интерактивные формы работы с читателями в школьной библиотеке

Методический материал «Интерактивные выставки в школьной библиотеке»

Интерактивные выставки в школьной библиотеке.

Название это достаточно условно, поскольку единого мнения, что такое
«интерактивность» на сегодняшний день не существует. Чаще всего под словом
«интерактивный (от interactive — «взаимодействующий») подразумевается наличие
обратной связи и двухстороннего обмена информацией.

Имеет смысл рассмотреть слово «интерактивный» и с точки
зрения педагогики, а именно, применительно к методам обучения. Существуют
пассивные, активные и интерактивные методы обучения. Пассивные подразумевают
одностороннюю передачу информации от модератора к аудитории, активные — диалог
между модератором и аудиторией, а интерактивные — диалог между всеми участниками
процесса: (как между модератором и аудиторией, так и внутри аудитории).
Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только обеспечить обратную
связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между
посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы.
Образовательный (и воспитательный) потенциал такой выставки существенно
возрастает.

Появление и распространение разнообразных по форме и
тематике интерактивных выставок объяснимо стремлением библиотек найти своё
место в обществе. Много можно достигнуть, просто став интересными для своих
читателей.

Современная работа по продвижению книги и чтения вдохновила библиотеки на поиск
новых форм воздействия на реального и потенциального читателя, но библиотекари
продолжают высоко оценивать возможности книжных выставок. Грамотная, яркая,
оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не
только конкретных книг, но и библиотеки в целом.

Потенциал традиционной тематической выставки по-прежнему
высок. Теория и практика выставочной деятельности активно развивается.

Можно предложить следующую типологию интерактивных
библиотечных выставок:

1. Игровые выставки.

2. Диалоговые выставки.

3. Выставки, подготовленные при участии читателей.

Следует отметить, что в чистом виде библиотечных
интерактивных выставок проводится относительно немного, однако отдельные элементы
интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных
проектах.

Рассмотрим каждую из форм интерактивных выставок на
конкретных примерах.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в
наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только
ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания.
Особенно часто выставки-игры используются в детских библиотеках.

Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются следующие:

Выставка-кроссворд и её вариант выставка-чайнворд.
Особенностью данной выставки является размещение на выставочном пространстве
кроссворда или чайнворда, решить которые можно обратившись к представленным на
выставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате,
на небольших листках, которые читатели могут забрать с собой, а также на одном
из выставочных экспонатов. Форма кроссворда зависит от темы выставки.

Их особенность заключается в создании условий для обмена
мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Зачастую
подобные выставки сопровождаются мероприятиями, в ходе которых читатели могут
обсудить заявленные проблемы. Как правило, их тематика носит дискуссионный
характер. Возможно также размещение на выставочном пространстве листов,
тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли
высказать свое мнение. Подбор материалов для диалоговых выставок может
представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать
посетителя на размышление и осмысление.

При проведении диалоговых выставок библиотеки используют
следующие варианты:

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным
выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как
правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с
интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и
статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться
удобной при общении с читателями-интровертами или же с теми, кто нуждается в
конкретной информации, но не может чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские
отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу
интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках
положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Содержание
выставки-отзыва может быть универсальным, а может определяться темой или
жанром. Возможна организация выставки отзывов на книги одного автора или даже
на одно произведение. Пример универсальной выставки-отзыва — выставка «Парад
читательских пристрастий»

Выставка-обсуждение и её подвиды: выставка-диспут,
выставка-дискуссия, выставка-полемика представляет актуальные материалы,
отражающие различные точки зрения на спорные вопросы общественной жизни.
Посетителям предлагается ознакомиться с разными мнениями и выразить свою точку
зрения. По итогам выставки зачастую проводятся обсуждения. Один из её вариантов
— экспресс-выставка, оперативно организуемая библиотекой после события,
имевшего общественный резонанс, будь то спортивная победа или громкое
преступление.

