институт регистрации в административном праве это

Глава 4. Субъекты и объекты регистрации

Глава 4. Субъекты и объекты регистрации

12. В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами регистрации являются следующие права на недвижимость:

право собственности (в том числе, право общей долевой или общей совместной собственности);

право хозяйственного ведения;

право оперативного управления;

право пожизненного наследуемого владения;

право постоянного пользования;

ипотека (залог недвижимого имущества);

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» подлежат регистрации права аренды и временного пользования земельным участком.

13. Обязательной регистрации подлежат права на недвижимость, документы на которые оформлены после вступления в силу настоящего Временного положения.

14. Обязательной государственной регистрации не подлежат прав # на недвижимость, которые могут наступить в будущем, в частности, по завещанию, предварительному договору купли-продажи, опциону, по праву преимущественной покупки.

15. В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом, направленные на возникновение, ограничение, изменение или прекращение прав на это имущество, указанные в пункте 12 настоящего Временного положения, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Временным Положением. При этом подлежат регистрации только двусторонние или многосторонние сделки (договоры).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Административно-правовой институт регистрации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие института регистрации и сущность регистрационного производства

Взаимоотношений, которые связаны с процессом регистрации тех или иных субъектов, довольно много, но их объединяет ряд общих свойств, отражающих фундаментальный характер данного вида административного судопроизводства.

Готовые работы на аналогичную тему

Начнем с того, что регистрационное производство абсолютно всегда имеет определенную процедуру принятия того или иного правового акта.

Вообще, государство совершает регистрацию согласно всем имеющимся нормам и правилам, которые действуют на всей территории нашей страны.

Правовой аспект процесса регистрации выражается в том, что после совершения регистрации, например, какой-то конкретной общественной организации, способность распоряжаться правами переходит к конкретному юридическому лицу. Но в то же время, например, какие-то определенные общественные объединения регистрировать совсем необязательно. Но, если регистрация не будет совершена, то общественное объединение не сможет получить те права, которые даются юридическому лицу после государственной регистрации. Получается, что регистрация является диспозитивным явлением, но она сохраняет свои правовые аспекты в том случае, если процесс регистрации будет завершен.

Нужно отметить, что регистрацией могут заниматься только исполнительные органы нашей страны и их различные подразделения. Основная работа в этом направлении ведется Министерством юстиции Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Правовое регулирование судебной системы Российской Федерации подробнее и его местными органами, а также некоторыми другими органами исполнительной власти.

Итак, процесс регистрации можно регулировать с помощью норм и правил административно-процессуального права, так как нормы направлены на осуществление функций, связанных с реализацией конкретных материально-правовых норм различных отраслей: конституционное (государственное) право (например, установление статуса общественных объединений), гражданское право (например, установление статуса недвижимого имущества), административное право (например, установление обязанности отдельных органов исполнительной власти осуществлять процесс регистрации тех или иных правовых актов в Министерстве юстиции нашей страны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовой статус Прокуратуры РФ. подробнее ).

Регистрационное производство, как и другие виды производства, имеет определенные стадии.

Стадии регистрационного производства

Обычно выделяют пять стадий регистрационного производства, к которым относятся:

Последние два этапа являются необязательными.

Следующим этапом обычно считается осуществление всех необходимых процедур, направленных на наиболее быстрое и качественное рассмотрение конкретного регистрационного дела. Этот этап охватывает абсолютно все действия участников процесса регистрации, которые направлены на исследование всех имеющихся оснований для совершения регистрации. К тому же, на данном этапе еще проводится проверка и тщательная экспертиза, внимательное рассмотрение всех важных документов. Именно на этом этапе становится возможным найти какие-то противоречия, ошибки. Это один из самых важных этапов регистрационного производства.

Само заявление о регистрации прав обычно подается в орган государственной регистрации прав в единственном экземпляре, который обязательно должен быть оригиналом.

Стоит отметить, что именно факт поступления всех необходимых документов на государственную регистрацию считается причиной и веским основанием для того, чтобы начать проводить тщательную проверку и анализ всех имеющихся документов. Проверка документов должна проводиться не больше трех дней после того, как документы были получены. Лицо, которое занимается регистрацией, в обязательном порядке проверяет законность и юридическую силу всех документов. К тому же, именно регистрирующее лицо занимается проверкой правоспособности сторон регистрационного процесса, а также оно контролирует соблюдение всех прав, интересов сторон конкретной регистрационной сделки.

Данная стадия регистрационного процесса плавно переходит в следующую стадию, которая занимается принятием каких-то конкретных решений по тому или иному регистрационному делу. Процесс регистрации обычно осуществляется непрерывно. Именно поэтому переход от первой стадии к второй и далее происходит последовательно. Сначала совершается одно регистрационное действие, а затем только начинается другое процессуальное действие.

Государственный регистратор вправе принять любое решение:

Одним из возможных, но необязательных этапов регистрационного производства является возможность обжалования тех или иных регистрационных действий или каких-то принятых решений. Данная стадия возникает тогда, когда процедура государственной регистрации может закончиться категорическим отказом в проведении регистрации по основаниям, указанным в законе.

Стоит отметить, что отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суде. Кроме того, заинтересованные лица имеют полное право и возможность потребовать возместить все убытки, причиненные незаконным отказом в регистрации. Для того чтобы доказать наличие причиненных убытков, необходимо доказать, что существует какая-то причина и связь между ущербом и отказом органа государственной регистрации в регистрации.

Также необязательным этапом является прерывание процесса регистрации. Данная стадия возникает тогда, когда государственный регистратор сомневается в том, что существуют веские причины и основания для того, чтобы начать процесс регистрации. Иногда причиной прерывания регистрации могут стать сомнения в законности, достоверности и точности предоставляемых документов или той информации, которая в них содержится.

Источник

Процедуры регистрации, учета и отчетности

Понятие, существо, виды и стадии регистрационного производства

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» внесены некоторые изменения в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, занимающихся регистрационным производством. С момента вступления в силу данного нормативного акта регистрацией некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий занимается Министерство юстиции и его территориальные органы. Федеральная служба государственной регистрации, переданная из Минюста РФ в ведение Минэкономразвития России и реорганизованная в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Несмотря на значительное разнообразие отношений, связанных с производством регистрационного характера, им присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства.

Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом закон устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Юридическая природа акта государственной регистрации проявляется также и в том, что с момента регистрации, например, общественного объединения возникает его правоспособность юридического лица. С другой стороны, законодательство не обязывает общественное объединение регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Как видим, в данном случае государственная регистрация выступает как явление диспозитивное, но сохраняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти Российской Федерации и их территориальными подразделениями. Основную работу в этой области проводит Министерство юстиции Российской Федерации и его местные органы, а также некоторые другие органы исполнительной власти.

Регистрационному производству, как и другим видам производства характерна определенная стадийность.

Большинство авторов выделяют пять стадий регистрационного производства, а именно:

Две последние стадии носят факультативный характер.

В ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет норму о том, что государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Регистрационные действия начинаются с момента приема заявления и документов на государственную регистрацию прав.

При получении правоустанавливающих документов должностное лицо регистрационной службы вносит соответствующую запись в книгу учета документов, а лицу, обратившемуся с заявлением о регистрации, выдается расписка о получении документов. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. Все эти действия ведут к возбуждению регистрационного производства и являются его первой стадией.

Следующей стадией является рассмотрение регистрационного дела.

Эта стадия охватывает действия участников регистрационного производства, которые включают изучение оснований для государственной регистрации, проверку необходимых документов, правовую экспертизу документов, установление противоречий между заявленными и зарегистрированными правами. Это одна из наиболее важных стадий регистрационного производства. Согласно ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Представляемые в регистрирующий орган документы должны быть оформлены надлежащим образом и соответствовать требованиям законодательства.

Сам факт поступления документов на государственную регистрацию является основанием для начала правовой экспертизы документов. Правовая экспертиза документов осуществляется государственным регистратором не позднее 3-х дней с момента приема документов. Государственный регистратор проверяет юридическую силу правоустанавливающих документов, в том числе право- и дееспособность сторон, соблюдение формы сделки, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц и др.

Государственный регистратор может принять одно из следующих решений:

Решение государственного регистратора оформляется штампом на заявлении о государственной регистрации прав по установленной Административным регламентом форме и заполняет штамп о результатах правовой экспертизы.

После принятия решения государственным регистратором прав осуществляется административная процедура внесения записей в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и оформление свидетельства о государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация прав удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права, форма которого устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

Свидетельство оформляется в одном экземпляре, кроме случаев государственной регистрации права общей долевой собственности.

Свидетельство оформляется на бланке установленной формы, являющемся бланком строгой отчетности.

Одной из возможных стадий регистрационного производства является обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в ходе исполнения государственной функции по государственной регистрации.

Она возникает тогда, когда процедура государственной регистрации может окончиться отказом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в регистрации по основаниям, указанным в законе.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суд. При этом такое заинтересованное лицо вправе требовать возмещения причиненных незаконным отказом в регистрации убытков. Для доказательства причиненных убытков необходимо доказать существование причинной связи между ущербом и отказом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в регистрации.

Также факультативной стадией является и приостановление государственной регистрации. Она возникает, когда у государственного регистратора появляется сомнение в наличии оснований для государственной регистрации прав и в подлинности представленных документов, либо достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор в соответствии с п.1 ст.19 Закона обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном производстве административного процесса, обусловливает необходимость выделения нескольких важнейших его разновидностей, которые, при сохранении единства в главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются особенностями, что находит свое отражение в действующем законодательстве.

К числу основных разновидностей следует отнести регистрационные производства:

Таким образом, рассмотрев понятие, виды и основы правового регулирования регистрационного производства, можно сформулировать следующие выводы:

2. Под регистрационным производством следует понимать урегулированный административно-процессуальными нормами порядок контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по официальному признанию и подтверждению законности определенных фактов, закреплению правового статуса субъекта.

Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является своеобразным развитием и конкретизацией положений ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, реализующим предоставленные ему полномочия на основе Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно законодательству этими функциями наделена Федеральная налоговая служба РФ.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представленных для государственной регистрации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченными лицами юридического лица могут быть следующие физические лица:

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех предоставленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных ФЗ от 8 августа 2001 года № 129.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Важной особенностью ФЗ от 8 августа 2001года № 129 является то, что он предусматривает дифференцированное регулирование порядка государственной регистрации юридических лиц, выделяя следующие варианты общего регистрационного производства этих субъектов: государственная регистрация юридических лиц при их создании; создаваемых путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения); регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре; регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; регистрации индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим наиболее распространенные виды регистрации.

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании.

В этом случае уполномоченное лицо предоставляет в регистрирующий орган следующие документы:

2. Производство по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом №387 от 23 декабря 2010 года этот перечень документов, прилагаемы к заявлению о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя дополнен пунктом:

к) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в том же порядке, что и представление документов юридическим лицом. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки о получении документов.

Г осударственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со ст. 22.1 ФЗ № 129 не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Важнейшим условием осуществления административного производства по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является ведение Государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, содержащим следующие сведения и документы о юридическом лице:

б) организационно-правовая форма;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Государственный реестр.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Государственный реестр.

Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность отказа в государственной регистрации, а также ответственность за нарушение порядка государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней, как это предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного законом, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом установлено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенными по его вине.

В свою очередь, за непредставление или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица также несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, рассмотрев производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можем сделать следующие выводы:

1. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

2. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства

Правовую базу данного вида регистрационного производства составляют:

Основные особенности данного вида регистрационного производства состоят в следующем.

1. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является обязательной и устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Ответственными за регистрацию граждан являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу и ее территориальные подразделения и органы внутренних дел.

Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами образовательного учреждения, и документа, удостоверяющего личность заявителя.

Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами образовательных учреждений, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

3. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в следующем порядке. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на срок по взаимному соглашению сторон. В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием зарегистрированных по месту пребывания граждан или родственников, а также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданину покинуть место его пребывания, срок пребывания может быть продлен органом регистрационного учета на необходимое для этого время.

Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории доме отдыха, кемпинге, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии на основании документов, удостоверяющих личность.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила регистрации постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года №885 граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Законодательство Российской Федерации предусматривает случаи, когда гражданину может быть отказано в регистрации по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся его местом жительства.

Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в следующем порядке.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставившие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, предусмотренные законодательством, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых проводится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

5. Существующими правилами регулируется учет по месту пребывания и по месту жительства следующих категорий граждан:

6. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

Понятие, основное содержание и стадии административных процедур учета и отчетности

На современном этапе государственная статистика функционирует в условиях осуществления в государстве значительных социальноэкономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменения жизни государства системы информационно-статистического обеспечения.

Задачей государственной статистики является обеспечение информационных потребностей общества в достоверной, научно обоснованной, своевременной и полной информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении государства.

Действующие законодательство не содержит нормативного определения понятия «статистика», вместо него используется понятие «официальный статистический учет».

Таким образом, в целом административные процедуры учета и отчетности направлены на достижение доступности открытых статистических данных и прозрачности методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей, а также снижение нагрузки на респондентов путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих полномочий. При этом очень важным является тот факт, что полученная информация должна быть достоверной или официальной, чтобы граждане могли в полной мере ей доверять.

Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации, федеральном законе от 29 ноября 2007 года №282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», других федеральных законах, а также на принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.

Государство ставит задачу в результате реализации федерального закона №282, а также подзаконных нормативных актов, принятых в соответствии с ним, создания на основе интеграции информационно-статистических ресурсов в масштабах государства единой межведомственной информационно-статистической системы, способствующей своевременному обеспечению органов государственной власти достоверными и полными показателями макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики, демографической и социальной ситуации.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации:

Административные процедуры официального статистического учета и государственной отчетности строятся на следующих принципах:

Субъекты административных процедур учета и отчетности подразделяются на три видовые группы:

Законодатель, определяя субъекты официального статистического учета, прибегает к их перечислению, в частности относит:

Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р установлен перечень субъектов официального статистического учета. Он достаточно объемен (свыше 60 федеральных структур), например, в него включены различные федеральные органы исполнительной и судебной власти Российской Федерации, в частности Росстат России, МВД России, ФМС России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России и другие.

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 установлено, что Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является головным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Федеральная служба государственной статистики разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации.

Приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 553 был утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной статистики по исполнению государственной функции «Разработка совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ, подготовка предложений по его актуализации и координация деятельности в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ и подготовке предложений по его актуализации».

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Росстата при осуществлении полномочий по разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и координации деятельности в сфере официального статистического учета по этим вопросам.

Что касается такого вида субъектов как респонденты, то в их число законодатель включает:

При прохождении административных процедур статистического учета и отчетности можно выделить следующие стадии:

Рассмотрим, какой процессуальный порядок действий на каждой стадии.

Возбуждение административной процедуры учета и отчетности.

Основанием для начала административной процедуры является поступление в Росстат поручения Правительства РФ о подготовке совместно с субъектами официального статистического учета проекта федерального плана статистических работ и проекта акта Правительства РФ о его утверждении или решение, принятое руководителем Росстата (в виде приказа Росстата, поручения).

План статистических работ Росстата определяет основные направления статистического наблюдения за важнейшими процессами, происходящими в экономике и социальной сфере страны на определенный период времени. Обычно он создается на три очередных года.

Главной целью разработки плана является обеспечение реализации в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, полномочий Росстата по представлению в установленном порядке официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

Планом предусмотрено информационное статистическое обеспечение хода выполнения послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, федеральных законов, указов Президента РФ, основных направлений деятельности Правительства РФ, федеральных целевых программ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по социальным, экономическим, демографическим и экологическим вопросам, а также выполнение международных информационных обязательств Российской Федерации в области государственной статистики.

Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по РФ в целом, по субъектам РФ, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

Сбор и обработка статистической информации.

Особенностью российской государственной статистики является то, что основные результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд. статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн. листов статистического инструментария, включающего в себя более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения.

На Министерство внутренних дел России как один из субъектов официального статистического учета федеральный закон «О полиции» возлагает обязанности по формированию статистических данных о состоянии преступности в стране, регистрации и учету совершаемых на обслуживаемой территории преступлений, административных правонарушений и происшествий.

Формирование статистики о преступности и других правонарушений начинается с приема и регистрации обращений о правонарушениях и происшествиях. Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, а также порядок ведомственного контроля за его соблюдением регламентирован Приказом МВД России от 1 марта 2012 года №140 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях».

Порядок включает в себя:

Министерство внутренних дел и его территориальные органы собирают совместно с другими правоохранительными органами огромное количество первичных сведений о совершенных преступлениях, правонарушителях, движении уголовных дел и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. По данным отдельных исследователей общий объем информации составляет около 3500 единиц.

В Министерстве внутренних дел обобщением статистических данных занимается Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ) и его территориальные структурные подразделения.

Основными задачами ГИАЦ МВД России являются:

В соответствии с этим нормативным документом введены статистические карточки о возбуждении уголовных дел и их дальнейшем движении. Карточки заполняются прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращении дела, возобновление производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнительное расследование и др. объем признаков, отражаемых в карточке, составляет около 60.

Общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются в статистических карточках, составляет около 1500 признаков, текстуальных и закодированных для работы как вручную, так и на электронновычислительных машинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект и предмет посягательства, характеристику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д. и т.п.

На основании этих первичных статистических сведений формируется целая система отчетности. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 26 февраля 2009 года №34 «Об утверждении статистического инструментария для организации наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении» 22 формы статистических отчетов об основных показателях следственной работы и дознания всех правоохранительных органов. Эти формы дополняются системой статистической отчетности судов, разрабатываемой Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, которые утверждаются приказом Росстата России.

Кроме того, ведомственными нормативно-правовыми актами МВД РФ предусмотрено значительное число форм статистических отчетов по основным направлениям деятельности МВД.

Окончательной стадией административных процедур учета и отчетности является предоставление статистической информации пользователям.

Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей к статистической информации. Перечень информационных ресурсов, формируемых Федеральной службой государственной статистики, включает более 400 наименований.

По результатам обработки статистических отчетов Росстат выполняет следующие государственные функции:

В перечень обязательной рассылки официальной статистической информации, разрабатываемой в соответствии с федеральным планом статистических работ, входят следующие органы:

Основным видом обращений для предоставления официальной статистической информации является письменный запрос, в котором должна указываться информация, позволяющая однозначно определить состав требуемых сведений (наименования статистических показателей) с указанием периода и динамики запрашиваемых статистических показателей, а также наиболее предпочтительный способ предоставления информации по запросу (по почте, электронной почте, факсу и т.п.). Запрос о предоставлении официальной статистической информации подписывается ответственным должностным лицом с указанием фамилии, имени, отчества, телефона и адреса электронной почты исполнителя.

Завершая рассмотрение заявленной темы, полагаем необходимым остановиться еще раз на основных выводах:

2. Под регистрационным производством следует понимать урегулированный административно-процессуальными нормами порядок контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по официальному признанию и подтверждению законности определенных фактов, закреплению правового статуса субъекта.

3. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001года № 129-ФЗ.

4. Административные процедуры учета и отчетности направлены на достижение доступности открытых статистических данных и прозрачности методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *