институты защиты прав человека на европейском континенте

Совет Европы

Совет Европы объединяет 47 государств. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция). Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года.

Статус наблюдателя предоставлен Ватикану, Канаде, Мексике, США и Японии.

Совет Европы основан 5 мая 1949 года десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Отличительной чертой СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.

Должность Генерального секретаря Совета Европы создана в соответствии с Уставом Совета Европы. Он назначается по представлению КМСЕ. Генеральный секретарь несет общую ответственность за руководство Советом Европы и представляет организацию в международных контактах. Занимающая в настоящий момент данную должность Мария Пейчинович-Бурич была избран Генеральным секретарем в 2019 г. М.Пейчинович-Бурич руководит Секретариатом Совета Европы, который оказывает ему помощь в выполнении функций Генерального секретаря.

Габриэлла Баттаини-Драгони занимает должность заместителя Генерального секретаря с 2012 г. (переизбрана на этот пост в июне 2015 г.). В ее функции ходит наблюдение за реализацией инициатив Генерального секретаря в соответствии с решениями и приоритетами КМСЕ.

Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики: Россия, Франция, Германия, Италия, Великобритания. Общий объем бюджета СЕ в 2021 г. составит 333 028 800 евро.

Взносы Российской Федерации в бюджеты Совета Европы c учетом участия в частичных открытых соглашениях в 2021 г. составят 33 949 208,77 евро. При этом взнос России в Регулярный бюджет СЕ составит 27 915 904,11 евро.

Основными структурами, обеспечивающими сотрудничество стран-членов СЕ являются Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст.13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Решения КМСЕ имеют форму резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Комитет министров может также принимать заявления по текущим политическим вопросам.

КМСЕ контролирует и координирует разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).

На нерегулярной основе проводятся встречи глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности Страсбургской организации на последующие годы. В общей сложности состоялось три саммита СЕ (первый – 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве).

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – уставной орган Совета Европы, выполняющий консультативные функции. Она может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. Состоит из представителей парламентов стран-членов. Пленарные сессии проходят четыре раза в год.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы – консультативный орган Совета Европы, состоящий из представителей местных и региональных органов власти государств-членов СЕ. Согласно Уставной резолюции (94)3 о создании КМРВЕ, КМСЕ и ПАСЕ консультируются с Конгрессом по вопросам, которые могут затрагивать компетенцию и основные интересы местных и региональных органов власти европейских стран. КМРВСЕ состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. Пленарные заседания проходят два раза в год (в марте и октябре). С составом российской делегации в КМРВСЕ можно ознакомиться здесь.

Конференция международных неправительственных организаций при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.

В состав КМНПО входят около 400 организаций. Пленарные заседания КМНПО проходят дважды в год (январь и июнь, приурочена к сессиям ПАСЕ).

Главным направлением деятельности Совета Европы является создание единого панъевропейского правового пространства. С этой целью осуществляется разработка советоевропейских конвенций, устанавливающих принципы и направления сотрудничества государств-членов во всех областях, относящихся к компетенции СЕ. К настоящему моменту система конвенций СЕ охватывает более 210 нормативных документов (многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним). Россия ратифицировала 68 договорно-правовых акта СЕ.

Важнейшие из конвенций предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств.

Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).

Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.

Пост Комиссара Совета Европы по правам человека учрежден в мае 1999 года. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из числа трех кандидатов, отобранных КМСЕ.

Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах-членах СЕ. Хотя Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ.

В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека. Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения», действующие в соответствии с Уставной резолюцией (93)28. В настоящее время Россия в качестве члена участвует в 8 из них – Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф,

и в качестве наблюдателя в Европейской фармакопее.

Источник

Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека

I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)

The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands

К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ

The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland

II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)

Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France

Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.

Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.

III. Организация Объединенных Наций (ООН)

Верховный комиссар ООН по правам человека

Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют «дальнейшее движение» сообщения.

В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной «Процедурой 1503».

Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.

Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France

Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.

Нарушение должно носить индивидуальный характер и касаться одного лица или группы лиц (например, нескольких десятков учащихся одной школы), поскольку рассмотрение случаев массового и систематического нарушения прав человека не входит в компетенцию ЮНЕСКО и ее структур.

IV. Совет государств Балтийского моря (СГБМ)

Тhe СВSS Secretariat Stromsborg, Р.О. Вох 2010, 10311 Stockholm, Sweden

Сообщения о нарушении прав человека могут исходить от лица или
группы лиц, проживающих в государстве-члене СГБМ. Рассматриваются жалобы о нарушении конвенций ООН и Совета Европы по правам человека и других международно-правовых документов в этой сфере.

Источник

Институты защиты прав человека на европейском континенте

Первым континентальным институтом, созданным специально с целью защиты прав человека, стал Совет Европы, учрежденный 5 мая 1949 г. и функционирующий в соответствии со своим собственным Уставом. Вопросы, касающиеся национальной защиты, не входят в сферу Совета Европы.

Генеральный секретарь Совета Европы наделяется правом запрашивать у государств — участников конвенции объяснения о том, каким образом их внутреннее право обеспечивает осуществление статей конвенции. Государства обязаны представлять такие объяснения и позволить компетентным органам СЕ проводить на своей территории мониторинги с целью установления степени соответствия их национального права требованиям конвенции.

Комитет министров и Парламентская ассамблея являются главными органами СЕ (ст. 10 Устава), обслуживаемыми секретариатом.

Решения и рекомендации Комитета министров должны передаваться Генеральным секретарем СЕ всем государствам-членам. В определенных условиях выводы Комитета министров могут служить в качестве рекомендаций правительствам стран — членов СЕ, и он вправе запрашивать от этих правительств отчетов об их реализации.

Формально Комитет министров не является институтом по защите прав человека, но фактически он выполняет большую работу в этой области. Он избирает членов Комиссии по правам человека (ст. 21 ЕКЗПЧОС), устанавливает, было ли нарушение прав человека или нет, когда дело не передается в суд (ст. 32), определяет сроки устранения нарушения прав человека виновными государствами, а если это не будет сделано, выносит решение об опубликовании доклада комиссии по правам человека.

Статья 19 ЕКЗПЧОС предусматривает создание двух органов, призванных изучать и рассматривать все случаи нарушения прав и свобод человека. Ими стали Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Конвенция детально определяет функции каждого из этих органов.

Решения или мнения комиссии не являлись обязательными. Они носили рекомендательный характер, и государства часто их игнорировали. Обязывающими считаются только решения Европейского суда по правам человека и Комитета министров СЕ. Правительства изначально имели право непосредственно апеллировать к ним. Индивидуальные заявители долгое время такого права были лишены и получили его много лет спустя.

Европейский суд по правам человека Является независимым международным судебным органом. Функции ЕСПЧ определены 45-й статьей конвенции. Каждая страна представлена в суде одним представителем, избираемым Парламентской ассамблеей Совета Европы из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, должной компетенцией и квалификацией.

Рассмотрение дела в Комитете министров и в суде начиналось с доклада члена комиссии о сути дела. Первоначально член комиссии представлял в суде одновременно и комиссию, и заявителя, однако позже заявитель получил право непосредственно обращаться в Европейский суд по правам человека.

Поступившие в суд дела рассматриваются в присутствии заявителя, назначаемого судом адвоката, представителя государства и членов комиссии. Процедура суда имеет юридический характер и должна быть публичной. Однако в целях защиты права на частную жизнь и по просьбе сторон слушания могут проводиться в камерах с ограниченным числом лиц. До вступления в силу протокола № 9 сторонами являлись только государства, а после — и индивиды.

Согласно ст. 54 ЕКЗПЧОС за выполнением постановлений суда следит Комитет министров. Когда суд устанавливает факт нарушения конвенции и выносит решение о компенсации жертве, Комитет министров приглашает представителя государства, информирует его о вынесенном судом решении и просит сообщить о принятых государством мерах по реализации этого решения.

Комитету министров при исполнении его функций помогает Директорат прав человека Совета Европы, которому подведомственны все вопросы, связанные с организацией защиты прав человека по ЕКЗПЧОС. Директорат прав человека, как и штат секретариата, состоит из независимых гражданских служащих, выполняющих свои функции в интересах Совета Европы, а не государств, гражданами которых они являются. Их назначают на должности и освобождают от них не собственные правительства, а службы Совета Европы.

В компетенцию суда входят все вопросы, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, которые могут быть переданы ему индивидуально, государствами или Комитетом министров.

Постановление суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Ратифицировавшие протокол государства обязуются исполнять постановления суда по делам, сторонами которых они являются. Отныне на заседаниях Комитета министров не будут присутствовать индивидуальные заявители и их представители, что, как полагают, придаст им частный и бесконфликтный характер.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учреждает Европейский комитет с таким же названием, перед которым стоят задачи превентивного характера. Его члены посещают (в количестве не менее двух, в сопровождении помощников и экспертов) места заключения с целью проверки полученных жалоб и на основе полученной таким образом информации вырабатывают рекомендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, защиты последних от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Государства — участники конвенции обязаны разрешать членам комитета посещение любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы, обеспечить информацией о местах содержания лишенных свободы лиц и о любом интересующем комитет лице.

В комитет избираются (Комитетом министров Совета Европы сроком на четыре года) по одному представителю от каждой страны из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, известных своей компетентностью в области прав человека или имеющих профессиональный опыт в своей области. Члены комитета выступают в личном качестве, они должны быть независимы и беспристрастны при выполнении своих функций.

По итогам посещения комитет с учетом всех замечаний, представленных ему заинтересованной стороной, составляет доклад о фактах, установленных во время посещения, и дает рекомендации по устранению обнаруженных нарушений. Если страна, где нарушаются права человека, отказывается учесть рекомендации комитета, последний может, после предоставления стороне возможности изложить свою позицию, большинством в две трети голосов принять решение сделать публичное заявление по данному вопросу. Информация, собранная комитетом в связи с посещением, его доклад и рекомендации носят конфиденциальный характер. Никакие сведения личного характера не могут быть преданы гласности без согласия заинтересованного лица. Комитет ежегодно представляет Комитету министров общий отчет о своей деятельности, который передается Парламентской ассамблее и предается гласности.

Конференция глав государств и правительств в Хельсинки в 1975 г. положила начало деятельности новой международной миротворческой и правоохранительной организации, называвшейся первоначально Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе (CSCE). С 1994 г. она именуется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ получила особый статус. Она не имеет устава или учредительного договора, которые связывали бы государства-члены. В то же время ОБСЕ обладает большинством признаков международной организации: имеет постоянные органы принятия решений, постоянный штаб и учреждения, штат постоянных сотрудников, собственные финансы и службы наблюдения на местах.

Источник

Европейский Суд по правам человека

институты защиты прав человека на европейском континенте

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

институты защиты прав человека на европейском континенте

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *