интерактивные формы обучения в начальной школе
Статья и презентация «Применение интерактивных технологий обучения в начальной школе (обзор методов)»
Применение интерактивных технологий обучения
в начальной школе (обзор методов)
Нельзя научить, можно научиться.
Процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются высокие требования: она должна готовить детей к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире.
Меняется и деятельность учителя. От нас требуется профессиональное совершенствование и поиск новых форм и методов работы для достижения результатов обучения).
Современные дети сильно изменились. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Резко возросла информированность детей.
Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе.
Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество часто оказываются недоступны для младших школьников. Это затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций, лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Сегодня дети более открыто выражают отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Интерактивные технологии обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний..
Формами интерактивного обучения являются:
Работа в статичных парах или парах сменного состава;
Работа в малых группах;
Технологии интерактивного обучения применяются на разных этапах урока: организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, релаксация, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия
Ротационные (сменные) тройки.
Работа в малых группах.
9) АМО «Дерево решений».
Ролевая (деловая) игра.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых мною на уроках.
«Поздоровайся глазами »
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
«Карусель». Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос. Я недавно использовала этот метод на уроке математики.
ДЗ – подготовить 5 примеров на сложение и вычитание в пределах 10, записать их на двух карточках: с вычислением и без.
Меняясь, дети решали примеры, вручали жетон за правильно решенные, через 30 сек. перемещались.
За 6 минут каждый решил и проверил 60 примеров.
«Аквариум». Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» выбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Во время классного часа «Моя малая родина» был предложен проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в нашем городе всем стало удобно жить?»
Перед штурмом проинструктировала группу. Основное правило на этом этапе – НИКАКОЙ КРИТИКИ. Выбрала эксперта и секретаря, который фиксировал идеи.
I этап – создание банка идей. Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Я использовала прием «Мяч по кругу» (учащиеся передают мяч друг другу, высказывая идеи).
II этап – анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
III этап – обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
В результате такой работы были выбраны идеи, которые могли быть реально претворены в жизнь. Эти предложения мы отправили в муниципальный округ.
Активный метод обучения (АМО) «Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
На интегрированном уроке окружающего мира и технологии по теме «Выращивание растений» я использовала этот метод. Дети обсуждали вопрос: Какие условия необходимы для прорастания и развития растения?
Прием «Верно/Неверно». При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
«Один – два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
«Сходства и различия». Учащиеся в парах или малых группах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов.
«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
Метод « ПРЕСС». Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
«Для меня сегодняшний урок…»
«Пантомима» (смайлики) настроения и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Интерактивные формы обучения в начальных классах
«Презентация практического опыта по применению интерактивных форм обучения в начальных классах».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция класса);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников на группы. Первоначально лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Правило седьмое. Уважать мнение каждого, быть вежливым.
Правило восьмое. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Учителя начальных классов на своих уроках применяют разные формы и методы интерактивного обучения.
Такие как: 1.« Метод проектов».
В методе проектов ученики объединяются в небольшие группы и работают над темой, которая их интересует или, которую им предложил учитель. «Метод проектов» чаще всего используют на уроках окружающего мира, литературного чтения. Учителя считают, что данный метод способствует развитию гармоничной личности и отвечают потребностям современного общества.
2.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.
Учащиеся 4-ых классов готовят презентации к урокам окружающего мира, литературного чтения. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.
3. «Метод дискуссии и конструктивного диалога».
Данный метод предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между учениками. Киселева Елена Александровна использует метод дискуссии и диалога и учит школьников применять следующие правила в диалоге:
— отвечать на поставленный вопрос;
— каждый имеет право на свою версию;
— каждый имеет право поддерживать версию другого;
— каждый имеет право критиковать версию другого.
Как считает Елена Александровна, наиболее ценным в применении этого метод является то, что учение идет от обучающихся, а она направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет их к правильному выводу. Отвечают и слабые и сильные. Дети не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда помогут одноклассники и все вместе они примут решение. Главное в работе- умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
4. «Метод группового обучения».
Учителя 1-ых классов парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
-не владеют умениями совместной деятельности;
-не готовы сотрудничать в больших группах;
-плохо знают друг друга;
-не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
А учителя 2-ых, 3-их классов считают работу в парах наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности,
Согласовывать способы достижения предложенной цели; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Начиная с 3-го класса учителя вводят в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах необходимо соблюдать несколько условий:
1.Группа получает задачу с вполне предсказуемым результатом.
2.Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3.Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый ребенок работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь детям найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания- это интересно и необходимо.
5.Метод «Разминка».
Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. Такой метод на уроках применяют Лебедева Т.Н., Жалнова И.А.
6. «Ролевая игра». Игра «Юридический хоккей», «Аукцион знаний», «Тренинг» и другие формы обучения применяет на своих уроках Афанасьева И.В.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Тренинг-это форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то, чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.
Аукцион – это активная форма проверки знаний.
Бородина Ю.А. работает по программе «Школа 2100». Авторы данной образовательной системы постарались в своих методических рекомендациях указать максимальное количество различных интересных методов и форм обучения. Вот одна из тех форм, которые она использует на своих уроках, и которые очень нравятся ученикам.
Игра «Пресс-конференция». Такую игру учитель проводит после изучения темы на повторительно-обобщающем уроке. Проводить её следует на начальном этапе урока, это позволяет актуализировать и обобщить знания по изученной теме. Кроме того, можно проверит и теоретические знания у большинства класса. А также такой прием позволяет выставить максимальное количество оценок, так как на повторительно-обобщающем уроке оценки должен получить каждый ученик.
Роль учителя заключается лишь в том, чтобы корректировать вопросы, исправлять речевые ошибки учащихся.
И, конечно, стоит отметить, что данный прием очень нравится детям, даже слабые ученики хотят попробовать себя в роли «корреспондентов» и задать свой вопрос. Таким образом, весь класс включается в работу.
Заключение
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
» Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе».
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать интерактивные формы и методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и применение их технологий очень актуально в современной начальной школе.
1. Проанализировать особенности содержания современного начального образования.
2. Рассмотреть технологии интерактивного обучения.
3. Показать какие формы и методы являются наиболее эффективными в начальной школе.
Системно-деятельностный подход в обучении
как основа реализации ФГОС.
Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлекло за собой смену давно сложившейся методической концепции работы начальной школы, когда принципиально поменялись ориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является перевод учащегося в режим саморазвития. «Развитие» стало главной составляющей всего процесса обучения.
В соответствии с требованиями реализуемого стандарта появилась система «планируемых результатов», в которую входят предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ. Данная система устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся начальной школы. Для того, чтобы решить данные задачи, школьники должны овладеть системой универсальных учебных действий (УУД). УУД имеют свою специфику в рамках каждого учебного предмета.
В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, учителя должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
Индивидуальный подход к ученикам.
Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов. Это принципы:
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества.
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого учитель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение принципа творчества. Для этого необходимо стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход в обучении реализуется следующими методами:
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном методе основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Интерактивный метод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Исследовательский метод: добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.
Проектный метод. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
А непосредственно на уроках деятельностный подход в начальной школе осуществляется через:
моделирование и анализ жизненных ситуаций;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности,
владение приёмами исследовательской деятельности;
вовлечение обучающихся в игровую деятельность
Обучающиеся выполняют работу на уроках по следующим направлениям:
работают с источниками информации;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Технология интерактивного обучения.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической и педагогической науках, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Для активизации обучения необходимо создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Различия между «дать знания» и «достичь их понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Приведённые данные наглядно демонстрируют зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания
При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.
Современному образовательному процессу требуются новые педагогические технологии, эффективные формы его организации, активные методы обучения.
В качестве одного из таких методов я хочу рассмотреть технологию интерактивного обучения, использование которой позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы же основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Организация и развитие диалогового общения, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Данный вид обучения обладает следующими чертами:
это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
Формами интерактивного обучения являются:
Работа в статичных парах или парах сменного состава;
Работа в малых группах;
Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений.
Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
— дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
— у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
— дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Поэтому необходима некоторая адаптация интерактивных приёмов для учащихся начальной школы, создание на основе известных упражнений собственных, отвечающих требованиям программного материала и особенностям учеников.
В своей практике я начинаю использование интерактивных форм с работы в статичных парах, для первоклассников это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава.
Игровое сотрудничество, если это способствует достижению цели урока, использую на протяжении всего обучения в начальной школе.
Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых мною на уроках.
«Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
При переходе к работе в малых группах использую приём «Один – два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. Опять же работа в группах: игра «Исследователи» : исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «малина» и т. п.
«Сходства и различия». Учащиеся в парах или малых группах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов.
(Надпись на доске: Ш Б И А С Н Т А Л Н Е Ы Р)
Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)
Парную работу, работу в группах я рассматриваю, как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
— не владеют умениями совместной деятельности;
— не готовы сотрудничать в больших группах;
— плохо знают друг друга;
— не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Здесь в качестве примера хочу привести занятие, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками – «Варежки».
Итак, принципиальные линии интерактива:
линия переживания опыта в диалоге;
линия рефлексии (осмысление, как информации, так и самого себя).
Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение.
Мною используются различные формы рефлексии:
«Для меня сегодняшний урок…»
«Пантомима» (смайлики) настроения и пр.
Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:
даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Использование интерактивной доски.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента — интерактивной доски Smart Board, которую считаю очень полезным инструментом в руках учителя. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
1. Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб СПбГИЭУ, 2010. учеб.-метод. пособие.
2. Н. А. Шкуричева. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
3. И. В. Никишина. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
4. М. П. Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
5. М.М. Анцибор. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002 г.
6. Как проектировать универсальные учебные действия. Пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2008 г.