инспектор по охране прав детства в школе
Доклад «Работа общественного инспектора по охране прав детства»
РАБОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
МБОУ «Полтавская школа» Бойченко Елены Алексеевны
«ГОСУДАРСТВО ПРИЗНАЁТ ДЕТСТВО
ВАЖНЫМ ЭТАПОМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ИСХОДИТ ИЗ ПРИНЦИПОВ ПРИОРИТЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, РАЗВИТИЯ У НИХ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ВОСПИТАНИЯ У НИХ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ: ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Забота о семье и воспитании детей в школе всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Особое внимание неизменно уделяется детям, лишившимся попечения родителей, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, детям, стоящим на внутришкольном учёте.
Важное значение для оказания своевременной помощи детям, лишившимся попечения родителей и нуждающимся в помощи государства, имеет точный учёт и наблюдения ЗА ИХ ЖИЗНЬЮ. Помощь эффективна, если она оказана вовремя, поэтому на первый план выдвигается задача своевременного выявления нуждающихся в ней детей, то есть детей, оставшихся без попечения родителей или детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эта большая работа не может быть проведена как без активной помощи общественности, так и отдельных граждан. Наиболее активные из них становятся общественными инспекторами по охране прав детства.
Практика в нашей Полтавской школе показала, что общественного инспектора лучше всего выбирать из учителей, имеющих опыт работы с несовершеннолетними детьми, знающего семьи села, умеющего налаживать контакт с разными слоями общества, общественными и государственными структурами.
Цель работы общественного инспектора:
Своевременная помощь обучающемуся, находящемуся в сложной, жизненной ситуации: контроль за условиями жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; детей из неблагополучных семей, детей, находящихся на внутришкольном учёте, защита прав и интересов несовершеннолетних детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;
Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития; социализации личности.
Задачами общественного инспектора является оказание содействия специалистам сектора опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении вопросов, касающихся прав и интересов опекаемых детей:
в надзоре за деятельностью опекунов (попечителей); родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
в выявлении детей, нуждающихся в опеке (попечительстве); детей группы риска.
организация совместной работы с классными руководителями, учителями-предметниками, школьными психологами, направленной на оказание своевременной помощи, как детям, так и опекунам (попечителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение обследования условий жизни и воспитания детей, связанным с условиями проживания, воспитания и защитой прав детей;
сбор информации по организации летнего отдыха подопечных детей, соблюдением их прав на дальнейшее профессиональное обучение;
развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
1.Общественный инспектор по охране прав детства назначается на должность директором школы.
2. В своей деятельности общественный инспектор по охране прав детства руководствуется Конституцией и законами Росийской Федерации,органов управления образования всех уровней, а так же Уставом и локальными правовыми актами школы(в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, должностной инструкцией инспектора)
3.Общественный инспектор соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998
Конституция РФ( с изменениями на 25.07.2003)
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г № 120-ФЗ,
Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1,
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым» №63-ЗРК от 01.09.2014 г.
Документы муниципального уровня
22.04.2015 г. №205 «Об утверждении методических рекомендаций организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Красногвардейского района»
от 28.10.2015 г. №380 «Об утверждении программы изучения деятельности общеобразовательных учреждений Красногвардейского района по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
11.01.2016 г. № 03 «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации работы общеобразовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (социально опасном положении) и работе с ними»
Устав МБОУ «Полтавская школа»
Положение о об общественном инспекторе по охране прав детства
Положение о внутришкольном учете
Положение об учете семей, находящихся в социально-опасном положении
Положение о Совете профилактики
Положение об общественном формировании (Наркологическом посте)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О НАЗНАЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА:
1.Приказ директора о назначении ОИПОПД 2.Положение об общественном инспекторе по охране прав детства. 3.План работы ОИПОПД
Общественный инспектор по охране прав детства обязан вести документацию:
1.План работы ОИПОПД.
внутришкольном учёте, дети-инвалиды, дети из многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нашей Полтавской школе есть дети-сироты. Проводится работа с опекунами этих детей, проверяются условия их проживания и воспитания, предоставляются им бесплатные обеды в школе, ходатайствуем перед сектором опеки и попечительства несовершеннолетних и защите их прав об их летнем оздоровлении.
На учёте в школе находятся дети, совершившие правонарушения. С ними ведётся работа по индивидуальным комплексным программам реабилитации. Ведётся работа с многодетными семьями, дети получают бесплатное питание и помощь в подготовке документов к их летнему оздоровлению. На учёте состоит две семьи, находящиеся в социально-опасном положении. На данный момент обстановка в этих семьях налаживается в лучшую сторону. А именно: улучшились санитарные условия проживания детей в этих семьях, с родителями регулярно проводятся беседы, они часто посещаются с целью обследования жилищно-бытовых условий. В случае нарушения прав детей в составляются письма в органы опеки и попечительства.
Поддерживается тесная связь с Сектором опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Семенюк Г.Н., взаимодействие участковым инспекторам Сурдулом А.А., заключен договор о содействии с «Красногвардейским районным центром социальных служб для семей, детей и молодежи», сотрудничество со специалистом по социальной работе центра Горинович Е.Н., в школе ведет работу инспектор отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Красногвардейскому району Геращенко Е.Н. С ними регулярно проводятся рейды по проверке условий проживания детей, ведутся беседы с родителями о воспитании и обучении детей. «ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ. ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ САМИ ВЫСТУПИТЬ В СВОЮ ЗАЩИТУ. ПОЭТОМУ ДОЛГ ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА-ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА НИХ, ЗАЩИТИТЬ ИХ ЗАКОННЫЕ ПРАВА, ДАННЫЕ ИМ НАШИМ ГОСУДАРСТВОМ» .
Должностные обязанности инспектора по охране прав детства
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Обязанности определяются действующим законом «Об образовании»
К должностным обязанностям относятся:
Способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью ребенка, семьей – с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой, выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между людьми, на ситуацию в микросоциуме:
Умение работать в условиях неформально общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции;
Защита интересов детей, оказание помощи; посредничество между личностью и коллективом, семьей, средой, органами власти, специалистами, выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой помощи;
Изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы и организация работы по одному из направлений: образовательной, воспитательно-профилактической, спортивно-оздоровительной, технического или художественного творчества;
Изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, предупреждение конфликтных ситуаций и отклонений в поведении;
Принятие мер по оказанию безопасной и комфортной обстановки, обеспечиванию охраны жизни и здоровья детей, профилактики бытового и дорожно-транспортного травматизма, пропаганда здорового образа жизни;
Оказание помощи родителям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния, выявление семей социального риска;
Взаимодействие с педагогами и медицинскими работниками, специалистами социальных служб, органами и попечительства, службами занятости, правоохранительными органами;
Участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.
ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране прав детства
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании педагогического совета Директор МКОУ СОШ 8 с Тугулук
26.12.2014г. протокол №4 ___________Т.Н.Рустамова
приказ №330 от 30.12.2014г
об общественном инспекторе по охране прав детства
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», с целью своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения их социальной защиты.
1.3. Общественный инспектор по охране прав детства утверждается на каждый учебный год приказом директора школы.
1.4. Работу общественного инспектора по охране прав детства курируют специалисты отдела по вопросам опеки и попечительства отдела образования администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края.
2.1. Целью деятельности общественного инспектора по охране прав детства является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, принятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.2. Задачами общественного инспектора по охране прав детства являются:
— своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— проведение профилактической и реабилитационной работы с детьми и их семьями на начальной стадии возникновения семейных проблем;
— участие в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Общественный инспектор по охране прав детства осуществляет следующие функции:
3.1.Принимает активное участие в выявлении детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оказания им необходимой социальной, правовой, материальной, педагогической и другой помощи.
3.2. Проводит профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, осуществляя при этом постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района, Управлением труда социального развития населения Грачевского муниципального района, ОВД Грачевского района, отделом по вопросам опеки и попечительства отдела образования администрации Грачевского муниципального района.
3.3. Ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в контингенте школы.
3.4. Ведет учет семей по следующим категориям: многодетные, малообеспеченные, неполные, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Не реже двух раз в год проводит обследование жилищно-бытовых условий жизни детей, проживающих в неблагополучных семьях, указанных в п.3.4. настоящего положения, а также опекаемых и приемных детей. По результатам обследования составляет акт.
3.6. Проводит обследование жилищно-бытовых условий граждан, желающих взять на каникулы детей, находящихся в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения социальной защиты.
3.7. Участвует в качестве педагога при допросе несовершеннолетних в ОВД Грачевского района, в прокуратуре, в суде.
3.8. Составляет план работы на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы не позднее 15 сентября текущего учебного года.
3.9. Проводит информационно-просветительскую и консультативную работу по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.10. Участвует в работе семинаров и совещаний, проводимых отделом образования Грачевского муниципального района для общественных инспекторов по охране прав детства.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Общественный инспектор по охране прав детства имеет право:
— на получение у специалистов отдела образования Грачевского муниципального района нормативных правовых актов, необходимых ему для работы,
— на стимулирующие выплаты к основному окладу в соответствии с Положением по оплате труда.
4.2. Общественный инспектор по охране прав детства обязан:
— соблюдать законодательные акты международного, федерального, регионального и муниципального уровней, направленные на защиту прав несовершеннолетних;
— периодически (не реже 1 раза в год) отчитываться об исполнении своих
функциональных обязанностей перед Педагогическим советом школы, руководителем учреждения;
— не разглашать информацию, носящую конфиденциальный характер, которая
стала ему известна в связи с исполнением функциональных обязанностей.
5.1. Для наиболее отличившихся в работе общественных инспекторов по охране прав детства применяются следующие виды поощрения:
выплата денежной премии.
Доклад инспектора по охране прав детства
РАБОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
МБОУ «Полтавская школа» Бойченко Елены Алексеевны
«ГОСУДАРСТВО ПРИЗНАЁТ ДЕТСТВО
ВАЖНЫМ ЭТАПОМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ИСХОДИТ ИЗ ПРИНЦИПОВ ПРИОРИТЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, РАЗВИТИЯ У НИХ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ВОСПИТАНИЯ У НИХ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ: ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Забота о семье и воспитании детей в школе всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Особое внимание неизменно уделяется детям, лишившимся попечения родителей, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, детям, стоящим на внутришкольном учёте.
Важное значение для оказания своевременной помощи детям, лишившимся попечения родителей и нуждающимся в помощи государства, имеет точный учёт и наблюдения ЗА ИХ ЖИЗНЬЮ. Помощь эффективна, если она оказана вовремя, поэтому на первый план выдвигается задача своевременного выявления нуждающихся в ней детей, то есть детей, оставшихся без попечения родителей или детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эта большая работа не может быть проведена как без активной помощи общественности, так и отдельных граждан. Наиболее активные из них становятся общественными инспекторами по охране прав детства.
Практика в нашей Полтавской школе показала, что общественного инспектора лучше всего выбирать из учителей, имеющих опыт работы с несовершеннолетними детьми, знающего семьи села, умеющего налаживать контакт с разными слоями общества, общественными и государственными структурами.
Цель работы общественного инспектора:
Своевременная помощь обучающемуся, находящемуся в сложной, жизненной ситуации: контроль за условиями жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; детей из неблагополучных семей, детей, находящихся на внутришкольном учёте, защита прав и интересов несовершеннолетних детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;
Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития; социализации личности.
Задачами общественного инспектора является оказание содействия специалистам сектора опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении вопросов, касающихся прав и интересов опекаемых детей:
в надзоре за деятельностью опекунов (попечителей); родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
в выявлении детей, нуждающихся в опеке (попечительстве); детей группы риска.
организация совместной работы с классными руководителями, учителями-предметниками, школьными психологами, направленной на оказание своевременной помощи, как детям, так и опекунам (попечителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение обследования условий жизни и воспитания детей, связанным с условиями проживания, воспитания и защитой прав детей;
сбор информации по организации летнего отдыха подопечных детей, соблюдением их прав на дальнейшее профессиональное обучение;
развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
1.Общественный инспектор по охране прав детства назначается на должность директором школы.
2. В своей деятельности общественный инспектор по охране прав детства руководствуется Конституцией и законами Росийской Федерации,органов управления образования всех уровней, а так же Уставом и локальными правовыми актами школы(в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, должностной инструкцией инспектора)
3.Общественный инспектор соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998
Конституция РФ( с изменениями на 25.07.2003)
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г № 120-ФЗ,
Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1,
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым» №63-ЗРК от 01.09.2014 г.
Документы муниципального уровня
22.04.2015 г. №205 «Об утверждении методических рекомендаций организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Красногвардейского района»
от 28.10.2015 г. №380 «Об утверждении программы изучения деятельности общеобразовательных учреждений Красногвардейского района по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
11.01.2016 г. № 03 «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации работы общеобразовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (социально опасном положении) и работе с ними»
Устав МБОУ «Полтавская школа»
Положение о об общественном инспекторе по охране прав детства
Положение о внутришкольном учете
Положение об учете семей, находящихся в социально-опасном положении
Положение о Совете профилактики
Положение об общественном формировании (Наркологическом посте)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О НАЗНАЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА:
1.Приказ директора о назначении ОИПОПД 2.Положение об общественном инспекторе по охране прав детства. 3.План работы ОИПОПД
Общественный инспектор по охране прав детства обязан вести документацию:
1.План работы ОИПОПД.
внутришкольном учёте, дети-инвалиды, дети из многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нашей Полтавской школе есть дети-сироты. Проводится работа с опекунами этих детей, проверяются условия их проживания и воспитания, предоставляются им бесплатные обеды в школе, ходатайствуем перед сектором опеки и попечительства несовершеннолетних и защите их прав об их летнем оздоровлении.
На учёте в школе находятся дети, совершившие правонарушения. С ними ведётся работа по индивидуальным комплексным программам реабилитации. Ведётся работа с многодетными семьями, дети получают бесплатное питание и помощь в подготовке документов к их летнему оздоровлению. На учёте состоит две семьи, находящиеся в социально-опасном положении. На данный момент обстановка в этих семьях налаживается в лучшую сторону. А именно: улучшились санитарные условия проживания детей в этих семьях, с родителями регулярно проводятся беседы, они часто посещаются с целью обследования жилищно-бытовых условий. В случае нарушения прав детей в составляются письма в органы опеки и попечительства.
Поддерживается тесная связь с Сектором опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Семенюк Г.Н., взаимодействие участковым инспекторам Сурдулом А.А., заключен договор о содействии с «Красногвардейским районным центром социальных служб для семей, детей и молодежи», сотрудничество со специалистом по социальной работе центра Горинович Е.Н., в школе ведет работу инспектор отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Красногвардейскому району Геращенко Е.Н. С ними регулярно проводятся рейды по проверке условий проживания детей, ведутся беседы с родителями о воспитании и обучении детей. «ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ. ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ САМИ ВЫСТУПИТЬ В СВОЮ ЗАЩИТУ. ПОЭТОМУ ДОЛГ ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА-ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА НИХ, ЗАЩИТИТЬ ИХ ЗАКОННЫЕ ПРАВА, ДАННЫЕ ИМ НАШИМ ГОСУДАРСТВОМ» .
Методические рекомендации в работе общественного инспектора по охране прав детства
Методические рекомендации в работе
по охране прав детства
Права детей и подростков должны быть защищены.
Они не в состоянии сами выступить в свою защиту.
Поэтому долг общества вступиться за них.
Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач государства. Особое внимание неизменно уделяется детям, лишившимся попечения родителей.
Важное значение для оказания современной помощи детям, лишившимся попечения родителей и нуждающимся в помощи государства, имеет точный учет. Помощь эффективна, если она оказана вовремя поэтому, на первый план выдвигается задача своевременного выявления нуждающихся в ней детей, т. е. детей, оставшихся без попечения родителей или воспитывающихся в неблагополучных семьях. Эта большая работа не может быть проведена как без активной помощи общественности, так и отдельных граждан. Наиболее активные из них становятся общественными инспекторами.
Практика показала, что общественных инспекторов лучше всего выделять из числа учителей имеющих опыт работы с несовершеннолетними, которые будут действовать в микрорайоне своей школы.
