инновационный менеджмент учебное пособие

Инновационный менеджмент учебное пособие

Инновационный менеджмент: учебное пособие

Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по многим направлениям и специальностям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки. Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отношениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических процессов, изменения номенклатуры и ассортиментных сдвигов. Сужающиеся возможности использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований. Особую актуальность приобретает проблема научного и эффективного управления инновационными процессами.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных. Ее основные положения и методы базируются на методологии и понятийном аппарате таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозирование», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и аспирантам при изучении инновационного менеджмента, усвоении теоретических основ инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управления, элементов инновационного механизма, принципов государственного регулирования инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.

В учебном пособии большое внимание уделяется использованию законодательных и нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Причем правовые аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие, информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зарубежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновационных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме, что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены достаточно подробно.

Учебное пособие написано на основе обобщения уже имеющихся учебно-методических материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных). При подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система управления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике подходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.

Инновации и инновационный процесс

1.1. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.

Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстенсивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление, большие потери;

2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник – нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики. Об этом и о необходимости активизации инновационной деятельности свидетельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70–85 % валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций, новшеств. Отметим, что в начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышленных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.

В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоящее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновационной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5 %, в то время как доля Германии – 17 %, США – 36, Японии – 32 %. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте России составляет 3–4 %, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии – 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инновационный путь развития, – 1 млн долл.

Источник

Инновационный менеджмент. Учебное пособие

инновационный менеджмент учебное пособие

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.Учебное пособие посвящено изучению теоретических основ инновационного менеджмента, содержанию инновационного процесса, государственному и правовому обеспечению инновационной деятельности.Пособие предназначено для студентов вузов всех форм обучения по направлению «Менеджмент», а также для студентов других направлений, изучающих данную дисциплину.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный менеджмент. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями времени. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и технологиях является основой экономического развития.

В 1962 г. Д. Белл обратил внимание на то, что все большая часть добавленной стоимости в современном мире создается за счет инновационного процесса — от научного открытия и производства новых знаний до создания технологии и ее внедрения.

Однако только в последней четверти ХХ в. производство нововведений превратилось в самостоятельную сферу (отрасль) деятельности, в которой по оценкам экспертов уже сегодня создается 1/4 мирового продукта и от которой зависит успешность рыночной настройки всех остальных видов и форм деятельности.

Сегодня в инновационном производстве создается до 1/4 валового мирового продукта — без малого 6—7 трлн долл. в год. Следует добавить, что именно инновационное производство характеризуется наиболее высоким уровнем добавленной стоимости, а значит, и прибыли. Источником прибыли инновационного производства является так называемая технологическая рента.

Вместе с тем, из традиционных индустриальных сфер и секторов деятельности прибыль уходит. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:

— во-первых, возрастает конкуренция со стороны новых индустриальных стран (НИС), которые готовы производить товары и услуги массового спроса все более и более дешево;

— во-вторых, выросли требования к соблюдению экологических ограничений и уровень отчислений на охрану и реабилитацию окружающей среды;

— в-третьих, возникли системные ограничения платежеспособного спроса, вызванные поляризацией доходов населения планеты и снижением эффективности макроэкономических мер стимулирования дополнительного спроса на массовые товары и услуги;

— и, наконец, в-четвертых, выросла доля интеллектуальных продуктов в себестоимости товаров индустриального производства.

— Усилилась социальная поляризация населения как во всем мире, так и в так называемых развитых индустриальных странах. Доходы 10—20% населения, вовлеченных в инновационное производство, за последние 25 лет выросли в 8—10 раз; уровень доходов индустриальных рабочих и служащих за тот же период упал на 10—25%.

В мировой экономической литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции.

В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:

— научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

— ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

— требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

— сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности управления компанией и рост ее конкурентоспособности.

