инфраструктурные кредиты нижегородская область
Константин Комков: «Нижегородская область — площадка громкого старта инфраструктурных проектов»
Нижегородской области первой в России будет предоставлен инфраструктурный кредит: федеральная комиссия одобрила заявку региона. Средства будут направлены на строительство метро, развитие южных территорий и исторического центра. О значении нового финансового инструмента для Нижегородской области и округа в целом рассуждает директор Центра регионального развития, член Общественной палаты РФ Константин Комков.
«Нижегородская область — площадка громкого старта инфраструктурных проектов. Инфраструктурный кредит для Нижегородской области, одобренный правительственной комиссией под руководством Марата Хуснуллина, — сигнал того, что Глеб Никитин как губернатор новой волны внедряет масштабные инициативы, способные привлечь финансирование федерального центра. Необходимо отметить, что на сегодняшний день именно те главы регионов, которые способны выстроить не только оперативную работу, но и владеющие инструментами стратегического планирования и реализации глобальных целей, добиваются больших преференций.
Проект развития Нижегородской агломерации — знаковый момент не только для региона, но и для ПФО в целом – область является связующим звеном между территориями округа. Городская агломерация – перспективная форма для дальнейшего развития и показательный кейс для других регионов», — отметил Константин Комков.
Напомним, что новый формат финансирования был обозначен в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию 21 апреля. Глава государства сообщил, что субъектам РФ предоставят инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. По его словам, до конца 2023 года планируется выделить такие кредиты на общую сумму не менее 500 млрд рублей.
Нижегородская область первой в России получит инфраструктурный кредит
Региону предоставят на первом этапе 8,3 млрд рублей на инженерные коммуникации южных территорий Нижегородской агломерации для дальнейшего жилищного строительства, а также на строительство станции метро «Сенная». Проект комплексного развития одобрила правительственная комиссия под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина. Подготовительные работы для будущего строительства региональное правительство начнет уже в этом году.
В свою очередь Марат Хуснуллин поблагодарил руководство региона за комплексный подход при подготовке проекта.
Совокупная стоимость комплексного проекта составляет около 410 млрд рублей, 75% из которых – внебюджетные инвестиции. На следующих этапах реализации проекта также планируется задействовать механизм инфраструктурных облигаций.
Напомним, депутаты от «Единой России» обратились к Владимиру Путину с предложением запустить программу развития инфраструктурных проектов в регионах и обеспечить ее необходимыми ресурсами, в том числе льготными кредитами под низкий процент и на длительный срок. Глава государства поддержал инициативу, отметив в ходе Послания необходимость выделения инфраструктурных бюджетных кредитов регионам на строительство дорог, мостов, обновление общественного транспорта, благоустройство и другие проекты. Госдума единогласно приняла закон в третьем чтении 9 июня.
19 июня на Съезде «Единой России» Президент объявил о продлении программы до 2026 года и увеличении ее финансирования. Воспользоваться бюджетными кредитами смогут все регионы — независимо от уровня бюджетной обеспеченности.
Инфраструктурные кредиты нижегородская область
Нижегородская область и Республика Саха (Якутия) стали первыми регионами, получившими бюджетные кредиты, направленные на развитие инфраструктуры в регионах. Как сообщил вице-премьер, заявки от этих субъектов на предоставление бюджетных кредитов были утверждены правительственной комиссией в соответствии с правилами отбора проектов.
Нижегородская область получит 8,373 млрд рублей для комплексного развития Нижегородской агломерации. Субъектом подготовлен проект строительства инфраструктуры в период до 2026 года включительно за счёт финансирования в рамках государственной программы, а также с использованием внебюджетных источников.
Марат Хуснуллин рассказал, что проектом предусмотрен редевелопмент исторической части города, а также освоение новых территорий и строительство инфраструктуры в новых жилых районах с вводом более 2,7 млн кв. м жилья.
Помимо этого для развития Нижегородской агломерации запланирована комплексная модернизация общественного транспорта. Из предоставленных средств в текущем году 1 млрд рублей будет потрачен на выполнение работ по проектированию строительства метро.
По словам Марата Хуснуллина, Нижегородская область комплексно подошла к подготовке заявки и кроме заявки в рамках своего лимита предоставила дополнительные проекты, которые будут рассматриваться после 1 октября на конкурсной основе.
Республике Саха (Якутия) будут предоставлены бюджетные кредиты на сумму 4,163 млрд рублей. Эти средства направят на реализацию трёх проектов. В их числе – комплексная застройка квартала «Воинская часть» (микрорайон Звёздный) Якутска, застройка квартала «Р» в Нерюнгри, а также строительство жилых и инфраструктурных объектов в рамках реализации проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей».
Таким образом, с привлечением бюджетных кредитов в регионе будет построена инфраструктура для 83 многоквартирных домов разной этажности и общежитие. Также в регионе появятся новые объекты инженерной инфраструктуры и будут построены социальные объекты – школы, детские сады, поликлиники, крытый хоккейный корт.
Реализация проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей» способствует созданию около 700 рабочих мест в Республике Саха (Якутия).
Инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются субъектам Российской Федерации на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых.
Нижегородская область одна из первых получит инфраструктурный кредит
Нижегородская область вошла в число пилотных регионов для предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов.
Соответствующую информацию озвучил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин во время заседания штаба правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, которое прошло под председательством заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина.
В ходе заседания состоялось обсуждение порядка предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Правительство РФ завершает формирование критериев, по которым будут оцениваться проекты регионов. В частности, планируется учитывать социальный и экономический эффект: поступление налогов, объемы ввода жилья и ряд других параметров. Заявки регионов будут вынесены на рассмотрение комиссии по региональному развитию, которая и определит сумму выделенных средств. В ходе заседания министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин назвал Нижегородскую область в числе пилотных регионов на предоставление ИБК.
Инфраструктурные бюджетные кредиты будут предоставлять субъектам по ставке до 3% со сроком погашения 15 лет. Правительство выдаст регионам таких кредитов на сумму не менее 500 млрд руб. до 2023 года.
Нижегородская область направила в правительство РФ заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 млрд руб. до 2024 года.
Как пояснил губернатор, при развитии Нижегородской агломерации будут применяться как бюджетные кредиты, так и инфраструктурные облигации. Конечное соотношение этих инструментов будет понятно после определения лимитов ИБК.
Предполагается, что потребность в привлечении инфраструктурных облигаций появится во второй половине 2022 года. К этому сроку планируется начало освоения территорий в районе Ольгина и Новинок для жилищного строительства, а также застройка территории Черниговской набережной.
Пять главных вопросов об инфраструктурных кредитах
Строительство новых станций метро и жилых домов, модернизация общественного транспорта и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода – всë это станет возможным благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам. Нижегородская область была выбрана в качестве пилотного региона, которым впервые станут доступны такие финансовые механизмы. Разбираемся, что они из себя представляют и как помогут Нижегородской области совершить прорыв.
Что такое инфраструктурный бюджетный кредит?
Средства предоставляются из федерального бюджета субъекту РФ на реализацию инфраструктурных проектов.
Каковы условия выдачи кредита?
Инфраструктурные бюджетные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых и сроком погашения – до 15 лет.
Кредиты будут предоставляться только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.
– До конца 2023 года регионы получат бюджетных кредитов на сумму до 500 млрд рублей. Это колоссальный финансовый ресурс, который не так просто освоить. Задача непростая, работать придется серьезно. Все средства должны быть вложены только в инфраструктурные проекты, после чего качество городской среды возрастет в разы, – отметил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин. – Потом программа будет продлена до 2026 года, и в инфраструктуру будет вложено еще 500 млрд рублей на возвратной основе.
У каких проектов есть шанс получить кредит?
Как ранее отмечал президент, в приоритете проекты, которые «будут служить инвестициями в создание рабочих мест, в благополучие миллионов российских семей». Среди них – строительство автомобильных дорог, обходов городов, обновление системы ЖКХ и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Конкретные проекты будут отбираться на конкурсной основе.
– Критерии простые – мы будем учитывать численность населения субъектов, уровень общей долговой нагрузки регионов. Решения об отборе проектов будут приниматься с учётом базовых показателей при их реализации. Это окупаемость, планируемый объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта. Нам также принципиально важно, чтобы объем привлекаемых внебюджетных средств был не менее объема инфраструктурного бюджетного кредита. Мы будем учитывать и количество созданных рабочих мест на 1 млн рублей кредита, – рассказал Марат Хуснуллин.
Что планируется реализовать в Нижегородской области?
Нижегородская область одной из первых подготовила заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 миллиарда рублей до 2024 года.
Наша заявка включает несколько направлений: реформа общественного транспорта, развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 га, расположенных в шаговой доступности от Нижегородского кремля.
Если конкретно, то нижегородцев ждет строительство новых станций метро, создание дублера проспекта Гагарина и нового моста через Оку, обновление инфраструктуры электротранспорта.
– Реформа общественного транспорта – одно из главных направлений нашей заявки на получение средств в рамках инфраструктурного меню. Основная концепция была поддержана президентом России Владимиром Путиным. В частности, планируется модернизация и расширение инфраструктуры городского электротранспорта – это реконструкция 97 км существующих путей, строительство 24 км новых путей, обновление сетевого хозяйства. Параллельно с модернизацией инфраструктуры планируем обновить почти 360 единиц подвижного состава. Вторым этапом является строительство метрополитена – четырех новых станций, – сообщил губернатор Глеб Никитин.
Как пояснил глава региона, комплексная программа развития Нижегородской агломерации в настоящее время структурирована с применением различных инструментов из «инфраструктурного меню». В рамках проекта будут применяться как бюджетные кредиты, так и инфраструктурные облигации.
В частности, за счет облигаций планируется застройка Черниговской набережной в Нижнем Новгороде, освоение территории для жилищного строительства в районе Ольгина и Новинок.
Какие проекты представляют другие регионы?
Заявки поступили от 50 регионов на общую сумму в 2,5 трлн руб. Среди пилотных регионов помимо Нижегородской области назывались Челябинская, Свердловская, Саратовская, Тюменская и Тульская.
В Саратовской области, к примеру, планируется реализовать проект застройки территории бывшего аэропорта Саратова. 220 га практически в самом центре Саратова освободились после введения в строй нового аэропорта.
В Свердловской области деньги инфраструктурных кредитов планируется потратить на проекты, связанные с дорогами, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством многоквартирных домов и транспортной сферой.
Завершить строительство метро с помощью инфраструктурных кредитов рассчитывают в Челябинской области. Кроме того, деньги могут пойти на обновление трамвайного и троллейбусного парка.
В Тульской области также делают ставку на развитие транспорта. Только в этой сфере представлено 17 проектов: расширение улиц, строительство многоуровневой развязки, реконструкция шоссе и так далее. Кроме того, в планах также строительство коттеджного поселка для врачей, вторая очередь особой экономической зоны и другое.
В Тюменской области с помощью бюджетных кредитов надеются ускорить строительство школ, детсадов и других социальных объектов.
Отбор проектов для финансирования с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов будет проводиться в правительстве России до конца года.