— выявляет детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для последующего определения формы и вида их устройства или оказания социальной, правовой, материальной, педагогической и другой помощи;
— производит первичное обследование условий жизни и воспитания этих несовершеннолетних. При выявлении принадлежащего несовершеннолетнему имущества составляет его опись и принимает меры к сохранности;
— посещает семьи и производит опрос родителей, и других граждан по вопросам, связанным с воспитанием и защитой прав детей;
— выявляет лиц, изъявивших желание осуществлять опеку (попечительство) ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сообщать о них в отдел образования;
— оказывать помощь в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетнего в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), на усыновление, на работу, в учебное заведение;
— ведет учет подростков, переданных под опеку (попечительство), осуществляет систематический контроль (не реже х раз в год) за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально – бытовым содержанием, сохранностью их имущества, выполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей. По результатам контрольной проверки составляет акт со своими выводами и предложениями и представляет его в отдел образования (копия остается у инспектора). При выявлении неблагоприятных условий для воспитания и содержания подопечного, нарушений его имущественных прав принимает незамедлительные меры к защите его интересов (для отражения результата работы, контрольных проверок общественному инспектору целесообразно вести дневник выполняемой работы).
— запрашивает документы и другие материалы, необходимые для подготовки заключения по вопросам защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
Именно школа, будучи осведомленной, через учителей, классных руководителей, родителей и учащихся об условиях воспитания и изменениях жизни в семьях, первая узнает о том, что ребенок осиротел или по другой причине остался без попечения родителей (родители тяжело заболели, осуждены или просто оставили ребенка).
Общественный инспектор должен хорошо знать население своего микрорайона, т. к. его забота будет касаться всех детей и подростков, независимо от того, являются ли они учащимися этой школы, учатся ли в другой школе, другом учебном заведении, или являются дошкольниками.
Особого внимания требуют дети переданные, на воспитание в семьи под опеку, попечительство, на усыновление. За условиями жизни этих детей осуществляют наблюдения и оказывают помощь в их воспитании учебные заведения. На учебные заведения возлагается не только забота о детях, лишившихся родительского попечения. Они своевременно выявляют, устраивают, контролируют условия жизни и воспитания детей, а также защищают права и интересы несовершеннолетних детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства; осуществляют охрану прав и интересов, детей, родители которых уклоняются от их воспитания.
Осуществляют не только систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально – бытовым содержанием подопечных, и согласно ст. 112. п. 5 Закона «О браке и семье» заслушивают отчет опекуна (попечителя) о выполнении обязанностей по отношению к подопечному.
Оказывают помощь опекунам (попечителям) в организации отдыха и трудоустройстве подопечных.
— Принимают к рассмотрению жалоб на действия опекуна (попечителя).
— Принимают меры к последующему устройству детей и подростков, в отношении которых прекращены (отменены) опека (попечительство).
— Дают заключение о возможности возвращения родителям детей, временно (в случае болезни, осуждении) находившихся под опекой (попечительством).
— Ведут установленную документацию по охране прав несовершеннолетних, составляет ежегодный статистический отчет о своей деятельности.
1. руководитель учебного заведения – председатель ОС;
Состав Совета профилактики должен быть утвержден руководителем учебного заведения.
Составлен план работы на год.
Примерная тематика плана работы службы по опеке :
1. август – сентябрь:
а) утверждение плана работы на год;
б) результаты обхода микрорайона, (выявление детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в микрорайоне школы);
г) оказание материальной помощи.
б) занятость во внеурочное время;
в) отчет опекунов о выполнении своих обязанностей в письменном виде (можно включать в каждое заседание ОС в зависимости от количества подопечных состоящих на учете в школе).
в) результаты углубленного медицинского осмотра.
а) результаты проведения контрольных актов обследования условий жизни подопечных;
б) итоги успеваемости за первое полугодие;
в) подготовка и проведение новогодних праздников, зимних каникул.
а) сохранность имущества и жилплощади опекаемых детей;
б) поощрение лучших опекунов (освобождение опекунов от обязанностей);
в) оказание содействия в устройстве опекаемых в ГУ.
а) предварительное трудоустройство выпускников;
б) организация летнего отдыха;
в) отчет об использовании пособия по опеке, пенсии по потере кормильца, единовременного пособия, алименты;
а) результаты ЕНТ выпускников;
б) летние трудовые отряды;
в) оказание материальной помощи.
Примерные вопросы, для рассмотрения на совещании при директоре школы по состоянию работы по охране прав детства.
1. Осуществление контроля за условиями воспитания, обучения, состоянием здоровья и материального содержания опекаемых детей,
2. Сохранность имущества и жилплощади опекаемых детей.
3. Материальная, социальная и педагогическая помощь, летний отдых опекаемых детей.
4. Состояние личных дел и делопроизводство общественного инспектора по охране прав детства.
5. Состояние работы по охране прав детства в школе.
Данные о родителях
Наличие жилья закреплённого за ребёнком
№ и дата решения об опекунстве
Данные об опекунах
Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ее существо в передаче несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, в семью опекуна, подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на воспитания в семью попечителя. Под передачей понимается вынесение постановления главы Администрации района о назначении данного лица опекуном (попечителем) ради создания несовершеннолетнему благоприятных условий семейного воспитания. Назначение основано на правовом основании согласно закона «О браке и семье» ст. 1
Опека (попечительство) устанавливается:
— для воспитания детей, лишившихся родительского попечения;
— для защиты личных и имущественных прав этих детей.
Эти цели взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания свидетельствуют о бережном отношении к праву каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание. А там, где это право соблюдается, обычно не нарушаются имущественные интересы детей.
Отсутствие родительского попечения следует понимать широко. Главный его критерий: ребенок, подросток остался без помощи родителей, интересы его страдают. Так может случиться в силу целого ряда жизненных обстоятельств.
Ч. 1 ст. 100 Закона «О браке и семье» относится к ним:
— лишение родительских прав;
— признание родителей умершими по суду;
— уклонение родителей от воспитания;
— признание родителей в установленном порядке недееспособными;
— длительное пребывание родителей в командировке;
— отбывание наказания и нахождение под стражей в период следствия.
Если несовершеннолетний оставлен родителями на попечение родственников или других близких лиц, назначение опекуна не обязательно. Оно необходимо, если этого требуют интересы несовершеннолетнего и лишь при отсутствии родителей в течение длительного времени, которым считается срок, превышающий шесть месяцев.
На основании Закона «О браке и семье» ст. 108 опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно недееспособными;
2) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
3) отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей;
4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
5) лиц, которые по состоянию здоровья (подпункт 6) пункта 2 ст. 80 настоящего Закона) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
При назначении опекуна учитывается нравственные и иные личные качества, способность его к выполнению обязанностей опекуна, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а так же если это возможно желание самого ребенка.
Отстранение от обязанностей по воспитанию подопечного связано с ненадлежащим выполнением опекунских обязанностей, иначе говоря, с недобросовестностью воспитателя, его нежеланием выполнять взятые на себя обязанности. Поэтому ему не следует доверять воспитание других детей. Когда же опека прекращается по другим причинам (из-за возвращения родителей, их выздоровления, по просьбе опекуна ит. п.), заявление об опеке рассматривается на общих основаниях.
Отказ в удовлетворении просьбы о назначении опекуном фигурируют обстоятельства, говорящие о неспособности должным образом воспитывать ребенка, подростка, недобросовестности, проявленной при защите личных и имущественных интересов детей. Другими словами, не могут быть опекунами граждане, чьи интересы заведомо противоположны интересам несовершеннолетнего.
Выбор опекуна является обязанностью инспектора. Выбирая наиболее подходящего воспитателя, он оценивает все «за» и «против» имеющейся кандидатуры, особенности сложившейся ситуации, причину отсутствия родителей, возраст несовершеннолетнего.
Для установления опеки (попечительства) в отдел образования подаются следующие документы:
Постановление администрации района (готовит отдел образования) Заявление опекуна Свидетельство о рождении ребенка (копия) Медицинская справка формы № 000 ребенка Медицинская справка формы № 000/у-96 опекуна Справка о составе семьи опекуна Справка о доходах опекуна Акт обследования жилищно-бытовых условий опекуна Копия свидетельства о смерти бывших родителей или документы, подтверждающие отсутствие родителей.
10. Копия свидетельства о браке опекуна
Согласие подопечного ребенка (после 10 лет) Характеристика на опекуна Опись имущества несовершеннолетнего, оставшегося после смерти, родителей. Договор о доверительном управлении имуществом Согласие членов семьи опекуна на оформление опеки. Медицинская справка формы № 000/у-96 членов семьи опекуна Документ, подтверждающий наличие или отсутствие жилья несовершеннолетнего. Копия паспорта опекуна. Копия паспорта н/л. Копия сберкнижки н/л (только для круглых сирот). Копия сберкнижки опекуна. Справка Р отсутствии судимости опекуна.
22.Копия ИНН подопечного ребенка.
23.Копия ИНН опекуна.
В сборе всех перечисленных документов будущему опекуну инспектор должен оказывать помощь.
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего должен содеожать сведения, показывающие:
— в какой обстановке находится ребенок;
— кто о нем заботиться;
— почему он остался без родителей;
— каковы его жилищные условия и т. п.
Если будущий опекун и его подопечный живут вместе, сведения о детях объединяются с данным о лице, желающим заменить родителей. Когда же они живут порознь, кроме акта обследования условий воспитания несовершеннолетнего, состовляется второй акт об условиях быта будущего воспитателя, содержащий анологичные сведения и данные о его жилищных условиях. Следует учитывать, что в основе решения об установлении опеки находится лишь один акт обследования, составленный по месту назнвченич опеки. Акт обследования, содержащий конкретное заключение, подписывается инспектором по охране прав детства.
Сколько бы детей из одной семьи ни нуждалось в опеке, им, как правило, назначается один опекун.
Если у детей, над которыми установлена опека, имеется имущество, находящееся в другой местности, то его охрана возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества.
Опека начинается после вынесения постановления главы Администрации района. С этого времени он становится обладателем прав и обязанностей, осуществление которых позволяет обеспечить защиту личных и имущественных интересов подопечного.
Об обязанностях опекуна по воспитанию подопечных специально говорится в ст. 111 Закона РК «О браке и семье».
Другими словами, по своему содержанию обязанности опекуна по воспитанию своего подопечного полность совпадают с обязанностями родителей. И хотя при установлении опеки родитель своих прав не утрачивает, фактически их претворяет в жизнь опекун. Именно он решает все вопросы, связанные с воспитанием подопечного, выбирает наиболее приемлемые формы, способы семейного воспитания, определяет методику, и, что самое главное, ему принадлежит право на личное воспитание подопечного.
Опекуну принадлежит также право выбирать посещать ли подопечному детский сад или находится дома, обучатся в частной или общеобразовательной школе.
Согласно п. 4 ст. 112 вышеназванного Закона вселившийся в жилое помещение нанимателя в качесте опекуна или попечителя, самостоятельного права на это помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя или предоставления им указанного помещения в установленном порядке. Это означает, что опекун, как и попечитель, не имеет права на жилую площадь подопечного. В свою очередь подопечный не имеет права на жилую площадь опекуна (попечителя), так как имеет свою. Но где бы ни находилась жилая площадь каждого ( в одной местности, одном городе или районе либо на значительном расстоянии друг от друга), воспитатель и воспитанник должны жить одним домом. Опекун согласно п. 3 ст 111. данного Закона не обязан содержать подопечного за свой счет. Содержание подопечного осуществляется за счет получаемых подопечным ежемесячного пособия, алиментов, пенсий и других социальных выплат, а также за счет принадлежащего ему имущества.
Освобождение опекуна от своих обязанностей служит, например:
— решение суда, приговорившего опекуна к лишению свободы;
— решение органа опеки и попечительства, как не справившегося со своими обязанностями;
— изменение его материальных условий;
— отсутствие необходимого контакта с подопечным и т. п.
Отстранение опекуна не влечет для него неблагоприятных последствий. Но если он использовал опеку в корыстных целях, а также в случае отставления подопечного без надзора и необходимой помощи орга опеки и попечительства обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке. А в соответсвии со ст. 124 уголовного кодекса РК использование опеки в корстных целях или оставление подопечного без надзора и необходимой помощи наказывается лишением свободы до двух лет или исправительным работам на срок одного года.
Сегодня существуют разнообразные формы передачи детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.
Среди этих форм можно выделить усыновление, опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи. Наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью, и патранатное воспитание.