Предмет изучения инновационного менеджмента — целенаправленные процессы создания, освоения и распространения новшеств и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Как с теоретической, так и с практической точек зрения очень важно дать четкую формулировку объекта инновационного менеджмента. Необходимость этого обусловлена тем, что он является ведущим элементом системы управления нововведениями и, следовательно, оказывает основное влияние на ее структуру, функции, методы и средства управления, а также на критерии оценки ее эффективности. Объектом инновационного менеджмента является инновационная деятельность.

Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:

— во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;

— во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент»:

— формирование представлений об инновациях и их типологии;

— уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленческих решений;

— выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений.

Решение этих задач позволит: понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов в управлении и в научно-технической сфере; выявить особенности реализации инновационных процессов; обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровождение инновационной деятельности.

Источник

Под редакцией доктора экономических наук профессора СД. Ильенковой

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности «Менеджмент «

Москва «Банки и биржи»

Издательское объединение «ЮНИТИ» 1997

ББК 65.290-5-21я73 Ибб

К о л л е к т и в а в т о р о в :

С.Д. Ильенкова, д-р экон. наук, проф., акад. МАИ; Л.М. Гохберг, канд. экон. наук; СЮ. Ягудин, канд. экон. наук, доц.; В.И. Кузнецов, канд. экон. наук, доц.;

А.В. Бандурин, канд. экон. наук; Н.Д. Ильенкова, канд. экон. наук, доц.; B.C. Пудич, канд. техн. наук; С.А. Смирнов, канд. экон. наук, доц.

кафедра экономики предприятий и основ предпринимательства МГУ им. М.В. Ломоносова (зав. кафедрой канд. экон. наук, доц. Н.П. Иващенко) и д-р экон. наук, проф. В.Н. Кашин

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ И66 С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи,

Новый, сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менедж­ менту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Цель данного учебника — обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам, руководите­ лям научно-исследовательских организаций и других структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.

Учебник охватывает проблемы оформления инновационных проектов, анализа спроса на научно-техническую продукцию, оценки эффективности инноваций.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, руководителей научно-исследовательских организаций и менеджеров.

I S B N 5-85173-075-7

© Коллектив авторов, 1997 О ЮНИТИ, 1997

Появление в учебных планах российских вузов дис­ циплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля­ ются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подго­ товку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появ­ ляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного про­ цесса большое значение имеет диффузия — распро­ странение во времени уже однажды освоенной и ис­ пользованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет цикличе­ ский характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления эко­ номикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся раз­ личными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные менеджеры. Их задача

— способствовать продвижению инновационного про­ цесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновле­ нии продукции, наличие рынка конкурирующих ново­ введений. Поэтому существует рыночный отбор ново­ введений, в котором участвуют инновационные менед­ жеры.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академиях на-

ук, вузах, научных обществах, исследовательских орга— низациях, конструкторских бюро и др.), создавая твор­ ческие коллективы, занимаясь поиском и распростра­ нением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные иссле­ дования. Все это определяет высокие требования к ин­ новационным менеджерам: они должны обладать науч­ но-техническим и экономико-психологическим потен­ циалом, инженерно-экономическими знаниями, качест­ вами традиционного менеджера и ученого-исследо­ вателя, быть квалифицированными экономистами, спо­ собными оценить эффективность нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инноваци­ онному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработ­ ками и способных работать на рынке нововведений.

Отечественная школа инновационного менеджмента уже имеет несомненные достижения, чему в опреде­ ленной степени способствовало учебное пособие, под­ готовленное коллективом ученых ГАУ (Менеджмент организации/ Под ред. д.э.н. проф. 3. П. Румянцевой, д.э.н. проф. Н. А. Соломатина. — М.: Инфра-М, 1995).

Предлагаемый вниманию читателей учебник «Иннова­ ционный менеджмент» соответствует требованиям подго­ товки специалистов в области менеджмента. Его цель — обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами, ока­ зать помощь студентам, аспирантам, молодым ученым, руководителям научно-исследовательских организаций и других структур экономики России в освоении инноваци­ онного менеджмента.

В учебнике нашли отражение проблемы, связанные с инновациями материального, нематериального (немате­ риальные активы) и организационного характера; показа­ ны особенности управления исследовательскими проекта­ ми; изложены вопросы управления созданием и освоени­ ем новой техники и технологии; показана методика анали­ за спроса на научно-техническую продукцию; рассмотре-

ны направления оценки эффективности инноваций и ин­ новационной деятельности.

В подготовке учебника участвовали ученые кафедры «Менеджмент и статистика фирм» Московского Государ­ ственного Университета экономики, статистики и инфор­ матики (МЭСИ): д-р экон. наук проф. СД. Ильенкова, канд. экон. наук доц. В.И. Кузнецов, канд. экон. наук доц. СА Смирнов, канд. экон. наук СЮ. Ягудин, канд. экон. наук А.В. Бандурин; Центра исследований и статистики науки Миннауки и технологий РФ, канд. экон. наук Л.М. Гохберг; Новомосковского института Российского химикотехнологического университета им. Д.И. Менделеева, канд. техн. наук B.C. Пудич; Финансовой академии при Правительстве России, канд. экон. наук доц. НД. Ильенкова.

Авторы заранее благодарны всем, кто сочтет целесо­ образным дать свои предложения и замечания по со­ вершенствованию учебника.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального на­ учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­ щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо­ ваний НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так

и для обозначения ряда родственных понятий: «иннова­ ционная деятельность», «инновационный процесс», «ин­ новационное решение» и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взгля­ дами на ее сущность.

В литературе насчитывается множество определе­ ний. Например, по признаку содержания или внутрен­ ней структуры выделяют инновации технические, эко-

номические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цик­ ла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), зако­ номерности процесса внедрения и т. п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфидд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего ис­ следования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инно­ вация — это совокупность технических, производственных

и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов

и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, ко­ торый через практическое использование идей и изобре­ тений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориенти­ рована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпе­ тер трактует инновацию как новую научно-органи­ зационную комбинацию производственных факторов, мо­ тивированную предпринимательским духом. Во внутрен­ ней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

Анализ различных определений инновации приво­ дит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять ти­ пичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологи­ ческих процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его ма­ териально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие ин­ новации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рын­ ков и форм организации в промышленности.

Иногда [18;25] инновация рассматривается как про­ цесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в усло­ виях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Ор­ ганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Ру­ ководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была приня­ та в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и меж­ дународном уровнях, в организации научных исследо­ ваний и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и раз­ работкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических иннова­ циях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами ин­ новация определяется как конечный результат инновац

онной деятельности, получивший воплощение в виде нов или усовершенствованного продукта, внедренного на ры ке, нового или усовершенствованного технологическог процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [27, с. 30-31J.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­ чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Термины «инновация» и «инновационный процесс»

близки, но не однозначны. Инновационный процесс свя­ зан с созданием, освоением и распространением инноваци

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­ на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ ство, которое будет признано уникальным в определен­ ной области.

Научно-технические разработки и нововведения вы­ ступают как промежуточный результат научно-производ­ ственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конеч­ ный результат. Научно-технические разработки и изобре­ тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­ вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­ зации для удовлетворения определенных запросов потре­

бителей. Непременными свойствами инновации являю

научно-техническая новизна и производственная прим мость. Коммерческая реализуемость по отношению к ин­ новации выступает как потенциальное свойство, для дос­ тижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию — результат

— нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производствен­ ная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как эконо­ мическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

На практике понятия «новшество», «новация», «но­ вовведение» нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый ме­ тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией [15, с. 159J.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

• удовлетворять рыночному спросу;

• приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание,

является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ ный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорга­

низационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновацион­ ного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в соз­ дании новых производителей нововведения, в наруше­ нии монополии производителя-пионера, что способст­ вует через взаимную конкуренцию совершенствованию

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *