институт прав человека в россии
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
История
Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.
Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.
Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.
Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.
Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.
Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».
Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.
После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.
Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.
В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.
Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.
В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.
Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.
18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.
Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.
22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава 32 ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
Общая характеристика. Принципы действия
Права человека — одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, — результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества.
В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т. е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.
Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Например, в Конституции РФ зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17); «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).
Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека (1948) и два международных пакта — О гражданских и политических правах (1966) и Об экономических, социальных и культурных правах (1966). Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.
Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней).
Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод.
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой — сам человек не может отказаться от этих прав. Такой отказ является юридически недействительным.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.
Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело, применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если:
а) придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет соответствующих указаний в тексте самой Конституции РФ;
в) придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей;
г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по этому поводу отсутствует.
Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.
Запрещение всех видов и форм дискриминации, т. е. установление таких различий, которые ставят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другой, распространяется не только на собственных граждан государства, но и на другие категории людей, в частности на иностранцев, лиц без гражданства.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не только внутригосударственными актами, но и международными документами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:- адвокатура является профессиональным
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их
§ 1.5. Соотношение прав человека и прав гражданина
§ 4. Европейский суд по правам человека о защите по назначению в России
§ 4. Европейский суд по правам человека о защите по назначению в России На конец 2010 года ЕСПЧ вынес более 10 постановлений в отношении России, в которых рассматривались различные вопросы, связанные с бесплатной юридической помощью по уголовным делам. Причем количество
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы,
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
Глава 23. Несудебные формы защиты гражданских прав и законных интересов. Нотариальное производство Каковы основы деятельности нотариата в России?
Глава 23. Несудебные формы защиты гражданских прав и законных интересов. Нотариальное производство Каковы основы деятельности нотариата в России? Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и другими законами защиту прав и
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина СТАТЬЯ 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии
Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в
1.3. Институт защиты прав потребителей в российском и зарубежном законодательстве. Европейские стандарты обеспечения прав потребителей
1.3. Институт защиты прав потребителей в российском и зарубежном законодательстве. Европейские стандарты обеспечения прав потребителей Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, другими
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и
Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 26. Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя
СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА СТАТЬЯ 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его
103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как
Лекция 36. Институт прав человека в России.
1. Общая характеристика. Принципы действия.
2. Классификация прав человека.
3. Юридические обязанности человека.
4. Механизмы защиты прав человека.
1. В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом. Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Например, в Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17); «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод.
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой — сам человек не может отказаться от использования этих прав. Такой отказ не является юридически действительным.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор. Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело, применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если: а) придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет соответствующих указаний в тексте самой Конституции; в) придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей; г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон по этому поводу отсутствует.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не только внутригосударственными актами, но и международными документами.
2. Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения. К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов. Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь. Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.
В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы: в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности. Данная классификация выделяет самостоятельный подинститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует конкретную область жизни и деятельности человека.
Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют автономность личности, ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести.
Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.
Третья группа (социально-экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.
Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища по своей значимости сопоставима лишь с правом на жизнь, так как отсутствие свободы человека, возможности проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами лишает любые права смысла. Оказание медицинской и психиатрической помощи возможно, по общему правилу, с согласия пациента. Гражданин России обладает правом на необходимую оборону, т.е. он вправе защищать свою личную неприкосновенность от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда. Личная неприкосновенность может быть нарушена незаконным арестом, заключением под стражу и содержанием под стражей. Все эти действия в отношении личности регламентируются законодательством, на практике нередко нарушаемым. Неприкосновенность частной жизни предполагает, что каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы, свои взаимоотношения с другими людьми по собственному желанию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей и не создавая опасности для окружающих. Законодательством предусмотрены случаи, когда проникновение в жилище помимо воли проживающих лиц считается законным: 1) для обнаружения, пресечения или раскрытия преступления или задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) для устранения опасности, возникшей вследствие стихийного бедствия, аварии, взрыва, пожара и иных подобных причин.
Право на национальную идентификацию означает право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность. Граждане Российской Федерации, относящиеся к определенной этнической общности, имеют право на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей государства.
Свобода передвижения зафиксирована ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и включает в себя: во-первых, право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; во-вторых, право покидать страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в нее; в-третьих, недопустимость ограничения данного права, кроме интересов охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
Свобода совести вытекает из провозглашения России светским государством. При рассмотрении типологии государств давалась подробная характеристика светского государства. Институт прав человека предполагает, что каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения.
Переходя к политическим правам, отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой — важным аспектом свободной личности. Конституцией РФ (ст. 13) признаются идеологическое разнообразие, многопартийность, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды на те или иные события, по-разному их оценивать, но не вправе навязывать свои убеждения другим.
Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государственные информационные ресурсы объявлены в нашей стране открытыми и общедоступными, за исключением информации, составляющей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, которые отнесены законодательством к информации ограниченного доступа.
Право на объединение, согласно Конституции Российской Федерации, принадлежит каждому: гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства. Вместе с тем политические права принадлежат только российским гражданам. Политические партии вправе создавать только граждане России, поскольку они ставят своей главной целью овладение государственной властью. Право на объединение включает в себя право: а) добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения общих целей; б) вступать в существующие объединения; в) воздерживаться от вступления в какие-либо организации; г) беспрепятственного выхода из любых объединений.
Право на проведение публичных мероприятий включает следующие формы: собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование. Данное право обусловлено рядом требований:
1) не должны нарушаться права и свободы других лиц, общественный порядок, должна обеспечиваться сохранность частной собственности, окружающей природы и др.;
Право на участие в ведении государственных дел предусмотрено ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Содержание данного права составляют:
право участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;
право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;
допуск к государственной службе в своей стране на условиях равенства.
Что касается равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, то обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства; достижение 18-летнего возраста; обладание полной дееспособностью, свободное владение государственным языком. Существуют и специальные требования к поступлению на службу, например наличие определенной профессии или специальности, запрещение государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью.
Право на участие в отправлении правосудия принадлежит только российским гражданам. Оно реализуется в двух формах: занятие должности судьи; участие в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного). Требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи, предусмотрены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», к судьям Конституционного суда — Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации», к арбитражным судьям — Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации». Определенные требования предъявляются и к заседателям. Возрастной ценз для них определен в 25 лет, исключается наличие судимости и др.
Право петиций — это письменные или устные обращения граждан в государственные или муниципальные органы, которые содержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания и т. д. Считается, что право на петицию является одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства. Выделяют следующие формы обращений:
а) предложение — обращение граждан, направленное на улучшение организации и деятельности, учреждения различных структур государственного аппарата и др.;
б) заявление — обращение по поводу подтверждения принадлежащего гражданину права или конкретного статуса;
в) ходатайство — просьба признать какое-либо право или совершить определенное действие;
г) жалобу — обращение в связи с нарушением прав лица или созданием препятствий для реализации его прав и интересов.
Все обращения надлежит разрешать в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки — до 15 дней. Жалобы и заявления военнослужащих и их семей рассматриваются в федеральных органах в течение 15 дней, а в местных органах — безотлагательно, но не позднее 7 дней.
К третьей группе прав человека относится право частной собственности, обеспечивающее экономическую свободу личности. Его содержание определяется следующими моментами: во-первых, каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во-вторых, государство гарантирует право наследования имущества; в-третьих, лишение имущества возможно только по решению суда; в-четвертых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно лишь при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь собственности; в-пятых, российские граждане вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы.
Свобода экономической деятельности закреплена в нашей стране в ст. 34 Конституции РФ и расшифровывается как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая деятельность должна осуществляться в определенных правовых пределах, которые устанавливаются законодательством. Право на свободу труда означает, что каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею. Иначе говоря, обязанности трудиться в нашей стране не установлено. Свобода труда предполагает:
а)свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии, соответствующих способностям, наклонностям и образованию лица;
б) запрет на принудительный труд, т.е. тот, который возлагается на человека под угрозой наказания. Международные акты содержат перечень работ, которые не могут расцениваться как принудительные. Это обязательная военная служба, работа по приговору суда, выполнение гражданских обязанностей, мелкие работы общинного характера, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств;
в) обязанность работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда;
г) защиту от безработицы;
д) право на забастовку, которое ограничивается при введении чрезвычайного положения в стране, а также для некоторых категорий государственных служащих, в частности работников правоохранительных органов.
Право на социальное обеспечение предполагает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия. При этом размер пенсии или пособия зависит от многих факторов, в том числе и от уровня материального благосостояния общества. В ст. 39 Конституции РФ указаны обстоятельства, при которых каждый вправе рассчитывать на социальное обеспечение: достижение пенсионного возраста; наступление болезни или инвалидности; потеря кормильца; для воспитания детей и др.
Право на жилище относится к важнейшим социальным благам и входит в понятие «достойный жизненный уровень человека». Обязанность обеспечить жизненный уровень населения возлагается на государство и муниципальные органы. Данное право означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. В нашей стране малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является комплексным и включает в себя право на медицинскую помощь и право на благоприятную окружающую среду. Последнее право означает право человека получать от соответствующих органов достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право требовать от физических и юридических лиц соблюдения эколого-правовых нормативов; право на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.
Право на образование призвано способствовать духовному и культурному росту как отдельного человека, так и общества в целом. В Российской Федерации установлено обязательное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что касается высшего образования, то оно осуществляется на конкурсной основе. Право на культурную деятельность и свободу творчества. В юридической литературе содержание данного права раскрывается через право:
а) на личную культурную самобытность, т.е. свободный выбор нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей;
б) на приобщение к культурным ценностям, т.е. доступ к государственным музеям, библиотекам, архивам и т. д.;
в) на гуманитарное и художественное образование, в том числе выбор его форм и видов;
г) собственности на историко-культурные ценности, в том числе на коллекции, собрания, здания, сооружения и т. д.;
д) создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения;
е) на свободу творчества, которая может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом государство должно обеспечивать защиту авторских прав, интеллектуальной собственности, оказывать помощь в развитии творчества.
3. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит», что подчеркивает неразрывность прав и обязанностей личности. Каждое государство в своем законодательстве закрепляет подробный перечень обязанностей тех, кто проживает на его территории. В Конституции Российской Федерации также содержится такой перечень, при этом часть обязанностей распространяется на любого человека, находящегося на территории России, а часть — только на российских граждан, например воинская обязанность. Конституция Российской Федерации распространяет на всех обязанности: а) соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы (ч. 2 ст. 15); б) не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); в) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); г) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); д) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); е) родительские (ч. 2 ст. 38) и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).
К юридическим обязанностям непосредственно примыкает право государства устанавливать определенные ограничения в пользовании правами и свободами. Такого рода ограничения предусмотрены Всеобщей декларацией прав человека (1948), где указывается, что они могут быть установлены законом «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Эта же формулировка с некоторыми изменениями была перенесена в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), а также в Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Помимо ограничений, предусмотренных во Всеобщей декларации, указаны и такие, как интересы охраны государственной безопасности, здоровья, нравственности населения.
Исключительным обстоятельством считается объявление чрезвычайного положения. При этом обязательно указание пределов и сроков ограничения прав и свобод личности. Чаще всего такие ограничения затрагивают права политического характера, например приостановление деятельности политической партии, общественной организации, запрет на проведение митинга, демонстрации, уличного шествия. В то же время даже при чрезвычайной ситуации не подлежат ограничению такие права и свободы человека, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность частной жизни, на свободу совести, на жилище и др. Перечень этих прав содержится в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ.
4. Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. К внутригосударственным способам и средствам относятся:
1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;
3) Конституционный суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.
Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др. В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.
Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским судом не принимаются. Решение Европейского суда является окончательным и обязательным для государств — участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.