инновационные формы работы в детской библиотеке
Инновационные формы массовой работы библиотек
Инновационные формы массовой работы библиотек
В настоящее время библиотечным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.
Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Инновация в библиотеке присутствует практически во всех направлениях её деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.); комплексные (день открытых дверей, неделя (декада) книги, ток-шоу и т. д.).
Сейчас появились современные термины, заменяющие или включающие в себя понятие «массовая работа». В профессиональной библиотечной литературе широкое распространение получил термин «социокультурная деятельность». Это не случайно, так как современная ситуация в обществе, вызванная изменениями политического и социального характера, приводит к тому, что библиотекам приходится предлагать новые услуги и повышать качество традиционных услуг, осваивать непривычные формы деятельности. При этом отличительной особенностью библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская.
Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек.
Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал непосредственное участие – на 90 %. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
В последнее время в библиотеках популярностью пользуется квесты(«quest» – поиск) – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Во время недели детской книги совместно с Карцевичской СБ был проведен квест «Там на неведомых дорожках». Из учеников начальной школы были сформированы две команды. Они получили маршрутные листы, придумали названия команд, выбрали капитана. Отправились в сказочное путешествие по семи станциям маршрута. На каждой остановке команды отвечали на вопросы или выполняли творческие задания.
Подобные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение сразу нескольких задач: проверить знания о жизни и творчестве выдающихся людей, дополнить их интересными сведениями и, что немаловажно, познакомить участников с библиотекой, её ресурсами и услугами через увлекательную форму игры.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности.
Еще одна важная тенденция в проведении массовых мероприятий – переход на диалоговые формы (дискуссии, обзоры-диалоги, вечера-диалоги). В начале таких мероприятий обозначается проблема, подводятся итоги анкетирования и предпринимается попытка вывести ребят на диалог на заданную тему.
Интерактивные формы общения приближают библиотеку к молодым читателям, в какой-то степени делают её «своей». Именно молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями.
Новый формат презентаций, имеющих привлекательную, яркую внешнюю оболочку, взятый на вооружение библиотекарями – печа-куча (PechaKucha). Он был придуман в Токио (в переводе с японского «Печа-куча» – болтовня) и подразумевает рассказ-презентацию, где выступающие (спикеры) готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов. Тематика выступлений может быть самая разная. Например, литературная печа-куча на тему «Литература и все, что её окружает». Спикеры рассказывают об экранизациях литературных произведений; о новых книгах; о самых знаменитых литературных героях. По итогам зрительского голосования определяется лучший спикер.
В библиотеках широкое распространение имеет такая интерактивная форма работы с читателями, как акция – действие, направленное на достижение какой-либо цели. Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий. Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек. Существует три вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные, благотворительные, в помощь продвижению чтения и книги.
Протестные акции. Дети, ученики 5-8 классов, посещающие нашу библиотеку в период осенних каникул готовили, рисовали и распространяли листовки и буклеты антинаркотического, антиникотинового и антиалкогольного содержания. Они их вручали прохожим на центральной Совецкой улице, где расположен магазин.
Благотворительные акции. Хочется рассказать об акции «День дарственной книги». В этот день ученики были приглашены на просмотр презентации «Твори добро» о добрых делах сверстников, и им предлагалось тоже совершить благотворительный поступок – подарить школьной библиотеке книгу. В основном это были книги из домашней библиотеки – их было 12. В акциях используются традиционные формы мероприятий. Вместе с тем, акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач. От других форм массовых мероприятий акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной цели, активное вовлечение в неё участников.
Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, неожиданные для окружающих, и затем одновременно быстро расходится. В руках у участников акции появляются книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Все действия направлены на привлечение внимания прохожих к читающим людям.
Изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания отразились на выставочной деятельности библиотек.
В последние годы при разработке дизайна выставки в библиотеках стали активно использовать всевозможные вспомогательные материалы – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д., способствующие лучшему выражению идеи, позволяющие сделать выставку яркой и содержательной. Такой творческий подход к оформлению книжных выставок можно только приветствовать, но, к сожалению, довольно часто именно так понимается инновационный подход к этому виду библиотечной деятельности.
Инновационность же выставочной деятельности можно оценивать по следующим параметрам:
К традиционным выставкам относятся: выставки новых поступлений, тематические, персональные, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу и т. д.
У традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Одним из основных составляющих организации подобных выставок является творческое начало библиотекарей, позволяющее выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект.
Примеров нетрадиционных выставок довольно много. Например, выставка-инсталляция. Инсталляция (англ. «installation» – установка, размещение, монтаж) – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.
Книжная инсталляция – это пространственная композиция, созданная из книжных изданий, различных материалов и форм. Цель книжной инсталляции – создание объемной художественной композиции или трёхмерной среды в определённом пространстве. Книги в комбинации с другими предметами, освобождаются от своих традиционных функций и создают новые смысловые значения.
Еще одна форма нетрадиционной выставки – интерактивные выставки, призванные организовать живое общение между читателями, призвать их к обсуждению поставленной проблемы, а также обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем. Образовательный и воспитательный потенциал такой выставки существенно возрастает. В библиотечной практике используются разнообразные интерактивные выставки: игровые, диалоговые и т. п.
Игровые выставки. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке документами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто встречаются: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.
Диалоговые выставки ставят задачу вызвать у читателей желание подискутировать, высказать своё мнение по какому-либо вопросу. Это могут быть: выставка-размышление, выставка-предостережение, выставка-«вопрос-ответ», выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика и т. д.
Выставка-дискуссия представляет издания, в которых отражены разные точки зрения, и «втягивает» читателя в дискуссию, привлекая внимание к проблемным, дискуссионным моментам темы. Читателям предлагается принять участие в обсуждении произведений, по которым высказываются диаметрально противоположные мнения. Например, назначение книжной выставки «Классики: любимые и не очень»– пригласить читателей к дискуссии о классической литературе. Книжный ряд на ней, дополненный портретами писателей и поэтов, сопровождался цитатами из сочинений читателей-старшеклассников. В конце каждого фрагмента предлагался вопрос к размышлению или обсуждению. Например: «Анна Ахматова. Мне кажется, что самые лучшие строки о любви написаны именно ею. Что думаешь ты?» или: «Произведения Достоевского я не понимаю. Мне не понятны его мысли и чувства. Может быть, я пока не дорос до него? А как по-твоему?» [10].
Библиотекарям, занимающимся выставочной работой необходимо помнить основное назначение этого вида массового библиотечного обслуживания, а именно то, что выставка является «комплексом специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними».
В Интернете есть интересные рекомендации по организации библиотечных выставок. Например:
В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.
Библиотекарь, занимающийся организацией и проведением массовых мероприятий, должен владеть определенными личностными и профессиональными компетенциями:
В современных условиях библиотекам необходимо занять свою нишу на рынке услуг в сфере культуры, отдыха. Массовая работа библиотек во многом может способствовать этому. «Без читателей в библиотеке пустота, она не нужна. Мы можем приобретать новую мебель, оснащать библиотеку техникой, автоматизировать процессы. Но выживет та библиотека, которая умеет анализировать свою работу и делать выводы из этого анализа, которая умеет себя преподнести, показать. Выживет библиотека-театр, библиотека-фантазия, играющая библиотека. Необходимо не стоять на месте, всё время учиться, общаться, делиться опытом, чаще встречаться».
Семинар: «Инновационные формы работы информационно – библиотечного центра, способствующие продвижению чтения и книги среди учащихся в рамках ФГОС.» (для педагогов-библиотекарей)
Выбранный для просмотра документ СЕМИНАР.docx
Инновационные формы работы информационно – библиотечного центра, способствующие продвижению чтения и книги среди учащихся в рамках ФГОС.
Слайд 2. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику ИБЦ, другие ждут своего применения. В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. С этой целью хочу предложить вашему вниманию подборку форм нового формата.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Инновация в библиотеке присутствует во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей.
Слайд 4. В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.
Галина Кирилловна Олзоева, автор учебно-методического пособия «Массовая работа библиотек», утверждает, что «Большое значение имеют высокая эрудиция, артистичность, даже тщеславие, желание показать, проявить себя, что так свойственно артистическим натурам. Речь идет о коммуникативных, креативных, творческих способностях».
владение культурой речи
умение создавать интересные методики
умение убеждать и внушать
умение выбирать оптимальную модель поведения
владение технологией самопрезентации
владение мультимедийными технологиями
Слайд 5. К основным формам массовой работы ИБЦ относятся:
наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность);
устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.);
комплексные (день открытых дверей, неделя книги, ток-шоу и т. д.).
Сейчас появились современные термины, заменяющие или включающие в себя понятие «массовая работа».
В профессиональной библиотечной литературе широкое распространение получил термин «социокультурная деятельность».
Слайд 6. Современная ситуация в обществе поставила школьные библиотеки перед необходимостью переосмысления своего назначение, определения новых целей и задач деятельности, пересмотра своей роли и места в жизни общества.
Информационно – библиотечные центры теперь выступают как полифункциональные учреждения, вынужденные находить и занимать социокультурные ниши на досуговом рынке и брать на себя функции, свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным учреждениям.
Слайд 7. Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем он принимал непосредственное участие – на 90%. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.
Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Слайд 8. Массовая работа в информационно – библиотечном центре развивает и воспитывает ребёнка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребёнку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.
В арсенале школьных ИБЦ есть разные интересные мероприятия, с которыми я сегодня хочу вас познакомить.
Китайская притча гласит: «Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.»
Слайд 9. Первым мероприятием, которое помогает учащимся познакомиться с библиотекой, является День открытых дверей или «Путешествие в Книгоград»
Включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы. Мероприятие проводится в течение одного дня. Обычно в начале учебного года для первоклассников.
Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.
Это могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото и т. д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления.
Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое.
Ко Дню космонавтики (это был наш первый опыт с МО учителей начальной школы) мною была подготовлена презентация, содержащая познавательную информацию об истории первых полетов, начиная от попыток изготовить крылья во времена правления Ивана Грозного до космических полетов. На всех переменах в первой и второй смене были организованы 9 площадок с различными заданиями, например, у меня были веселая викторина ко Дню космонавтики с выбором ответов и игра «Найди космическую пару». Были площадки «Бой с космическими пиратами», «Изготовление космического корабля» методом оригами из конфетных фантиков, «Собери космический пазл» и др. Этот день прошел интересно, увлекательно и познавательно. Дети, уходя домой говорили, что это их самый лучший день в школе!
По такому же принципу была организована и «Мастерская Деда Мороза». Я подготовила презентацию о дне рождения Деда Мороза, его предках, коллегах из других стран и резиденции, также на переменах были организованы площадки «Творцы прекрасного» и мастер – классы «Укрась варежку», «Укрась елочку» и многие другие.
К 390-летию Шарля Перро, юбилей которого совпал с началом третьей четверти, мы организовали и провели для учащихся начальной школы различные мероприятия. Администрация школы разрешила в этот день прийти учащимся (желающим) в костюмах персонажей сказок Ш. Перро. Были организованы:
На параллелях 1, 2, 3, 4 классов – выставка рисунков «Герои любимых сказок Ш. Перро» и фотоателье «Маска, я тебя знаю!»
На параллели 1 и 2 классов – викторина «Угадай-ка!» по сказкам автора.
На параллели 3 и 4 классов организован конкурс кроссвордов по сказкам писателя.
Слайд 12. ФОТОАТЕЛЬЕ «МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!» В этот день (13 января) учащиеся начальной школы (желающие) пришли в костюмах персонажей сказок Ш. Перро. Они представили своего персонажа (кто, из какой сказки), была проведена фотосессия.
Задачи: Познакомить учащихся с творчеством писателя, развивать творческие способности и эстетические чувства, воспитывать у учащихся умение общаться.
Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.
Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети получают библиофишки за участие в книжном марафоне.
Мы проводили в такой форме обзор детских журналов «Увлекательная пресса для ребячьего интереса».
Комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге (можно провести День патриотической книги, День подростковой книги).
Слайд 15. Наверняка многим из вас известна такая форма работы, как День библиотеки, или Книжный десант
Слайд 16. Продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки способствует Библиоперфоманс
(От англ. performance – «представление, спектакль») — это форма, объединяющая возможности изобразительного искусства и театра, которая приближает библиотеку к молодым читателям, в какой-то степени делает её «своей». Именно молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, но и непосредственно в нем участвовать, неизбежно внося в действие те или иные коррективы, активно импровизируя.
Например, библиоперфоманс «Англия: туда и обратно», посвященное Британской культуре. В рамках мероприятия можно провести квесты по мотивам произведений Конан Дойла, литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературную мафию по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Учащиеся при подготовке к данным мероприятиям читают стихи и рассказы английских юмористов, можно организовать интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и другое.
Слайд 17. В нашей школе был проведен библиоперфоманс «Люблю я Пушкина творенья…».
В рамках мероприятия прошли квесты по мотивам произведений, звучали стихи и отрывки из сказок, а также выставка книг писателя и рисунков учащихся по произведениям автора.
Сказки ожили вместе с ожившими литературными героями: Старухой, Рыбкой, Царицей, Попом, Балдой и т.д. Прошло дефиле в костюмах с описанием, но без названия персонажа. Читатели по описанию угадывали героя, отвечали на вопросы викторины по этим произведениям писателя.
Слайд 18. Звездопад поэтический
Мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов (конкурс чтецов стихотворений о маме, стихи ко Дню Победы, Есенинский праздник поэзии, День памяти А. С. Пушкина и др.)
Цель мероприятия: развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к творчеству поэтов, предоставить учащимся возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Специально организованное представление, демонстрирующее творческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора).
Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного состязательного характера.
(От англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой объединяются в команды, перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок.
Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!
Основные правила квеста:
Наличие определенного сюжета игры;
Задания или препятствия;
Конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.