Выставки, подготовленные при участии читателей

Особенность подобных выставок заключается в том, что
читателям предоставляется возможность выбрать тему выставки или экспонаты,
которые будут на ней представлены. Можно выделить следующие виды подобных
выставок:

• выставка любимых книг читателя;

• оформленная читателем выставка;

• дополненная читателем выставка.

Выставка любимых книг может быть создана на основе
читательских отзывов. Они, как и выставки-отзывы, могут носить рекомендательный
характер. «Я рекомендую!», «Читатели рекомендуют», «Прочитал — советую вам».

Выставка-настроение. Употребляя это понятие,
библиотекари-практики чаще всего подразумевают выставку, призванную вызвать у
зрителя определённые эмоции, однако при её организации настроение может
задавать не библиотекарь, а читатель. Данную форму выставок точно охарактеризовала

В. В. Вяткина: «Читателям-подросткам предлагается самим
поставить книги на выставку и дать отзыв на них: “Я читаю эту книгу, когда мне
весело…”, “Я читаю эту книгу, когда мне грустно…” и т. д.»17 По форме
организации и проведения с ней схожа выставка-ситуация, которая описывается В. В. Вяткиной следующим образом: «Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: “Эту книгу я возьму с собой на
необитаемый остров…”, “Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…”,
“Эту книгу я возьму с собой в поход…” и т. д.»

Данный вид выставки позволяет наглядно представить
результаты изучения читательских интересов. Такая выставка может дополняться и
обновляться по мере получения новых данных. Практика показывает, что такое оперативное и наглядное представление результатов исследования вызывает интерес у читателей. Участникам проведённого исследования было предложено составить свою «золотую полку» литературы XX в. по следующим разделам: «Сказки века», «Писатели века», «Проза века», «Поэзия века», «Жанры века», «Персонажи века». На книжной выставке были представлены произведения, получившие наибольшее количество читательских голосов.

Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию —
такова задача интерактивной выставки. Эта форма работы помогает
продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки
действительно значимо. Это и способ сделать шаг навстречу читателю, и способ
сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.

Источник

«Интерактивные формы работы библиотеки» Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна – библиотекарь

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

МОУ «Ивановская СОШ»

«Интерактивные формы работы библиотеки»

Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному решению проблемы привлечения к чтению, особенно подрастающего поколения, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения.

Существует много различных форм работы школьной библиотеки (3 слайд, перечислить по презентации), но новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечную деятельность, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового» поколения, вывели библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Сегодня при работе с читателем невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий, которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования, они навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Становится обыденным делом работа в интернете, с электронной почтой, с поисковыми системами и другими ресурсами – сегодня это повседневная жизнь наших библиотек.

Взрывной характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека. Согласно последним исследованиям, для большинства людей основными средствами массовой информации стали телевидение, радио и интернет. Очевидно, что библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и развивать целенаправленное и продуктивное внедрение мультимедийных продуктов, наряду с традиционными. Мы должны знать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучая меняющиеся потребности читателей и сохраняя лучшие традиции библиотечной практики.

При проведении интерактивных мероприятий библиотеки получили возможность использовать имеющиеся в фонде CD-ROM, видеозаписи, аудиозаписи, которые способствуют продвижению новых библиотечных услуг. Показ на большом экране различных объектов: видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий делают встречу с книгой более эффективной.

В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях деятельности и без них не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие.

Какие существуют интерактивные формы привлечения читателей в библиотеку?

(4 слайд) Прежде всего, заслуживают внимания театрализованные представления, литературные гостиные с показом электронных презентаций, флэш-мобы, бук-кроссинги, библиотечные Non Stop. Методы интерактивности в их деятельности – эффективный способ позиционирования, создания позитивного имиджа библиотеки, а также продвижения ее роли в местном сообществе. Прежде чем приступить к формированию схемы любого интерактивного метода, необходимо понять, что зависит от отношения читателей к библиотеке, как оно влияет на ее существование, какова роль интерактивности в установлении связей библиотеки и каковы ее формы, насколько их использование может повлиять на возможность быть успешным.

Организация и проведение различных мероприятий с использованием интерактивных форм – таких как: виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с электронными презентациями, библиотечные проекты – все это способствует формированию образа библиотеки как современного культурного и информационного центра.

Можно с уверенностью сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Необходимо совершенствовать новые формы и методы привлечения читателя в библиотеку, через внедрение инновационных форм библиотечного обслуживания.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества, и особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, как в классических библиотечных формах, они и непосредственно участвовать в действии, неизбежно внося в него те или иные коррективы, активно импровизируя. Поэтому библиотекарь просто обязан «быть в теме», владеть материалом в полном объёме. Это требует определённых интеллектуальных усилий, но результаты себя оправдывают.

Но, все же, интерактивные, диалоговые формы более действенны, и объясняется это просто − увиденное и услышанное человек запоминает на 50-60 %, а то, в чём он принимал участие – на 90 %.

При интерактивном общении с читателями реакция видна сразу, и выводы можно сделать немедленно. Сейчас идет смещение интереса в сторону нестандартных форм мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. Но категорически нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить чисто развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей миссии – продвигать и популяризировать Книгу и Чтение.

5 слайд Интерактивные, диалоговые, мобильные формы работы:

2. Выставки – одна из самых часто используемых форм продвижения книги к читателю. Чтобы не быть статичным предметом интерьера, чтобы работать, она должна быть интересной, привлекать формой и содержанием.

3. Конкурсы – на Дне города или села, на народных гуляниях в честь праздников. Обязательна и публикация в районной газете.

4. Чествование самых отличившихся читателей на Дне города, села, деревни. Номинации могут быть самыми разными, например: «Верный друг», «Старейший читатель», «Вечный двигатель», «Литературный гурман» и др.

5. Организация современных клубов при библиотеке – сообщества энтузиастов.

6. Проведение акций «10 дней вокруг книги». Или реализация проекта «Библиотека – территория успеха», который можно приурочить к 27 мая к Общероссийскому дню библиотек.

7. Плакаты-растяжки, информационные буклеты, приглашения и афиши.

Библиотекам сегодня необходим другой формат общения с читателем – более «живой» процесс общения. Именно интерактивные, презентационные, мультимедийные, мобильные формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей библиотек, позволят библиотеке приобрести высокий статус в информационном и культурном пространстве, повысят её престиж, сделают чтение более привлекательным.

Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Образовательный (и воспитательный) потенциал такой выставки существенно возрастает. Появление и распространение разнообразных по форме и тематике интерактивных выставок объяснимо стремлением библиотек найти своё место в обществе. Много можно достигнуть, просто став интересными для своих читателей. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляют возможность для его выражения, не случайно в массовой работе библиотек всё больше места занимают мероприятия, подразумевающие диалог ведущего и аудитории, например, читательские конференции, обсуждения, диспуты, бенефисы, викторины, конкурсы и т. д.

Современная работа по продвижению книги и чтения вдохновила библиотеки на поиск новых форм воздействия на реального и потенциального читателя, но библиотекари продолжают высоко оценивать возможности библиотечных выставок. Грамотная, яркая, оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не только конкретных книг, но и библиотеки в целом. Потенциал традиционной тематической выставки по-прежнему высок. Теория и практика выставочной деятельности активно развивается. Периодически возникает необходимость в классификации библиотечных выставок. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

Выставки, подготовленные при участии читателей.

Следует отметить, что в чистом виде библиотечных интерактивных выставок проводится относительно немного, однако отдельные элементы интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных проектах.

Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию — такова задача интерактивной выставки. Эта форма работы помогает продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки действительно значимо. Это и способ сделать шаг навстречу читателю, и способ сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.

В настоящее время большинство российских школьных библиотек обеспечено компьютерами. Новые информационные технологии сегодня используются при наборе различных документов школьной библиотеки, при подготовке выставок, обзоров и мероприятий, при поиске необходимой информации с помощью Интернет, электронного каталога.

Прежде всего, использование компьютера позволило улучшить наглядность библиотеки, создавать и редактировать различные текстовые документы на компьютере, создавать и издавать собственные методические материалы, разрабатывать различные мероприятия и выставки при помощи программы Power Point и т.д. К сожалению пока не все школьные библиотеки имеют выход в Интернет, а также дополнительные технические средства (например, сканер, мультимедиапроектор и т.д.), что не позволяет в полной мере развернуться творческой фантазии библиотекаря и более полному доведению до читателей всей необходимой им информации. Тем не менее, процесс модернизации школьной библиотеки продолжается.

Одно из достижений модернизации это появление новых технологий работы – это интерактивные доски и мультимедийные технологии. Определим сначала, что такое интерактив и мультимедиа и чем они отличаются друг от друга.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Учащиеся по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения занятий, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Использовать интерактивную доску можно при проведении читательских конференций, занятий по информационной культуре, при проведении любого библиотечного мероприятия. Но есть небольшой нюанс, должно быть программное обеспечение. Такое программное обеспечение интерактивной доски существует только для изучения школьных предметов.

Использование мультимедиа и интерактивной доски в работе библиотеки – это то, что для нас доступно и очень удобно.

8 слайд Использование интерактивных библиотечных технологий в Ивановской СОШ.

9 слайд Театрализованные представления. Данная форма работы с читателем позволяем ему лучше понять и глубже проанализировать то произведение, над которым идет работа. Учащиеся «вживаются» в героя, принимают его ( или нет), оценивают его действия, поведение.

Бук – кроссинг. Книги, которые окружали детей, их заинтересовали. Почти каждый ученик пролистал или прочитал ту или иную книгу. Каждый навел интересную книгу именно для себя, и даже УЧИТЕЛЯ. Можно говорить, что данный прием очень хорошо прижился в нашей школе (ведь не каждый ходит в библиотеку, а тут «книги пришли сами») и плодотворно влияет на учеников.

Выставки подготовленные при участии детей. Для объявленных литературных вечеров и уроком, дети старались и рисовали рисунки, которые также были оформлены как выставки.

Источник

«В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко

Интерактивная игра, как один из методов информационно – коммуникационных технологий в библиотечном процессе основывается на:

Управляюще – обучающая деятельность библиотекаря состоит из:

Цели использования интерактивных игр в работе библиотеки:

Мотивация учащихся в процессе использования интерактивных игр:

Особенно активно участвуют в разнообразных играх дети младшего школьного возраста. Интерактивные игры помогают обратить внимание детей на разные стороны книги, помогают слабо владеющим техникой чтения, преодолевать трудности чтения. Угадывая героев книг по их характеристике, определяя из какой книги прочитанный отрывок, кто автор произведений, ребёнок получает дополнительные мотивы для более вдумчивого и внимательного чтения.

Игра может быть толчком к формированию познавательного интереса, может вызвать у ребёнка желание взять в библиотеке ещё книги на данную тему, или того же автора, по произведениям которого проводилась игра. Правильно учитывая потребность детей в игре, сочетая различные приёмы, библиотекарь имеет возможность превратить игру в действенное средство руководства чтением детей.

В проведении интерактивных игр важно сотрудничество библиотекаря со школой. Это даёт возможность проводить игры с учащимися параллельных классов, привлечь в библиотеку новых читателей.

1. Интерактивная игра «В гостях у сказки», рассчитана на учащихся 1 – 2 классов. Детям даётся представление о том, что такое сказка, рассказывается о видах сказки. Детям предлагается отгадать сказочный кроссворд, ответить на вопросы Кота – сказочника, принять участие в сказочном аукционе. За каждый правильный ответ участники получают жетоны. В конце игры выявляется лучший знаток сказок.

2. «О, счастливчик!» Интерактивная игра по книге А. Милна «Винни – Пух и все – все – все». Игра рассчитана на учащихся 3 – 4 классов. В игре может участвовать любой желающий из класса. Задаются вопросы – тесты. На одного игрока 10 вопросов – тестов. В ходе игры участники могут использовать три подсказки:

3. Интерактивная игра «Приключения Чиполлино». Игра рассчитана на учащихся 2- 3 классов. В игре принимают участие учащиеся параллельных классов. Образуются команды из 5 человек. Болельщики могут принимать участие в игре, в случае если команда не знает ответа на вопрос. Каждой команде 14 вопросов.

4. Интерактивная экологическая игра в виде КВН «Природы осторожные шаги». Игра рассчитана на учащихся 5 классов. В игре принимают участие учащиеся параллельных классов. Образуются команды из 5 человек. Для команд разработаны следующие конкурсы:

5. Интерактивная игра по произведениям А.П. Чехова. Игра рассчитана на учащихся 6 классов, может проводиться как внутри класса, так и между классами. В игре принимают участие три команды, каждой из которых даётся по 11 вопросов. Игра может использоваться на уроках литературы.

Приложение 5 (см. Презентацию выше)

Источник

Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке

методические рекомендации для работников библиотек

интерактивные формы работы с читателями в школьной библиотеке

В связи с внедрением новейших технологий в работу библиотеки работники библиотек все чаще встречаются с новыми терминами. Некоторые понятия заимствованы из других отраслей знаний, внося свою специфику в работу библиотек, а некоторые – из практики работы коллег за рубежом и т. д. Библиотекари в своей профессиональной деятельности стараются идти в ногу со временем, используя в работе инновационные формы.

В рекомендации включены некоторые известные формы массовой работы, которые сегодня актуальны, расширяют ассортимент форм работы с читателями. Речь идет как о традиционных, исторически сложившихся формах мероприятий, так и о перспективных, инновационных, только появляющихся в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.

Айстоппер (от англ. eye stoper — дословно «то, что останавливает глаза») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент, панно, привлекающее внимание. Айстоппер –название, используемое в рекламе, призванное привлекать внимание людей к объявлению.Например, сильнейший айстоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предметачеловеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные исмешные изображения животных, людей. Такой приём применяется в библиотеках дляоформления книжных выставок. Главная функция айстоппера на выставке – привлечьаудиторию к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовыефигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того, на стенде может быть размещеннеобычный объект, не позволяющий пройти мимо.

Атака мозговая (мозговой штурм)интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Аукцион знанийтворческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Атрибуты игры: кафедра, молоток, колокольчик. Звоном колокольчика ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание. Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется плата и принимаются первые взносы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберёт наибольшее количество жетонов.

Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так и библиотекарей.

Бенефис — представление в честь интересной персоны (читателя, писателя, библиотекаря и др.)

Бенефис библиотекаря вечер-портрет библиотекаря – многогранной творческой личности, современного делового человека, успешно сочетающего карьеру, семью, увлечения. В основе мероприятия лежит литературный сценарий, повествующий о вехах библиотечной биографии, профессиональных успехах и достижениях. Бенефисом руководит ведущий. Для более полной характеристики бенефицианта можно дать слово коллегам, читателям. Шуточная анкета, на которую отвечают библиотекари, создаст атмосферу веселья. Уместно исполнение любимых песен и стихов бенефицианта. У бенефиса должно быть соответствующее наглядное оформление: фотовернисаж, плакаты-поздравления, стенгазеты и т.п. Подобные вечера можно использовать в профориентационных целях для старшеклассников, а также чествования библиотекарей- юбиляров.

Бенефис книги — мероприятие, устраиваемое в честь одной книги.

Бенефис писателя – библиотечный вечер, на котором чествуется писатель. Главное условие – непременное участие героя. В рамках встречи литератор ведёт диалог с читателями, звучат фрагменты литературных произведений, презентуются новые издания, уместны инсценировки и викторины по теме.

Бенефис читателя— комплексное мероприятие в честь одного из читателей. Герои библиотечной встречи – читатели, имеющие ярко выраженный интерес к какой-либо области знаний (истории, технике, медицине и др.) или жанру (фантастика, поэзия и др.). Читатель- бенефициант должен отвечать определённым требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью. Готовясь к бенефису, герой организует выставку (с помощью библиотекаря) прочитанных книг или книг по принципу его читательских предпочтений. Во время мероприятия бенефициант расскажет, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), поделится своей методикой выбора книг, даст оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели – ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругомчтения героя, готовят вопросы. Бенефициантами могут быть и знаменитые (писатели, художники,

артисты, политики и др.), а также малоизвестные, но интересные люди – коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др. Бенефис читателя – эффективное средство пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников, читателей библиотеки и местных жителей.

Бенефис читающей семьи мероприятие, устраиваемое в честь одной семьи, которая определяется лучшей читающей семьей в библиотеке.

Библиотечный квилт информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов.

Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на

БИБЛИОФРЕШ (англ. fresh – «свежий») – библиографический обзор новинок.

Библиотерапевтический час

Библоитерапия в дословном переводе с греческого означает “лечение книгой”. Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает “использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения”. Суть библиотерапии и книготерапии в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека, поддержанию положительного психологического баланса в его душе, Искусство слова, прекрасного, доброго, умного способна вызвать переворот в душе человека, изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы.

Под “библиотерапией” понимают воздействие художественной литературы на психику человека (страдающего неврозами), объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон) и музыки. Слово лечит – эту истину знали древние, как и то, что музыка благотворно влияет на все живое, и на чувства, настроение людей в том числе. Во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. Некоторых привлекают произведения, полные пессимизма и отчаяния, где человек стремится найти параллели со своей жизнью, либо противоположная ситуация – такой человек ищет книги со счастливым концом.

Вечер-импровизация

Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация “Пока горит свеча”. Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера “незримо” присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение.

Квест – это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную

тайну и получить за это супер-приз! Квест в переводе с английского – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Это компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Библиоквест – активная форма массовой работы, в которой заложена модель развитиянавыков информационной деятельности, а также формирования положительногоэмоционального отношения к процессу чтения. Цель: закрепление и проверка уровня усвоенияосновных читательских знаний, умений и навыков читателей от младшего школьного возраста достаршеклассников.

Квесты могут быть командные и рассчитанные на неорганизованных читателей.

Основные правила/условия квеста:

– наличие определенного сюжета игры;

– конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Варианты связки сюжета игры:

– конкретный герой книги;

– сквозная тема, по которой подбираются задания.

Библиоквест это игра, построенная по цепочке: разгадаешь одно задание – получишь следующее. И так, пока не дойдешь до финиша. Игроки, разгадывая зашифрованные места, развивают эрудицию, учатся думать в команде, тренируются применению стратегии и тактики в действии. В основе всех квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми

работают сотрудники библиотеки. В начале игры командам (участникам) раздаются путевые листки («дорожные грамоты», «карта сокровищ», «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры).

Виды заданий библиоквеста:

– нахождение книги в свободном доступе,

– определение понятия или определение слова по его значению,

– поиск значения слова в словаре,

– уточнение библиографических данных,

– составление рекомендательного мини-списка,

– поиск определенной информации в книге,

– работа с выставкой.

В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфотографироваться в костюмах литературных героев, грамоты, предоставление бесплатного времени для доступа к сети Интернет, компьютерных игр, просмотра кинофильма…).

Вечер-концерт. Вечер-дивертисмент

Эта форма проведения мероприятия предполагает сочетание текстового материала с концертными номерами (исполнение “вживую” или видео, аудиозапись, например, вечер-концерт “Романса трепетные звуки”, “Я помню вальса звук прелестный” и др.)

Вечер-дивертисмент (“дивертисмент” от франц. – развлечение) – программа из номеров различных музыкальных жанров. В программа входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.

“Пять минут с искусством”

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней используется принцип “малой дозировки”, т.е. он рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению, поэтому общение с искусством для них должно быть недолговременным и малообъемным.

Название говорит само за себя, участники в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы проведения заключается в свободном и высказывании впечатления о произведении искусства. Отсутствует попытка навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художника.

Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент.

Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами.

Наилучшее решение – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли “Весна” в сопровождении музыки Вивальди или “Портрет Струйской” художника Ф.Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например, “Загадка портрета Джоконды Леонардо да Винчи”, “Тайна жизни и смерти Нефертити”, “Героини картины Боровиковского” и др. В итоге сильное впечатление, Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.

Вахта памяти – серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодежи. Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции. Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.

Тематический вечер – массовое мероприятие, которое организуется библиотекой с целью привлечения внимания к определенной теме, проблеме.

Ярмарка солидарности – форма воспитательной работы, которая организуется с целью продажи «товаров», сделанных читателями. Вырученные средства поступают в определенный фонд, который нуждается в помощи. Для организации ярмарки создается специальная комиссия, которая принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения. По окончании ярмарки выступают ее организаторы, отмечают самых активных участников, сообщают о сумме вырученных средств. Ценность данного мероприятия в том, что оно носит ярко выраженную гуманистическую направленность.

Открытая кафедра – новая форма воспитательной работы, целью которой является развитие социальной и гражданской ориентации. Участники могут выбирать для себя любую роль: президента, депутата, директора любой организации, учреждения, предприятия.

Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.

Концерт сказочный – концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.

Королевство библиографическое – комплексное мероприятие, сочетающее в себе различные формы библиографической работы, как правило, имеющее сказочный антураж.

Круглый стол – форма коллективной дискуссии, позволяющая проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные

вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут

приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие

Акция «Читательская ленточка».

Читатели создают в библиотеке СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО, завязав на нѐм разноцветные ленточки, которые расскажут о том, что они любят читать. Если любят читать сказки – желтую, о природе – зеленую, детектив – синюю, фантастику – фиолетовуюо любви – красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели отдают предпочтение.

Библио–такси «Любимые места родного города»

Презентация библио–такси «Улицы города, посѐлка». Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси от улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд–презентацией, создающим впечатление движения по заявленному маршруту.

На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступали постоянные читатели – коренные жители. На остановке «Памятник» рассказали о истории памятника о героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…» прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» – рассказ о библиотеке, еѐ истории.

«Литературное караоке»

Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

Библио-бар – форма мероприятия, где предлагаются для прочтения книги самых популярных авторов.

Библио-кафе форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-мероприятия). Например, «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатейливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!» Можно эту форму рассматривать как игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

БИБЛИОМИКС (англ. mix – «смешивать») – библиографический обзор по определённой теме, в который можно включить библиотечные документы по разным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.

Игры-путешествия – маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент – процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. К особенностям игры-путешествия относятся: превращение группы читателей в экипаж путешественников, где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

Игра литературная – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.

Информ-дайджест – массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

Информ-досье мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.

Информ-релиз – “выпуск в свет”, публичная демонстрация, публикация, сообщение, возможно – сам демонстрируемый объект. Обычно используется в музыке (релиз альбома, песни). Также в СМИ (пресс-релиз, интернет-релиз – сообщение о какой-либо новости, точке зрения).

Информина – это специально организованное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о содержании одного или группы изданий, чаще как увлекательная интеллектуальная игра, раскрывающая и закрепляющая полученные знания участников, часто проводится по закреплению библиотечно-библиографических занятий. Особенность данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдельным публикациям журнала, альманаха, сборника.

Книжное дефиле торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.

Поэтический батл битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.

Путешествие литературное – игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными. Н-р, путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век), путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века), путешествие сказочное.

Розыгрыш литературный (библиографический) – праздник в самой необычной форме, загадывание всевозможных литературных и иных шарад, библиографических заданий.

Сундучок литературный литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка. Сундучок литературный – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.

Творческая лаборатория мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.

Ток-шоу – на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Урок православной культуры познавательное занятие религиозной тематики, на котором читатели знакомятся с историей религии, праздниками, обычаями, иконографией и т. д. Сообщение библиотекаря сопровождается духовной музыкой, историческим экскурсом. Возможно приглашение духовного лица.

ФЕЕРИЯ представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Хоровод – мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).

Хронограф мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.

Хроники литературной жизни – рассказ о каких-либо литературных событиях в хронологической последовательности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *