иностранные граждане и лица без гражданства в российской федерации пользуются правами
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция)
25 июля 2002 года N 115-ФЗ
О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), от 18.07.2006 N 121-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ,
от 06.05.2008 N 60-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ,
от 03.06.2009 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2010 N 180-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 28.12.2010 N 417-ФЗ,
от 29.12.2010 N 438-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 21.04.2011 N 77-ФЗ,
от 21.04.2011 N 80-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,
от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 12.11.2012 N 185-ФЗ, от 12.11.2012 N 186-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ,
от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 30.12.2012 N 320-ФЗ, от 07.05.2013 N 82-ФЗ,
от 07.05.2013 N 83-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ,
от 02.07.2013 N 178-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ (ред. 28.12.2013), от 23.07.2013 N 204-ФЗ,
от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 224-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ,
от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ, от 28.12.2013 N 389-ФЗ,
от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 28.12.2013 N 442-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ,
от 20.04.2014 N 73-ФЗ, от 20.04.2014 N 74-ФЗ (ред. 23.06.2014),
от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 05.05.2014 N 127-ФЗ, от 23.06.2014 N 164-ФЗ,
от 21.07.2014 N 230-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ,
от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ,
от 31.12.2014 N 508-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 56-ФЗ,
от 06.04.2015 N 76-ФЗ, от 23.05.2015 N 132-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ,
от 29.06.2015 N 199-ФЗ, от 29.06.2015 N 202-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ,
от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 28.11.2015 N 343-ФЗ, от 30.12.2015 N 438-ФЗ,
от 30.12.2015 N 465-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ, от 01.05.2016 N 129-ФЗ,
от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 07.03.2017 N 28-ФЗ, от 17.04.2017 N 77-ФЗ,
от 07.06.2017 N 111-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ,
от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 493-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ,
от 27.06.2018 N 168-ФЗ, от 19.07.2018 N 202-ФЗ, от 19.07.2018 N 216-ФЗ,
от 27.12.2018 N 507-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ,
от 06.06.2019 N 121-ФЗ, от 17.06.2019 N 144-ФЗ, от 17.06.2019 N 145-ФЗ,
от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 02.08.2019 N 257-ФЗ, от 27.12.2019 N 503-ФЗ,
от 06.02.2020 N 16-ФЗ, от 01.03.2020 N 30-ФЗ, от 07.04.2020 N 119-ФЗ,
от 24.04.2020 N 135-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ, от 31.07.2020 N 305-ФЗ,
от 15.10.2020 N 329-ФЗ, от 08.12.2020 N 412-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ,
от 24.02.2021 N 22-ФЗ, от 24.02.2021 N 28-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,
от 01.07.2021 N 270-ФЗ, от 01.07.2021 N 274-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ,
от 02.07.2021 N 351-ФЗ, от 02.07.2021 N 357-ФЗ)
Правовой статус иностранных граждан
В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):
2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);
3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):
1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);
3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);
4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);
5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);
6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);
7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);
8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);
9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);
10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).
Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:
Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике
Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?
Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).
Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).
2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.
2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
(В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 110-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 06.05.2008 № 60-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 03.06.2009 № 105-ФЗ, от 28.06.2009 № 127-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2010 № 180-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 23.12.2010 № 385-ФЗ, от 28.12.2010 № 417-ФЗ, от 29.12.2010 № 438-ФЗ, от 20.03.2011 № 42-ФЗ, от 21.04.2011 № 77-ФЗ, от 21.04.2011 № 80-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 06.12.2011 № 400-ФЗ, от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 185-ФЗ, от 12.11.2012 № 186-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 30.12.2012 № 315-ФЗ, от 30.12.2012 № 320-ФЗ, от 07.05.2013 № 82-ФЗ, от 07.05.2013 № 83-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 02.07.2013 № 169-ФЗ, от 02.07.2013 № 178-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 23.07.2013 № 204-ФЗ, от 23.07.2013 № 207-ФЗ, от 23.07.2013 № 224-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ, от 28.12.2013 № 384-ФЗ, от 28.12.2013 № 386-ФЗ, от 28.12.2013 № 389-ФЗ, от 28.12.2013 № 390-ФЗ, от 28.12.2013 № 442-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 20.04.2014 № 73-ФЗ, от 20.04.2014 № 74-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 127-ФЗ, от 23.06.2014 № 164-ФЗ, от 21.07.2014 № 230-ФЗ, от 21.07.2014 № 232-ФЗ, от 24.11.2014 № 357-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 409-ФЗ, от 22.12.2014 № 446-ФЗ, от 31.12.2014 № 508-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 56-ФЗ, от 06.04.2015 № 76-ФЗ, от 23.05.2015 № 132-ФЗ, от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 29.06.2015 № 199-ФЗ, от 29.06.2015 № 202-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 28.11.2015 № 343-ФЗ, от 30.12.2015 № 438-ФЗ, от 30.12.2015 № 465-ФЗ, от 30.12.2015 № 466-ФЗ, от 01.05.2016 № 129-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 07.03.2017 № 28-ФЗ, от 17.04.2017 № 77-ФЗ, от 07.06.2017 № 111-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 243-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 31.12.2017 № 493-ФЗ, от 31.12.2017 № 498-ФЗ, от 27.06.2018 № 168-ФЗ, от 19.07.2018 № 202-ФЗ, от 19.07.2018 № 216-ФЗ, от 27.12.2018 № 507-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ, от 06.06.2019 № 121-ФЗ, от 17.06.2019 № 144-ФЗ, от 17.06.2019 № 145-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 02.08.2019 № 257-ФЗ, от 27.12.2019 № 503-ФЗ, от 06.02.2020 № 16-ФЗ, от 01.03.2020 № 30-ФЗ, от 07.04.2020 № 119-ФЗ, от 24.04.2020 № 135-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 305-ФЗ, от 15.10.2020 № 329-ФЗ, от 08.12.2020 № 412-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 24.02.2021 № 22-ФЗ, от 24.02.2021 № 28-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 270-ФЗ, от 01.07.2021 № 274-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 357-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)
3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)
4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностр
О правовом положении иностранных граждан в РФ
Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.
«Декларацией о правах человека», провозглашенной ООН в 1985 году, обеспечены основные права человека (предусмотренные в Международных договорах о правах человека), в том числе гарантированные не гражданам. Пакты являются юридически обязательными документами, которые требуют от каждого государства, которое ратифицировало их для защиты определенных прав человека для всех лиц на своей территории и под ее юрисдикцией.
Правовой статус иностранцев на территории РФ
Декларация служит руководством для государств, разрабатывающих и осуществляющих законы, направленные на защиту достоинств и свободы каждого отдельного человека. Существуют определенные неотъемлемые права для всех людей, независимо от гражданства или национальности, изложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ключевую роль в оказании помощи и защиты не граждан во всем мире играют такие организации, как комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Что предусматривает легальный статус
В основополагающем государственном законе РФ строго обозначены и права и обязанности иностранных граждан.
Легальный статус предусматривает:
Ряд исключений ограничивает действия мигрантов. Они не могут:
Категории иностранцев
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся подданным принимающей страны (России), в которой оно временно проживает. Его личность удостоверяется национальным паспортом или другим документом, который признается РФ. Однако, точное определение зависит от контекста. Иностранцы дифференцируются на категории, зависящие от цели пребывания.
Виды иностранных граждан те, кто:
Эти статусы предоставляют неодинаковые возможности, в частности, разные периоды нахождения на территории РФ.
Лица, представляющие первую категорию, не могут подать заявку на получение вида на жительство или на получение гражданства.
Подробнее о правовом положении иностранцев в России можно узнать из видео, представленном ниже.
Миграционное законодательство связано со всеми правами: гражданским, трудовым, налоговым, административным, международным. А это значит, что иностранный гражданин имеет равные права с россиянами, но миграционные правила ограничивают РВП только регионом, где лицо зарегистрировано. Мигранты обязаны соблюдать условия своего статуса.
Особые категории
В РФ приезжают с определенной целью. Ради воссоединения с семьей или, например, для работы или учебы. Причиной пребывания является цель прибытия, относительно которой мигрант получает статус временного проживания (по визе или безвизовый), разрешение фиксируется в виде отметки в паспорте, или постоянного проживания (не имеет ничего общего с гражданством, но предусматривает некоторые условия, которые положены гражданам, включая социальные пособия и пенсии).
Специальные статусы, которыми могут обладать иностранные граждане:
Правовые режимы
Визовая политика РФ имеет ряд требований. Предоставление виз основывается на двусторонних или многосторонних соглашениях. На сегодняшний день РФ связана соглашениями со многими странами, граждане которых освобождаются от визы или могут оформить её онлайн. В остальных случаях необходимо получить визу заранее в дипломатическом представительстве или визовом центре.
В общей сложности, гражданам 48 стран не требуется получение визы, если их пребывание длится не более чем лимит отказа от визы. Однако «безвизовые» иностранцы обязаны иметь миграционную карту. За исключением представителей Беларуси, связанной с Россией особыми отношениями, те, кто имеет право на безвизовый режим, не могут оставаться дольше, чем 90 дней (в течение любого 180-дневного периода).
Установленным порогом требуется продление срока пребывания, который может быть промежуточным шагом к подаче заявления на постоянное проживание. Статус пребывания предоставляется по ряду причин, и критерии принятия в качестве резидента могут со временем меняться. Случается, что государственные органы отказывают при обращении за получением вида на жительство (или на временное проживание) на законных основаниях.
Это происходит в случае, если:
Образец вида на жительство в России
Получение ВНЖ
Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.
В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства. Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации. В ряде случаев данный статус может быть обусловлен определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.
Регистрация резидентов обязательна в РФ.
Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.
Трудовая сфера
Пример рабочей визы в РФ
Притом что для большинства иностранных граждан требуется полная рабочая виза, существуют исключения:
Процесс заявки на получение разрешения отличается для стран с визовой и безвизовой политикой. В первом случае существуют два разрешения – стандартное, доступное для любого уровня зарплаты, и подтверждение для специалистов высокой квалификации. Для второй категории выдача разрешения занимает меньше времени и действует в течение трех лет – специалисты сразу получают вид на жительство.
В России высокий спрос на иностранных экспертов, но он ограничен определенными секторами. Как правило, для специалистов высокой квалификации изначально выдается бизнес (деловая) виза сроком на 30 дней, на письменный запрос работодателя для переговоров о дальнейшей работе. Если переговоры успешны, то выдается рабочая виза. Период её действия согласован с промежутком времени трудового договора (однако, не более трех лет). Существует возможность продления на срок также не превышающий три года.
Иностранцы с РВП смогут работать лишь при наличии разрешения на работу в пределах того региона, где они получили таковое. Граждане с ВНЖ не имеют территориальных ограничений. Хотя закон позволяет соответствующим органам предусматривать исключения или учитывать случаи, когда иностранцам с другими статусами позволяется работать за пределами определенных регионов.