инструктаж по информационной безопасности для сотрудников образец
Инструкция пользователя по соблюдению режима информационной безопасности
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
При работе с информационными ресурсами Компании каждый сотрудник обязан:
· обеспечивать, исходя из своих возможностей и специальных обязанностей по обеспечению безопасности информации, защиту от несанкционированного доступа к информации, к которой он имеет санкционированный доступ в силу своих служебных обязанностей;
· ни в какой форме не участвовать в процессах несанкционированного доступа к информации, принадлежащей другим сотрудникам и службам;
· ни в какой форме не использовать ставшую ему известной в силу исполнения своих функциональных обязанностей информацию не по прямому назначению;
· при нарушении установленных правил доступа другими сотрудниками сообщать об этом непосредственному начальнику, ответственным администраторам или в Службу безопасности.
Ремонтные и профилактические регламентные работы должны производиться только уполномоченными лицами эксплуатационной службы по согласованию с руководителем (ответственным лицом) подразделения, в котором установлено компьютерное оборудование. Порядок снятия, переноса, модификации аппаратной конфигурации устанавливается Регламентом проведения такого рода работ и осуществляется только уполномоченными лицами эксплуатационной службы.
2. РАБОТА В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
При работе в автоматизированной информационной системе Компании пользователь обязан:
· сохранять в тайне пароли доступа к системе (системам);
· надежно хранить физические ключи (идентификаторы) доступа;
· периодически изменять личные пароли, если это предписано регламентом управления доступом;
· при случайном получении (сбой механизмов защиты, аварии, небрежность персонала и др.) доступа к чужой конфиденциальной информации прекратить какие-либо действия в системе и незамедлительно сообщить в Службу безопасности и администратору системы;
· сообщать в службу безопасности и администратору системы об известных каналах утечки, способах и средствах обхода или разрушения механизмов защиты.
При работе в автоматизированной информационной системе Компании пользователю запрещается (кроме особо оговорённых случаев):
· записывать в любом доступном виде или произносить вслух известные пользователю пароли;
· регистрироваться и работать в системе под чужим идентификатором и паролем;
· передавать идентификаторы и пароли кому бы то ни было;
· оставлять без контроля рабочее место в течение сеанса работы;
· позволять производить любые действия с закреплённым за пользователем комплектом программно-аппаратных средств другим лицам;
· несанкционированно изменять или уничтожать данные или программы в сети или на внешних (отчуждаемых) носителях;
· оставлять без контроля носители критичной информации;
· использовать компьютерную технику в нерабочее время не по прямому назначению;
· заниматься исследованием вычислительной сети;
· игнорировать системные сообщения и предупреждения об ошибках;
· несанкционированно устанавливать на автоматизированные рабочие места любые дополнительные программные и аппаратные компоненты и устройства;
· копировать на съёмные носители любое программное обеспечение и файлы данных;
· использовать для передачи информации ограниченного доступа не предназначенные для этого средства и каналы связи.
Инструктаж по информационной безопасности для сотрудников образец
6. Интерактивный инструктаж
7. https://haveibeenpwned.com и типовая выдача для засвеченного в утечках адреса
10. Ещё один общий пункт Небольшая оговорка: современная криптография подразумевает систему, в которой ключ является единственным секретом; алгоритмы шифрования открыты и, как правило, подлежат разглашению.
1. Инструктаж сотрудников по ИБ. Методика и практика Виктор Буренков
21. Дополнительная трудность Если пользователь удовлетворил требования парольной политики, то при правильной схеме хранения пароля нет этического способа дополнительной проверки качества заданного пароля.
13. Подробнее по теме «пароли» Задумайтесь, где Вы вводите служебный пароль, и надо ли там его вводить? В зависимости от конфигурации систем можно проинструктировать, например, пароль вводим только при входе в компьютер и никогда не вводим в браузере
25. [email protected]» ahoo.com +7 962 3268935 Skype: vburro СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! # CODEIB
24. Выводы Повышайте бдительность пользователей в части фишинговых атак, в части подозрительных признаков при работе с программами. Наладьте обратную связь. Пусть станет нормой обращение за консультациями к ИБ-специалистам. Создайте специальный адрес для пересылки подозрительных писем на дополнительную проверку специалистами по ИБ.
9. 1 2 3 4 5 6 Ваши пункты Информационная безопасность должна учитывать вид и специфику деятельности
12. Подробнее по теме «фишинг» Задумайтесь, прежде чем переходить по ссылкам из письма. Совпадает ли фактический адрес ссылки с отображаемым в письме? Посмотрите внимательнее на адрес отправителя. Адрес Вам знаком? Внушает ли Вам доверие текст письма? Если, например, в тексте слишком много орфографических ошибок для официального письма — скорее всего, письмо подделано. Есть ли вложения в письме? Задумайтесь, Вы отправляли бы вложение в подобной ситуации? Если нет веских причин на наличие вложения — следует с отнестись с подозрением к вложению.
23. Выводы Проводите инструктаж по ИБ при приёме на работу и регулярно для действующих сотрудников. Посвящайте пользователей в современные явления и понятия в мире киберугроз и информ. безопасности. Убедите пользователя в рисках на его собственном примере. Нельзя использовать в служебных учётных записях пароли от бесплатных сервисов. Также следует ограничить регистрацию в сервисах на служебную почту.
2. Кого следует инструктировать? Что включить в инструктаж? Инструктаж и должностная инструкция: отличия Обратная связь пользователей с подразделением ИБ Основные вопросы
14. Подробнее: Ваши действия Если случайно допустили действие, не исключающее риск — перешли по вредоносной ссылке, открыли вложение с Macros или просто увидели лишнее всплывающее окно — обратитесь в подразделение информационной безопасности! Подразделение ИБ — ваш друг в борьбе с угрозами. Если Вам пришло подозрительное письмо — перешлите его нам на адрес [email protected] — мы посмотрим! Доверительное отношение к подазделению ИБ — залог успеха!
11. «Перспективные» утечек служебных данных (интернет) VK.com Сервисы загрузки изображений Файлообменники translate.yandex.ru translate.google.com 2 1 3 5 4 6 pastebin TeamViewer
22. Что делаем с «123456» и «qwerty» »? Если у пользователя не подключен удалённый доступ — в принципе, большой угрозы нет. Главное, чтобы коллеги не подобрали пароль. Если удалённый доступ необходим — объясняем о необходимости установить стойкий пароль и предупреждаем об ответственности. Контрмеры (отдельная тема).
5. Первичный и регулярный По очерёдности: • плановый; • внеплановый (реагирование на инцидент). По форме: • рассылка письма; • беседа или семинар. Варианты изложения содержания • пересказ (вспомните стюардесс); • интерактивный. Основа интерактивного инструктажа — вопросы пользователю. Нужен доброволец! Варианты инструктажа
16. Год 2019-накопителий • ok.ru Нужна девичья фамилия матери? Вам сюда! • поразвлекаемся с кол-центром • 20 лет спустя: что изменилось в мире паролей? Конец XX века • секретный вопрос • кодовое слово • пароль
Инструкция по информационной безопасности для новых сотрудников
Чтобы минимизировать количество киберинцидентов, стоит завести инструкцию с базовыми правилами ИБ и выдавать ее каждому новому сотруднику.
Чтобы минимизировать шансы на ошибку, в компании полезно иметь единую инструкцию по информационной безопасности. С ней следует знакомить всех новых сотрудников при найме, да и до сведения старых тоже имеет смысл довести. Писать такую инструкцию с нуля может быть достаточно сложно, поэтому мы решили сделать это за вас — хотя бы накидать общий план, к которому вы потом сможете добавить специфичные для вашей компании пункты. Вот что должно быть в такой инструкции, по нашему мнению.
Доступ к корпоративным ресурсам и сервисам
О важности персональных данных
О самых распространенных киберугрозах
Контакты на экстренный случай
В последнем пункте следует оставить контакты человека, к которому нужно обратиться в случае нештатной ситуации. Им может быть выделенный специалист по кибербезопасности (если он есть), системный администратор или даже владелец бизнеса. Словом, тот, кто будет четко знать, что делать, как делать и когда делать.
Это все самые базовые вещи, которые должен понимать каждый сотрудник компании. Выдавайте каждому инструкцию, составленную по советам выше, оставляйте сотруднику время ознакомиться и просите расписаться, что он действительно в нее вник. Однако для лучшей осведомленности о современных киберугрозах мы рекомендуем специальные тренинги.
Инструктаж по информационной безопасности для сотрудников образец
Инструкция пользователя по обеспечению информационной безопасности.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет основные обязанности и ответственность пользователя, допущенного к обработке конфиденциальной информации.
1.2. Пользователь при выполнении работ в пределах своих функциональных обязанностей, обеспечивает безопасность конфиденциальной информации и несет персональную ответственность за соблюдение требований руководящих документов по защите информации.
2. Основные обязанности пользователя:
2.1. Выполнять общие требования по обеспечению режима конфиденциальности проводимых работ, установленные законодательством РФ, внутренними документами организации и настоящей Инструкцией.
2.2. При работе с конфиденциальной информацией располагать во время работы экран видео монитора так, чтобы исключалась возможность просмотра отображаемой на нем информации посторонними лицами.
2.3. Соблюдать правила работы со средствами защиты информации и установленный режим разграничения доступа к техническим средствам, программам, базам данных, файлам и другим носителям конфиденциальной информацией при ее обработке.
2.4. После окончания обработки конфиденциальной информации в рамках выполнения одного задания, а также по окончании рабочего дня, произвести стирание остаточной информации с жесткого диска персонального компьютера.
2.5. В случае выявления инцидентов информационной безопасности (фактов или попыток несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой в персональном компьютере или без использования средств автоматизации) немедленно сообщить об этом в Департамент экономической безопасности, по требованию руководителя подразделения написать служебную записку на имя руководителя подразделения и принять участие в служебной проверке по данному инциденту.
2.6. Самостоятельно не устанавливать на персональный компьютер какие-либо аппаратные или программные средства.
2.7. Знать штатные режимы работы программного обеспечения, основные пути проникновения и распространения компьютерных вирусов.
2.9. Помнить личные пароли и персональные идентификаторы, хранить их в тайне, не оставлять без присмотра носители, их содержащие, и хранить в запирающемся ящике стола или сейфе. С установленной периодичностью менять свой пароль (пароли).
2.10. При применении внешних носителей информации перед началом работы провести их проверку на предмет наличия компьютерных вирусов средствами персонального компьютера.
2.11. Знать и строго выполнять правила работы с установленными на его персональном компьютере средствами защиты информации (антивирус, средства разграничения доступа, средства криптографической защиты и т.п.) в соответствии с технической документацией на эти средства.
2.13. Надежно хранить и никому не передавать личную печать.
2.14. Немедленно ставить в известность Департамент экономической безопасности и руководителя подразделения при обнаружении:
2.15. По завершении работ по изменению аппаратно-программной конфигурации, закрепленной за ним персонального компьютера проверять его работоспособность.
3. Обеспечение антивирусной безопасности
3.1.Основными путями проникновения вирусов в информационно-вычислительную сеть организации являются: съемные носители информации, электронная почта, файлы, получаемые из сети Интернет, ранее зараженные персональные компьютеры.
3.2. При возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса (сообщение антивирусной программы, нетипичная работа программ, появление графических и звуковых эффектов, искажений данных, пропадание файлов, частое появление сообщений о системных ошибках и т.п.) пользователь должен провести внеочередной антивирусный контроль персонального компьютера.
3.3. В случае обнаружения при проведении антивирусной проверки зараженных компьютерными вирусами файлов пользователь ОБЯЗАН:
3.4. Пользователю ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
4. Обеспечение безопасности персональных данных
4.1. Основанием для допуска работника организации к обработке персональных данных в рамках своих функциональных обязанностей является Перечнем должностей, утвержденным директором организации и должностная инструкция работника. Основанием для прекращения допуска к персональным данным является исключение из Перечня должностей, утвержденным директором организации и (или) изменение должностной инструкции работника.
4.2. Каждый работник организации, участвующий в процессах обработки персональных данных и имеющий доступ к аппаратным средствам, программному обеспечению и базам данных системы организации, является пользователем и несет персональную ответственность за свои действия.
4.3. Пользователь ОБЯЗАН:
4.5. Пользователю ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
4.6. Особенности обработки персональных данных без использования средств автоматизации.
4.6.1. Обработка персональных данных считается не автоматизированной, если она осуществляется без использования средств вычислительной техники.
4.6.2. Допуск к не автоматизированной обработке персональных данных осуществляется в соответствии с Перечнем должностей сотрудников организации, имеющих доступ к персональным данным, которые несут ответственность за реализацию требований по обеспечению безопасности персональных данных.
4.6.3. Персональные данные при их не автоматизированной обработке и хранении должны обособляться от иной информации путем фиксации их на отдельных материальных носителях в специальных разделах или на полях форм (бланков).
4.6.4. При фиксации персональных данных на материальных носителях не допускается фиксация на одном материальном носителе персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.
4.6.5. Для каждой категории персональных данных используется отдельный материальный носитель.
4.6.6. Хранение материальных носителей персональных данных осуществляется в специальных шкафах (ящиках, сейфах и т.д.), обеспечивающих сохранность материальных носителей и исключающих несанкционированный к ним доступ.
5. Обеспечение информационной безопасности при использовании ресурсов сети Интернет
5.1. Ресурсы сети Интернет могут использоваться для осуществления выполнения требований законодательства Российской Федерации, дистанционного обслуживания, получения и распространения информации, связанной с деятельностью организации (в том числе, путем создания информационного web-сайта), информационно-аналитической работы в интересах организации, обмена почтовыми сообщениями, а также ведения собственной хозяйственной деятельности. Иное использование ресурсов сети Интернет, решение о котором не принято руководством организации в установленном порядке, рассматривается как нарушение информационной безопасности.
5.2. С целью ограничения использования сети Интернет в неустановленных целях выделяется ограниченное число пакетов, содержащих перечень сервисов и ресурсов сети Интернет, доступных для пользователей. Наделение работников организации правами пользователя конкретного пакета выполняется в соответствии с его должностными обязанностями.
5.3.Особенности использования сети Интернет:
5.4. При осуществлении электронного документооборота, в связи с повышенными рисками информационной безопасности при взаимодействии с сетью Интернет организация применяет соответствующие средства защиты информации (межсетевые экраны, антивирусные средства, средства криптографической защиты информации и пр.), обеспечивающие прием и передачу информации только в установленном формате и только для конкретной технологии.
5.5. Почтовый обмен конфиденциальной информацией через сеть Интернет осуществляется с использованием защитных мер.
5.6. Электронная почта организации подлежит периодической архивации. Доступ к архиву разрешен только подразделению (лицу) в организации, ответственному за обеспечение информационной безопасности. Изменения в архиве не допускаются.
5.7. При взаимодействии с сетью Интернет Департамент информационных технологий обеспечивает программными и аппаратными средствами противодействие атакам хакеров и распространению спама.
5.8. При пользовании ресурсами сети Интернет ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
6. Порядок работы с носителями ключевой информации
6.1. В некоторых подсистемах организации для обеспечения контроля за целостностью передаваемых по технологическим каналам электронных документов (далее – ЭД), а также для подтверждения их подлинности и авторства могут использоваться средства электронной подписи (далее – ЭП).
6.2. Работнику организации (владельцу ключа ЭП), которому в соответствии с его должностными обязанностями предоставлено право постановки на ЭД его ЭП, выдается персональный ключевой носитель информации, на который записана уникальная ключевая информация (ключ ЭП), относящаяся к категории сведений ограниченного распространения.
6.3. Ключевые носители маркируются соответствующими этикетками, на которых отражается: регистрационный номер носителя и, при возможности размещения, дата изготовления и подпись уполномоченного сотрудника, изготовившего носитель, вид ключевой информации — эталон или рабочая копия, фамилия, имя, отчество и подпись владельца ключа ЭП.
6.4. Персональные ключевые носители (эталон и рабочую копию) владелец ключа ЭП должен хранить в специальном месте, гарантирующем их сохранность.
6.5. Ключи проверки ЭП установленным порядком регистрируются в справочнике «открытых» ключей, используемом при проверке подлинности документов по установленным на них ЭП.
6.6. Владелец ключа ОБЯЗАН:
6.7. Владельцу ключа ЭП ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
6.8. Действия при компрометации ключей
6.8.1. Если у владельца ключа ЭП появилось подозрение, что его ключевой носитель попал или мог попасть в чужие руки (был скомпрометирован), он обязан немедленно прекратить (не возобновлять) работу с ключевым носителем, сообщить об этом в Департамент информационных технологий и Департамент экономической безопасности, сдать скомпрометированный ключевой носитель с пометкой в журнале учета ключевых носителей о причине компрометации, написать служебную записку о факте компрометации персонального ключевого носителя на имя руководителя подразделения.
6.8.2. В случае утери ключевого носителя владелец ключа ЭП обязан немедленно сообщить об этом в Департамент информационных технологий и Департамент экономической безопасности, написать объяснительную записку об утере ключевого носителя на имя руководителя подразделения и принять участие в служебной проверке по факту утери ключевого носителя.
6.8.3. Ответственный за информационную безопасность обязан немедленно оповестить о факте утраты или компрометации ключевого носителя руководство организации для принятия действий по блокированию ключей для ЭП указанного исполнителя.
6.8.4. По решению руководства организации установленным порядком владелец ключа ЭП может получить новый комплект персональных ключевых носителей взамен скомпрометированных.
6.8.5. В случае перевода владельца ключа ЭП на другую работу, увольнения или прекращения трудовых отношений иным образом он обязан сдать (сразу по окончании последнего сеанса работы) свой ключевой носитель ответственному за информационную безопасность под подпись в журнале учёта.
7. Организация парольной защиты
7.1. Пароль для своей учетной записи пользователь устанавливает самостоятельно.
7.2. Запрещается использовать пароль домена локальной вычислительной сети (вводится при загрузке персонального компьютера) для входа в иные автоматизированные системы.
7.3. Пароль не должен включать в себя легко вычисляемые сочетания символов (логины, имена, фамилии и т.д.), а также общепринятые сокращения (персональный компьютер, ЛВС, USER и т.п.).
7.4. При смене пароля новое значение должно отличаться от предыдущего не менее чем в 5 позициях.
7.5. Пользователь обязан хранить в тайне свой личный пароль.
7.6. Требования к паролю и периодичность его смены устанавливаются в групповых доменных политиках.
8. Ответственность пользователей
8.1. Работники организации несут ответственность согласно действующему законодательству, за разглашение сведений, составляющих служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (в том числе персональные данные) и сведений ограниченного распространения, ставших им известными по роду работы.
8.2. Нарушения установленных правил и требований по обеспечению информационной безопасности являются основанием для применения к работнику (пользователю) мер наказания, предусмотренных трудовым законодательством.
Скачать ZIP файл (26892)
Пригодились документы — поставь «лайк» или поддержи сайт материально:
Гайд по внутренней документации по информационной безопасности. Что, как и зачем
В одной из наших предыдущих статей мы затронули вопрос формирования комплекта документов для проверяющих по вопросам защиты персональных данных. Мы дали ссылку на наши шаблоны документов, но остановились на теме документации по информационной безопасности весьма поверхностно.
В этой статье хотелось бы раскрыть эту тему подробнее как в контексте персональных данных в частности, так и защиты информации в целом. Какие документы должны быть у оператора, какие опциональны. Откуда берется требование того или иного документа. Что писать в документах, а чего не стоит. Под катом очень много букв на эту тему.
Пару слов в защиту «бумажной» безопасности
Поскольку речь в статье пойдет о так называемой «бумажной» безопасности, хотелось бы сразу обозначить нашу позицию об этой части инфобеза.
У многих технарей, работающих «руками» зачастую вызывает резкое отторжение и пренебрежение эта самая «бумажная» безопасность. Однако, как это ни странно, когда такой технарь получает в свое распоряжению новую железку или софт (а иногда и то и другое в одном продукте), он хочет в первую очередь ознакомиться с документацией на это чудо техники.
Самое частое обоснование такой пренебрежительной позиции – эти все документы делаются просто для галочки, чтобы выполнить требования законодательства, это пустая трата времени, документы нужно поддерживать, но никто заниматься этим не будет и т. д. и т. п.
К сожалению, такая позиция не беспочвенна. За многие годы как среди безопасников на местах, так и среди лицензиатов, интеграторов и прочих заинтересованных лиц сложилась печальная практика такого же отношения к документам по информационной безопасности. В итоге нарисовался порочный круг – документы делают бесполезными, потому что к ним пренебрежительно относятся, в свою очередь к ним пренебрежительно относятся, потому что они бесполезные.
Отчасти это еще усугубляется тем, что зачастую документы по информационной безопасности пишут люди, далекие от информационных технологий. Ведь как можно писать раздел про защиту средств виртуализации, не понимая как эта самая виртуализация работает?
Чтобы такую ситуацию переломить, необходимо делать хорошие, содержательные и полезные документы. В то же время эти документы должны удовлетворять действующему законодательству по защите информации. Давайте посмотрим, что же можно со всем этим сделать.
Пара уточнений
Для начала, чтобы исключить лишние вопросы и домыслы считаем необходимым прояснить несколько моментов.
Комплектность документов
Если опираться на законодательство по защите информации, то там мало где сказано — какие конкретно документы мы должны разрабатывать, поэтому приходится опираться на различные косвенные намеки.
Для примера приведем часть 2 статьи 19 закона №152-ФЗ «О персональных данных». Обычным текстом будет текст закона, курсивом – примечания автора.
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных; (нужна модель угроз)
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных; (организационные меры по большей части и есть наши документы, плюс здесь нас отправляют читать дальше подзаконные акты)
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных; (очевидно нужен некий журнал учета и разработанные правила учета машинных носителей)
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер; (необходимо разработать некие правила обнаружения инцидентов и устранения их последствий, возможно, необходимо назначить группу реагирования на инциденты)
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним; (нужны правила резервирования и восстановления)
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных; (разработка системы допуска к данным, можно сделать на основе ролей в системе, так же само программное обеспечение должно уметь вести логи кто когда и к каким данным обращался)
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных. (нужен некий план периодического контроля, плюс, наверное, журнал, в котором будут фиксироваться результаты такого контроля)
Данным примером нам хотелось показать разницу: как написан закон и что по факту он от нас требует. Здесь мы не видим прямого требования «оператор должен разработать модель угроз», но эта необходимость все равно следует из текста 152-ФЗ, так как выполнение любого требования подтверждается документально.
Более конкретно о комплектности и содержании ОРД нам говорит ФСТЭК. В 2014 году этот регулятор выпустил методический документ «Меры защиты информации в государственных информационных системах». Документ без сарказма отличный, если вам было что-то непонятно по порядку выполнения мер 17-го, 21-го или другого приказа ФСТЭК (да, хоть документ и предназначен для ГИС, но меры по большей части у ФСТЭКа совпадают), обратитесь к этому документу, возможно, станет сильно понятнее.
Так вот, в этом документе ФСТЭК более расширенно расписывает меры по обеспечению безопасности информации и очень часто можно встретить такой текст:
Правила и процедуры идентификации и аутентификации пользователей регламентируются в организационно-распорядительных документах по защите информации. (ИАФ.1)
Правила и процедуры управления учетными записями пользователей регламентируются в организационно-распорядительных документах оператора по защите информации. (УПД.1)
Правила и процедуры управления информационными потоками регламентируются в организационно-распорядительных документах оператора по защите информации. (УПД.3)
Отлично, уже что-то, но этих правил и процедур целый вагон.
В итоге пришлось запилить себе примерно такую табличку, в которую выписались все требования из всех документов и делались примечания и отметки о выполнении, невыполнении.
Главная мысль этого раздела – есть гора требований в законодательстве по защите информации, выполнение многих из них нужно подтвердить документально. Делать ли под каждое требование отдельный документ или слить все в одну большую «Политику ИБ» — решать каждому. Все дополнительное, что нам нужно в документах прописать не по требованиям, а исходя из практической необходимости, дописываем без каких-либо проблем.
Кстати, обратите внимание, что в таблице и в самих документах некоторые разделы или абзацы помечены «К1» или «К2+». Это означает что раздел или абзац необходим только для информационных систем 2 класса и выше или для первого (максимального класса). Все что не помечено – выполняется во всех государственных информационных системах и ИСПДн.
Также очевидно, что например некоторые разделы или даже целые документы могут быть упразднены, если этого требуют структурно-функциональные характеристики информационной системы или иные исходные условия. Например, убираем положение о видеонаблюдении, если его нет. Или убираем все разделы, связанные с защитой средств виртуализации, если она не применяется.
Наши шаблоны разбиты на 4 папки:
Общее – документы, которые необходимо разработать для всех систем (по мере применимости), будь то ИСПДн, ГИС, АСУ ТП или объект КИИ.
Только ГИС – документы для государственных информационных систем или муниципальных информационных систем, тут только уникальные документы, нужные для ГИС и МИС.
ПДн – документы по защите персональных данных и во исполнение законодательства по защите персональных данных. Если, например, у нас ГИС, в которой обрабатываются персональные данные, то мы должны сделать документы из всех папок.
Рассмотрим далее подробнее документы, откуда они появились и какие требования выполняют.
Общие
01 Приказ о назначении ответственных лиц и инструкции этим лицам
Этим приказом назначаются: ответственный за организацию обработки персональных данных и администратор безопасности.
Необходимость назначения первого обусловлена статьей 18.1 федерального закона:
1. Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:
1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;
Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо (работник), ответственные за защиту информации.
Отличаются эти лица тем, что «ответственный» больше по бумажной части, а «администратор» по технической.
Для того чтобы ответственный и администратор понимали свои задачи и полномочия им полагаются инструкции.
02 Приказ о назначении группы реагирования на инциденты информационной безопасности (ГРИИБ) и инструкция по реагированию
Сокращение ГРИИБ хоть и немного смешное, но вполне себе официальное, введено ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности».
Необходимость документов необходима целым рядом нормативно-правовых документов. Например, той же статьей 19 закона «О персональных данных». Но более подробно реагирование на инциденты раскрывается в приказах ФСТЭК.
18.2. В ходе выявления инцидентов и реагирования на них осуществляются:
Этими же документами закрывается ряд организационных мер, например РСБ.1 «Определение событий безопасности, подлежащих регистрации, и сроков их хранение» и РСБ.2 «Определение состава и содержания информации о событиях безопасности, подлежащих регистрации». Все эти вещи можно указать в инструкции по реагированию на инциденты, чтобы не плодить отдельные документы.
03 Инструкция пользователя
6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.
Косвенная необходимость такого документа – юридическое оформление ответственности пользователей за возможные инциденты информационной безопасности. Как показывает практика, в случаях когда таких инструкций не существует и (или) пользователь с ней не ознакомлен, пользователь, нарушивший требования ИБ скорее всего не будет привлечен к ответственности.
Что касается самого документа, здесь мы решили не грузить пользователей не нужной им ерундой, сделать документ не слишком сложным для восприятия и полезным не только в отношении ИБ на предприятии, но и в вопросах ИБ в личной жизни. Например, описали методы социальной инженерии с примерами.
05 Политика информационной безопасности
Наверное, один из наиболее объемных документов из всего набора. Помните выше мы писали о документе «Меры защиты информации в ГИС» и про большое количество «правил и процедур», которые необходимо прописать в ОРД? Собственно «Политика ИБ» это и есть, по сути, сборник всех таких правил и процедур.
Тут, пожалуй, стоит остановиться на слове «Политика». Нам часто говорят, что у нас «Политика» слишком целенаправленная, а на самом деле документ с таким названием должен быть более абстрактным и высокоуровневым. Может и так, но у нас как у безопасников все-таки в первую очередь с техническим бэкграундом слово «Политика» ассоциируется, например, с групповыми политиками домена, что уже в свою очередь ассоциируется с конкретными правилами и настройками.
На самом деле, как будет называться такой документ – не важно. Если не нравится слово «Политика» можно переименовать в «Правила и процедуры информационной безопасности». Это не главное. Главное, что в этом документе должны быть уже четко и конкретно прописаны эти самые правила и процедуры.
Здесь остановимся немного поподробнее.
Если открыть документ и начать с ним работать, можно заметить, что в некоторых местах нет конкретных заготовок текста, а вместо этого стоит сухое «Описать». Это потому, что некоторые вещи нельзя описать так, чтобы текст подходил одновременно хотя бы для половины конкретных информационных систем. Для каждого случая лучше эти разделы описывать отдельно. Вот почему мы до сих пор скептически относимся к различным автоматическим «заполняторам» документов.
По основному тексту должно быть в целом все понятно, хотелось бы немного остановиться на приложениях.
Заявка на внесение изменений в списки пользователей
Многим кажется такая процедура отслеживания пользователей и их полномочий в системе сильно бюрократизированной, однако мы часто встречались с ситуациями, когда именно такой подход помогал продвинуться в расследовании инцидентов информационной безопасности. Например, необходимо было установить — какие полномочия были выданы пользователю изначально. Когда были подняты заявки из приложения к политике ИБ, выяснилось, что у одной учетной записи было несанкционированное повышение полномочий.
В любом случае – делать такую процедуру регистрации пользователей или нет, решать каждому оператору самостоятельно. Здесь, наверное, сразу стоит оговориться, что явно делать именно так, как описано в нашем образце политики ИБ не требуется каким-либо законодательным актом. В шаблоне документа приведен скорее самый жесткий и депрессивный вариант. А далее каждый для себя решает сам – где ослабить гайки, а где подкрутить еще сильнее.
Положение о разграничении прав доступа и перечень лиц
Разграничение прав доступа пользователей – мера очевидная для любого системного администратора. Дополнительно ее необходимость подкреплена мерами из приказов ФСТЭК: УПД.2 «Реализация необходимых методов (дискреционный, мандатный, ролевой или иной метод), типов (чтение, запись, выполнение или иной тип) и правил разграничения доступа», УПД.4 «Разделение полномочий (ролей) пользователей, администраторов и лиц, обеспечивающих функционирование информационной системы» и некоторых других.
Поскольку в подавляющем количестве случаев оптимально использовать именно ролевую модель разграничения доступа, то и указанные приложения к политике ИБ заточены именно под этот случай.
Перечень лиц. Нас часто спрашивают, можно ли указывать здесь не конкретных людей, а должности. Особенно часто этот вопрос звучит от представителей больших организаций с большой текучкой кадров. Наш ответ – можете попробовать, но любой регулятор вам расскажет о принципе «персональной ответственности» и о том, что «главного бухгалтера» наказать нельзя, а «Марью Ивановну» можно.
Список разрешающих правил взаимодействия с внешними сетями
Правила создаются в основном во исполнение меры УПД.3 «Управление (фильтрация, маршрутизация, контроль соединений, однонаправленная передача и иные способы управления) информационными потоками между устройствами, сегментами информационной системы, а также между информационными системами».
Поскольку, как уже было сказано, шаблоны заточены под самый депрессивный вариант, здесь тоже часто таблица заполняется «белыми списками». Но можно вписывать любые другие правила, если «белые списки» не обусловлены каким-нибудь особым требованием законодательства. Форма таблицы тоже примерная, можно переделывать под своё видение как угодно.
Список разрешенного программного обеспечения
Список создается во исполнение меры ОПС.3 «Установка (инсталляция) только разрешенного к использованию программного обеспечения и (или) его компонентов». Соответственно, чтобы знать какое ПО у нас в системе разрешено, должен быть утвержден список.
Часто список применяется для того чтобы понять, не установил ли пользователь что-нибудь ненужное себе на рабочий компьютер. Хотя по-хорошему саму возможность что-то самостоятельно устанавливать рядовым пользователям нужно устранять.
Далее идут списки ПО и пользователей для удаленного доступа. Заполняются, если есть такой доступ и да, это тоже требования ФСТЭК.
Здесь даже наверное требования ФСТЭК приводить не нужно. Все понимают важность бэкапов и все помнят поговорку «есть 2 типа сисадминов: те, которые делают бэкапы и те, которые будут делать бэкапы». Однако на практике при аудите информационных систем часто случается такое, что админы говорят, что бэкапы у них точно делаются, но вопросы «что именно, куда именно и как часто бэкапится» остаются без ответа.
Актуальная таблица из приложения 10 к политике ИБ поможет избежать таких ситуаций.
Что касается требований по резервированию (хотя на самом деле требования больше относятся к восстановлению), то их тоже немало. Например, часть 2 статьи 19 федерального закона «О персональных данных»:
Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
ОДТ.4 Периодическое резервное копирование информации на резервные машинные носители информации
План обеспечения непрерывности функционирования информационной системы
Здесь мы постарались собрать заготовку различных вариантов факапов нештатных ситуаций и вариантов реагирования на них. Естественно, это примерный список, ненужное можно убирать, нужное добавлять.
Требование ФСТЭК, которое этим планом мы частично выполняем:
ОДТ.3 Контроль безотказного функционирования технических средств, обнаружение и локализация отказов функционирования, принятие мер по восстановлению отказавших средств и их тестирование
06 Приказ о контролируемой зоне и положение о контролируемой зоне
Необходимость этих документов обусловлена требованием ФСТЭК: ЗТС.2 «Организация контролируемой зоны, в пределах которой постоянно размещаются стационарные технические средства, обрабатывающие информацию, и средства защиты информации, а также средства обеспечения функционирования».
Здесь мы часто встречаемся с заблуждением, что контролируемой зоной можно считать только те помещения, которые оборудованы системами СКУД, видеонаблюдением и т. д., но это не так. Контролируемая зона, это территория, на которой исключается несанкционированный доступ к элементам информационной системы посторонними лицами. То есть по сути это может быть помещение и без видеонаблюдения и СКУД, но с проинструктированным единственным сотрудником, который «бдит», а когда уходит из кабинета, выгоняет всех посторонних и закрывает кабинет на ключ.
07 План мероприятий по обеспечению безопасности.
План мероприятий можно разбить на 2 части – список разовых мероприятий по ИБ и список периодических мероприятий. Раз есть 2 части, то есть и две основные цели.
Нам часто задают такой вопрос: «А вот мы бедная государственная организация, требований по ИБ много, денег на их выполнение нет, а на носу проверка, что нам делать?». Ну, если совсем все плохо – то хотя бы составить план мероприятий. Так можно показать проверяющим, что вы в курсе о том, какие шаги вам нужно предпринять, но по какой-то причине ещё не. Это о разовых мероприятиях.
Вторая часть – периодические мероприятия, это выполнение ряда требований по постоянному внутреннему контролю информационной безопасности. Например, часть 1 статьи 18.1 закона «О персональных данных»:
1. Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:
4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;
08-14 Журналы.
Журналы 08-10 это журналы учета носителей информации. По ФСТЭКу есть три вида таких носителей:
Остальные журналы появились скорее не из прямых требований, а по косвенным причинам. У нас есть план периодических мероприятий и проверяющие хотят видеть отметки о каждом проведенном мероприятии. Так появились и остальные журналы.
И последнее, что хотелось бы сказать о журналах. Мы посчитали важным добавить в каждый журнал инструкцию по его заполнению. Буквально по каждому столбцу описать, что туда вписывать, иногда даже с примерами. Это на самом деле избавило нас от огромного количества одинаковых вопросов по заполнению.
Только ГИС
01 Приказ необходимости защиты информации
Нас часто спрашивают, зачем вообще нужен такой приказ. Дело в том, что 17-м приказом ФСТЭК первым мероприятием по формированию требований к защите информации установлено некое «принятие решения о необходимости защиты информации, содержащейся в информационной системе». А как мы помним, исполнение таких требований нужно подтверждать документально, вот и появился такой приказ, которым мы «принимаем решение».
Обратите внимание, что для государственных и для муниципальных информационных систем шаблоны разные.
02-03 Приказ о классификации и акт классификации
Классификация государственной информационной системы очень важный этап формирования требований к системе защиты информации. От того какой мы класс установим, будет зависеть и количество требований, которые нам нужно выполнить.
Приказом мы назначаем комиссию по классификации, а актом эта комиссия фиксирует параметры информационной системы и на основе исходных данных присваивает первый, второй или третий класс защищенности.
Единственное на что необходимо обратить внимание – если в ГИС обрабатываются, в том числе персональные данные, то для них тоже необходимо в этом же акте определить их уровень защищенности.
04 Приказ о вводе в действие
В соответствии с 17-м приказом ФСТЭК, государственная (или муниципальная) информационная система может быть введена в действие только на основании аттестата соответствия требованиям по безопасности информации.
01 Положение о защите и обработке ПДн
Основной документ по защите персональных данных, где мы стараемся прописать максимум аспектов обработки ПДн, предусмотренных законодательством. Здесь мы прописываем, чьи данные, какие данные и с какими целями мы обрабатываем. Права и обязанности субъектов ПДн, права и обязанности оператора ПДн и так далее. В целом наполнение этого документа во многом основано на многочисленных пожеланиях проверяющих, а не на каких-то конкретных требованиях законодательства.
02 Правила рассмотрения запросов
Глава 3 закона «О персональных данных» полностью посвящена правам субъекта персональных данных. Субъект ПДн имеет право писать различные запросы оператору ПДн, например, уточнить какие его данные и с какой целью обрабатываются, попросить прекратить обработку его персональных данных и т. д. Законом так же обозначены максимальные сроки, в которые оператор ПДн должен уложиться с ответом.
Соответственно, неплохо было бы иметь под рукой внутренний документ, регламентирующий правила и сроки рассмотрения таких запросов, а также имеющий в своем составе шаблоны ответов субъектам (как положительных, так и отрицательных). Это сильно упростит жизнь ответственному за организацию обработки персональных данных.
03 Приказ об утверждении перечня лиц
Нам необходимо определить, кто и к каким персональным данным имеет доступ. Если по доступу в информационные системы у нас уже разработан такой же документ в составе политики ИБ, то дублировать одно и то же здесь не требуется. Но нужно обратить внимание на то, что здесь помимо лиц, допущенных к автоматизированной обработке ПДн в автоматизированных системах необходимо указывать и тех, кто допущен к неавтоматизированной обработке ПДн (например, к бумажным папкам с личными делами сотрудников). Здесь так же, как и в политике ИБ регуляторы хотят видеть именно пофамильные списки.
04 Политика в отношении обработки персональных данных
Не путать с политикой ИБ! Тут можно резонно спросить: «А зачем нам еще одна политика?».
Часть 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»:
Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Итак, это документ, который должен быть разработан и должен быть опубликован для всех желающих. Но мы не хотим особо много рассказывать о принимаемых мерах по защите персональных данных, поэтому для выполнения требований законодательства создаем отдельный документ, где максимально абстрактно описываем все, что только можно абстрактно описать.
05-06 Приказ об определении уровня защищенности персональных данных и соответствующий акт
Здесь все то же самое, что и с классификацией ГИС. Важно: если речи идет о ГИС с персональными данными, то эти два документа не нужны, так как определение уровня защищенности ПДн уже входит в акт классификации ГИС. На самом порядке определения уровня защищенности ПДн останавливаться не будем, на эту тему уже и так много написано.
07 Правила обработки ПДн без использования средств автоматизации
Так почему-то исторически сложилось, что в вопросах защиты персональных данных много внимания уделяется этому относительно информационных систем и часто операторы забывают, что есть еще требования и по защите ПДн, обрабатываемых без использования средств автоматизации.
Такой обработке ПДн посвящено целое постановление Правительства РФ. Рассматриваемый внутренний документ как раз призван выполнить требования этого постановления. Тут главное — внимательно смотреть какие положения относятся к реальной ситуации, а какие – нет. Например, если нет проходной, на которой вахтер записывает проходящих на территорию в журнал, то соответствующие положения, касающиеся таких журналов нужно убрать.
Здесь есть еще один важный момент, который нужно прояснить. Многих могут ввести в ступор следующие положения рассматриваемого здесь постановления Правительства:
1. Обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее — персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.
2. Обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее.
4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Постановление Правительство не может противоречить Федеральному закону. В итоге, неавтоматизированная обработка ПДн – все, что вне информационных систем (в основном – бумажные носители).
08 Приказ о комиссии по уничтожению ПДн и форма акта уничтожения
Документ по большей части относится к неавтоматизированной обработке, то есть, например, к уничтожению личных дел сотрудников, срок хранения которых истек. Эти документы лучше утвердить, даже если вы еще ничего не уничтожали, т. к. проверяющие часто требуют их наличия.
09 Приказ об утверждении мест хранения ПДн
Еще один документ по неавтоматизированной обработке. Здесь нужно определить места хранения тех же личных дел сотрудников в бумажном виде и ответственного за это место хранения. Местом хранения может быть шкаф, сейф, стеллаж и т. д.
10 Форма согласия субъекта на обработку его ПДн
Для случаев, когда с субъектов ПДн необходимо получать согласие в письменной форме. Здесь при изменении шаблона главное помнить, что содержание письменного согласия на обработку ПДн строго регламентировано частью 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных».
11 Положение о видеонаблюдении
Документ, который требуют проверяющие, если видят в помещениях видеокамеры. Какими-то явными положениями законодательства не регламентировано. Документ простой, определяем цели видеонаблюдения и прочие очевидные вещи. Единственное, что мы сюда важное вставили — это комментарий представителей Роскомнадзора о том, что видеоизображение не является биометрическими ПДн, а то у всех проверяющих разное мнение на этот счет.
12 Форма соглашения о неразглашении персональных данных
Подписывают наши сотрудники, допущенные к обработке ПДн (как к автоматизированной, так и неавтоматизированной).
13 Журнал учета обращений граждан
Работает в связке с правилами рассмотрения запросов субъектов ПДн. Все поступающие запросы регистрируем – здесь. Проверяющие требуют наличие журнала, даже если не было ни одного запроса.