интерактивное учебное пособие это

Электронные учебники: как это работает

интерактивное учебное пособие это

Что такое электронные учебники?

Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.

В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.

Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.

интерактивное учебное пособие это

Пример страницы интерактивного учебника

Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам — учиться стало более занимательно.

Как это работает?

Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.

интерактивное учебное пособие это

Сайт образовательной платформы LECTA

Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.

интерактивное учебное пособие это

В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.

интерактивное учебное пособие это

Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Какие планшеты подходят для школ?

Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.

интерактивное учебное пособие это

10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников

Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию — от этого и стоит отталкиваться:

Источник

Интерактивный учебник

интерактивное учебное пособие это

Тамара Коновалова

Интерактивное изучение школьных предметов получает популярность, неслучайно выдвинут проект по введению нового обязательного школьного предмета Основы кибербезопасности. Все чаще школьники обращаются к сети интернет для получения необходимой информации, чтения учебников и книг онлайн. Это привычно для детей, с ранних лет использующих гаджеты, главное — помнить о безопасности и не попасться мошенникам. Что же такое интерактивные учебники?

Интерактивный учебник — это материал по предмету в сети интернет в виде сайта, странички или курса видео-уроков. Интерактивные учебники размещают образовательные учреждения (курсы дистанционного образования) или частные преподаватели, репетиторы и те, кто хочет поделиться знаниями.

Появились отдельные компании, “издающие” интерактивные учебники. Стартовая страница интерактивных учебников представляет собой содержание, или оглавление, в котором, нажимая на графы, попадаешь в соответствующий раздел курса. К плюсам интерактивных учебников относится: дети с интересом “перелистывают страницы” учебников, в котором движутся картинки (схематично показано течение химической реакции), возможность дистанционного образования. Но не все интерактивные учебники предлагают грамотный, методический правильный контент.

Стоит учитывать степень опасности непроверенных сайтов. Сайты с учебниками бесплатны, авторы получают прибыль, размещая на странице рекламу, но есть вероятность мошенничества.

Источник

Статья «Интерактивные пособия и электронные формы учебника.»

Введение в образовательный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определило обязательное внедрение и использование новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. При любых переменах и нововведениях в образовании, урок остается главной составляющей учебного процесса. Каким же должен быть современный урок? В первую очередь, результативным и действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, родителей, общества и государства.

Реализация данного требования возможна, если организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой учитель – это координатор, организатор или направляющий. Вторым важным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности, что предполагает формирование готовности к общению со сверстниками, взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

Также еще одно важное требование в современном процессе обучения – использование современных информационно-коммуникативных технологий на уроках. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Такую возможность предоставляет современному школьнику сегодня электронный учебник и ВЫСОКОинтерактивные учебные пособия.

Использование ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивных учебных пособий в учебном процессе – это попытка заинтересовать современных школьников, реализовать идеи развивающего обучения, а также возможность оказать существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса.

ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивныеучебные пособия не заменят учителя или учебник, но коренным образом позволят изменить характер педагогической деятельности.

Как подготовить урок с использованием ЭФУ

Шаг 1. определить модель использования ЭФУ на уроке: индивидуальная, смешанная(комп-р учителя и несколько устройств в классе), фронтальная (компьютер учителя), групповая (устройство и мультимедийная система), дистанционная модель (скайп, дом.обучение)

Шаг 2. определяем тип изданий в электронной форме: базовые издания (учебник, тетрадь) и дополнительные (диктанты, тренажеры, ВПР, тесты)

ВАЖНО. Выбираем тип, который освоили

Шаг 3. определяем ресурсное оснащение урока с учетом требований СанПин

Интерактивные ресурсы (системно-деятельностный подход) : интерактивность контента, интерактивность средств контроля, адаптивность к расположению экрана, динамичность изображений, немедленная реакция на выполнение интерактивных действий – возможность включения в методическое сопровождение урока компьютерное тестирование, удобная навигация

Продолжительность непрерывного использования:

. компьютера с жидкокристалическим монитором на уроках составляет: 1-2 кл – не более 20 мин., 3-4 кл. – не более 25 мин., 5-6 кл – не более 30 мин., 7-11 кл – не более 35 мин на уроках.

2. интерактивная доска- непрерывная продолжительность работы обучающихся на уроке: 1-4 кл – не более 5 мин., 5-11 кл – не более 10 мин.

СУММАРНАЯ продолжительность использования интерактивной доски на уроках 1-2 кл не более 25 мин., 3-4 кл и старше – не более 30 мин. При соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомляемости обучающихся НЕ допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения (компьютер и эл.доска)

Шаг 4. Определяем на каких этапах урока, какие типы ресурсов будут использованы ЭФУ ИЛИ ЭП.

1. Этап мотивации и целеполагания

2. Этап открытия новых знаний и способов учебных действий

3. Этап подведения итогов

Шаг 5. готовим проект аспектного анализа урока

ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивные учебные пособия, их преимущества:

— полный комплект учебников на одном устройстве

— возможность реализации межпредметных связей

— возможности выделения значимых частей текста, создания пользовательских закладок и заметок

— возможности интерактивного тестирования

— меняется композиция самого урока (больше индивидуальной работы); меняется темп урока

— дополнительная мотивация, результат.

— меняется роль учителя (учитель как информатор!, учитель как организатор. )

— возможность формирования УУД самоконтроля, самооценки

— возможность исправить свою ошибку и после этого смело отвечать учителю или перед классом (формирование внутренней мотивации)

— качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса

Обучение с использованием ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивных учебных пособий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Применение ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивных учебных пособий на уроках:

-усиливает положительную мотивацию обучения,

-активизирует познавательную деятельность учащихся.

-позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, повышает объем выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

Внедрение ЭФУ и ВЫСОКОинтерактивных учебных пособий в образовательный процесс осуществляется с учетом психолого-педагогических условий, в соответствии с которыми учитель корректирует методики, приемы и средства обучения, что способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся.

Источник

Зачем использовать интерактивное развивающее пособие в школе?

Интерактивные наглядные пособия содержат в себе готовые занятия для проведения индивидуальных или групповых занятий с детьми разного возраста. образовательный комплекс включает развивающие занятия, готовые конспекты для педагога, тренировочные упражнения, примеры разработки трехмерных моделей.

Как работают интерактивные пособия для детей?

В состав комплекта входит информационный носитель с интерактивной частью занятия – наглядная презентация по теме занятия, схемы для сборки моделей, различные задания. Дополнительно в наборе представлены методические рекомендации с конспектами к урокам и указаниями.

Использование интерактивных пособий на занятиях в общеобразовательной школе имеет несколько преимуществ для педагогов:

Интерактивные материалы являются полностью самостоятельным педагогическим инструментом, не требует использования дополнительных материалов или поиска информации по теме.

В процессе разработки интерактивной части были учтены возрастные и психологические особенности восприятия детей разного возраста.

Программное обеспечение каждого пособия соответствует предложенной структуре и содержанию занятия:

Все интерактивные пособия для школ содержат методическую часть, в которой каждый конспект построен по четкой стандартизированной структуре. Создатели позаботились, чтобы материал был простым и понятным для педагога.

В комплекте есть рекомендации по организации занятий, подготовке материалов и техники, учебно-тематическое планирование с четкой постановкой задач.

Хотите скомплектовать учебное заведение по ФГОС?

Подберем всё интерактивные развивающие пособия или мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.

Источник

Интерактивное учебное пособие это

Процессы информатизации образования в целом и развитие системы открытого и дистанционного образования в частности привели к стремительному росту числа компьютерных учебных пособий. Задачи описания фонда таких пособий и их эффективного использования в учебном процессе делают актуальными проблемы типологии компьютерных средств обучения и оценки их качества.

Прежде чем рассматривать типологические характеристики компьютерных средств обуче¬ния, представляется необходимым остановиться на определении понятия «электронное учебное пособие». Несмотря на то, что практика разработки и использования компьютерных средств обучения насчитывает уже около пятидесяти лет, терминологическая система этой области методики все еще находится в стадии становления. В связи с этим можно говорить о том, что часто одни и те же понятия используются в разных значениях, а для определения разных явлений может применяться один термин, кроме того, терминологическая система обновляется — постоянно появляются новые термины, а часть терминов постепенно выходит из употребления.

Обратившись к ряду определений электронного учебника и электронного издания, можно отметить, что они не определяют феномен учебных электронных пособий как особых средств обучения, а акцентируют внимание прежде всего на общедидактических и содержательных характеристиках и материальной форме их реализации:

«Электронный учебник — основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины ГОС специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой».

«Электронное издание — совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном, оптическом»1,

«Электронный учебник (пособие) — учебник, существующий в форме электронного документа, т.е. в виде текста, который хранится в памяти ЭВМ, может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ»2.

Несомненно, что электронные средства обучения, сохраняя многие типологические свойства печатных учебных пособий, обладают специфическими характеристиками, обусловленными новыми возможностями, предоставляемыми компьютерными технологиями. Именно это положение может служить основанием для рассмотрения типологических признаков компьютерных учебных пособий3. Представляется, что показателями, определяющими основные характеристики электронных учебных пособий, являются:

На основе соотношения с печатными учебными изданиями можно выделить три типа электронных учебных пособий:

При рассмотрении этих разновидностей компьютерных средств обучения необходимо учитывать, что понятие «соотношение с печатным изданием» условно в том плане, что электронные учебные пособия могут не иметь печатных аналогов, но, тем не менее, в той или иной степени реализовывать их свойства.

Электронной копией считается электронное пособие, представляющее всю текстовую и графическую информацию в линейном виде так, как она представлена в печатном издании4. Удобство использования копий не вызывает сомнений — наличие таких документов позволяет получить доступ к информации, которая не существует или недоступна в печатном варианте; такой электронный текст можно редактировать, копировать (полностью или частично), хранить и распечатывать в удобном формате. Примером электронных копий могут служить образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебные и методические пособия, контролирующие задания, копии академических печатных изданий, статей и журналов и материалов, опубликованных в Интернете.

Электронной версией печатного пособия можно назвать электронный документ, который использует специальные возможности для нелинейного и мультисенсорного представления информации.

Электронной версией можно считать пособие, в котором, например, используются следующие возможности текстового редактора:

Их применение позволяет осуществить нелинейное прочтение аналога или электронной копии печатного издания. Включение системы гиперссылок и средств мультимедиа существенно расширяет возможности для создания специфического компьютерного представления информации.

Большое число создающихся в настоящее время электронных учебников и пособий может служить примером таких электронных версий. Часто их электронные возможности ограничены использованием гипертекста на уровне оглавления (как правило, это главное меню), гиперссылок (как в пределах раздела или всего пособия, так и с выходом на другие документы) и предметных и алфавитных указателей.

Примерами многоплановой и многоуровневой реализации возможностей электронных версий могут служить многочисленные мультимедийные энциклопедии, словари, атласы и т.п. Они, как правило, включают гипертекст, аудио-и видеофрагменты, анимацию, всевозможные схемы, географические карты, хронологические таблицы и т.п. и предлагают разнообразные средства поиска информации.

Сохраняя многие преимущества электронной копии, электронная версия значительно предоставляет возможности:

Необходимо отметить, что при работе с электронной версией существует сложность формирования целостного представления о материале. Также является проблематичным полное прочтение учебного пособия на экране в случае, если оно включает большой объем информации или предложенная организация текста не соответствует требованиям, предъявляемым к учебным гипертекстам5.

Компьютерные средства обучения третьего типа — интерактивные пособия — существенно отличаются от электронных копий и версий. Для них основным качеством является не соотнесенность с какими-либо печатными, гипертекстовыми или мультимедийными материалами, а возможность взаимодействия и получения обратной связи. Понятие «интерактивность» уже обозначает «взаимодействие», «совместную деятельность» и поэтому является общим свойством взаимодействия «пользователь — компьютер».

Специфика его частного проявления в интерактивной обучающей системе связана с тем, что во взаимодействии «обучающийся — компьютер» является обязательной направляющая и оценивающая роль компьютера. Именно это свойство диалога, а также «закрытость» содержания интерактивных учебных пособий отличают их от электронных копий и версий, последние из которых также предоставляют возможность для активных действий пользователя, но не включают специально организованного диалога. Таким образом, термин «интерактивное пособие» может объединить всевозможные компьютерные средства обучения (компьютерные автоматизированные системы, обучающие программы, тренажеры и т.п.), которые содержат такой диалог.

Обращаясь к рассмотрению структуры компьютерных учебных пособий, можно отметить, что основные структурные признаки во многом совпадают со структурными характеристиками печатных учебных изданий, поскольку определяются общими закономерностями обучения. В структуре электронных пособий могут быть представлены:

Необходимо отметить, что для компьютерных пособий типично сочетание этапов тренировки и контроля и, кроме того, в пособия любой структуры часто включаются справочные материалы.

Рассматривая возможности интеграции компьютерных пособий в учебный процесс, можно провести некоторые параллели с печатными учебными пособиями. Существуют компьютерные учебные пособия, предназначенные для:

В зависимости от структуры можно говорить об использовании компьютерных пособий:

Таким образом, рассмотрев ряд подходов к типологии электронных учебных пособий, можно говорить, что специфическими характеристиками, определяющими их тип, являются:

Именно эти показатели отличают компьютерные учебные пособия от печатных и позволяют выделить три основных типа компьютерных средств обучения: электронная копия, электронная версия и интерактивное учебное пособие. Структура пособия соотносится с его жанром (учебник, справочник, задачник, тренажер и т.д.), который в значительной мере определяет возможности использования компьютерного пособия в учебном процессе.

Представляется, что четкое представление о типе и жанре электронных учебных пособий позволяет осознать возможности и ограничения каждого из них и выработать критерии оценки качества компьютерных средств обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *