инстинкты относятся к приобретенной форме поведения
Виды и примеры основных инстинктов человека
Об инстинктах чаще всего мы говорим, если речь идёт о животных. Многие их инстинктивные нормы поведения запрограммированы от рождения.
Самый известный пример: кошка, после того как совершит акт дефекации, инстинктивно роет задними лапами землю, чтобы закопать следы своей деятельности, иначе её пребывание на этой территории будет обнаружено врагом или потенциальной жертвой.
То же самое, только передними лапами, делают собаки, особенно в щенячьем возрасте, пытаясь спрятать про запас косточку, которая ещё не догрызена.
Любопытно, что то же самое они могут проделывать и на деревянном полу, где закопать ничего нельзя. Но именно инстинкт диктует норму поведения, и животные ей неосознанно подчиняются.
Что это такое?
До сих пор это понятие трактуется различными научными течениями по-разному, а уж применительно к человеку оно и вовсе настолько усложнено, что без определённой подготовки не разобраться.
Одно из первых относительно точных определений инстинктам дал Уильям Джеймс.
Он определил инстинкт, как способность действовать так, чтобы достигать определённых целей без предварительного обучения и анализа ситуации.
Простой пример: паук плетёт сеть. Он делает это, благодаря врожденному инстинкту добывания пищи, и это насекомое нисколько не заботит математическое соотношение длины и формы отдельных узоров, однако это соотношение явно присутствует.
Гегель и вовсе называл инстинкт неосознанным мышлением, это отчасти верно, но тут многие не согласны, ставя инстинкты ближе к рефлексам, а не к способности соображать.
А инстинкт — это совокупность врождённых тенденций и стремлений, которые выражаются в форме автоматического поведения.
Есть ли они у человека?
Они есть, с этим учёные не спорят, только некоторые называют их врождёнными двигательными способностями, правда, это не совсем точно.
Врождёнными могут быть и рефлексы, а они от инстинктов отличаются.
Они бывают двух видов:
Инстинкты человека являются его видовыми признаками и отличаются от инстинктов животных.
Можно для примера взять, скажем, инстинкт продолжения рода. У всех существ с мужскими и женскими особями брачный период начинается со стремления самца привлечь самку или наоборот.
У животных этот процесс проще. Скажем, тетерев на токовище исполняет определённый танец, который говорит самке, что он, образно говоря, желает с ней познакомиться. То же самое делает и соловей, исполняя определённую призывную трель.
И танец, и пение птицы в данных случаях никогда не меняются, это ритуал неизменный.
Теперь давайте вспомним, на что способен человек, чтобы привлечь понравившуюся ему женщину и создать с ней семью.
Теория
Некоторые учёные считают, что у человека инстинктов нет вообще, есть только рефлексы и врождённая способность к определённым действиям в определённой ситуации. Но это, по сути, и есть инстинкт, только термин несколько расширен.
Теория инстинкта у человека и животных выделяет несколько его особенностей:
Относительно последнего утверждения существуют разные мнения. Некоторые считают инстинкты человека только врождёнными.
Но большинство учёных сходятся к мысли, что они могут и приобретаться в зависимости от рода деятельности, места обитания и поведения окружающих.
Приобретённые инстинкты не являются первичными инстинктами, но могут закрепляться в сознании человека так же прочно.
Структура инстинктивного поведения
Учёный У. Крейг высказал однажды предположение, что поведение животного зависит не только от определённых раздражителей, но и от внутренних потребностей организма.
На этой основе он выделил 3 компонента инстинктивного поведения:
Инстинкт он классифицировал, как врождённую способность к определённым действиям, а инстинктивное поведение обозначил, как процесс, происходящий не только с использованием инстинктов, но и с адаптацией к конкретным условиям существования и с наличием жизненного опыта.
Например, способность ориентироваться в пространстве у животных (да и у человека тоже) заложена генетически, но стереотип определённых движений этого ориентирования формируется постепенно. Для этого необходимы уже соответствующие навыки.
Физиологический механизм
Павлов считал, что по своим физиологическим механизмам инстинкты являются сложными безусловными рефлексами.
Различают следующие свойства инстинктов на уровне физиологии:
Виды инстинктов: список и характеристика
По развёрнутой классификации инстинкты подразделяются на следующие группы:
Это самые сильные инстинкты, они являются основными, впрочем, инстинкт продолжения рода к основным отнести тоже можно.
Самосохранения и выживания
Он характеризуется следующими проявлениями:
Большинство таких инстинктов являются природными, но, в отличие от животных, человек способен ими управлять.
В принципе, если верить теории Дарвина, многие подобные звериные инстинкты и достались людям от животных, только выглядят они мягче.
Отсутствие инстинкта самосохранения привело бы человека к неизбежной гибели. Хотя, бывают экстремальные ситуации, когда отключение инстинкта самосохранения может спасти жизнь самому человеку или кому-нибудь рядом.
Например, спасаясь от смертельной погони, преследуемый способен прыгнуть с обрыва в реку с большой высоты.
Особенно ярко инстинкт выживания проявляется у человека в экстремальных ситуациях.
Ради выживания, люди способны изменить режим и качество питания, ограничить потребление воды, укрываться от непогоды или природных катаклизмов в любых, хоть немного приспособленных, помещениях.
Размножения и сохранения вида, материский
Половой инстинкт считается одним из самых сильных, если не доминирующим. На самом низком уровне половые отношения рассматриваются, как удовлетворение базовых физиологических потребностей.
Но на высоком уровне он проявляется в очень сильных взаимных чувствах мужчины и женщины.
Инстинкт размножения соседствует с предыдущим, но не всегда является его продолжением.
Некоторые люди до самой старости не хотят иметь детей, но это отклонение уже, скорее, психическое, чем интуитивное.
Именно размножение позволяет людям и животным сохранять свою популляцию, нарушение этой цепочки может привести к вымиранию вида.
Например, австралийские фламинго спариваются только в сезон дождей. Глобальное потепление поставило этих птиц буквально на грань вымирания.
Инстинкт материнства тоже в этой группе. Женские особи и людей, и животных заботятся о своём потомстве, вскармливают их грудью, защищают.
Например, известны случаи, когда утка выращивала цыплят курицы, а пума вскармливала обыкновенных котят.
Охотничий
С древнейших времён мужчины добывали пищу, а женщины были хранительницами очага и воспитателями маленьких детей.
Отсюда и стремление многих сегодняшних мужчин к охоте и рыбалке.
Правда, этот инстинкт развит тоже не у всех, многое зависит от примера отца, деда, старшего брата или друга.
Смерти
По мнению некоторых учёных, он тоже присутствует в человеке и в определённых ситуациях проявляется. Зигмунд Фрейд определил инстинкт подобного рода, как естественное стремление человека к первоначальному своему состоянию, то есть, просто к форме материи, а не тела в частности.
Теория инстинкта смерти по Фрейду, как и многие исследования в области психологии, имеют многочисленных последователей.
Доминирования и власти
Обычно вожаком стаи становится самый физически сильный самец, но у людей обычно этому способствует умственное развитие.
Социальные
Есть инстинкты социальные, например, альтруизм.
Разумеется, такой инстинкт выражен не у всех, к этому нужно иметь душевную предрасположенность.
Например, чтобы неустанно молиться за других людей, некоторые верующие уходят в монастырь. А кто-то открывает приюты для бездомных животных буквально на волонтёрских началах.
Все инстинкты связаны между собой.
Конечно, одними инстинктами объяснять поведение человека нельзя, хотя такие теории и существуют. Человек должен уметь ими управлять, именно тогда он способен в полной мере состояться, как личность.
Есть ли у человека инстинкты? Другая версия:
Врожденные и приобретенные формы поведения
Уроки по теме: «Физиология высшей нервной деятельности»
Урок 2. Врожденные формы поведения и их характеристика
Оборудование: портреты ученых, внесших большой вклад в развитие физиологии ВНД; таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы физиологии ВНД и врожденные формы поведения животных и человека.
Устная проверка знаний по следующим вопросам:
– общая характеристика ВНД;
– вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создание учения о ВНД;
– предмет физиологии ВНД;
– характеристика методов физиологии ВНД.
Понятие врожденных и приобретенных форм поведения
Как вы уже знаете, почти все необходимое для своей жизнедеятельности организм получает из внешней среды. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.
В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.
Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.
Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения. Преимущество врожденного поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.
Приобретенные формы поведения имеют свои преимущества. Они могут со временем модифицироваться при изменении условий окружающей среды.
Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты. Последовательно охарактеризуем их.
Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).
Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др. Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.
Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. Их центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.
Единой общепринятой классификации безусловных рефлексов нет. Так, Н.А. Рожанский на основании электрической стимуляции подкорковых структур выделил 24 безусловных рефлекса и разделил их на следующие шесть групп:
– рефлексы общей активности;
– обменные рефлексы;
– рефлексы межвидовых отношений;
– рефлексы продолжение вида и размножения;
– экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
– неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.).
В соответствии с характером действующего раздражителя И.П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:
Осуществление всех этих рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения гомеостаза организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.
Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.
Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых безусловных рефлексов степенью сложности. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примерами инстинктов у животных являются постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др.
Таким образом, инстинктивное поведение генетически запрограммировано, и его практически нельзя изменить. Оно обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки.
Лабораторная работа № 1. «Доказательства наличия у человека врожденных, безусловных, рефлексов»
Оборудование: резиновая груша для нагнетания воздуха, источник света.
1. Воспроизведение мигательного рефлекса: к краю глаза испытуемого подносят грушу и нажимают на нее, направляя струю воздуха в глаз. Что происходит с глазом в ответ на направленную на него струю воздуха? Каково значение выявленной ответной реакции организма?
2. Поставьте испытуемого глазами к свету, рассмотрите у него зрачки обоих глаз, отметьте, одинаковы ли их размеры. Предложите испытуемому закрыть глаза руками, а через минуту открыть глаза. Что произошло со зрачками? Объясните природу изменений размеров зрачков.
3. Поставьте испытуемого так, чтобы правый глаз был освещен, а левый находился в тени. Закройте рукой правый глаз, а через минуту его откройте. Что произойдет со зрачками правого и левого глаз? Объясните наблюдаемые реакции.
4. Сделайте вывод по результатам работы, ответив на следующие вопросы.
С каким поведением (врожденным или приобретенным) вы столкнулись при выполнении лабораторной работы?
Какая форма врожденного поведения была обнаружена при выполнении работы?
Каково значение врожденных форм поведения в жизнедеятельности животных и человека?
IV. Домашнее задание
Изучить параграф учебника (врожденные и приобретенные формы поведения, характеристика безусловных рефлексов, инстинктов и импринтинга как врожденных форм поведения).
Урок 3–4. Приобретенные формы поведения. Механизмы образования условных рефлексов
Оборудование: таблицы, схемы и рисунки, иллюстрирующие врожденные и приобретенные формы поведения, механизм выработки условных рефлексов.
Работа по карточкам
1. Зяблики, выращенные в изоляции, издают звуки, которые ухо человека воспринимает как типичное пение зяблика. Однако их пение носит лишь «зачаточный» характер. Дело в том, что зяблики, выращенные родителями, прислушиваются к их пению и пению других зябликов, и у них вырабатывается такой же характер звучания, как у старших птиц. О каких формах поведения зяблика идет речь?
2. Внешне зайцы и кролики очень похожи друг на друга, но кролики роют норы, делают гнезда из травы и пуха, а зайцы нет; крольчата рождаются слепыми и голыми, а зайчата – зрячими и покрытыми шерстью. Как можно объяснить эти различия?
3. Верно ли, что если поведение формируется только после предъявления соответствующего стимула, то это поведение приобретенное?
4. Все безусловные рефлексы, присущие особям одного вида, одинаковы. Безусловные рефлексы головастика отличаются от безусловных рефлексов взрослой лягушки. Противоречит ли это положению о видовой специфичности безусловных рефлексов?
– общая характеристика врожденных и приобретенных форм поведения;
– безусловные рефлексы, их классификация и значение;
– инстинкты, их отличие от простых безусловных рефлексов и значение;
– импринтинг и его значение.
Приобретенным поведением называются все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. В основе приобретенных форм поведения лежит научение.
Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным (приспособительным) изменениям в поведении особи. Способность к научению обычно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, и прежде всего млекопитающих, однако она обнаружена у всех животных, за исключением простейших, кишечнополостных и иглокожих, у которых нервная система отсутствует или организация ее весьма примитивна. Физиологические основы научения изучены пока недостаточно. Научение может осуществляться множеством различных способов. Назовем некоторые из них.
Габитуация.
Так детеныши южно-африканской черноногой кошки реагируют на первую встречу с человеком: оскаленные зубы и прижатые уши – признак тревоги. После того, как фотограф стал появляться каждый день, эта реакция угасла
1. Габитуация, или привыкание, – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения. Например, молодые животные часто проявляют беспокойство в ответ на многие стимулы, однако к большей части из этих стимулов они очень быстро привыкают и перестают на них реагировать. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть. Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.
2. Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Условные рефлексы свойственны в разной степени всем животным, обладающим ЦНС. Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться. Дуги приобретенных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга и носят временный характер. Так, если раздражителем при безусловном пищевом рефлексе является только действие пищи на вкусовые сосочки, то условный пищевой рефлекс возникает при виде и запахе пищи, то есть без ее приема.
3. Метод проб и ошибок полностью раскрывается в его названии. Какие-то спонтанные действия животного иногда случайно «вознаграждаются»; после этого животное, пробуя и ошибаясь, научается воспроизводить данную поведенческую реакцию, добиваясь того же результата. Вознаграждением может служить просто удовольствие от более точно выполненного действия. Методом проб и ошибок молодые млекопитающие и птицы совершенствуют охотничьи навыки, а люди с помощью такого же метода совершенствуют, например, навыки игры на пианино или езды на велосипеде. Этот способ научения был выявлен Скиннером на голубях.
Все упомянутые способы научения представляют собой варианты ассоциативного научения, для которого важным фактором является подкрепление (награда или наказание). Еще одна важная его характеристика – совершенствование реакции при тренировке.
Латентное научение обычно не сопровождается подкреплением в явной форме. Более того, в процессе такого научения можно не увидеть и самого поведения. Например, недавно накормленное животное может никак не показывать, что оно только что узнало о новом источнике пищи, пока, проголодавшись, вновь не придет кормиться. Латентное (скрытое) научение лежит в основе инсайта.
4. Инсайт (от англ. insight – интуиция, понимание) – внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата. Инсайт часто рассматривают как высшую форму научения, придавая обычно именно такой смысл не слишком удачному термину «разум». Этот тип научения состоит в привлечении прошлого опыта для решения новой задачи. Инсайт был впервые описан у человекообразных обезьян и рассматривался как довод в пользу существования у них и других высших позвоночных элементарной рассудочной деятельности. Научение типа инсайта продемонстрировал Кёлер у шимпанзе. Если гроздь бананов подвешивалась слишком высоко, то обезьяны собирали разбросанные по комнате ящики и, поставив их друг на друга, с получившейся пирамиды доставали лакомство.
5. Запечатление, или импринтинг (от англ. imprint – отпечатывать, запечатливать), – формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам.
Основы научной концепции импринтинга заложил в 30-х гг. XX в. Конрад Лоренц. В первые дни, месяцы, иногда годы жизни существует период, когда в мозге как бы отпечатывается вся обстановка, окружающая ребенка или детеныша животного. Вспомним, с каким трудом мы постигаем иностранный язык в школе и как без особых усилий овладеваем речью в ясельном возрасте. Благодаря запечатлению мы помним своих родителей, отличаем особей своего вида от особей других видов, наконец, овладеваем речью.
Аппарат, применяемый для изучения импринтинга.
Состоит из беговой дорожки, по окружности которой движется манок утки. Утенок следует за манком. Контролирующая аппаратура на переднем плане
Запечатление, таким образом, является врожденной способностью к запоминанию всего того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни.
К.Лоренц поставил следующий опыт. Спустя несколько часов после того, как в инкубаторе вывелись утята, исследователь предъявлял им самые разные предметы, и птенцы неуклонно следовали за ними, как за матерью-уткой. Это были спичечные коробки, ботинки, даже сам К.Лоренц. Этот тип импринтинга обратим: инкубаторные утята, у которых выработан импринтинг на человека, легко переключаются на следование за живой уткой, которую они никогда не видели прежде.
К категории импринтинга относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения (хоминг), карты звездного неба и т. д.
Хоть и не намеренно, но нам все эти долгие столетия врали.
Есть ли инстинкты у человека?
Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины — например, «стресс» или «экология» — давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел. Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением — залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.
История этого слова древняя. Похоже, что термин «инстинкт» (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков, и для обозначения стремления или побуждения как характеристики поведения птиц и других животных его впервые употребил стоик Хрисипп (III в. до н.э.). Термин понимался стоиками как врождённое стремление, направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных [1]. В дальнейшем тема инстинктов не получала никакого развития вплоть до XIX века, когда Ламарк дал термину первое «научное» определение: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли». Впоследствии исследованиями инстинктов занимались такие видные учёные, как В.А. Вагнер [2], А.Д. Слоним [3], И.П. Павлов [4], Г.Э. Циглер [5], К. Лоренц [6], Н. Тинберген [7].
В основном все определения этого термина сводились к тому, что это «нечто» наследственно закреплённое; не требующее дополнительного обучения; одинаковое у всех особей данного вида, то есть видотипичное; оптимально соответствует организации животного, его физиологии. Одно из определений научного понятия «инстинкт» — «совокупность врождённых потребностей и врождённых же программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия». Разберём последовательно по элементам все эти составляющие и составим для простоты «формулу» инстинкта. Программу действия Конрад Лоренц, один из самых знаменитых этологов, назвал «фиксированным комплексом действия» — ФКД. Таким образом, с позиции этологии получается, что:
Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия.
С классических позиций этологии врождённая программа действий включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий (ФКД). Поэтому формула приобретает такой вид:
Инстинкт = Врождённые потребности + ключевой стимул + фиксированный комплекс действий.
О врождённых потребностях мы поговорим чуть позже, а сначала остановимся на ключевом стимуле и ФКД.
Ключевой стимул (КС) является действительно врождённым пусковым механизмом и обеспечивает привязку конкретного инстинктивного акта к строго конкретной стимульной ситуации. Целесообразность данного механизма обусловлена тем, что конкретное поведение должно быть осуществлено в адекватной с биологической точки зрения ситуации.
Стимул является ключевым только в том случае, если он проявляется непременно у всех представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников и спецификаторов (совидников), то есть видотипичен.
В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы:
– химические (феромоны — половые аттрактанты, воздействующие через обонятельные пути);
– акустические (строго фиксированные крики или «песни»);
– тактильные (специфические прикосновения к определённым частям тела);
– визуальные (специфические видовые элементы окраса и разметки, видовые морфологические признаки — хохолки, гребни, наросты, общие контуры тела и размеры, внутренняя окраска клюва);
– видоспецифические телодвижения и позы — позы устрашения, подчинения, ритуалы приветствия и ухаживания.
Предъявление животному любого ключевого стимула влечёт за собой его специфическую врождённую реакцию. В качестве примеров такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления у родителей, или красное брюшко самца колюшки в период брачного поведения.
В качестве примера такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления у родителей.
Исследования трёхиглой колюшки — классического объекта лабораторных исследований — показали, что в брачный период брюшко самца колюшки окрашивается в ярко-красный цвет. Демонстрируя его, он, с одной стороны, отпугивает от гнезда соперников-самцов, а с другой — напротив, привлекает самку. Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдалённо напоминающие другого самца, провоцировали нападение самца, охранявшего свою территорию, когда он видел «красное брюшко». При этом в случае максимально близкого соседства с образом другого самца, но без красного брюшка, он оставался безразличным.
Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдалённо напоминающие другого самца, провоцировали нападение самца, охранявшего свою территорию, когда он видел «красное брюшко».
У птенцов серебристой чайки ключевой стимул — красное пятно на желтом клюве родителей, вид его «включает» реакцию выпрашивания: птенец клюёт в это пятно, а родитель отрыгивает пищу ему в рот.
Ключевой стимул запускает фиксированный комплекс действий, который, в свою очередь, не является монолитным актом, а может быть разделён на две фазы: аппетентное поведение и консуматорное поведение.
Фиксированный комплекс действий = аппетентное поведение (АП) + консуматорное поведение (КП).
Аппетентное поведение (англ. «appetitive behavior» от лат. «appetitus» — «стремление», «желание») — поиск и приближение к объекту удовлетворения потребности. Консуматорное поведение (от англ. «consummate» — «доводить до конца», «завершать») — непосредственно удовлетворение потребности (убийство добычи, совокупление). Впервые деление инстинктивного поведения ввёл Уоллес Крейг [8].
Итак, теперь мы можем преобразовать начальную формулу инстинкта И = Птрб + КС + ФКД в следующий вид:
И = Птрб + КС + АП + КП.
Если мы оперируем биологическим термином «инстинкт», то важно запомнить, что все стадии инстинкта являются врождёнными, не обусловленными научением. И поскольку мы начали наш разговор с определения разницы в восприятии понятия «инстинкт» у этологов и не искушённых в биологии людей, то здесь будет уместно уточнить, что чем сложнее организация животного, тем меньше доля врождённых компонентов в его поведении и тем менее жёстко эти компоненты запрограммированы.
Исследуя механизмы и структуру протекания инстинктивных актов, исследователи уже давно обнаружили, что аппетентное поведение, с одной стороны, является типичным для каждого конкретного вида, с другой — у многих высокоорганизованных видов оно оказалось изменчивым и приспособленным к меняющимся условиям внешней среды. То же можно сказать и про консуматорную стадию: и у птиц, и у млекопитающих ряд консуматорных, завершающих актов, в строгом смысле, не является во всей полноте данным от рождения, а содержит и некоторый элемент индивидуальной практики.
В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.
Рассмотрим стадии инстинкта у ряда животных на примере поведения совокупления и охоты.
1. Поведение совокупления
КС♀ — изменение секреции гормонов, КС♂ — феромоны самки;
АП — поиск полового партнёра, совокупление;
КП — отрывание головы самца.
КС♀ — эндогенное изменение секреции гормонов, КС♂ — феромоны самки;
АП — поиск полового партнёра;
КП — совокупление у кошек сравнительно с богомолами вариативно в отношении поведения ухаживания самцов. Вариативны также и позиции половых партнёров.
Если щенка собаки выращивать изолированно от его сверстников, то в дальнейшем, при достижении половозрелого возраста, этот пёс не сможет нормально осуществить акт спаривания с сукой: он, как полагается, вскочит на неё сзади, пристроится, и даже предпримет попытки совершения фрикций. Но это будут именно попытки, поскольку даже введения полового члена (имиссия, интромиссия, интроитус) во влагалище суки может не произойти. Координации инстинктивных движений такого кобеля будут настолько не отработанными, что в ходе движений тазом он попросту не будет попадать «в цель». А роль присутствия сверстников для нормального полового развития щенка, оказывается, важна в том плане, что именно в многочисленных играх с ними оттачиваются его двигательные механизмы, их координация, часть которых впоследствии и должна быть задействована в реализации полового инстинкта. Другими словами, если в ранний период формирования нервной системы организм не подвергается необходимой стимуляции, то его развитие может быть сильно заторможено. Таким образом, у собак можно обнаружить и врождённую потребность, и ключевой стимул, но проявление ФКД очень сильно зависит от индивидуального опыта.
У них совокупление организовано ещё сложнее, и этот процесс уже полностью не является врождённым поведением. Выращенные в изоляции обезьяны (без материнской опеки) не способны проделать это самостоятельно, более того, самки будут категорически противодействовать попыткам самцов осуществить спаривание.
2. Охотничье поведение
Охотничий «инстинкт» у кошачьих и псовых также не имеет чётко детерминированной программы, поскольку консуматорный акт убийства добычи является результатом научения.
Таким образом, врождёнными являются не столько конкретно сами двигательные акты инстинкта, сколько их некий общий шаблон, в рамках которого и развиваются уже сами движения. Ещё Вагнер [9] упоминал о некоторой едва уловимой индивидуальности в проявлении инстинкта у разных особей, и поэтому в итоге предпочитал говорить не о строго фиксированных врождённых стереотипах действия, а именно о видовых шаблонах инстинктивного поведения. Таким образом, проявление конкретного инстинкта у разных особей одного вида может иметь слабые различия, но одновременно с этим оно явно определено у всего вида в целом и может служить чёткой отличительной чертой по отношению к другим видам.
Теперь мы с вами готовы поговорить о врождённых потребностях и ответить на вопрос о существовании инстинктов у человека. Наконец-то!
Потребности — основа всякого поведения, именно они. являются стимулом поведенческой активности человека и животных. Потребности разделяют на витальные («жизненные»), социальные и идеальные.
К витальным относятся не только потребность в самосохранении, которую можно разделить на потребность в пище, в избегании боли и т.п. Жизненно важны для нас потребности в сенсорном притоке (раздражении органов чувств), в эмоциях, в получении информации и получении удовольствия.
К социальным относят все те потребности, в процессе удовлетворения которых мы налаживаем коммуникацию с другими людьми. Здесь общение нужно рассматривать в широком смысле: это не только прямые акты взаимодействия (беседа с глазу на глаз или переписка в социальных сетях), но и косвенные мотивы различных действий. Например, человек может в одиночестве мыть посуду, но делать это не потому, что нет чистой посуды, а для того, чтобы порадовать жену.
Социальных потребностей очень много, но главная из них — потребность в социальной самоидентификации, то есть потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Всё наше поведение и душевные переживания строятся на основе идентификации с определённой группой: семьёй, народом, трудовым коллективом, группой внутри этого коллектива.
Самоидентификация лежит в основе «высших» форм поведения. Например, потребность в религии определяется потребностью принадлежать к ограниченному сообществу, которое отличается от других рядом внешних признаков — эти отличия обеспечиваются обрядностью. В чём помимо самоидентификации мы испытываем потребность? В доминировании и в подчинении, в дружеских отношениях и в агрессии, в самооценке, альтруизме и эгоизме и так далее. Следует подчеркнуть, что поведение всегда направлено на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Например, зачем студенты могут посещать занятия? Часто — чтобы получить образование и иметь высокооплачиваемую работу. Но получение знаний и практических навыков — далеко не главная потребность, которую они удовлетворяют, приходя в свой вуз. Единственная ситуация, в которой поведение человека определяется одной-единственной потребностью — когда он торопится в туалет. Но по большому счету, даже при этом он удовлетворяет социальную потребность уединяться при эвакуации содержимого мочевого пузыря и кишечника!
Знание врождённых особенностей поведения помогает обычному человеку, прежде всего, соблюдать меры безопасности, общаясь с животными. Например, на улице нельзя разглядывать собаку: прямой взгляд — выражение агрессивных намерений. Но и поведение человека подчиняется тем же закономерностям. Вообще, язык наших телодвижений весьма выразителен, и внимательному взгляду может сказать многое о намерениях собеседника, его отношении к нам и даже внутреннем мире. Каждый человек, как и каждое животное, появляется на свет со своим индивидуальным спектром врождённых потребностей, по-разному и в разной степени выраженных — именно поэтому одним из отличий этологии от других наук о поведении является тезис о врождённом разнообразии людей. К слову — да, этология изучает и поведение человека, а именно — врождённую составляющую его поведения.
Так есть ли инстинкты у человека?
Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека — существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.
[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом [10], учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]
Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД — врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку — но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чиханье, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.
«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения — все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД.
Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?