инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают в себя следующие формы

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций

Новый импульс информатизации образования дает развитие ин­формационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный про­рыв, превосходящий по своей значимости появление персональ­ного компьютера.

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязъ, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информа­цию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуж­дении.

Электронная почта (e-mail)— это асинхронная коммуникаци­онная среда, что означает: для получения сообщения не требует­ся согласовывать время и место получения с отправителем, и на­оборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного — многих получателей. Эти особенности ее работы целесообразно использо­вать для установления обратной связи между преподавателями или. обучающими программами и одним или несколькими обучаемы­ми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления об­ратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная конференцсвязь — асинхронная коммуникацион­ная среда, которая подобно электронной почте может использо­ваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в темати­ческих электронных конференциях сети Internet очень плодотвор­но для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные кон­ференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, про­тяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим рабо­ты обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, про­думанности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь — в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реаль­ном времени. Здесь возможно общение типа один на один (кон­сультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время использу­ется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широко­го использования — дорогое оборудование, которое не всегда до­ступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учеб­ного заведения.

Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии

К числу базовых обычно относят следующие технологии Internet:

WWW (World Wide Web — Всемирная Паутина) — техно­логия работы в сети с гипертекстами;

FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) — технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat — поочередный разговор в сети, чат) — технология ведения переговоров в реальном масштабе вре­мени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

ICQ (англ. I seek you — я ищу тебя, можно записать тремя ука­занными буквами) — технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможно­сти выбора источников информации, необходимой в об­разовательном процессе:

• базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;

• оперативная информация, систематически пересылаемая за­казчику по электронной почте в соответствии с выбранным спис­ком рассылки;

• разнообразные базы данных ведущих библиотек, информаци­онных, научных и учебных центров, музеев;

• информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через магазины.

Перечисленные возможности современных телекоммуникаций способствуют развитию новой формы обучения — дистанционного. Это специфическая образовательная система, базирующаяся на современных педагогических и информационных технологиях. Компьютерные коммуникации обеспечивают эффективную обрат­ную связь, которая обеспечивается как организацией учебного материала, так и общением (через электронную почту, электрон­ную конференцию) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название «дистанционного» (англ. distance education — обучение на расстоянии).

Лекция №3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ (ЭУК)

Говоря о новых, перспективных формах организации образо­вательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на само­стоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эф­фективных результатов педагог должен подготовить целый ком­плекс разнообразных учебных материалов, составляющих так на­зываемый «кейс» (англ. case — коробка, чемодан). При формиро­вании такого кейса становится все более популярным мультиме­диа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК). Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступ­ные через компьютерную сеть (локальную или Internet). При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и раз­вивать его потенциальные способности.

Современными примерами продуктов, представляющих собой комплексные автоматизированные обучающие системы, могут слу­жить программные комплексы Lotus Learning Space, ToolBook Assistant, Distance Learning Studio, VLE (англ. Virtual Learning Environment — среда виртуального обучения) и др. Последний из перечисленных программных продуктов разработан и использует­ся Виртуальным университетом Европы и Центральной Азии, объединяющим более сорока высших учебных заведений России и стран СНГ. Появились и аналогичные проекты, учитывающие специфику учебно-воспитательного процесса в общеобразователь­ных учебных заведениях, например программный комплекс Net-школа. При работе с такими комплексами от педагога требуется структурировать и подготовить в виде файлов необходимые мате­риалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, хре­стоматии, практические задания, вопросы, задания для тестиро­вания и др.), а затем в режиме диалога сформировать сценарии для организации самостоятельной работы определенной группы или обучаемого.

Источник

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают в себя следующие формы

инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают в себя следующие формы

Практическое использование средств ИКТ в учебном процессе демонстрирует следующие преимущества:

Вместе с тем авторы статьи придерживаются позиции, что все люди одинаково успешно могут овладеть знаниями в данной научной области. Настораживает лишь тот факт, что искусственный компьютерный мир заслонит от обучаемого реальность.

Государственная политика в области образования способствует тому, что все учебные заведения сегодня в большинстве имеют достаточную оснащенность компьютерной техники и программным обеспечением, позволяющим осуществлять идею интеграции ИКТ в образовательный процесс, в частности широко применяются «программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: графические и текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы программирования. Программы различны по своему назначению. В связи с этим они позволяют увеличивать свободу выбора содержания, расширять интеграцию предметных областей. При умелом подборе заданий у обучающихся развивается воображение, фантазия, интуиция, инициативность и т.д. Следовательно, компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию» [9].

Чаще всего средства ИКТ используются в учебном процессе в качестве инструментов продуктивной деятельности. В этом случае обучаемые становятся разработчиками продукта познавательной деятельности. Для этого А.В. Хуторской предлагает классификацию творческих работ обучающихся, основанием для которой служит соответствующий вид продуктивной деятельности [12]. Для более полного понимания возможностей компьютерных технологий в обучении и роли коммуникационных технологий в образовании необходимо познакомиться с коммуникационными технологиями и средствами их реализации. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды. Рассмотрим подробнее каждый из видов данной деятельности:

¨ информационное обеспечение систем образования;

¨ дистанционное обучение различных форм и видов;

¨ свободные контакты пользователей сетей по вопросам образовательной сферы [8].

Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам распределенной информации. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв. Рассмотрим свойства информационной коммуникации через призму коммуникативного компонента обучения:

Современному преподавателю необходимо обладать особой коммуникативной компетенцией, т.е. совокупностью умений и навыков строить эффективное взаимодействие в электронной среде с другими субъектами, непосредственно участвующими в педагогическом процессе. При этом необходимо знать возможности информационно-коммуникационных технологий в своей предметной области, уметь руководить работой обучаемых по данным программам, подбирать соответствующий учебный материал [10]. Применение интернет-технологий требует вдумчивого отношения преподавателя к содержанию информации. В связи с этим в медиатеке предлагается создание «локальной поисковой системы», составленной в соответствии с целями и задачами образовательного процесса [4]. Преподаватель несет персональную ответственность за качество творческого продукта, размещаемого обучающимися на страницах Интернета. Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия в сетевой компьютерной среде, необходим выбор эффективного способа коммуникации субъектов образовательного процесса, проведения дистанционных курсов, просто общения.

Современная система образования призвана развивать личность и интеллект молодого человека, который был бы способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и генерировать новые идеи, реализовывать их в творческой деятельности. В связи с этим на практике разрабатываются новые подходы к организации учебной деятельности. Так, проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой и происходит процесс познания [13]. В основе использования метода проекта лежат три базовых принципа: свобода деятельности, сотрудничество, гибкое распределение учебного времени. Свобода обеспечивается возможностью выбирать собственный темп обучения. Второй принцип реализуется при осуществлении контактов в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимает психологический прессинг и повышает личную ответственность каждого за использование времени [13]. Следует отметить, что в науке существует мнение, согласно которому «любой проект всегда требует творческого подхода, а, значит, любой проект может и должен быть творческим» [8].

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: глобальную сеть Internet, электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференции и Интернет-трансляции. Эти средства позволяют преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов, просто общаться с друзьями и коллегами. Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым электронным информационным ресурсам.

С помощью web-сервера учебные заведения предоставляют необходимые сведения для организации процесса обучения (расписание занятий, график проведения консультаций и т. д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, образовательные порталы и т. п.), ведут сетевой учебный процесс. Самыми распространенными средствами размещения любой информации и организации всего образовательного процесса в условиях современных компьютерных коммуникаций являются порталы и сайты, которые являются программно-технологическими комплексами. Образовательный web-сайт является универсальным средством решения многих образовательных задач: предоставление информации для всех желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование виртуальных библиотек, осуществление интерактивных форм коммуникаций. Технологии чатов, видео- и электронных конференций позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и продолжительные по времени виртуальные электронные семинары, конференции, выполнение проектов и других видов работ, требующих оперативного общения.

Таким образом, взаимодействие обучаемого и средств информационно-коммуникативных технологий становится явлением социальным и представляет собой активный процесс взаимодействия с информационным богатством всего человеческого опыта.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Источник

Использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе

инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают в себя следующие формы

Использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе

В настоящее время во всем мире ши­рокое развитие получили инфор­мационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они открывают новые возможности в области образования. В учеб­ной деятельности и творчестве обучаемых возникает такая ситуация, когда информа­ционные технологии становятся основными инструментами дальнейшей профессио­нальной деятельности человека.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в школе позволяет решить ряд фундаментальных задач:

• изменить цели образования в направлении формирования и развития способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач, моделированию и проектированию предметов и явлений окружающей действительности и своей деятельности;

• внедрить проектные формы и модели учебного процесса, предусматривающих

активную интеллектуально-практическую деятельность учащихся, самостоятельное осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и коммуникативную деятельность, новую роль учителя в качестве консультанта и партнера;

• сокращение учебной нагрузки репродуктивного типа;

• обновить содержания образования, повысить роли фундаментальных современных знаний и умений междисциплинарного характера, увеличить степень интегрированности различных учебных предметов и дисциплин.

В основе программы обучения лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности и служащий основой для формирования системы целей для образования. К общепринятой системе добавляется ряд компонентов:

• готовность к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений;

• умение пользоваться средствами новых информационных технологий для решения конкретных задач, взаимодействия с информационными потоками, информационная культура;

В связи с этим к современному учителю предъявляются и новые требования – одно из которых это ИКТ-компетентность. Подразумевается, что кроме навыков работы с компьютерной техникой у современного учителя должны быть сформированы навыки рационального использования ИКТ в профессиональной деятельности

Эффективное использование ИКТ в огромной мере зависит от того какими программными средствами может оперировать учитель. Все программное обеспечение, использующееся в информационных технологиях обучения, можно раз­бить на несколько категорий:

• обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

• системы для поиска информации,

§ средства для обеспечения коммуникаций.

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ре­сурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и обла­стей применения.

Контролирующие системы.

Применение информационных тех­нологий для оценивания качества обучения дает целый ряд пре­имуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обес­печивающего охват всего контингента обучаемых.. Компью­теризация позволяет сделать контроль более объективным, не за­висящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются конт­ролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

• создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

• проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

• мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.

Обучающие и тренировочные системы.

Автоматизированные обучающие системы включает в себя комплекс учебно-методических материа­лов (демонстрационные, теоретические, практические, контро­лирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

АОС обычно базируется на инструментальной среде — комп­лексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности работы с системой:

• педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

• ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или предложенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами программы;

• автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп освоения учебного материала;

• работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;

• педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронной «книге» по сравнению с традиционной:

· в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно увлекательно для школьников;

· осуществляется интеграция значительных объемов информации-(до 700 Мб) на едином носителе;

· гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала на основе моделирования процесса обучения.

Тренировочные системы

являются частным случаем обучающих систем. Подобные системы предназначены для закрепления пред­варительно изученного материала, отработки определенных на­выков и умений, а также тех способов деятельности, которые дол­жны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до ав­томатизма. Они могут быть как самостоятельным средством, так и входить в качестве подсистемы в АОС. В их основе — предоставле­ние обучаемому вопросов, заданий, упражнений и обработка от­ветов с обеспечением соответствующей обратной связи.

Системы для поиска информации.

Системы для поиска инфор­мации, или информационно-поисковые системы, давно использу­ются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. В то же время современные требования к информационной компетент­ности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации.

Моделирующие программы

Одной из важнейших и распрост­раненных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации ка­ких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Такие программы, позволяющие моделировать экспери­менты, воображаемые или реальные жизненные ситуации, ис­пользуются для активизации поисковой деятельности обучаемых. Встречаются как в качестве самостоятельных программных средств, так и в составе обучающих систем.

Микромиры

Микромиры — это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. По сути, это развитие подходов компьютерного моделирования.

Инструментальные программные средства познавательного характера

Для развития познавательных, качеств личности обучаемых должны предлагаться разнообразные задания эвристического характера, в которых требуется решить реальную проблему, изучить взаимосвязи и закономерности тех или иных явлений, найти принципы построения различных структур и т. д. И здесь на помощь могут прийти инструментальные про­граммные средства познавательного характера, которые основы­ваются на принципе конструктора, позволяющего создавать обу­чаемым их собственное понимание новых концепций, в рамках которых предоставляется возможность построить схему решения определенной проблемы, часто визуализированную. В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и воз­можности ранее полученных знаний. Подобные средства относят к категории интеллектуальных обучающих систем (ИОС), созда­ние которых становится реальным благодаря интенсивному росту возможностей персональных компьютеров.

Инструментальные средства универсального характера

Одной из важнейших задач образования является развитие творческих, качеств личности. Непосредствен­но для этого предназначенные: информационно-поисковые и эк­спертные системы, моделирующие программы и микромиры. Од­нако они не всегда доступны педагогу. Чаще он может предложить обучаемым универсальные программные продукты (например, изу­чаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, элек­тронные таблицы и т. п.), не относящиеся к разряду специальных, предназначенных для педагогических целей. Однако возможности этих программных средств таковы, что при умелом подборе зада­ний, создании на занятиях атмосферы творчества использование этих программ помогает развивать у обучаемых воображение, фан­тазию, интуицию, инициативность, т. е. те личностные качества, которые и относят к разряду творческих. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образователь­ной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучаемых.

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязъ, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информа­цию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуж­дении.

Электронная почта (email) это асинхронная коммуникаци­онная среда, что означает: для получения сообщения не требует­ся согласовывать время и место получения с отправителем, и на­оборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного — многих получателей. Электронная почта широко применяется также для координации и установления об­ратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная конференцсвязь асинхронная коммуникацион­ная среда, которая подобно электронной почте может использо­ваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в темати­ческих электронных конференциях сети Internet очень плодотвор­но для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные кон­ференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, про­тяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим рабо­ты, способствует рефлексии и, соответственно, про­думанности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реаль­ном времени. Здесь возможно общение типа один на один (кон­сультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

• Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;

• Интерактивные технологии позволяют разрабатывать программные комплексы учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).

• Сетевые технологии, осуществляющие доставку информации и учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;

• Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;

Использование офисных технологий на теоретических занятиях обладает рядом особенностей. Можно выделить следующие:

1. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение того же самого материала, но с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.

2. Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.

3. Применение ИКТ дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы.

4. Применение ИКТ позволяет многократно использовать и тиражировать в разных формах подготовленные материалы.

5. Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и, возможно, из любого места, т. е. делает материалы мобильными и легко доступными.

6. Использование ИКТ естественным путем знакомит учащихся с культурой

Как правило, для подготовки теоретического материала достаточно современного Microsoft Office 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *