инновационные методики и формы обучения
Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе
Традиционные методы обучения
Выделяется два традиционных метода обучения
Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.
У данных методов можно выделить множество недостатков:
1. Нагрузка на память.
2. Низкая самостоятельность учащихся.
3. Рассевание внимания.
4. Неполное усвоение материала.
5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.
6. Средний объём знаний.
7. Средний темп в изучении материала.
Инновационные методы обучения
Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Традиционные | Инновационные | |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные. | Групповые, коллективные. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Ведущий тип деятельности | Репродуктивный, воспроизводящий. | Продуктивный, творческий, проблемный. |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций. | Организатор сотрудничества. консультант |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Методы обучения
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.
3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
» Инновационные методы в образовании»
«Инновационные технологии в образовании»
Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и, чтобы она была всегда жизненной постоянной школой.
Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
— усвоением максимального объема знаний;
— максимальной творческой активностью;
— широким спектром практических навыков и умений.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность
Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:
• умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
• умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
• умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области. Инновационные технологии предполагают:
-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
— создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференцированный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.
-коллективная система обучения;
-технология решения задач;
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технологии модульного обучения;
использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
-статические и динамические модели,
-символьные объекты и деловая графика,
-презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Мониторинг качества образования
Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
• с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
• с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
• с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
• с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
• с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
• со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
• с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
в с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
• с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
• со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
• с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
-способность управлять собой
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
о развивающее обучение;
С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) высокий темп изучения материала;
4) осознание школьниками процесса учения;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
о проблемное обучение;
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Достоинства проблемного обучения:
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.
Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.
• коллективная система обучения;
Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
• технология решения задач;
Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.
• исследовательские методы обучения;
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.
1) проблемное изложение;
2) частично-поисковые методы;
3) исследовательские методы.
• проектные методы обучения;
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творчески# навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
• технологии модульного обучения;
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
• использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
• обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но, с другой стороны, имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.
Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.
Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии.
Так, использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику. В старших классах уроки информатики позволяют детям знакомиться с компьютерными программами, расширяя кругозор и открывая для себя новые информационные зоны. Учащиеся выпускных классов имеют базовую подготовку для ее дальнейшей реализации в трудовой деятельности.
Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.
Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.
Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
На плечи учителя, а особенно классного руководителя, возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.
Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций, внеклассных занятий, при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, классных часов. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовиться учителю к выступлениям на школьнометодических объединениях или педагогических советах.
Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.
Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку, вводится предпрофильная подготовка для выпускников.
Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.
Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Инновационные методики и формы обучения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.
Статья:
Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования. |
Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.
Причины внедрения инноваций в школе:
Инновационная деятельность школы
Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:
Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.
Инновационные формы обучения
Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.
Проблемно-поисковое обучение.
Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.
Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставится вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.
Модульное обучение.
В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).
Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.
Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.
Портфолио как технология инновационной школы.
Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.
В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.
Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.
Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.
Инновационные методы обучения
Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.
Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.
Инновационные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и значение инновационных методов обучения
Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться.
Самоутверждение способствует повышению мотивации к обучению и последующему выбору жизненного пути.
Актуальность использования инновационных методов обучения в образовательном процессе бесспорна. Это связано с тем, что данные методы способствуют получению высокого результата усвоения знаний.
Инновационные методы обучения, в зависимости от назначения условно делятся на две группы:
Необходимость создания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, вызвана рядом причин:
Готовые работы на аналогичную тему
Виды инновационных методов обучения
Выделяют следующие виды инновационных методов обучения, в зависимости от их содержания.
Медико-ориентированные инновационные методы обучения.Основным условием применения медико-ориентированных инновационных методов обучения является наличие у педагога необходимого уровня профессиональной подготовки, педагогической компетенции и мастерства.
В рамках медико-ориентированных инновационных методов обучения выделяют:
Личностно-ориентированные инновационные методы обучения – это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися. Личностно-ориентированные методы обучения представлены рядом инновационных подходов к образовательному процессу:
Таким образом, указанные инновационные методы и подходы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране.
Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения
В настоящее время одной из самых актуальных проблем системы современного образования является воспитание и обучения «социальной конкурентоспособной» личности. Решение данной проблемы видится во внедрении в процесс образования инновационных методов обучения. Эффективность их внедрения во многом зависит от соблюдения следующих принципов и закономерностей:
Инновационные методы обучения можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; они предполагают наличие определенной степени свободы действий у субъектов обучения. Ценность инновационных методов обучения для личности учащихся связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.
Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов обучения является: