инструкционно технологическая карта образец

КОМПЛЕКТ инструкционно-технологических карт

инструкционно технологическая карта образец

Комплект содержит перечень инструкционно-технологических карт с подробным, пошаговым описанием выполнения комплексных работ и правила безопасной работы для проведения занятий по учебной практике «Общеслесарные работы» студентов по профессии 23.01.03 «Автомеханик». Может использоваться для проведения занятий по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения.

инструкционно технологическая карта образец

Содержимое разработки

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский автотехнический колледж»

инструкционно-технологических карт
для выполнения комплексных работ по УП 01.01 «Общеслесарные работы»
для студентов по профессии 23.01.03 Автомеханик

инструкционно технологическая карта образецКурск – 2016

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин по профессиям: «Автомеханик», «Мастер отделочных и строительных работ», «Машинист крана (крановщик)»; специальности: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Протокол № 7 от _______________ 2016 г.

Председатель ____________ /Гнездилов В.Н/.

Составители: Г.А. Можаева, преподаватель; О.А. Степанова, И.В. Провоторова, Л.В. Комиссарова, мастера производственного обучения ОБПОУ «КАТК».

Комплект инструкционно-технологических карт для выполнения комплексных работ по УП 01.01 «Общеслесарные работы» для студентов по профессии 23.01.03 Автомеханик / сост. Г.А. Можаева, О.А. Степанова, И.В. Провоторова, Л.В. Комиссарова. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016. – 25 с.

Комплект содержит перечень инструкционно-технологических карт с подробным, пошаговым описанием выполнения комплексных работ и правила безопасной работы для проведения занятий по учебной практике «Общеслесарные работы» студентов по профессии 23.01.03 «Автомеханик». Может использоваться для проведения занятий по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения.

Можаева Г.А., Степанова О.А., Провоторова И.В., Комиссарова Л.В.2016 г.

© ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2016

Инструкция по охране труда при работе со слесарным инструментом………………………………………………………………

Инструкционно-технологическая карта №1 «На изготовление слесарного угольника 90»………………………………………..

Инструкционно-технологическая карта №2 «На изготовление натяжного винта»………………………………………………….

Инструкционно-технологическая карта №3 «На изготовление гаечного ключа»……………………………………………………

Инструкционно-технологическая карта №4 «На изготовление воротка»…………………………………………………………….

Инструкционно-технологическая карта №5 «На изготовление слесарного молотка с квадратным бойком»……………………..

В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».

Студенты готовятся к следующим видам работ:

техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

транспортировка грузов и перевозка пассажиров;

заправка транспортных средств.

В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).

Методические указания составлены в соответствии с программой профессии 23.01.03 Автомеханик.

Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности студента дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет студенту многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, студент может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ РАБОТЕ СЛЕСАРНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

Общие требования безопасности

К работе со слесарным инструментом допускаются лица, имеющие элементарные знания по слесарному делу, обученные безопасным методам работы, прошедшие проверку знаний инструкций по охране труда.

Лица, виновные в нарушении данной инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности согласно правил внутреннего трудового распорядка.

Требования безопасности перед началом работы

Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть обшлага рукавов, подобрать волосы под плотно облегающий головной убор.

При рубке металла надеть очки.

Проверить достаточно ли освещено рабочее место.

Работать инструментом, отвечающим следующим требованиям:

молотки должны быть насажены на рукоятки овального сечения, расклиненные металлическими завершенными клиньями и изготовленные из дерева твердых пород (рябины, клена, вяза, дуба).

гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размерам болтов и гаек, наращивать ключи другими предметами не разрешается

молотки, зубила, бородки, керны, шлямбуры и т.д. не должны иметь сбитых и скошенных бойков и заусенец.

на конце деревянных рукояток нажимных инструментов (напильников, рашпилей, стругов и т.д.), а также инструментов, по которым производят удары молотком (стамески, долото) должны быть насажены металлические кольца.

Работающему с кувалдой перед началом работы предупреждать окружающих, обо всех обнаруженных неисправностях сообщить мастеру и до его указания к работе не приступать.

Требования безопасности во время работы

Прочно укрепить на верстаке слесарные тиски.

Обрабатываемую деталь прочно закрепить в тисках.

Пол у верстака должен быть ровным и сухим, а перед верстаком необходимо положить исправную деревянную решетку или подставку.

При всех работах с молотками рукоятку необходимо держать так, чтобы конец ее выступал от ладони на 3см.

При работе, требующей разъединения или соединения деталей при помощи кувалды и выколотки, последнюю держать клещами. Нельзя находиться против работающего кувалдой, становиться сбоку от него.

При рубке металла зубилом в тисках или другом месте пользоваться защитными очками, следить, чтобы стружка не попала в окружающих.

Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.

Отрезаемую при резании ножницами заготовку из листового металла придерживайте рукой в перчатке (рука­вице).

Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы все необходимое для работы находилось под рукой, при необходимости передачи инструмента, приспособлений нельзя их перебрасывать, передача должна производиться осторожно из рук в руки.

Не загромождать и не захламлять рабочие места и проходы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае недомогания или несчастного случая прекратить работу, известить мастера п/о и оказать первую помощь.

Требования безопасности по окончании работы

Привести в порядок рабочее место, убрать с верстака стружку и металлическую пыль при помощи специальной щетки-сметки.

Убрать инструмент и заготовки.

Снять и убрать спецодежду.

После окончания всех работ вымыть руки теплой водой с мылом.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

«Изготовление слесарного угольника 90°»

инструкционно технологическая карта образец

Содержание операций, установок и переходов

Источник

Методическая разработка по составлению инструкционно-технологической карты к занятию по учебной практике

инструкционно технологическая карта образец

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« С анкт-Петербургский технический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

____________ /Каминская О.Н./

«21» декабря 2017 г.

к занятию по учебной практике

(для мастеров производственного обучения,

принимающих участие в прохождении учебной практики

по профессиональным модулям)

На заседании Методического совета

Протокол № 4 от «21» декабря 2017 г.

Методист по практическому обучению

_____________ /Соколова Е.И. /

Методическая разработка по составлению инструкционно-технологической карты к занятию в период прохождения учебной практики созданы в помощь мастеру производственного обучения для правильного составления инструкционно-технологической карты занятия.

Цель составления данной методической разработки – помощь мастеру производственного обучения при составлении и оформлении инструкционно-технологической карты к занятию по учебной практике

Описать основные компоненты инструкционно-технологической карты к занятию.

Указать структуру инструкционно-технологической карты к занятию.

Указать компоненты, необходимые для описания инструкционно-технологической карты урока.

Указать компоненты, необходимые для описания структуры занятия.

Указать компоненты, необходимые для подготовки инструкционной карты занятия (алгоритм действия студента).

Привести пример титульного листа инструкционно-технологической карты занятия.

Привести пример описания инструкционно-технологической карты занятия.

Привести пример структуры занятия (Технологическая карта).

Привести пример составления инструкционной кары занятия (алгоритм действия студента).

Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, содержание инструкционно-технологических карт включает информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы и соответствуют рабочей программе.

Инструкционно-технологические карты имеют большое практическое значение, могут быть использованы как на учебном занятии, так и для контроля освоения практических навыков студентов.

Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения. Раскрывает возможности творческого использования инструкционно-технологических карт на вводном, текущем и заключительном инструктажах с целью активизации учебно-производственной деятельности учащихся на занятиях учебной практики.

В целом работа имеет практическую направленность и рекомендована методическим советом колледжа к использованию в образовательном учреждении.

Инструкционно-технологическая карта – это средство организации работы студентов, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда студенты только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда все изучаемое является новым, непонятным, когда имеется необходимость в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого студента на рабочем месте или выведены на экран проектора. Такая индивидуализация позволяет многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея перед глазами инструкцию, студент может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Необходимость использования инструкций вызвана рядом причин:

во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих;

в-третьих, невозможностью использовать на рабочих местах изданные в виде книг руководства.

Значимость составления инструкционно-технологических карт обусловлена необходимостью увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета; выстраивать алгоритм работы по теме.

Одним из требований к разработке инструкционных карт является соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость анализа содержания программного материала и определения на этой основе структурного построения инструкционной карты.

Структура Инструкционно-технологической карты.

Часть 1. Описание Инструкционно-технологической карты

Тема занятия по учебной практике

Место проведения занятия:

Вид учебного занятия

Основные методы учебного занятия

Педагогические технологии занятия

Тип учебного занятия

Цели и задачи занятия:

Методическое обеспечение занятия:

Материально-техническое обеспечение занятия:

Часть 2. Структура занятия (Технологическая карта)

Этапы занятия (Вводный инструктаж, Текущий инструктаж, Заключительный инструктаж).

Временной интервал каждого этапа занятия

Действие мастера на каждом этапе занятия

Действие обучающегося на каждом этапе занятия

Часть 3. Инструкционная карта / Алгоритм действия

Инструкционная карта – это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и неполадках, способах их устранения. По содержанию инструкционные карты могут быть разными, но в них обязательно указывается последовательность упражнений или работ и даются краткие указания о характере, особенностях и способах выполнения трудовых движений и трудовых приемов.

Структура инструкционной карты:

Время выполнения задания.

Ход выполнения задания

При составлении Инструкционно-технологических карт обратите внимание, что Части 1 и 2 могут быть составлены на несколько занятий, относящихся к общему виду деятельности, при условии общей схемы проведения практического занятия, а Часть 3 (алгоритм действия студента) составляется на каждое занятии отдельно.

Необходимо четко выделить «законченные» содержательные части программного материала (упражнение), дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.

Кроме того, важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые приемы и способы работы подробно описывать нет необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для пользования.

Инструктивные указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.

Применение инструкционно-технологических карт во многом расширяет возможности мастера в управлении процессом обучения. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе.

Применение инструкционно-технологических карт дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого студента, повысить самостоятельность студентов в процессе обучения.

Применение инструкционно-технологических карт способствует расширению и укреплению связи теории и практики.

При наличии инструкционной карты качество обучения возрастает.

Наличие карт повышает оперативность инструктирования, особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов, видов работ.

Инструкционно-технологические карты составляются высококвалифицированными специалистами, в силу этого раскрывают наиболее эффективные способы организации труда, и поэтому также являются своеобразным учебным пособием для начинающих мастеров производственного обучения.

ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.03 Выполнение работ по профессии рабочего

«слесарь по ремонту автомобилей»

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема. Разборка и сборка механизмов возвратно-поступательного движения

Описание Инструкционно-технологической карты

Тема занятия по учебной практике: _____________________

Место проведения занятия:

Вид учебного занятия : учебная практика

Основные методы учебного занятия : метод активизации внимания, мотивации

Педагогические технологии занятия: технология групповой деятельности

Тип учебного занятия: формирование новых навыков

Форма обучения: групповая

Цели и задачи занятия:

Овладение профессиональными компетенциями (перечисляются компетенции в соответствии с ФГОС)

Овладение общими компетенциями (перечисляются компетенции в соответствии с ФГОС)

Воспитывать терпеливое, доброжелательное отношение к членам коллектива и потребителей и умение воспринимать замечания и правильно на них реагировать.

Методическое обеспечение занятия:

Программа учебной практики по (указывается наименование профессионального модуля)

комплект учебно-наглядных пособий, в т.ч. на электронных носителях.

Материально-техническое обеспечение занятия:

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений (в соответствии с программой практики)

Структура занятия (Технологическая карта)

Источник

Инструкционно технологическая карта образец

Методические рекомендации по разработке письменной

Основная цель письменных инструкций – научить обучающихся эффективно выполнять учебно-производственные задания (виды работ) в соответствии с технологией производства работ, действующими ГОСТами, СНиПами и другими нормативными документами.

Основным требованием к инструкционно-технологической документации является соответствие её структуры и содержание этапам формирования профессиональных знаний, навыков и умений.

Рассмотрим структуру инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт.

Инструкционная карта применяется при изучении операций и составляющих их приёмов и трудовых действий.

Тема программы производственного обучения _______________________________

Наименование подтемы ___________________________________________________

Наименование работы ____________________________________________________

Порядок выполнения упражнения (трудовых приёмов)

Чертёж, эскиз (рисунок)

Инструктивные указания и пояснения

Инструкционно-технологическая карта применяется при изучении первых комплексных тем. В связи с тем, что комплексные работы нормируются, в данном документе указывают разряд работы и ученическую норму времени (выработки).

Инструкционно-технологическая карта структурно состоит из двух частей: технологической и инструктивной.

Инструкционно-технологические карты разрабатываются по следующей форме:

Разряд работы ______________________ Норма времени ________________

Последовательность изготовления изделия (выполнения работы)

Инструктивные указания и нормативные требования

Ручные и электрифицированные инструменты, приспособления станки

Правила безопасности труда

Технологические карты применяются при изучении комплексных тем и выполнении самостоятельных производственных заданий в учебных мастерских или на предприятии.

В технологических картах указывают состав звена с указанием разряда работы и норму времени (выработки).

Технологическую карту рекомендуют вырабатывать по следующей форме:

на тему: ________________________________________________________________

Профессия ____________________________ Состав звена:

Технологическая последовательность выполнения работы (наименование операции)

Чертёж (эскиз, схема, рисунок)

Инструменты, станки, оборудование

Краткое описание технологического процесса

Правила безопасности труда

При разработке технологической карты в первую очередь необходимо продумать технологическую последовательность выполнения заданной работы. Последовательность выполнения операций для изготовления изделия устанавливают по чертежу, составу работ какого-либо процесса с учётом требований ЕНиР, местных условий.

Важную роль в решении данного вопроса имеют проработка соответствующего материала по учебной и технической литературе, использование передового производственного опыта, применение высокопроизводительного оборудования, электрифицированных инструментов, современных станков и различных приспособлений.

Параллельно с определением технологической последовательности необходимо ставить краткое описание (по каждой операции) технологического процесса.

После разработки технологической части карты приступают к выполнению соответствующих каждой операции рисунков (эскизов) или чертежей (схем).

В графе «Материалы» указывают наименование применяемых материалов, изделий и конструкций с учётом действующих ГОСТов.

Завершающим этапом работы над картой является запись требований безопасности труда. В нижней части карты необходимо указать разряд работы, норму времени и при необходимости норму выработки за рабочую смену.

Ниже представлен пример разработки технологической карты на тему «Устройство дощатых полов по железобетонному перекрытию».

Использование в учебном процессе инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт наиболее полно способствует активизации деятельности обучающихся.

Применение указанной инструкционно-технологической документации позволяет лучше разобраться в технологической последовательности выполнения изделия и различных видов учебно-производственных работ, даёт возможность приобрести более прочные знания, навыки и умения по избранной профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *