интерактивная форма обучения в образовании по физической культуре характеризуется
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
учитель физической культуры
МОУ «Школа № 97 г.Донецка»
Постановка проблемы. Современные изменения в образовании постепенно позволяют убеждаться в том, что интерактивные технологии обучения способны создать необходимые условия как для становления и развития компетентных учеников, так и для воспитания активных граждан с соответствующей системой ценностей.
В частности, Б.Шиян отмечает, что в процессе культурного развития человек действует последовательно в трех направлениях: усваивает культуру как объект ее влияния; создает новые культурные ценности, как субъект творческой деятельности; функционирует в культурной среде как носитель общественных и личных ценностей (“. культура интегрируется в сути самой личности. ”) [1].
В. Якимович и А.Кондрашов представляют интеграцию человека в культуре как единственно возможное средство решения противоречий его развития. Авторы предлагают модель человека физически культурного. Это человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры; гуманная, духовная, творческая и активная личность [2].
Сегодня в образовании ощутимый приоритет общечеловеческих ценностей. Согласно с личностно-деятельным подходом к организации учебного процесса, в центре его находится тот, кто учится. Формирование личности и ее становления происходят в процессе обучения при таких условиях: создание положительного настроя для учебы; ощущение равного среди равных ; обеспечение положительной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов; возможность свободно выразить собственное мнение и выслушать своего товарища; учитель – друг, советчик, старший товарищ. Всем этим условиям отвечают интерактивные технологии. Они относятся к инновационным, цель которых – сотрудничество в реализации общих задач.
Цель: раскрыть особенности интерактивных форм деятельности учеников на уроках физической культуры как предпосылку роста педагогической инноватики в контексте формирования физической культуры личности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы);
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ
На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты
Разминка способствует развитию коммуникативных и физических навыков. Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Задания для разминки предполагают логическую цепочку из полученных знаний и умений, т.е. конструирование нового знания.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
I этап – визуальный (1–2-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап – технический (3-4-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».
У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе – аналитическом (4-й классы) – учащиеся учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.
Результаты . Анализ педагогического опыта учителей и собственного, собеседований с учителями, которые были членами областной творческой группы проблемы “Использования инновационных методов на уроках физической культуры” (2015 – 2017 гг.), позволили нам определить алгоритм внедрения интерактивных форм в процесс обучения учащихся предмета “Физическая культура”, состоящий из:
1. Разработка и использование дидактического материала, направленного на формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности для повышения уровня физической подготовленности, показателей здоровья.
2. Моделирование и проведение уроков (фрагментов), которые ориентируют деятельность учителя на активизацию познавательных интересов учеников в контексте формирования их личной физической культуры.
3. Использование методологических подходов к развитию инициативы и творческих способностей учеников в процессе урочной деятельности по физической культуре.
4. Подбор материалов с целью активного привлечения учеников разного уровня физической подготовленности, состояния здоровья к наиболее интересным средствам управления.
6. Использование разных видов тестирования, альтернативных форм оценивания, в основе которых положено индивидуальный рост, улучшение собственных результатов каждым учеником.
Выводы. Наблюдения за учениками во время процесса интерактивной формы деятельности на уроке позволили прийти к таким выводам:
• у всех учеников повышается уровень сознательной активности во время выполнения упражнений;
• каждый участник группы может избирать собственный темп выполнения упражнения, что позволяет индивидуализировать процесс управления;
1. Шиян Б.М. Теория и методика физичного воспитания школиников. Часть 1. – Тернополь: Учебная книга – Богдан, 2001. – 269 с.
3.Аксенова О.П. Формирование физической культуры учащихся начальной школы в условиях дифференцированного обучения: теория и методика воспитания.-Запорожье, 2005.-226с.
Организация интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.
Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения.
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление студентов ; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
самостоятельной выработкой решений студентом;
высокой степенью вовлечённости студентов в учебный процесс;
преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;
постоянной обработкой связью студентов и преподавателем, и контролем за самостоятельной работой обучения.
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов студентов, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к уроку и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для организации на занятиях активно познавательной деятельности студентов решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока. Обучение должно идти близко к потолку возможностей студента: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности студентов. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей.
Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.
Главные задачи интерактивных средств обучения: обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала ; исключить дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций студентов. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться студентами. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения?
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Основываясь на требованиях к результатам освоения образовательной программы, наши студенты должны: уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); уметь принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); уметь работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (ОК 10).
Исходя из этого, я использую на уроке активные и интерактивные методы.
В процессе прохождения программного материала по лёгкой атлетике студентам предлагалось составить, используя информационные технологии или самостоятельно, комплекс упражнений и продемонстрировать его совместно со студентами своей группы. Так же мы предлагали провести подготовительную часть занятия. Здесь мы становились консультантами. Говорили, какой должна быть последовательность упражнений и нагрузка. Мы обратили внимание, что провести разминку может не каждый. Некоторые разочаровываются в том, что у них плохо получается, и не достигают положительного результата своей деятельности. Но, мы выставляем оценку только тем студентам, которые справились с поставленной перед ними задачей.
На занятиях гимнастикой мы изучаем различные комбинации из акробатических упражнений. Более подготовленному студенту предлагается продемонстрировать правильное выполнение упражнения или связки упражнений. Остальные смотрят и запоминают. После этого студент, продемонстрировавший упражнение или связку упражнений наблюдает за тем, как выполняют задание остальные, указывает на ошибки и помогает исправить их. На таких занятиях студенты дополнительно учатся выполнять приёмы страховки и самостраховки. Так же используется групповое оценивание. Когда один студент выполняет упражнение, остальные смотрят, указывают на количество ошибок и коллективно выставляется оценка. Этот приём используется для того, чтобы студент не мог даже подумать о предвзятом отношении к нему преподавателя и о том, что оценка выставлена не обоснованно. А самое главное, они стараются выполнить упражнение как можно лучше.
На контрольных занятиях мы привлекаем к работе студентов, которые освобождены от занятия. Они помогаю заполнять протокол сдачи зачёта. Используя таблицу контрольных нормативов, сообщают о полученной оценке.
На занятиях спортивными играми студенты самостоятельно выполняют судейство учебной игры. Более подготовленные студенты помогают освоить технику приёмов спортивной игры. В волейболе они показывают менее подготовленному, как держать руки во время передачи или приёма мяча, показывают, как работают руки и ноги во время подачи и что нужно исправить, чтобы выполнить подачу. В баскетболе они помогают освоить броски в кольцо.
Наши занятия строятся на деловых отношениях со студентами. Им можно доверить провести судейство спортивной или подвижной игры, чтобы преподавателю можно было провести работу с отстающими студентами.
В дальнейшем, мы планируем, как можно чаще использовать активные и интерактивные методы на занятиях физической культурой, чтобы добиться сформированности основных компетенций наших выпускников.
Статья «Использование интерактивной технологии на уроках физической культуры»
Использование интерактивной технологии на уроках физической культуры
Карягина Марина Анатольевна,
Преподаватель ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование интерактивной технологии на уроках физической культуры предполагает организацию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе совместной деятельности обучающиеся выстраивают диалоговое общение для совместного решения поставленных задач. В процессе этого общения они учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках по физической культуре организуются индивидуальная, парная и групповая работа, игровая и соревновательная деятельность.
В качестве примера использования интерактивной технологии на уроке физической культуры представляю конспект занятия по волейболу. В данном конспекте представлена основная часть урока.
Профессия: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Тема учебной программы: «Волейбол»
Тема урока: «Техника и тактика игры волейбол»
Образовательные : 1. Научить стопорящему шагу, отталкиванию и прыжку при нападающем ударе. 2. Совершенствование передач 2мя руками сверху и снизу. 3. Совершенствовать тактику игры в нападении.
Воспитательные: 1. Формировать ответственное и сознательное отношение к занятиям физической культурой.2. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности при работе в команде.
Методические: Обеспечить студентов необходимой информацией в области тактики игры, развивать навыки совместной работы, положительной взаимозависимости, показать организацию деятельности обучающихся, способствующую формированию ОК2, ОК3, ОК6 в режиме интерактивной технологии.
Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры.
Творческая работа
« Инновационные методы и интерактивные формы обучения на уроках физической культуры»
Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
Понятие инновационной деятельности в педагогике…. 5
Влияние инновационной деятельности на работу педагога…7
Развитие инновационной деятельности……………………. 10
2.1. Инновации в системе оценки учащихся………………………. 13
2.2. Инновации на уроках физической культуры…………………. 14
Список использованной литературы…………………………. …..…23
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.
Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.
Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании.
1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная деятельность» в образовании;
2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.
Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.
Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.
Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.
Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.
Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).
Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).
Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.
Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.
1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.
Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.
Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:
создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;
формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;
создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;
создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;
создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;
Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.
1.3. Развитие инновационной деятельности.
материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;
Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.
Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.
Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.
Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.
В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.
Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:
— сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
— проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
— критическое отношение к педагогическим нормативам;
— рефлексию и построение системы смыслов;
— открытость среде и профессиональным новшествам;
— творчески преобразующее отношение к миру;
— стремление к самореализации 12
2.1. Инновации в системе оценки учащихся.
Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:
уровень знаний, умений и навыков;
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.
2.2. Инновации на уроках физической культуры.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.
Социальный заказ общества в школе на современном этапе его развития
определяет формирование активной личности человека, связанного с
научно-техническим и социальным прогрессом. Переориентация школьного
образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве
одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья у учащихся,
повышение функциональных возможностей детей и подростков.
Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:
Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.
Развитие «ведущих» физических качеств.
Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.
Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.
Среди активных форм выделяются:
1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.
2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.
3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.
4. Урок-встреча. Такой урок прошел у нас в этом году, где участник олимпийских игр по легкой атлетике Спицин Валерий Анатольевич рассказал много интересного о спорте, о легкой атлетике, об олимпийских играх. Заинтересовавшись многие учащиеся активно посещают спортивную секцию.
5. Урок-экскурсия. Такой урок мы провели посетив легко-атлетический манеж. После посещения этой экскурсии мы провели небольшой экскурс по истории развития легкой атлетики в городе. Такие экскурсии позволяют заинтересовать учащихся активной двигательной деятельностью.
6. Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех эта
пах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.
Все эти уроки объединяют общие признаки:
Тесное взаимодействие учителя и ученика.
Высокая степень организации мыслительной деятельности.
Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.
Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.
Максимальная познавательная самостоятельность.
Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.
Повышение эффективности процесса обучения.
Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, знания приобретают прочных и долговременных, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик самостоятельную поисковую деятельность на уроке.
Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Учащиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов.
Еще несколько лет назад про новые формы обучения в школе никто не только не слышал, но и не думал. Дети шли по общей дорожке сначала в детский сад, а затем в школу. Но в нынешнее время способов обучения довольно много. Стоит отметить также тот факт, что современные дети очень сильно отличаются от детей предыдущего поколения, старые формы обучения им становятся скучными, поэтому система образования постепенно улучшила не только материал, который преподается в школе, но и его форму подачи.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:
-проблема изучения педагогического опыта;
-проблема доведение до практики.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.
Список использованной литературы.
Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.