интерактивные формы обучения примеры

Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию

У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.

Интерактивные методы: суть, задачи, принципы

Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.

интерактивные формы обучения примеры

Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.

Задачи интерактивных методов обучения

В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:

интерактивные формы обучения примеры

Принципы интерактивных методов

В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

Примеры интерактивных методов обучения

Сюжетно-ролевая игра

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

Примеры сюжетно-ролевых игр

Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

Игра на ассоциации

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

Примеры игр на ассоциации

Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

Мини-исследование

интерактивные формы обучения примеры

Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.

В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

Как проводить

Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

Сформулировать суть проблемы.

Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

Оформление результатов и подведение итога.

Примеры мини-исследований

Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Возраст : для средней и старшей школы.

В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

Как проводить

Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

Каждая группа презентует свое решение перед классом.

Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

Примеры кейсов

Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.

Источник

20 идей для интерактивных уроков

Есть множество способов, которые вы можете использовать в обучении своих учеников. Но если вы действительно хотите, чтобы они принимали активное участие в занятии, а не просто запоминали факты или числа, то лучший способ для этого – интерактивные уроки.

Интерактивные занятия – это занятия, которые исключают одностороннее общение или индивидуальное обучение в пользу вовлечения учащихся в уроки или материал. Такие занятия позволяют ученикам понять, что они изучают, на более глубоком уровне, что делает уроки более успешными и полезными.

Есть разные способы добиться активного участия учеников в занятии:

Вы поощряете своих учеников быть активными членами вашего обучения, думать самостоятельно, что приводит к долговременному запоминанию информации. Улучшаются не только знания учеников, но и их интерес, сила, командный дух и свобода самовыражения.

Ниже рассмотрим 20 идей, инструментов и игр, которые сделают ваши уроки интерактивными и улучшат качество обучения.

Условно их можно разделить на такие категории:

Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников

3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:

Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.

Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают!

Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.

Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.

Индивидуальные обучающие мероприятия

Лучше всего использовать опрос в конце урока. Попросите учеников написать в течение одной минуты ответ на конкретный вопрос. Например: «Самое важное, что вы узнали сегодня?»

Затем можно начать разговор именно с этого на следующем занятии. Вы можете спросить учеников, помнят ли они еще то, что записали.

Выявите неправильные представления учеников. Посмотрите, могут ли они определить правильный ответ, когда им предоставлен ложный факт. Это полезно для закрепления предыдущего урока, а также побуждает учеников глубоко думать и лучше закреплять материал.

Составьте чек-лист или опрос со списком вопросов (сделайте их конкретными) по вашей теме и попросите учащихся обвести (или отметить) те, на которые они не знают ответов.

Создайте задания по разным вопросам, которые были обведены. Пусть ваши ученики поработают над дополнительными упражнениями и объяснениями по этим заданиям индивидуально. Поскольку все ваши ученики обведут разные вопросы, вы должны дать каждому из них свой индивидуальный набор заданий.

Попросите учеников молча решить задачу или ответить на вопрос. После получения ответа попросите тех, кто сделал это правильно, поднять руки (если занятие проходит в офлайн) или написать об этом в чате (если ведете онлайн-урок). Затем все остальные ученики должны поговорить с кем-нибудь из тех, кто справился с заданием, чтобы лучше понять суть и в следующий раз не допускать ошибок.

Деятельность в парах

После обмена опытом и обсуждения, которые описаны выше в первой идее, вы также можете попросить учащихся найти нового партнера и поделиться с ним выводами и осознаниями, которые произошли в предыдущем партнерстве с другим учеником.

Предложите учащимся обсудить основные моменты урока. Затем разделите учеников на пары и назначьте им 2 роли. Один из них – учитель, а другой – ученик. Работа учителя состоит в том, чтобы набросать основные моменты, в то время как работа ученика – вычеркнуть пункты в своем списке по мере их упоминания и придумать 2–3 пункта, которые учитель пропустил.

После индивидуальной творческой деятельности разбейте учеников на пары, чтобы поделиться своими результатами. Затем дайте слово добровольцам, которые сочли работу своего партнера интересной или образцовой. Ученики часто более склонны публично делиться работой сокурсников, чем своей. В итоге вы сможете их мягко подвести к тому, что они поделятся своими выводами и возможно даже результатами своей работы.

Предложите ученикам подискутировать в парах. Они должны отстаивать противоположную сторону своего личного мнения. Это побуждает учащихся отойти от собственных убеждений и учит их время от времени смотреть на ситуацию под разным углом.

Может быть такой вариант: одна половина группы занимает одну позицию, другая половина – другую. Каждый может говорить только один раз, чтобы все учащиеся с обеих сторон могли высказаться по поводу проблемы.

В парах учащиеся рассматривают противоположные эмоциональные стороны тематического исследования, утверждения или темы. Попросите их по-настоящему «прожить» изучение конкретного случая. Вы откроете для себя несколько хороших идей, а ваши ученики приобретут важные социальные навыки.

Чтобы помочь ученикам с письменным заданием, предложите им обменяться черновиками с партнером. Партнер читает эссе и пишет ответ из 3 абзацев: в первом абзаце описываются сильные стороны эссе, во втором абзаце обсуждаются его проблемы, а в третьем абзаце описывается, на чем партнер сосредоточился бы при редактировании, если бы это было его эссе. Ученики могут многому научиться друг у друга!

Групповая деятельность

Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.

Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.

В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.

Интерактивные игровые действия

Включите в ваше обучение интерактивные учебные игры. Они доставляют столько удовольствия ученикам, потому что не похожи на обучение. Это кроссворды, игры на совпадение пар, лото, головоломки, игры на запоминание на время и многое другое.

Кроссворд идеально подходит для повторения. Выберите список слов и их описание и создайте кроссворд. Разгадывание кроссворда превращает скучные уроки в увлекательное занятие.

Используйте название раздела или главы как набор букв, из которых можно составить слова, и дайте командам возможность составить как можно больше слов, относящихся к теме. Вы также можете попросить учащихся составлять слова из только что изученных терминов.

Приклейте термин или имя на спину или лоб каждого ученика. Ученик задает вопросы, ответом на которые может быть только «Да» или «Нет», пытаясь угадать термин. Конечно, этот термин или понятие связано с темой вашего занятия.

Лото – забавная игра, которая может быть использована для всех видов упражнений: языковых, математических и т.д.

Это всего лишь малая часть идей, которые помогут сделать ваше обучение интерактивным, а значит более интересным, увлекательным и захватывающим.

Источник

Статья «Интерактивные формы обучения»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Методические разработки некоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.

В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:

в чем сущность интерактивного обучения?

какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?

как – принципиально – строится интерактивный урок?

с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?

в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

Интерактивые формы нацелены на:

— стимулирование учебно-познавательной мотивации;

развитие самостоятельности и активности;

воспитание аналитического и критического мышления;

формирование коммуникативных навыков и

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Характеристика методов обучения

интерактивные формы обучения примеры

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

интерактивные формы обучения примеры

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

интерактивные формы обучения примеры

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

Покажем некоторые интерактивные упражнения:

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

– Обоснование своей мысли («… Так как…»)

– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»).

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»

Обсуждение с целью закрепления материала.

Как строится интерактивный урок?

Что является его принципиальными составляющими?

Мотивация – 2 минуты (5%)

Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

— линия переживания опыта в диалоге;

— линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:

ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.

Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.

По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».

Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

В методике описаны организационные формы рефлексии:

«Для меня сегодняшний урок…»

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?

Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *