инструктор по физической культуре в детском саду льготная пенсия
Льготная пенсия работникам дошкольных образовательных учреждений
27 сентября в России отмечается профессиональный праздник – день воспитателя и всех дошкольных работников.
Для воспитателей и некоторых других работников дошкольных образовательных учреждений российским пенсионным законодательством установлены льготы по пенсионному обеспечению.
Пенсии для педагогических работников (а назывались они – пенсии за выслугу лет) – это традиционная, одна из первых пенсий за выслугу лет – вводились в 30-х годах прошлого столетия, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников.
Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве – досрочные страховые пенсии по старости.
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений пользуются правом на назначение страховой пенсии по старости раньше общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в должностях и учреждениях для детей, поименованных в соответствующих списках, досрочные пенсии по старости назначаются независимо от возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2018 году – 13,8). Таким правом пользуются, например, воспитатели, музыкальные руководители, работающие в детских садах.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрено, что в стаж включаются периоды выполнявшейся работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Общим для всех должностей является условие – педагогическая работа должна выполняться на условиях трудового договора (как основного, так и по совместительству). Выполнение работы на других условиях (педагогическая нагрузка, работа по совмещению профессий, замещение) право на досрочную пенсию не дает.
Периоды выполнявшейся начиная с 1 сентября 2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Работа в должностях директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений включается за период до 1 ноября 1999 года.
Кроме периодов выполнения работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (к которому относится и пособие по беременности и родам), а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Что касается периода отпуска по уходу за ребенком до исполнения ему 3-х лет, то такой период засчитывается, если он предоставлен до 6 октября 1992 года. Если же такой отпуск предоставлен после 6 октября 1992, то он не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В стаж для назначения досрочной пенсии педагогическим работникам не засчитываются периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от работы, поскольку в этот период не выполняется педагогическая работа с детьми.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См комментарии к настоящему постановлению
В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации:
2. Утвердить прилагаемые:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Педагогический стаж инструктора по физической культуре
Почему работа инструктора по физической культуре в детском саду не включается в педагогический стаж?
Я работаю в детском саду. Скажите пожалуйста почему у инструктора по физической культуре не идёт педагогический стаж?
Идет ли педагогический стаж инструктору по физической культуре в Доу или воспитателю на ставку 0.5
Входит ли в педагогический стаж работа по должности инструктор по физической культуре в детском саду и инструктор по плаванию в спортивной школе?
Если человек оказывал безвозмездные услуги по обучению воспитанников в области физической культуры и спорта проводил занятия по ОФП в качестве инструктора по физической культуре и спорту в течении 10 лет засчитывается ли этот период как педагогический стаж при трудоустройстве на работу в школу.
Входит ли время работы в детском саду в должности инструктора по физической культуре в педагогический стаж и льготную пенсию педагога.
Я, инструктор по физической культуре в детском саду и непосредственно работаю с детьми, почему мне не идёт педагогический стаж?
Входит ли время работы в детском дошкольном учреждении в должности инструктора по физической культуре в педагогический стаж? Вопрос связан с назначением разряда оплаты труда на новом месте работы (педагогическая деятельность). Спасибо.
Я работаю в детском саду более 6 лет инструктором физической культуры, мне не идёт педагогический стаж по той причине что название не педагог, не учитель, а инструктор. Работаю с детьми, обидно что нет педагогического стажа.
Я закончила педагогический университет по специальности «инструктор по физической культуре в детском саду». В данный момент работаю по специальности в детском саду. Почему мне не идет педагогический стаж? До этого работала тренером-преподавателем в детской спортивной школе дополнительного образования и данный стаж зачислялся. Анна Сорокина, г.Ярославль.
Меня зовут Маргарита. Я всю жизнь работаю с маленькими детьми. Занимаюсь с ними физкультурой. Раньше моя должность называлась руководитель по физическому воспитанию. Мне шел педагогический стаж и моя должность входила в перечень должностей для оформления досрочной пенсии по выслуге лет. С 2013 г. меня вынужденно перевели на должность инструктора по физической культуре, т.к. должность руководителя отменили в детских садах. Уменьшили количество часов на бумаге. И лишили педагогической пенсии. Мой пед. стаж остановился на 20 годах. Очень обидно, работать с детьми и не получать того, что могла бы и того, что получают другие педагоги. Музыкальные руководители и воспитатели получают, а переименованные инструктора по физической культуре не имеют право на пед. пенсию. В школах все педагоги имеют право на получение пед. пенсии, а в детских садах НЕТ.
Я уже писала на имя президента. Мое письмо, конечно, до него не дошло. Хотя было рассмотрено в пенсионном фонде. Мне пришел ответ. Что пенсионный фонд закон о выполняющая организация. А не законоустонавливающая.
Мой вопрос: Что можно сделать, чтоб вернуть инструкторам по физической культуре в детских садах законное право на получение педагогической пенсии по выслуге лет?
1.входит ли в педстаж учеба в пединституте очно если к моменту поступления уже был трудовой стаж (не педагогический).
2.входит ли в педстаж работа на промышленном или частном предприятии в должности инструктора-методиста по физической культуре и спорту.
Я нахожусь в декрете по уходу за ребенком до 1, 5 лет по должности воспитатель, но вышла на работу на 0,8 ставки и меня перевели на должность инструктор по физической культуре правильно ли это?
Находясь в декрете педагогический стаж идет? Или только общий?
Имеет ли право тренер преподаватель ДЮСШ на досрочную пенсию по выслуге лет. Мой стаж педагогической работы составляет 32 года. Стаж воспитателя в детском саду 17 лет. Инструктор по физической культуре 7 лет после 2000 года, тренер-преподаватель 1 год, педагог дополнительного образования 1 год. Пенсионный фонд включил в льготный стаж работу воспитателем.
Я работаю в детском саду. Педагогический стаж воспитателем 19 лет. Перешла на должность Инструктор физической культуры, так как всю жизнь мне это нравилось. Вот уже 5 лет работаю инструктором, а ИФК (инструктор), не входит в список для льготной педагогической пенсии Но я же по прежнему в детском саду, с детьми! А вот если бы должность называлась бы Воспитатель физической культуры, то должность входит в перечень. Как же так, должностные обязанности одинаковые, а ИФК в список не входит? Я нынче защитилась по должности ИФК на I категорию. Заведующая мне отвечает, что если она перепишет меня в Воспитателя физич. Культуры, то моя I категория будет недействительна. Верно ли это? Вот такие вопросы. Очень жду ваших ответов, советов.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н, должность «Инструктор по физической культуре» относится к категории педагогических работников.
Следовательно, и нет права у инструктора на досрочную пенсию по выслуге лет.
Тем более, что должность руководителя физического воспитания (согласно Приказу от 26 августа 2010 г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» подразумевает: планирование, организация и проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования.
Должности руководителя физического воспитания в детском саду в таком случае никак не может быть.
Как в суде доказать своё право на пенсию по выслуге лет инструктору по физической культуре, работающему в детском саду.
Получается, этот педагог изначально, работая с детьми на полную ставку и полный рабочий день, лишён права на досрочную пенсию по выслуге лет.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 47-КГ17-17
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 октября 2017 г. N 47-КГ17-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2017 г. гражданское дело по иску Харымовой Ирины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить пенсию
по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге Борисова Т.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
В обоснование заявленных требований Харымова И.А. указала на то, что 1 сентября 2015 г. она обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Харымова И.А. считает решение УПФР в г. Оренбурге незаконным, поскольку в спорные периоды работы она осуществляла педагогическую деятельность в детских дошкольных учреждениях для детей, выполняла функциональные обязанности инструктора по физкультуре, которые по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым по должности руководителя физического воспитания, включенной в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Также истец считает, что в специальный педагогический стаж подлежат включению и периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г., поскольку такие периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, Харымова И.А. просила признать незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2012 г. N 49 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включить в ее специальный педагогический стаж спорные периоды работы и иной деятельности и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Представитель УПФР в г. Оренбурге в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2016 г. исковые требования Харымовой И.А. удовлетворены.
Решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 об отказе в назначении Харымовой И.А. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным в части невключения в стаж периодов ее работы и иной деятельности:
На УПФР в г. Оренбурге возложена обязанность включить указанные выше периоды работы и иной деятельности в стаж Харымовой И.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с 11 сентября 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Начальник УПФР в г. Оренбурге Борисов Т.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 28 июня 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 12 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны спора, не сообщившие о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Харымова И.А. 15 августа 1989 г. была принята на работу в Железнодорожную среднюю общеобразовательную школу N 8 станции Сакмарской на должность учителя начальных классов (учитель физкультуры), с 1 ноября 1990 г. переведена на должность воспитателя группы продленного дня.
31 июля 1994 г. Харымова И.А. была уволена с занимаемой должности по собственному желанию.
Согласно данным трудовой книжки Харымовой И.А. 2 ноября 1994 г. она была принята на работу в ясли-сад N 199 на должность преподавателя по плаванию, откуда уволена 19 августа 1999 г. по собственному желанию.
В период с 20 августа 1999 г. по 31 марта 2000 г. Харымова И.А. работала товароведом в ЗАО «Айсберг».
Кроме этого, в период работы Харымовой И.А. в указанном учреждении она направлялась на курсы повышения квалификации с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г.
Функциональные обязанности преподавателя по плаванию, инструктора по физкультуре (плаванию), как указано в справке от 27 июля 2016 г. N 80, по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым в должности руководителя физического воспитания, которая включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и направлены на организацию и реализацию воспитательно-образовательной работы, результаты которой по разделу «Физическое развитие и здоровье» соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования согласно Закону «Об образовании» и «Типовому положению о дошкольных учреждениях».
1 сентября 2015 г. Харымова И.А., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей), обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении данной пенсии.
Решением УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 Харымовой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По расчетам пенсионного органа продолжительность стажа педагогической деятельности Харымовой И.А. составила 7 лет 4 месяца 29 дней.
Не включил пенсионный орган в специальный стаж Харымовой И.А. и периоды ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: 15 сентября 1990 г. (1 день), с 17 по 18 сентября 1990 г. (2 дня), с 4 по 5 января 1994 г. (2 дня), с 14 по 16 февраля 1994 г. (3 дня), с 23 по 31 мая 1994 г. (9 дней), с 5 по 10 января 1995 г. (6 дней), с 9 по 10 января 1996 г. (2 дня), 31 декабря 1998 г. (1 день), с 5 по 6 января 1999 г. (2 дня), 10 января 1999 г. (1 день), с 16 по 16 апреля 1999 г. (1 день), с 17 июля по 5 августа 2000 г. (19 дней), с 3 по 5 января 2001 г. (3 дня), с 23 августа по 6 сентября 2005 г. (14 дней), 20 сентября 2005 г. (1 день), с 12 по 13 февраля 2007 г. (2 дня), 6 февраля 2008 г. (1 день), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 по 28 января 2006 г. (19 дней), с 28 ноября по 16 декабря 2011 г. (19 дней), указав, что включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы на курсах повышения квалификации не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Принимая во внимание, что с учетом включенных судом периодов работы и иной деятельности Харымовой И.А. продолжительность ее специального стажа на 11 сентября 2015 г. (дата обращения Харымовой И.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) составила 25 лет, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Харымовой И.А. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ неправильно применили к спорным отношениям эти нормативные положения, устанавливающие возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости только тем лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, вследствие чего не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: стаж работы Харымовой И.А. в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в силу этого оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Не поименованы такие должности и в разделе «Наименование должностей» Списка N 463, подлежащего применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшего в период работы истца в должности преподавателя по плаванию в муниципальном учреждении дошкольного образования «Ясли-сад N 199».
Также не предусмотрены должности «преподаватель по плаванию» и «инструктор по плаванию, по физической культуре» в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка N 1067, применяемого для учета периодов работы, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.
2. Принимая решение о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов работы Харымовой И.А. в должностях преподавателя по плаванию, инструктора по плаванию, по физкультуре, судебные инстанции на основании справок работодателя, в которых содержится указание на то, что занимаемые Харымовой И.А. в спорные периоды должности соответствуют должности «руководитель физического воспитания», поименованной в Списке N 781, а также на основании анализа представленных в материалы дела должностных инструкций преподавателя по плаванию, инструктора по физической культуре, должностных обязанностей руководителя физического воспитания и требований к квалификации по разрядам оплаты труда, изложенным в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 46 (приложение N 2), установили тождественность должностей «преподаватель по плаванию», «инструктор по физкультуре, плаванию» должности «руководитель физического воспитания».
Однако вывод судебных инстанций о тождественности занимаемых Харымовой И.А. в спорные периоды должностей «преподаватель по плаванию», «инструктор по физкультуре, плаванию» должности «руководитель физического воспитания», предусмотренной пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка N 781, не основан на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, и вступившим в действие с 1 января 1996 г., предусмотрена должность инструктора по физической культуре. Также в данном классификаторе указана и должность руководителя физического воспитания, которая включена в Список N 781.
Согласно Единому квалификационному справочнику, действующему в настоящее время, к должностям педагогических работников наряду с должностью инструктора по физической культуре отнесена и должность руководителя физического воспитания.
Для каждой из этих должностей в Едином квалификационном справочнике предусмотрены свои должностные обязанности. Должности инструктора по физкультуре, руководителя физического воспитания и соответствующие им должностные обязанности определены независимо друг от друга и не совпадают.
Как усматривается из материалов дела, занимаемые Харымовой И.А. в спорные периоды должности «преподаватель по плаванию», «инструктор по плаванию, по физической культуре» указаны в штатных расписаниях, решениях аттестационной комиссии, приказах работодателя о приеме на работу, переводе, увольнении и поименованы работодателем правильно.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о тождественности занимаемых в спорные периоды Харымовой И.А. должностей «преподаватель по плаванию», «инструктор по физкультуре, плаванию» должности «руководитель физического воспитания» не основан на нормах закона, регулирующих спорные отношения.
3. Судами при рассмотрении дела не принято во внимание, что правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, Харымова И.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 2 сентября 1998 г.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что работодателем ненадлежащим образом была исполнена обязанность по представлению в отношении Харымовой И.А. индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица, суд не выяснил, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Харымовой И.А. документально не подтвердил ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы Харымовой И.А., дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у Харымовой И.А. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста), противоречия в доказательствах не устранены, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации