интерактивные формы методической работы
Интерактивные формы в методической работе с педагогами ДОО
Алена Мингалева
Интерактивные формы в методической работе с педагогами ДОО
В дошкольной образовательной организации существует множество форм работы с педагогическим коллективом.
Перестройка дошкольного образования принесла в дошкольные образовательные организации интересные формы работы:
• методические дискуссии и диспуты;
• педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);
• моделирование педагогических ситуаций;
• олимпиады методических инновационных разработок НОД, воспитательных мероприятий;
• методические «мосты» (дистанционное общение в интернете,
• литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
• аукцион методических разработок;
• методический КВН;
• конкурсные выставки методических разработок (ООД, воспитательных мероприятий) и др.
• конкурсы профессионального мастерства
• «копилка» педагогического мастерства
• создание банка инновационных идей
• творческая лаборатория молодых специалистов
• школа родительской любви
• педагогический маркетинг
• ярмарка инновационных идей
• творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
• музыкально – литературная гостиная
Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки педагогов и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.
Сегодня педагогическая интерактивная игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».
Ниже предлагаю конспект «Своей игры» с использованием ИКТ (приложение № 1).
Цель игры: Активизировать знания педагогов дошкольного образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Материал и оборудование: мультимедийная установка.
Место проведения: музыкальный зал.
Добрый день уважаемые коллеги!
Рада приветствовать Вас на «Своей игре».
В нашем коллективе уже сложилась традиция проводить деловые игры, педагогические ринги, аукционы и другие активные формы организации, где мы с вами повышаем свои профессиональные компетенции.
Сегодня оценку нашей игре даст компетентное жюри в составе:
Сегодня задача жюри вести подсчет набранных вами очков. Предоставим им слово для напутствия наших игроков.
Предлагаю вам играть каждому за себя или разделиться на 2 команды.
Желаю всем успехов!
На экране представлены темы и стоимость вопроса.
Темы: Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды, Понятия РППС, Требования к ПРРС, Формирование предметного содержания РППС ДОО
Интерактивные формы работы с педагогами
Содержимое публикации
Интерактивные формы работы с педагогами.
Перед руководителями методических объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм методических объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Интерактивный, означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие руководителя МО педагога-участника МО.
Какова основная цель «интерактива»?
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
В чем состоит суть интерактивного обучения?
Процесс взаимодействия организован таким образом, что:
— практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
— коллеги имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают;
— каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
— этот процесс происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формулирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.
Микрофон. Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Синтез идей» Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседаниия: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая –второй и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.
Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
заключение, подведение итогов обсуждения.
В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.
Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
Изучить позицию и аргументы оппонентов.
Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.
Метод « ПРЕСС» Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Коллеги выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.
Два, четыре, все вместе.
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок
Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века
Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.
Этапы метода мозгового штурма
1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы
Находим людей для генерации идей
Сообщаем им о том, какая задача стоит.
Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:
Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения.
Проводить индивидуальный мозговой штурм.
Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче.
Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы.
Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много.
Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар».
2) Сам мозговой штурм (генерация идей)
Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
Модератор записывает задачу на доске.
Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)
Модератор записывает все идеи. И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:
У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.
Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.
Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.
Участники вялые ничего не хотят делать.
Предложить поиграть в игру: «Как еще можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и т.п. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма.
Люди не могут удержаться от критики
Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.
3) Выбор подходящей идеи (анализ идей)
Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.
Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.
Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.
Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.
Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно.
2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.
Значение использования интерактивныхметодов в дошкольном учреждении:
1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.
•Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.
•Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.
• Педагогический ринг: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам,в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
• Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
• Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
•Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.
•Лекция вдвоем: педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.): 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час «Золотые россыпи»: работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.
• Мастер – класс (практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
• Проблемные педагогические ситуации. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.
• Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
• «Киношкола»: педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.
•Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе.Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».
• Выставки – ярмарки педагогических идей,аукцион: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Коучинг –сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
• Квик –настройка: это настрой педагога на успешную работу.
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
• Кейс –метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
•Технология открытого пространства: предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы).
•Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.
1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. –СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др.Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.
Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.