений, взятых из различных информационных потоков, позволяет выяснить картину реальных событий.Информационные потоки является постоянным движением за пределах технологических каналов.Они выражаются в создании международного глобального информационного «поля» и потоках разноплановой информации через мировые информационные системы.
Государство традиционно контролирует входы и выходы, через которые циркулируют информационные потоки, стараясь не допустить в национальное информационное поле информацию, которую ее политическая элита рассматривает как врага, направленную на подрыв конституционного строя, ценностей национальной культуры и т.д.. Государственную политику в мировом информационном поле можно охарактеризовать так:
1.Либеральна построена на принципах невмешательства в процесс, признание права граждан получать информацию из любых источников, содействие свободном обращении информации.
2.Активна информационная политика заключается в попытке установить контроль (той или иной степени жесткости) за средствами массовой информации, с помощью контрпропаганды, активного содействия распространению за пределами государства информации, отражающей взгляд национальной правящей элиты.
З.Автаркична информационная политика связана 3S «закрытием» национального информационного поля, полным запретом или определенным ограничением права граждан пользоваться информацией иностранного происхождения и ее восприятием как враждебной.
Еще в 1976 p., Во время V конференции Движения неприсоединения в Коломбо, страны «третьего мира» констатировали информационную неравноправие и задекларировали стремление к созданию «нового информационного порядка». В декларации ЮНЕСКО от 22 ноября 1978 как его важнейшие принципы были названы свобода и равноправие государств в мировом информационном поле. На заседании Международной Координационного Совета по делам информации стран Движения неприсоединения в Багдаде 1980 было Сфомульовано концепцию фундаментальных прав суверенных государств в сфере информации, среди которых: право каждого государства на создание собственной информационной системы; право лиц и народов получать объективный образ реальности; право каждого государства мира объективно освещать ее интересы и обязанности всех участников информационного процесса по сохранению объективности.
Концепцию «нового информационного порядка» остро критиковали СЕЛА и Великобритания, и она не была плодотворной учитывая бедность развивающихся стран.
Реальный международный порядок в сфере международных информационных отношений определяется финансовыми и, соответственно, техническими возможностями государств мира. На рубеже XX-XXI вв., Через широкое внедрение спутникового телевидения, международных компьютерных информационных сетей, национальные государства теряют возможность осуществлять эффективный контроль за информационными потоками, пересекающих их границы. В формировании глобальных информационных потоков решающей позиция ведущих держав мира и владельцев средств массовой информации, которые контролируют содержание и интерпретацию сообщений. Ведение пропагандистских кампаний, которые сначала касались только граждан собственного государства, в современных условиях приобрело мировые масштабы и оказалось в манипулировании общественным мнением в большинстве стран мира.
Международное информационное право
В результате изучения данной главы обучающийся должен: знать
Понятие, предмет и принципы международного информационного права
Правовой статус информационного пространства является общечеловеческим достоянием. Его безопасность является основой обеспечения устойчивого развития мировой цивилизации.
В эпоху глобального перехода государств к цифровизации и к цифровой экономике приоритетное значение приобретают коммуникации, обладание информацией и движение информационных потоков. Влияние развития информационных технологий на систему международных отношений и использование современных информационно-коммуникационных технологий привели к появлению и развитию новых общественных отношений (информационных отношений), требующих международного правового регулирования. Поскольку современные информационно-коммуникационные технологии (ИТК) не могут развиваться в границах одного государства. Они объективно носят трансграничный характер и стремятся завоевать глобальное пространство. Постепенно концепция информационного общества стала утверждаться на международном уровне. Развитие ИКТ обусловило постановку вопроса о формировании международного информационного права. ИКТ применяются во всех сферах международных отношений — политической, экономической, социальной, культурной, научной.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение информационного пространства «киберпространство», порядок его использования публичными лицами, составляют еще один комплексный институт, который условно можно обозначить термином международное информационное право.
Информационное пространство включает в себя виды связи и передачи информации с помощью всех возможных средств информации: радио, телевидение, кино, периодика, звуковая и визуальная продукция, компьютерная связь, Интернет и др.
Международное информационное право — это совокупность международных правовых норм и принципов, регулирующих международно-правовые информационные отношения между субъектами международного права.
К числу субъектов международного информационного права как отрасли международного публичного права относятся государства, международные межправительственные организации, народы и нации, борющиеся за свою независимость и квазигосударственные объединения.
В научной литературе сам термин «международное информационное право» не является устоявшимся. Это и «международное право Интернета» (International Internet Law), «международное право массовой информации», «международное телекоммуникационное право» (International Telecommunications Law), «международное медийное право» (International Media Law), «международные режимы информационно-коммуникационных технологий» (International Regimes for Information and Communication Technologies) и «международные режимы и информационная инфраструктура» (International Regimes and Information Infrastructure) и т.п. Как видно из указанных терминов, все они направлены на определение роли тех или иных субъектов, объектов и ресурсов, которые входят в информационную сферу.
В доктрине международного права также отсутствует единообразное понимание предмета международного информационного права. Обсуждение статуса международного информационного права в среде как отечественного, так и зарубежного научного сообщества, еще находится на начальном уровне. Однако предметом международного информационного права являются международно-правовые информационные отношения, осуществляемые в информационной среде. Объектом международного информационного права является информационная сфера.
Международные информационные отношения включают отношения, связанные с содержанием информации, ее созданием, хранением, распространением, передачей, в которых участвуют государства, межгосударственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, юридические и физические лица, административно-территориальные образования государств.
Современное международное право регулирует преимущественно межгосударственные информационные отношения, хотя имеются отдельные международные соглашения, устанавливающие правила не для субъектов международного права (Европейская конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г., Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.).
На данном этапе развития международное информационное право не может быть выделено в самостоятельный институт ввиду недостаточного объема нормативного материала, незавершенности процесса формирования специальных принципов, а также нецелесообразности искусственного выделения норм, регулирующих информационный обмен, из структуры существующих институтов. Однако по мере развития специального регулирования ИКТ международное информационное право может выделиться в самостоятельный институт.
В то же время в рамках международного информационного права формируется собственная терминология, присущая только данному институту. Ключевым понятием для данного института является понятие информации.
В сфере международного информационного права действуют, прежде всего, общие принципы международного права и специальные международные информационные права.
Общие принципы международного права носят императивный характер (jus cogens), представляют собой систему, которая устанавливает правовые основы международных отношений. Данные принципы распространяются на все группы международных отношений, в том числе и на международно-правовые информационные отношения. К общим принципам можно отнести следующие.
Право человека на информацию зафиксировано во многих международных соглашениях по правам человека. Согласно ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Данное положение закреплено и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., который устанавливает границы права на информацию. Данное право может быть ограничено в целях уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Осуществление права на информацию налагает определенные обязательства. Это касается соблюдения запретов на распространение информации, установленных в международном праве. Запрещена пропаганда войны, расовой ненависти, ксенофобии. Таким образом, право на информацию имеет границы, четко определенные в международном праве.
В последние годы расширяется содержание права на информацию. В ряде международных соглашений провозглашено право на всеобщий доступ к ИКТ, которое гарантируется как определенной тарифной политикой, так и повышением образовательного уровня и культуры, обучением в области ИКТ.
3. Принцип неприменения силы и угрозы ее применения. Запрет пропаганды войны, являясь частью нормативного содержания принципа неприменения силы и угрозы ее применения, действует при осуществлении международного информационного обмена независимо от используемых средств. Но действием указанного положения не исчерпывается действие принципа, имеющего более широкое нормативное содержание. Принцип неприменения силы и угрозы ее применения будет действовать и в отношении иной угрозы применения силы. Например, в компьютерные сети не должна помещаться информация, содержащая угрозу применения политического, экономического и иных видов принуждения в отношении другого государства.
ИТК не должны использоваться и в качестве средства применения силы. В частности, как применение силы может рассматриваться блокирование поступления правомерной информации от другого государства и передачи информации в компьютерные сети другого государства.
Нарушением принципа неприменения силы и угрозы ее применения является ведение информационных войн.
4. Принцип мирного разрешения международных споров. При информационном обмене государства используют процедуры досудебного урегулирования споров: переговоры, обследование, посредничество, примирение.
В международном праве появились новые механизмы разрешения споров. Так, Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству рассматривает традиционные споры в сфере интеллектуальной собственности и применяет специальную, «квазиарбитражную», процедуру для рассмотрения споров о правах на доменные имена.
5. Принцип суверенного равенства государств. В сфере международного обмена информацией данный принцип является предметом дискуссий в доктрине международного права. Наиболее сложным представляется вопрос о влиянии трансграничной передачи данных на государственный суверенитет. Хамид Мовлана обосновал концепцию «информационного суверенитета», согласно которой информация признана ресурсом, над которым государство должно осуществлять исключительный контроль. Л. Зуссман полагает, что с развитием технологий электронных коммуникаций государственный контроль становится неэффективным, а следовательно, и нецелесообразным.
Обе концепции нуждаются в уточнении. Суверенное равенство государств в отношениях международного обмена означает, что каждое государство обладает суверенными правами на создание собственной системы информации, на участие в международном информационном обмене, а также на осуществление контроля за содержанием информации с целью обеспечения соблюдения запретов и ограничений, содержащихся в международном праве и не противоречащих нормам международного права.
Таким образом, общие принципы международного права создают правовую основу для международного информационного права.
Вопрос о специальных принципах международного информационного права является предметом дискуссий в правовой доктрине.
Под воздействием новых информационных технологий на Всемирном саммите по информационному обществу была принята Декларация принципов 2003 г. в ней содержатся следующие принципы:
В Декларации содержатся отдельные положения, касающиеся нормативного содержания указанных выше принципов (раздел «В»), а также положения, относящиеся к расшифровке содержания принципов.
Комитет министров Совета Европы принял Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г. В ней зафиксированы специальные принципы обмена информацией в Интернете: контроль за содержанием информации; регулирование или саморегулирование; отсутствие государственного контроля; устранение запретов на участие в информационном сообществе; свобода предоставления услуг через Интернет; ограниченная ответственность служб предоставления информации за содержание информации в Интернете; анонимность.
Принцип контроля за содержанием информации в Интернете связан с суверенным правом государств регулировать отношения информационного обмена в Интернете. Каждое государство принимает меры по регулированию сегмента сети на его территории. При этом в
Декларации зафиксировано правило, что государства-члены не подвергают содержание информации в Интернете ограничению большему, чем это применяется к другим средствам доставки информации.
Регулирование или саморегулирование связано с возможностью для государств регулировать Интернет. Кроме того, создаются самостоятельные механизмы саморегулирования, например Общество Интернета, и вырабатываются собственные стандарты сети участниками международного информационного обмена.
Вместе с тем регулирование или саморегулирование представляет собой социальное явление, а не принцип. В отношении любого вида общественных отношений, например международной торговли, можно говорить о регулировании и саморегулировании.
Принцип отсутствия государственного контроля сформулирован неточно. Государственный контроль за потоком информации в Интернете существует. Однако государства не должны запрещающими или ограничительными мерами препятствовать доступу общественности к информации и свободному обмену информацией в Интернете, независимо от границ. Это не мешает установить ограничения для защиты несовершеннолетних пользователей, особенно в доступных местах, таких как школы или библиотеки.
При соблюдении гарантий, предусмотренных п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, могут быть приняты меры, обязывающие удалять четко распознаваемую информацию или блокировать доступ к ней в случае, если компетентные национальные власти примут временное или окончательное решение о ее незаконности. В данном случае речь идет о доступе общественности к информации, за отдельными исключениями, связанными с правомерными запретами на распространение информации. Доступ общественности к информации является специальным принципом международного информационного обмена в целом и характерен не только для Интернета.
Принцип устранения запретов на участие в информационном сообществе означает, что государства должны одобрять и поддерживать всеобщий доступ к свободному обмену информацией в Интернете и информационным службам на недискриминационной основе по разумной цене. Кроме того, активное участие общественности, например, создание и развитие индивидуальных веб-сайтов, не должно становиться объектом для любого лицензирования или других требований, имеющих подобный эффект.
Свобода предоставления услуг через Интернет не должна становиться объектом для получения официальных разрешений только на основании того, что используются средства передачи.
Государства должны предпринимать меры по активизации многообразных предложений услуг, предоставляемых через Интернет, которые обеспечивают различные потребности пользователей и социальных групп. Службы предоставления услуг должны иметь возможность функционировать в регулируемой структуре, которая гарантирует недискриминационный доступ к национальным и международным сетям передачи данных.
Ограниченная ответственность служб предоставления информации за содержание информации в Интернете означает, что провайдеры предоставляют только технический доступ к Интернету. Они не контролируют потоки информации с точки зрения содержания. Для провайдеров технически сложно осуществлять отслеживание информации. В то же время государственные органы на определенных условиях могут отслеживать информацию в Интернете с целью защиты общественного порядка.
Принцип анонимности означает, что для обеспечения защиты против наблюдения в сети и расширения свободного обмена информацией и мнениями государства должны учитывать желание пользователя Интернетом не идентифицировать свою личность. Это не мешает государствам принимать меры и сотрудничать для установления ответственности за преступления в соответствии с национальными законодательствами, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международными соглашениями в области правосудия и поддержания общественного порядка.
Таким образом, не все положения, указанные в Декларации, следует рассматривать как принципы информационного обмена в Интернете. Одни положения обладают более широким нормативным содержанием, а другие не отличаются достаточной точностью. Однако на данном этапе можно говорить о том, что принципы информационного обмена в Интернете только формируются. Постепенно они будут приобретать глобальное значение, подтверждаться актами других международных организаций и поведением участников информационного обмена в Интернете.
В настоящее время можно говорить о складывающейся системе принципов международного информационного права. При этом специальные принципы международного информационного права в целом уже сложились, но их нормативное содержание уточняется под воздействием новых информационных технологий.
К специальным принципам международного информационного права относятся: принцип универсального доступа к благам информационного общества, принцип справедливого распределения этих благ между странами и внутри них, принцип сохранения культурного наследия, принцип многостороннего участия в развитии глобальной информационной инфраструктуры.
Источники международного информационного права
Нормы, регламентирующие международные информационные отношения, очень часто инкорпорированы в структуру международных договоров, где они выполняют инструментальную роль, обеспечивая международное сотрудничество и реализацию норм международного права.
Основными источниками международного информационного права являются: Берлинская конвенция, учредившая Международный радиотелеграфный союз, 1906 г.; Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.;
Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.; Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 г. (заключено в рамках ЮНЕСКО);
Конвенция о международном праве опровержения 1952 г.; Конвенциями о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами 1958 г.; Соглашение о предотвращении вещания со станций за пределами национальной территории 1965 г.;
Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.; Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 г.; Устав и Конвенция Международного союза электросвязи (МСЭ) 1992 г., а также регламенты МСЭ, которые носят обязательный характер; Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г.; Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г.; Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии», а также План действий Всемирного саммита по информационному обществу 2003 г.; Тунисская программа для информационного общества 2005 г.; Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества (Санкт-Петербургская декларация) 2003 г.; Арабская конвенция по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий 2010 г.; проект конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности» 2011 г.; Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий 1999 г. и др.
Большое число вопросов международного сотрудничества в информационной сфере решается на основе двусторонних соглашений между государствами.
Регулируются отношения в информационной сфере и нормами «мягкого права». Примерами актов, содержащих подобные нормы, могут служить: Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 59 1946 г. (о свободе информации и умении не злоупотреблять ею); № 110 1947 г. (осудила любую форму пропаганды, имеющей целью акт агрессии, способной нарушить мир, создать или усилить угрозу миру); № 127 1947 г. (позволяла принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые вредят дружеским отношениям между государствами); Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (включает право человека на информацию независимо от государственных границ); Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г.; Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г. и др.
Концепция глобального информационного общества
На сегодняшний день концепция информационного общества нашла свое отражение в целом ряде международных документов, что свидетельствует о понимании значительной роли коммуникации в современном обществе. К таким документам относятся: Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г., Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии», а также План действий Всемирного саммита по информационному обществу 2003 г., Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества (Санкт-Петербургская декларация) 2003 г., Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий 1999 г. и др.
Особенностью всех этих международных документов является то, что в них не содержится понятий информационного общества или глобального информационного общества, а перечисляются их основные признаки. Исключение составляют План действий и Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» Всемирного саммита по информационному обществу, в которых предпринята попытка сформулировать понятие информационного общества. Согласно этому Плану информационное общество — это эволюционирующая структура, которая, отражая различные стадии своего развития, достигла различных уровней в разных странах мира. Очевидно, что такое определение не отражает сущностных признаков информационного общества, не дает представления об информационном обществе на определенном этапе развития общественных отношений.
Развернутым является определение информационного общества в Декларации принципов Всемирного саммита по информационному обществу. В п. 1 Декларации говорится об ориентированном на интересы людей, открытом для всех и направленном на развитие информационном обществе, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими.
В данном определении указан ряд признаков информационного общества — доступность информации для всех, направленность на развитие, открытость.
Согласно материалам Всемирного саммита по информационному обществу можно выделить следующие признаки информационного общества: 1) в информационном обществе используются возможности цифровых технологий; 2) предоставление доступа к ИКТ для всех; 3) обеспечение разнообразия в киберпространстве; 4) использование цифровых технологий в целях развития. Данные признаки носят в основном технический характер и мало что дают для характеристики системы общественных отношений.
В доктрине нет единообразного подхода к определению признаков информационного общества, однако все авторы признают значение ИКТ для его развития. Так, А. Д. Еляков говорит о создании специфической инфосферы для развития коммуникационных сетей, информационных технологий, которые связывают между собой континент или регион, а главное, мировое сообщество, воедино. Он указывает в основном экономические признаки: формирование новой интеллектуальной технологии, ускоренная автоматизация и роботизация экономической сферы, переход работников в информационную область деятельности и сферу обслуживания.
Д. Иванов, выделяет три основных признака:
К. Мэй, выделяет четыре идеи (признаки) информационного общества. Во-первых, идея социальной революции показывает влияние новых информационных технологий на систему общественных отношений в целом, приведшую к их радикальной трансформации. Вовторых, появилась информационная экономика « цифровая экономика». В-третьих, появились класс технократов и кибернетические сообщества, влияние которых заменило старую власть капиталиста и землевладельца. В-четвертых, усиливается роль гражданского общества, поскольку в информационном обществе государство уже не может эффективно управлять.
Обзор существующих точек зрения на признаки информационного общества показывает, что попытки охарактеризовать информационное общество нередко сопряжены с применением одного подхода — технологического или экономического. В перечне признаков всегда доминируют признаки определенного вида.
Существующие международные документы не дают четкого ответа на вопрос, чем же отличается информационное общество от глобального информационного общества. Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г. и документы Всемирного саммита по информационному обществу содержат сходные положения по вопросам информационного общества.
Если соотнести понятия «информационное общество» и «глобальное информационное общество» как общее и частное, то, с учетом признаков информационного общества, глобальное информационное общество можно определить как комплексный предмет международно-правового регулирования, представляющий собой систему международных отношений, в которой международные информационные отношения (как властные, так и невластные) опосредуют политические, экономические, социальные и культурные отношения, а также каждый вправе создавать знания и пользоваться ими, складывающуюся в отношении функционирования глобальных информационных систем, формирующихся на базе развития ИКТ.
Окинавская хартия глобального информационного общества включает базовые положения, способствующие формированию государственной информационной политики отдельных государств и мирового сообщества в целом. Несмотря на то что Хартия носит рекомендательный характер, она служит основой для обоснования государственной политики в области развития интернет-технологии во многих государствах, и некоторые ее положения нашли свое развитие в законодательстве многих государств. Например, в Российской Федерации был принят ряд доктринальных, концептуальных и правовых положений, способствующих развитию глобального информационного общества в России, среди них Государственная программа «Информационное общество 2011?2020», Стратегии развития информационного общества на 2017?2030 годы, федеральные законы об информации, информационных технологиях, о защите информации, об обеспечении доступа к информации, о персональных данных и др.
Окинавская хартия выделяет основные направления использования ИКТ, включая: проведение экономических и структурных реформ, позволяющих получить преимущества от использования цифровых технологий; рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий; разработку информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению; развитие людских ресурсов, способных отвечать современным требованиям в области информации; использование ИКТ в государственном секторе. Данные направления охватывают сферы экономики, образования и политики. Не случайно основное внимание уделено экономическим преобразованиям. Именно в сфере экономики создаются ИКТ, которые затем распространяются во всех сферах жизни общества.
Изложенные в Окинавской хартии ключевые направления прежде всего указывают на основу создания информационного общества, которую в совокупности образуют экономические преобразования, приводящие к введению новых технологий, должным образом обученные люди, а также государственная власть, благодаря цифровым технологиям становящаяся более открытой для граждан.
В Окинавской хартии определены основные направления правового регулирования использования ИКТ:
Хартия акцентирует внимание на мерах доступа к ИКТ для всех.
Она содержит меры, которые должны принять государства для обеспечения всеобщего доступа к ИКТ для всех, а именно: содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций; изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики; уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах; уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующихся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа; содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
План действий Всемирного саммита по информационному обществу также предусматривает ряд мер по обеспечению доступа к информации и знаниям. К таким мерам относятся: разработка политических руководящих принципов для развития и популяризации информации, являющейся публичным достоянием; обеспечение органами государственного управления надлежащего доступа к официальной информации; создание ими устойчиво функционирующих многоцелевых публичных пунктов коллективного доступа, предоставляющих гражданам по приемлемым ценам или бесплатно доступ к различным ресурсам связи, прежде всего к Интернету
Окинавская хартия обращает внимание на проблемы развивающихся государств в связи с внедрением концепции информационного общества. В ней указано, что все те развивающиеся страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития ИКТ, оказываются лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос наиболее актуален в тех странах, где распространению ИКТ препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуникаций, образования и обучения граждан навыкам работы с ИКТ.
Окинавская хартия предусматривает, что для сотрудничества в целях развития ИКТ должны быть задействованы все субъекты международных отношений: государства, межгосударственные организации, включая международные финансовые институты (Международный банк развития и Всемирный банк), неправительственные организации, юридические лица отдельных государств и др.
Разрыв в цифровых технологиях существует не только в пределах отдельных государств, но и между государствами. Одни государства добились значительных успехов в развитии ИКТ, другие же не могут решить проблемы доступа не только к цифровым технологиям, но и к обычным средствам коммуникации. Так, странам Африки присущ не только разрыв в цифровых технологиях между городскими и сельскими районами, но и значительное отставание по уровню развития информационных технологий от развитых государств.
Таким образом, предоставление всеобщего доступа к ИКТ сопряжено с множеством проблем политического, социального и экономического характера. Наиболее остро стоит проблема разрыва в цифровых технологиях между государствами и внутри государств.
Каждое государство должно подойти к решению данного комплекса проблем индивидуально, с учетом своего уровня развития. Меры, которые могут принять государства, многообразны: создание государственных фондов, поощрение деятельности общественных фондов, предоставление льгот по доступу к ИКТ для социально незащищенных групп и т.д.
Окинавская хартия не содержала положений о языковом и культурном разнообразии. Соответствующие положения нашли свое воплощение в резолюциях ЮНЕСКО и документах Всемирного саммита по информационному обществу.
В рамках Всемирного саммита по информационному обществу Итоговый отчет Председателя Круглого стола 2 «Разнообразие в киберпространстве» содержит указание на неоднозначное разрешение проблемы разнообразия контента. В отчете отмечается, что частный сектор сам по себе не может добиться разнообразия контента. В связи с этим подчеркивается роль университетов и неправительственных организаций для обеспечения культурного разнообразия. В качестве предпосылки разнообразия определена свобода слова. Ряд выступающих подвергли критике концентрацию средств массовой информации в глобальном масштабе. Для обеспечения демократии и диверсификации контента следует не допускать того, чтобы крупные медиаконцерны контролировали доступ к информации.
В результате дискуссии участники выдвинули ряд конкретных предложений:
Электронная информация может являться культурным достоянием. В Хартии о сохранении цифрового наследия, принятой на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2003 г., цифровое наследие рассматривается как общее наследие человечества.
Оно охватывает ресурсы в области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и другого характера, созданную в цифровом виде или переведенную в цифровую форму из существующих аналоговых ресурсов.
Между тем к цифровому наследию относятся не все электронные информационные ресурсы. Основными чертами цифрового наследия являются ценность и значимость для человечества. Однако четких критериев для отнесения информации к цифровому наследию Хартия не дает.
На данный момент концепция информационного общества получила развитие в основном в рекомендательных актах. Исключения составляют Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г., Конвенция об информации и правовом сотрудничестве относительно «услуг информационного общества» 2001 г. и Европейская конвенция о правовой защите услуг, предполагающих ограниченный доступ, 2001 г.
Несмотря на рекомендательный характер предписаний, они в определенной мере способствуют проведению государствами политики развития ИКТ. Представляется, что дальнейшее развитие концепция информационного общества должна содержаться в международных договорах.
Создание информационного общества — объективное направление общественного развития. Построение глобального информационного общества — это цель развития. Она реализуется благодаря концепции всеобщего доступа к ИКТ. Государства обязаны оказать политическую, правовую и экономическую поддержку в обеспечении доступа к ИКТ.
Представляется, что в развитие ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. применительно к развитию информационного общества необходимо принять конвенцию о всеобщем доступе к ИКТ. В конвенции следует предусмотреть как общее правило доступа, так и категории бесплатной информации, а также категории социально уязвимых лиц, которым должен предоставляться бесплатный доступ.
Концепция информационного общества стала логическим продолжением концепции нового международного информационного порядка (далее — НМИП). Между концепцией информационного общества и концепцией НМИП нет противоречий. Концепция информационного общества учитывает интересы развивающихся государств при определении таких требований, как всеобщий доступ к ИКТ и использование ИКТ в целях развития.
В 1960-х гг. по инициативе развивающихся государств была выдвинута концепция НМИП. Суть этой концепции заключалась в том, что должен быть установлен новый, более справедливый международный порядок в сфере информации и коммуникации, основанный на равном участии всех государств в международном информационном обмене; преодолены диспропорции в обмене информацией между развитыми и развивающимися государствами; развивающиеся государства должны получить право на помощь международных организаций, других государств в развитии ими собственных систем информации.
Основная задача НМИП — обеспечение использования информации в интересах мира, сотрудничества и развития всех народов на основе более сбалансированных информационных обменов между развитыми и развивающимися странами, обеспечение честного и правдивого характера передаваемой информации, оказание помощи развивающимся странам в деле развития собственных систем информации.
Таким образом, НМИП отвечал интересам всех государств, но особую защиту получили интересы развивающихся государств в силу их неравномерного участия в международном информационном обмене.
Концепция НМИП реализовывалась посредством принятия ряда актов международных организаций (например, резолюций Генеральной Ассамблеи ООН № 33/115 1978 г., № 34/182 1979 г. и др.).
Однако существующих в международных договорах положений, направленных на содействие концепции НМИП, было явно недостаточно для ее реализации. Концепция НМИП должна была содействовать развитию национальных систем информации развивающихся государств.
Таким образом, концепция информационного общества возникла на базе комплекса представлений об осуществлении информационного обмена, включая концепцию НМИП.
Правовое регулирование еще не охватывает всех вопросов функционирования информационного общества. В частности, ни на международном уровне, ни на уровне отдельных государств не установлены четкие правила оказания услуг информационного общества.
При этом законодательство о телекоммуникациях призвано решать в основном технические проблемы. Такие проблемы, как всеобщий доступ к ИКТ, включая социально уязвимые группы, обеспечение разнообразия контента, на данный момент не решаются. Концепция информационного общества, сформулированная в рекомендательных актах, требует четких правовых предписаний.
Концепция международной информационной безопасности
Особую актуальность в настоящее время приобретает концепция международной информационной безопасности.
В 2011 г. Россия представила в ООН проект конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности».
Под международной информационной безопасностью понимается защищенность глобальной информационной системы от так называемой «триады угроз» — террористических, преступных и военно-политических угроз (под военно-политическими угрозами подразумеваются информационные войны и информационное противоборство), а также угрозы вмешательства во внутренние дела суверенного государства посредством ИКТ, нарушение общественной стабильности, разжигание межэтнической, межнациональной розни.
Согласно проекту конвенции об обеспечении международной информационной безопасности международная информационная безопасность — «состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве».
Суть международной информационной безопасности заключается в необходимости усиления координации и укрепления сотрудничества между государствами в борьбе с преступным использованием информационных технологий (в этом контексте отмечается роль, которую могут сыграть ООН и другие международные и региональные организации), а также в необходимости сотрудничества между государствами и частным бизнесом в борьбе против правонарушений в информационном пространстве и в необходимости защиты законных интересов в сфере использования и развития информационнокоммуникационных технологий.
Вместе с тем относительно терминологии нет единства мнений — международная информационная безопасность представляет собой сферу столкновения интересов различных государств, область дискуссий. Россия выступает за широкий подход к определению содержания понятия «международная информационная безопасность», включая в нее как технические аспекты (безопасность информационных сетей и систем), так и обширный круг политико-идеологических аспектов (манипулирование информацией, пропаганда посредством глобальных информационных сетей, информационное воздействие).
Страны Запада, прежде всего США, придерживаются узкого подхода, ограничиваясь техническими аспектами, и используют иную терминологию — «кибербезопасность».
Итак, можно выделить два противоположных подхода к обеспечению информационной безопасности.
Россия и Китай придерживаются позиции о необходимости полной демилитаризации информационного пространства. По мнению России, гонка вооружений в информационной сфере способна расшатать сложившиеся договоренности о разоружении и международной безопасности.
США и ЕС придерживаются позиции, согласно которой ключевыми угрозами кибербезопасности являются кибертерроризм и киберпреступность, а вопросы межгосударственного противоборства в киберпространстве следует регулировать в рамках международного гуманитарного права.
Сегодня более 130 государств развивают программы ведения кибервойн, что создает серьезные угрозы информационной стабильности: отследить источник информационной атаки сложно, последствия ее могут быть разрушительными и стать причиной ответного удара, в том числе с использованием обычных вооружений. В этой ситуации подход России, выступающей за выработку правил поведения государств в информационном пространстве с целью обеспечить его безопасность, представляется крайне актуальной.
Принципами обеспечения международной информационной безопасности являются следующие:
Изучением вопросов международной информационной безопасности занимается Группа правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности, которая создана в 2014 г. в соответствии с российской резолюцией «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», принятой консенсусом в ходе 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия выступает автором данного документа на протяжении целого ряда лет. К данной резолюции с каждым годом присоединяется все больше стран.
Сотрудничество государств по борьбе с киберпреступностью
Развитие и распространение высокой технологии, в том числе глобальных сетей, во многих государствах привело к появлению нового вида преступления под названием «киберпреступность», представляющая собой угрозу международному миру и безопасности изза серьезного воздействия на безопасность и стабильность граждан, экономический потенциал, политический престиж государства в его региональной и международной среде. Данное явление привлекало внимание многих государств.
Острота угроз криминального, террористического и военнополитического характера в информационном пространстве признается всеми без исключения странами. На данном этапе ключевой проблемой представляется отсутствие механизма и полноценной международно-правовой базы, регулирующей деятельность государств в сфере использования ИКТ и в борьбе с киберпреступностью.
28 декабря 2019 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Россией резолюцию по борьбе с киберпреступностью, невзирая на противодействие со стороны США. Резолюция, соавторами которой вместе с Россией стали еще 47 государств, предусматривает, что Генеральная Ассамблея ООН учредит специальный межправительственный комитет экспертов, представляющий все регионы. Он займется разработкой международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.
Кроме того, отдельные аспекты международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью регулируются региональными соглашениями об оказании международной правовой помощи по уголовным делам, об экстрадиции; двусторонними соглашениями по борьбе с преступностью общего характера, о выдаче и др.
Киберпреступления подразделяют на компьютерные преступления и преступления, совершаемые с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и иных устройств доступа к киберпространству.
Компьютерные преступления — это преступления, основным объектом посягательства которых является конфиденциальность, целостность, доступность и безопасное функционирование компьютерных данных и систем. Остальные киберпреступления, помимо компьютерных систем, посягают на другие объекты (в качестве основных): безопасность общества и человека (кибертерроризм), имущество и имущественные права (кражи, мошенничества, совершенные посредством компьютерных систем или в киберпространстве), авторские права (плагиат и пиратство).
Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях и Дополнительный протокол к ней подразделяли киберпреступления на пять групп, выделяя в первую группу «преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем». К ним относятся, в частности, незаконный доступ, незаконный перехват, вмешательство в данные, вмешательство в систему и т.д.
Во вторую группу входят правонарушения, связанные с использованием компьютерных средств. К ним относятся подлог с использованием компьютерных технологий, мошенничество в целях неправомерного извлечения экономической выгоды для себя или третьих лиц.
В четвертую группу входят преступления, связанные с нарушением авторского права и смежных прав.
Пятую группу составляют правонарушения, связанные с распространением информации расистского и другого характера, подстрекающего к насильственным действиям, ненависти или дискриминации отдельного лица или группы лиц, основывающимся на расовой, национальной, религиозной или этнической принадлежности (Дополнительный протокол).
В Арабской конвенции по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий закреплены следующие виды преступлений в сфере информационных технологий: незаконный доступ, незаконный перехват, посягательство на целостность данных, неправомерное использование средств информационных технологий, подлог с использованием средств информационных технологий, мошенничество, связанное с введением, изменением или удалением информации и данных, преступления, связанные с терроризмом, совершенные с помощью информационных технологий, преступления, связанные с организованной преступностью, совершенной с помощью информационных технологий, преступления, связанные с нарушением авторского права и смежных прав, незаконное использование электронных средств платежей и др.
Конвенция также предусматривает процессуальные положения, правовое и судебное сотрудничество, передачу преступников, совершивших преступления в сфере информационных технологий, правовую помощь по уголовным делам, связанным с преступлениями в сфере информационных технологий. Конвенция также возлагает обязательство на государства-участников внести изменения в национальном уголовном законодательстве и включить все виды преступлений в сфере информационных технологий, закрепленных в Конвенции.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. установила критерии, в соответствии с которыми государства — участники Конвенции обязаны криминализировать определенные деяния.
В проекте конвенции об обеспечении международной информационной безопасности рассматриваются меры борьбы с угрозами международному миру и безопасности в информационном пространстве и с киберпреступностью. Впервые в проекте конвенции определены 11 основных угроз международному миру и безопасности в информационном пространстве, а также дополнительные факторы, их усиливающие. Достоинством проекта является запрещение использования информационных ресурсов и информационного пространства в террористических целях. Так, в проекте конвенции предусмотрены положения, касающиеся военных конфликтов в информационном пространстве, использования информационного пространства в террористических целях, мер противодействия правонарушениям в информационном пространстве, международного сотрудничества в сфере международной информационной безопасности.
Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью необходимо осуществлять на основе участия всех стран, что предопределяется как свойством самой информации в качестве объекта посягательства, так и характером совершаемых преступлений. Киберпространство, как пятое общее пространство, после наземного, морского, воздушного и космического, требует координации, сотрудничества и особых правовых мер на международном уровне.
Очень важно понимать глобальность проблемы киберпреступности. Так, уже сейчас кибератаки парализуют работу не только частных структур, но и государственных органов, в мире не существует государства, которое было бы защищено от подобного рода атак. В качестве вероятных источников киберугроз рассматриваются не только хакеры или их группы, но также отдельные государства, террористические, преступные группировки. При выработке средств и методов борьбы с киберпреступностью следует помнить о латентности данного вида преступлений.
Во многих государствах созданы специальные центры по борьбе с киберпрступностью. Например, в США наряду с уже функционирующим Центром национальной кибербезопасности (National Cyber Security Center) в составе Вооруженных сил сформировано Объединенное кибернетическое командование (Unified U.S. Cyber Command), которое в глобальном масштабе должно координировать усилия всех структур Пентагона в ходе ведения боевых действий, оказывать соответствующую поддержку гражданским федеральным учреждениям, а также взаимодействовать с аналогичными по задачам ведомствами других стран. В Великобритании реализуются программы по созданию кибероружия, которые обеспечат способность властей противостоять растущим угрозам из киберпространства. В Австралии создана группа координации безопасности электронной почты. Основной задачей этой группы является создание безопасного и надежного электронного оперативного пространства как для общественного, так и для частного секторов.
Деятельность по противодействию совершению киберпреступлений должна осуществляться не только отдельными государствами, но и международным сообществом. Такая деятельность должна вестись по нескольким направлениям и предполагает прежде всего создание нормативных актов и выработку общих рекомендаций, а также внедрение эффективных моделей организационного взаимодействия между государствами. При этом следует учитывать, что традиционные механизмы международного сотрудничества, включая запросы, взаимопомощь и другие подобные инструменты, применявшиеся в XIX в. и ранее, являются неподходящими в эру, когда преступления могут совершаться из любой точки земного шара со скоростью света. Правовое регулирование вопросов борьбы с киберпреступлениями представляет собой базис всей системы противодействия киберпреступности. Необходимо развивать уголовно-процессуальное законодательство, например необходимость законодательного закрепления оперативного обеспечения сохранности накопленных компьютерных данных, процедуры проведения обыска и выемки хранимых компьютерных данных. Необходимо определить единообразные составы компьютерных преступлений, которые государства должны включить в свое национальное законодательство, а также разработать меры борьбы с ними.
Важно отметить, что взаимодействие государств в сфере борьбы с киберпреступлениями требует обобщения правовых норм государств при регламентации действий сторон в процессе использования средств в борьбе с киберпреступлениями.
Сотрудничество государств в борьбе с киберпреступлениями выражается в создании специализированных органов, руководствующихся едиными стандартами деятельности, обобщающими практику разных стран по вопросам борьбы с киберпреступлениями.
Помимо указанных органов, обладающих юрисдикционной компетенцией в рассматриваемой сфере, Европейским Союзом создаются и вспомогательные органы. Так, 18 января 2013 г. в Гааге официально открыт Европейский центр по борьбе с киберпреступностью. Целями его создания являются сбор и обработка данных по киберпреступлениям, проведение экспертных оценок интернет-угроз, разработка и внедрение передовых методов профилактики и расследования киберпреступлений, подготовка новых кадров, оказание помощи правоохранительным и судебным органам, а также координация совместных действий заинтересованных сторон, направленных на повышение уровня безопасности в европейском киберпространстве.
Военное взаимодействие государств также требует решения вопроса об их сотрудничестве в сфере организационной поддержки борьбы с киберпреступностью.
Необходимо принять универсальное международное соглашение по борьбе с киберпреступностью. Данное соглашение должно урегулировать следующие вопросы: а) уголовно наказуемые деяния в сфере высоких технологий; б) полномочия национальных органов, ведущих уголовный процесс по обеспечению сохранности компьютерных данных и осуществлению доступа к ним; в) гарантии прав личности при расследовании преступлений в сфере высоких технологий; г) вопросы юрисдикции; д) порядок оказания специальной международной правовой помощи; е) меры по предупреждению преступности в сфере высоких технологий, принимаемые на национальном уровне; ж) защита полученной информации и др.
Вопросы и задания для самоконтроля