интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Это небольшое руководство предлагает простой и практичный способ построения благоприятной среды для детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями. Метод Интенсивного взаимодействия позволяет установить контакт и поддерживать эмоциональную коммуникацию даже с теми из них, кто совсем не может выразить свои чувства. В книге показано, как в сочетании с подходом, основанным на сенсорной интеграции, Интенсивное взаимодействие помогает человеку с РАС избавиться от «сенсорного хаоса», сосредоточиться и сохранять связь с миром и другими людьми. Такая дружественная среда создает необходимый фундамент для реализации развивающих и образовательных программ. Книга предназначена психологам, педагогам, врачам и другим специалистам, а также родителям и близким людей с аутизмом.

Фиби Колдуэлл Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма / Фиби Колдуэлл, Джейн Хорвуд. — Москва : Теревинф, 2020. — 128 c. — ISBN 978-5-4212-0615-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/96407.html (дата обращения: 29.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Информация о DOI

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Источник

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Сенсорная интеграция

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Источник

Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Год издания:2019
Издательство:Теревинф
Тип обложки:Мягкая
Размер:210×147 x10 мм
Вес:180 г
Количество страниц:128

Это небольшое руководство предлагает простой и практичный способ построения благоприятной среды для детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями. Метод Интенсивного взаимодействия позволяет установить контакт и поддерживать эмоциональную коммуникацию даже с теми из них, кто совсем не может выразить свои чувства. В книге показано, как в сочетании с подходом, основанным на сенсорной интеграции, Интенсивное взаимодействие помогает человеку с РАС избавиться от «сенсорного хаоса», сосредоточиться и сохранять связь с миром и другими людьми. Такая дружественная среда создает необходимый фундамент для реализации развивающих и образовательных программ.

Книга предназначена психологам, педагогам, врачам и другим специалистам, а также родителям и близким людей с аутизмом.

Об этой книге
Предисловие к русскому изданию
Глава 1. Введение
Глава 2. Другой сенсорный опыт
Глава 3. Разные точки зрения
Глава 4. Сенсорный дистресс и его причины
Глава 5. Сенсорные искажения
Глава 6. Эмоциональная перегрузка
Глава 7. Противоположные сообщения
Глава 8. Разбор случая
Глава 9. Интенсивное взаимодействие
Глава 10. О поведении, которое вызвано стрессом
Глава 11. Заключение
Литература
Об авторах

Источник

Взаимодействие с подростками с тяжелыми формами аутизма и сенсорная интеграция

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Взаимодействие с подростками с тяжелыми формами аутизма
и сенсорная интеграция

Описание слайда:

Потеря согласованности, сенсорный хаос
при нарушении обработки сенсорной информации

Описание слайда:

а)обычное восприятие стены и пола;
b) восприятие стены и пола при аутизме. Юноша стучит по стене, чтобы понять где находится. Он проверяет свое искаженное визуальное восприятие тактильным способом.

Описание слайда:
Описание слайда:

Начало перегрузки и вегетативной бури

Описание слайда:

Копинг-стратегии:
1.Повторяющиеся действия
2.Стратегии выхода
— избегание
— агрессия
— застывание

Описание слайда:

Потирание пальцев помогает сохранять внутреннюю согласованность

Описание слайда:

Триггеры стрессового состояния
сенсорные искажения;
эмоциональная перегрузка;
запутанные сообщения;
гормональные проблемы;

Описание слайда:

Вегетативная буря.
Человек бьется головой о стену в попытке сохранить согласованность.

Описание слайда:

Объятия могут быть болезненными

Описание слайда:

Помощь человеку
в кризисной ситуации:
— одежда;
— речь;
— говорите тихо;
— внимание к его реакциям;
— спрашивайте разрешения;
— обратная связь;
— стимулы, значимые для человека с аутизмом, на которых он сможет сосредоточиться;
— если подросток с РАС находится в состоянии дистресса, стройте диалог с помощью языка его тела, но давайте ему много пространства.

Описание слайда:
Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация на тему: «Особенности взаимодействия с ребенком с НОДА и его семьей.»

Внеклассная работа «Веселый задачник»

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Технологическая карта урока обучения письму в 1 классе «Прописная буква Г»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5338677 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чёрная пятница

На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Источник

Расстройство сенсорной интеграции при аутизме. Нормализация сенсорной чувствительности

интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизмаРасстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве). Таким образом, информация нормально воспринимается самими органами, но неправильно обрабатывается мозгом.

Сенсорные расстройства могут быть отдельным состоянием, однако часто они сопровождают другие нарушения, такие так РАС, СДВГ, дислексия, расстройство координации движений, синдром Туретта, рассеянный склероз.

Сфера чувства и ощущений настолько фундаментальна для развития и повседневной жизни человека, что любые проблемы с ней проявится в поведении.

Когда речь идет о сенсорных проблемах, важно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу. Настораживает, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию. Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.

Некоторые специалисты полают, что под одним общим термином скрываются сразу три группы расстройств:

Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать.

Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.

Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.

Чаще всего наблюдаются расстройства сенсорной модуляции: ГИПО- и ГИПЕРчувствительность. Необычное поведение при данных нарушениях выполняет две основные функции: сенсорной защиты и сенсорной самостимуляции. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Например, при гиперчувствительности слухового анализатора ребёнок закрывает уши, прячется, чтобы не слышать шум. В наиболее дискомфортных ситуациях он внутренним усилием отключает слух и производит впечатление глухого. Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных самостимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бегает по кругу, вращается, поскольку стремятся получить необходимые ощущения.

У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться. Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все. Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенная чувствительность по отношению к одним раз дражителям и пониженная к другим.

Поведенческие проявления в условиях нарушения чувствительности анализаторов при аутизме

(Миненкова, И.Н. Педагогические стратегии нормализации сенсорной чувствительности при аутизме)

Сенсорные защиты (гиперчувствительность к раздражителям)

Сенсорные самостимуляции
(гипочувствительность к раздражителям)

Зрительный

боится яркого света, скопления людей;

избегает зрительного контакта;

зажмуривается или закрывает лицо руками;

неподвижно смотрит в одну точку или сквозь объект, затрудняется перевести взгляд с одного объекта на другой;

фокусируется на мелких деталях объектов;

рассматривает объекты под необычным углом зрения;

надавливает на глазные яблоки;

включает и выключает свет;

наблюдает за повторяющимися движениями (переворачивает страницы книг, открывает и закрывает дверь. );

выстраивает предметы в одну линию;

зачарован цветом или рисунком.

Слуховой

постоянно закрывает уши руками;

беспокоится в присутствии звонких, громких и неожиданных звуков, которые не раздражают других;

не переносит бытовые шумы (стиральная машина, фен);

преувеличивает громкость шума, заметно рассеян при фоновом шуме (телевизор, музыка, голоса людей);

слышит едва различимые звуки;

предпочитает тихие звуки, спокойный тон голоса;

выходит из-под контроля, испытывает головную боль в шумных местах;

«мычит» себе под нос, чтобы блокировать внешние звуки.

не распознаёт некоторые звуки;

специально хлопает дверью и стучит объектами;

играет с игрушками, которые издают звуки;

визжит, кряхтит, жужжит;

постоянно повторяет понравившиеся звуки, слова, фразы;

предпочитает шумные места, громкие звуки, оживлённый тон голоса.

Кожный

боится находиться рядом с другими детьми из-за риска внезапного или случайного прикосновения;

не прикасается к липким объектам и текстурам, незнакомым поверхностям, (отказывае тся рисовать пальцами, лепить из пластилина , выполнять аппликации);

отказывается носить одежду из определённой ткани, а также шапки и перчатки;

не желает обнажать кожу, ходить босиком;

уклоняется от умывания, мытья головы, причёсывания и стрижки волос.

стремится к интенсивным, длительным объятиям;

забивается в узкие места;

предпочитает носить плотную одежду;

слабо реагирует на холод и боль;

привязан к необычным по текстуре объектам;

практикует самоповреждения (царапание, щипание укусы собственного тела и др.).

Двигательный и вестибулярный

осторожен и неуверен в движениях;

недостаточно прикладывает силу;

избегает лишних, вращательных движений;

избегает физических нагрузок (бег, езда на велосипеде, танцы, игры с мячом).

бесцельно двигается по кругу;

часто сталкивается с объектами и людьми;

принимает и удерживает необычную позу.

Обонятельный и вкусовой

испытывает головокружение, тошноту от некоторых запахов (парфюмерия, работающие электрические приборы, специи, человеческое тело);

не посещает определённых мест из-за непереносимости запахов (столовая, физкультурный зал, зоопарк, общественный туалет, магазин для животных);

чувствует запахи, которые остальные не замечают;

предпочитает пресную пищу;

избегает новых продуктов;

отказывается от ряда продуктов (избегает твёрдой или мягкой текстуры в еде, комбинаций продуктов разной текстуры);

подвержен рвоте во время приёма пищи.

изучает объекты, облизывая и нюхая их;

привязан к объектам с резким неприятным запахом;

любит острую, солёную, приторную пищу;

грызёт несъедобные объекты.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с аутизмом накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специально организованного педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Она реализуется на основе наблюдения за поведением ребёнка. Для ребёнка с повышенной сенсорной чувствительностью следует отыскать те раздражители, которые он переносит терпимо и постепенно расширять их спектр. Например, при непереносимости громких, неожиданных, а также речевых звуков, можно предлагать сначала слушать тихие ритмичные музыку и песни, затем потешки и, наконец, стихотворения. Самостимулирующие действия ребёнка с пониженной сенсорной чувствительностью замещаются другими, которые позволяют получить тот же опыт, однако имеют социальное содержание и функциональный характер. Например, стереотипные прыжки заменяются прыжками на батуте, хлопки в ладони – лепкой из пластилина.

Нормализация зрительной чувствительности
Повышенной

Исключение или сокращение неприятных зрительных раздражителей (флуоресцентные лампы, мигающий и отражающийся свет, большое скопление людей).

Размещение рабочего места ребёнка в слабо освещённой части помещения, использование светонепроницаемых штор.

Размещение рабочего стола «лицом» к стене, использование защитных ширм и экранов на рабочем месте, что сокращает количество зрительных раздражителей.

Поддержание порядка в помещении (все предметы располагаются на своих привычных местах).

Выдувание мыльных пузырей.

Игры на сортировку, нанизывание мелких предметов.

Максимальная визуализация пространства, времени, деятельности.

Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, фотографий.

Развивающие настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори).

Рисование, аппликация и конструирование.

Изготовление самодельных книг.

Нормализация слуховой чувствительности

Исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (школьные звонки, скрип передвигаемых стульев, гудение ламп или компьютеров, бытовые шумы).

Сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голоса.

Использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции.

Прослушивание любимой музыки.

Спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.).

Повторение вопросов, обращённых к ребёнку, и ожидание от него ответов.

Обращение к ребёнку с использованием оживлённого эмоционально окрашенного тона голоса.

Подражание звукам ребёнка, имеющим для него значение, и придание им социального смысла.

Игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами (барабан, бубен, металлофон, свистульки).

Ритмические музыкальные игры с движениями.

Разучивание песенок, стихов и считалок.

Нормализация кожной чувствительности

Предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка.

Использование уверенных интенсивных прикосновений.

Обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции.

Растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность.

Тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой).

Сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин).

Растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры.

Обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком).

Нормализация двигательной и вестибулярной чувствительности

Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.

Частые перерывы для отдыха в течение дня.

Покачивание на гимнастическом мяче.

Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.

Игры с воздушными шарами.

Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).

Оборудование помещения спортивным комплексом, выделение зоны для прыжков и бега.

Посещение детских аттракционов.

Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).

Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната).

Занятия спортом, танцами.

Участие в работе по дому и на приусадебном участке.

Шумные подвижные игры.

Нормализация обонятельной и вкусовой чувствительности

Исключение неприятных для ребёнка запахов (использование моющих средств без запаха, отказ от ношения духов).

Учёт вкусовых пристрастий ребёнка.

Стимуляция щёк и ротовой области интенсивными нажатиями.

Отсутствие запрета на прикосновение к еде пальцами.

Постепенное включение в рацион питания ребёнка продуктов различных температур и вкусовых направлений.

Использование маленьких порций.

Предоставление возможности съесть кусочек мороженного перед употреблением незнакомого продукта, что действует как своеобразная «заморозка», снижая чувствительность во рту.

Привлечение ребёнка к приготовлению пищи, выбору продуктов в магазине.

Хранение ядовитых веществ в недоступном для ребёнка месте.

Применение веществ с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.

Предоставление возможности для ежедневной оральной активности (игрушки, в которые можно дуть, мыльные пузыри, леденцы, жевательная резинка).

Использование интенсивных вкусовых раздражителей (например, соусов, которые можно готовить и пробовать вместе с ребёнком).

Употребление в пищу твёрдых, хрустящих продуктов.

Таким образом, большинство аутистических форм поведения представляют собой попытки справиться с трудностями повседневной жизни, вызванными нарушениями сенсорной чувствительности: её повышением или понижением. Понимание функций необычных форм поведения (сенсорных защит и самостимуляций) и предоставление ребёнку альтернативных стратегий преодоления жизненных трудностей составляет сущность педагогической работы по нормализации сенсорной чувствительности при аутизме. Одновременно с этим необходимо обнаруживать факторы, вызывающие стресс, и сводить их, насколько это возможно, к минимуму путём изменения окружающей среды[2].

Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 86–92.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *