интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

Интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

интенциональные акты сознания как предмет психологии вводитинтенциональные акты сознания как предмет психологии вводитинтенциональные акты сознания как предмет психологии вводитинтенциональные акты сознания как предмет психологии вводитинтенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

Психология как учение об интенциональных актах сознания

Совершенно иначе, чем Вундт, ответил на запросы времени австрийский философ Франц Брентано (1838-1917). Католический священник, он отказался от сана после того, как Ватикан принял доктрину о папской непогрешимости. Брентано перешел в Венский университет, где с 1874 г. в течение 20 лет преподавал философию. Его кумиром был Аристотель, учению которого о душе посвящено первое исследование Брентано. При этом благодаря своему образованию он был превосходно ориентирован во всех толкованиях аристотелевских текстов в средневековой схоластике.

Отвечая на вопрос, чем именно психические явления отличаются от всех остальных, Брентано писал: «Каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты называли интенциональным сосуществованием объекта. ориентацией по отношению к объекту (который не должен пониматься как реальный), или имманентной объектностью. Мы можем определить психические явления, сказав, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект» (5, 116).

Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психологии не относятся.

Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Поскольку терминам «функция» и «структура» придается самый различный смысл, необходимо разъяснить, какое именно содержание связывалось с ними в рассматриваемый период развития психологических идей.

Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т. д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.

Мы видим, таким образом, что центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано существенно иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание. Оба интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания: какова его (сенсорная в своей основе) «фактура». Брентано полагал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

Сознание человека направлено на реальный независимо от него существующий предмет. У Брентано же объект не реален, а феноменален, поскольку его бытие мыслится зависящим от актуализации его сознанием субъекта. Сам субъект в свою очередь сведен к системе актов, имеющей основание в самой себе, а ни в чем внешнем. Тем самым реальная активность поведения была превращена в чисто духовную, не имеющую никаких корней в практических связях человека с миром.

Источник

Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф.Брентано.

Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально. В своей работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), опираясь на идеи Аристотеля, он указывает, что каждый психический феномен характеризуется имманентнойобъектностью, другими словами, «мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект» (цит. по: Ярошевский М.Г., 1985. С. 227).

· Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:

o представление объекта в форме образа (идеация);

o суждение об объекте как истинном или ложном;

o эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.

.
Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, по мнению ученого, уже не относятся к области психологии.

Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Поскольку терминам «функция» и «структура» придается самый различный смысл, необходимо разъяснить, какое именно содержание связывалось с ними в рассматриваемый период развития психологических идей.

Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т.д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.

Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано существенно иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания, его структуру. Брентано же считал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

Источник

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.

Впервые понятие интенционального акта было введено австралийским философом Ф. Брен-тано. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы:

У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. До него в новоевропейской психологии сознания как такового не существовало, т. е. оно не выделялось в качестве особенного объекта знания. В соответствии с этой теорией психология – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли), по мнению В. Вундта, а его поступки, психические действия, благодаря которым возникают эти содержания. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект).

Э. Гуссерль – последователь Ф. Брентано. Сознание, по Э. Гуссерлю, является единым потоком переживаний, посредством которых воспринимается объект.

Э. Гуссерль устанавливал феноменологию как теорию разумных переживаний. Что совершается в нас, когда мы думаем? От прояснения этого вопроса зависит требование беспредпо-сылочности знания. По Э. Гуссерлю, логические переживания – это латентная жизнь мысли в нас, без понимания которой невозможна адекватная теория постижения знания, так как постигать нечто, не имея и понятия о том, как совершается сам процесс познания, значит, преступать через главное правило логики познания. Теории познания должен предшествовать анализ сознания; теория логических переживаний вырастает, поэтому ее разработка исчерпывает все задачи феноменологии.

Существует принципиальное отличие между сознанием и предметом его устремленности. Объект живет «вне» сознания, и его свойства не приходят в сознание извне; сознание лишь «конституирует» его, а в самом этом акте имеет дело не с эмпирически-вещественной природой его, а со смысловой структурой, которую само же организует.

Любому феномену свойственна личная интен-циональная структура, состоящая из большого количества интенционально сопоставленных компонентов. К примеру, восприятие куба представляет собою единую связь различных интенций: куб «является» в различных точках зрения и перспективах; зримые стороны его интенцио-нально сопоставлены с незримыми, но планируемыми сторонами, так что наблюдение всего этого потока «аспектов» и характера их интеграции показывает присутствие единого и целостного знания о каком-то стабильном объекте во всех частных периодах переживаний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ Кен Уилбер На протяжении нескольких последних десятилетий психологи, теологи и философы на Западе проявляют огромный интерес к универсальному учению о природе человека и реальности, лежащему в основе каждой значительной

Современная психология об устройстве сознания

Современная психология об устройстве сознания Мои переживания остались бы моими личными «семейными радостями», если бы они не подтверждались огромным числом открытий, касающихся сознания. Хоть очень многое из того, что сегодня называется психологией, далеко от

4.1. Психология Я и учение о защите

4.1. Психология Я и учение о защите C приходом в психоанализ Анны Фрейд и с появлением ее статей и книг в центре интересов психоаналитиков все больше и больше оказывалась та инстанция психики, которая отвечает за проработку конфликтов. Правда, с этим было связано некоторое

36 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСИИ

36 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСИИ Рефлексия (от лат. reflecsio – «призыв назад») – понятие, обозначающее отображение, а также изучение познавательного действия. В разнообразных философских системах оно обладало многообразным содержанием. Дж. Локк считал рефлексию ключом особенного

42 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

42 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ Психика представляет собой фундаментальное понятие психологии. Психика – это внутренний мир человека, который зарождается в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе

ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР В САМОИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АКТАХ НАШИХ СЕКТАНТОВ

ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР В САМОИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АКТАХ НАШИХ СЕКТАНТОВ Путем невольного внушения, взаимовнушения и самовнушения без труда объясняются и многие своеобразные стороны нашего сектантства, выражающееся в крайне грубых формах. Кто не помнит изуверства

Учение

Учение Природа учения и труд В процессе исторического развития формы труда, все совершенствуясь, вместе с тем и усложнялись. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее

В. УЧЕНИЕ ИИСУСА

В. УЧЕНИЕ ИИСУСА Пройдя многолетнее обучение в различных мистических школах Востока, Иисус создал собственную теорию устройства Вселенной и человека, которая стала базироваться на древнеегипетской традиции, идущей еще от Гермеса. Иисус считал, что Вселенная бесконечна,

2. Знание и учение

2. Знание и учение Молодой матери есть чему учиться. От специалистов она узнает много полезного — про твердую пищу, постепенно включаемую в рацион ребенка, про витамины, про контроль за прибавлением в весе. А иногда с ней будут говорить о вещах совсем иного рода — например,

9.3.1. Психические расстройства у пострадавших в террористических актах

9.3.1. Психические расстройства у пострадавших в террористических актах Психические расстройства у пострадавших в террористических актах включают: реактивные состояния разных уровней – острую реакцию на стресс, расстройства адаптации, реактивные психозы, ПТСР,

Приложение. Психика и космос: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология

Источник

Учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано

интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально.

Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:

представление объекта в форме образа (идеация);

суждение об объекте как истинном или ложном;

30. Труд Г. Эббингауза «О памяти» (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии.

Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств – ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

Эббингауз тоже руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти «в чистом виде» и для этого изобрел особый материал.

интенциональные акты сознания как предмет психологии вводит

Основные итоги этого исследования Эббингауз изложил в ставшей классической книге «О памяти». Прежде всего он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом «кривая забывания». Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов.

Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

Хотя Эббингауз и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании испытуемого. Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены – при всей их прихотливости – психические явления. Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения – навыков.

Источник

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты-действия, которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне данных актов объект не существует. Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Изучение сознания в структурной школе Э.Титченера.

Структурная психология направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения). Структурная психология возникла в начале XX века. Ее научно-экспериментальные истоки относятся к опытам в лаборатории В.Вундта, однако данное направление приобрело статус самостоятельной школы благодаря американскому психологу Э. Титченеру и его последователям.

Один из самых «правоверных» учеников В.Вундта, англичанин Э. Титченер (1867—1927), приехал в США в 1892 г. после занятий философией и физиологией в Оксфорде, а затем двухлетней работы в вундтовской лаборатории. Он создал в Корнельском университете (США) оплот интроспекционизма, культивируя субъективный метод в такой изощренной форме, какая ни до того, ни после не встречалась в истории психологии.

Э.Титченер исходил из того, что психология должна строиться по образцу наук о природе, для чего необходимо определить с предельной точностью ее материал, найти исходные ингредиенты этого материала, а затем и всеобщие законы, по которым они объединяются в комплексы (структуры). Только после этого вопрос о психических функциях, т. е. о том, как эти комплексы работают, приобретает прочную основу.

Что же является первичным материалом психологии? В этом пункте и таился источник злоключений структурализма, обрекший его на неудачу. Психология, согласно Э.Титченеру, не может иметь своим объектом ничего, кроме сознания. Психическое совпадает с сознательным. Все, что находится за пределами сознания, относится к физиологии.

Разделение интроспекции и обычного самонаблюдения. Психологию Э.Титченер определяет как науку об опыте (experience) в его зависимости от испытывающей (experiencing) его личности. Поскольку же определение того, что относится к субъекту, и только к нему, — задача отнюдь не из легких (ибо требования жизни заставляют сознание сосредоточиваться на значениях вещей, а не на «опыте» в его зависимости от субъекта), то обычное самонаблюдение, не подготовленное к решению научно-психологических задач, нуждается в специальной тщательной тренировке, превращающей его в интроспекцию, способную описывать психологические факты в «чистом» виде (свободном от влияния культуры). Только такому натренированному наблюдению и может доверять психология, если она стремится познать свой реальный объект.

Под сознанием, учил Э.Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного, ненаучного взгляда скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. При обычном самонаблюдении человек говорит о том, что он воспринял стакан. С точки зрения интроспективной психологии он совершает в данном случае «ошибку стимула», так как сообщает об объекте (стимуле), вызвавшем психические явления, а не об этих последних, т. е. не об ощущениях светлоты, пространственных ощущениях и т.п.

В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула», т.е. подмены испытуемым своих реально испытываемых ощущений знанием о вызвавшем их внешнем раздражителе.

Программа Э.Титченера привлекла многих исследователей. Корнуэлльская лаборатория стала крупным научным центром, где утвердилась высокая экспериментальная культура и было подготовлено большое количество американских психологов.

В последующем структурная психология была подвергнута критике гештальтпсихологией за трактовку сознания как устройства «из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания в организации реальной деятельности человека.

Современное понимание сознания личности

Анализ исторически сменявших друг друга теоретических взглядов на природу сознания позволяет перейти к рассмотрению современной его трактовки. Что же такое сознание? Каковы его функции и возможности изучения.

Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отно­шений, в которые втягивается и в которых действует человек. К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная, духовная.

Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умст­венных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхи­щающих его практическую дея­тельность. Сознание изучается рядом на­ук — философией (основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию), логикой, лингвисти­кой, нейрофизиологией, антрополо­гией, социологией, этнографией и др.

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: ак­тивностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — это сознание чего-либо); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание само­го сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

Сознание любого ин­дивида уникально, но не произ­вольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и не­зависимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой суще­ствует индивид).

Эмпирическое изучение сознания стал­кивается с двумя основными труд­ностями.

Во-первых, все психологи­ческие явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессозна­тельное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания).

По данным самонаблюдения, сознание лишено соб­ственной психологической специфи­ки — его единственный признак со­стоит в том, что благодаря сознанию пе­ред индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различ­ные явления, составляющие со­держание конкретных психологи­ческих функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бес­качественное» условие существова­ния психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин пси­хических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождеств­лялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со внимани­ем или мышлением). В первом слу­чае о конкретном (в том числе экс­периментальном) изучении сознания вооб­ще не могло быть речи, во вто­ром — этот вопрос подменялся изу­чением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс).

Вторая труд­ность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем про­странстве, но в отличие от психи­ческих функций сознание (из-за его «бес­качественности») не удается «рас­членить» и во времени. Исследо­ватели не смогли обнаружить ха­рактеристик сознания, по которым его мож­но было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенных единицах времени, сравнивать сознание в опреде­ленные отрезки времени).

Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инва­риантных структур, схем сознания, накла­дывающихся на непрерывно меняю­щийся поток сенсорной, поступаю­щей от органов чувств, информа­ции и организующих его опреде­ленным образом.

Решающее зна­чение для решения проблемы сознания сыграли положения идеи Ге­геля о том, что структуры сознания име­ют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надын­дивидуальных социальных структур. В отечественной психологии к числу факторов, влияющих на развитие сознания, относят также совместную деятель­ность (прежде всего, производст­венно-практическую).

Различные формы проявления сознания могут быть обнаружены при помощи специальной работы, называемой термином «практика сознания». Практика сознания, т.е. работа с сознанием выражена в т.н. рефлексии, в способности человека выделять свое существование, делать его предметом осознания. Выход человека из «поглощенности» процессом жизни связан с обращением им внимания на процесс собственного отношения к миру (отражения данного мира). Таким образом, в переживании человеком собственных отношений, их осмыслении, оценке с точки зрения соответствия общественным нормам, выработке собственной позиции (нравственной, познавательной) проявляется его действующее сознание. Предметом внимания с его стороны становится не сам мир (его процессы, явления), а осознанное к нему отношение. Вместе с тем не все содержание сознания может быть «охвачено», понято размышляющим о себе субъектом. Это связано с объемностью содержания, многомерностью измерений и проявлений сознания.

С точки зрения непосредственного функционирования соз­нания целесообразнее говорить о его состояниях. Перечислим лишь некоторые из них: наивное, рациональное, обы­денное, мистическое, рефлексивное, многие патологические со­стояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека. 5

Понятие встраивания говорит о социальной обусловленности содержания, форм проявления сознания, которые в значительной степени определяются культурно-историческим контекстом, влияющим на формирование сознания отдельных индивидов и социальных групп.

С культурно-исторической точки зрения существуют два ви­да практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) со­знание как целое — это магия и вера. Магия — волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. В соответствии с первым видом прак­тики образуется (формируется) мифоло­гическое сознание, в соответствии со вторым — религиозное. Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека, таким образом, оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков. Символическая форма данного диалога становится «достоянием» сознания отдельного человека. 6

Для каждого вре­мени характерны те виды обществен­ной практики сознания, которые обра­зуют его «частные» формы (как определенным образом структу­рированную проекцию «сознания вообще» — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.). Таким образом, для нравственного сознания, например, конкретными феноменологическими воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию.

В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности (игре, учении, труде) и общении.

К реальностям сознания, описываемым понятием структу­ры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппози­ция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-праг­матические образования (догматизм, предрассудки, очевидно­сти и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерыв­ны во времени.

Психологическая структура сознания

Сознание представляет собой много­мерное образование. В этой связи в психологии зафиксированы различные подходы к выделению элементов, образующих сознание (его структуры). Одно из первых представлений о структуре сознания при­надлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархи­ческую структуру и включает в себя подсознание, сознание и сверх­сознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессозна­тельного.

В отечественной психологии сложился другой подход к ана­лизу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для соз­нания и сознание для бытия.

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего об­разуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и разви­та В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, зна­чения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и дей­ствия. В итоге получается двухслойная уровневая структура соз­нания и четыре единицы его анализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *