интересные факты о бухгалтерском учете
Загадочная бухгалтерия: интересные факты, о которых Вы точно не знали
Не секрет, что даже самые изученные (на первый взгляд, разумеется) сферы деятельности человека хранят сотни, а то и тысячи загадок и тайн, покрытых мраком веков. Что уж говорить о такой масштабной области, как бухгалтерия! Давайте же приоткроем завесу тайны! Вашему вниманию предлагаются увлекательные, интересные, интригующие и удивительные факты, которые имеют непосредственное отношение к бухгалтерии.
У бухгалтеров есть свой герб. Он необычайно символичен. В центре герба – три фигуры: солнце, весы и кривая Бернулли. Расшифровываются сии письмена так: бухгалтерия, подобно солнцу, освещает хозяйственную деятельность человека, весы являются олицетворением равновесия, баланса, а кривая Бернулли, похожая на спираль, говорит о том, что бухгалтерия будет существовать во веки веков.
Именно так герб бухгалтеров представил себе Жан Батист Дюмарше – французский ученый конца XIX – начала XX веков.
Герб, по традиции, дополняется громким девизом: «Наука, совесть, независимость».
Прапрапрапрапрапрадедушка современной бухгалтерии «жил» во времена неандертальцев.
Древние люди уже тогда вели счет событиям, животным, дням, делая зарубки на скалах, костях, дереве, а позже – делая узелки на веревках. А уже в Месопотамии и Древнем Египте для этих целей использовался папирус, глиняные таблички и бумага.
Первым официальным бухгалтером в мире является Христофор Штехер (XV век).
Он работал делопроизводителем в Инсбрукской счетной палате, а после был назначен бухгалтером. К слову, бухгалтеры плодотворно работали и до 15 века, просто назывались иначе – писцами.
Ставка налога на доход была известна… еще в Библии!
В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Как думаете, правда ли это речь про ставку налога 10%?
Международный день бухгалтера отмечается 10 ноября.
Эта дата выбрана не случайно. 10 ноября 1494 года Лука Пачоли издал книгу собственного сочинения, одна из глав которой была посвящена бухгалтерскому учету. Книга Пачоли оставалась настольной у «продвинутых» счетоводов на протяжении 4 веков! Вот это бестселлер!
А в Беларуси хотели привязать праздник ко Дню принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности — 18 октября, но есть ещё и День экономиста — 30 июня, установленный Указом Президента — в общем, дат празднования предостаточно!
Тем, кто много и хорошо работает, позволено отдыхать и праздновать на «широкую ногу»!
Кстати, Пачоли считается автором «двойной» бухгалтерии.
Какой коварный малый! Правда, в XV веке понятие «двойная» бухгалтерия имело несколько иное значение. Дело в том, что сборщики податей ходили по домам по двое – по замыслу власть имущих, так было меньше искушения украсть что-то из собранного. Каждый из сборщиков контролировал другого и вел собственную бухгалтерскую книгу. В итоге книг выходило две. Вот отсюда и пошла «двойная» бухгалтерия.
В Средневековье бухгалтеры пользовались только римскими цифрами.
Они были убеждены, что римские «галочки и палочки» сложнее подделать, чем их арабских собратьев.
Современная бухгалтерия имеет женское лицо.
Наверняка многие догадывались именно о таком гендерном распределении, но цифры убедительнее! Согласно статистике, в бухгалтерской сфере работают 80% женщин и 20% мужчин. Женщины-бухгалтеры, решающие задачи, которые осилит не каждый «супергерой», успевают ещё и восхищать своей способностью быть обворожительными и справляться с личными хлопотами.
Вот такая она – знакомая незнакомка бухгалтерия!
Интересные факты о бухгалтерском учете
Загадочная бухгалтерия: интересные факты, о которых Вы….и 10 невероятных фактов о бухгалтерии
Не секрет, что даже самые изученные (на первый взгляд, разумеется) сферы деятельности человека хранят сотни, а то и тысячи загадок и тайн, покрытых мраком веков. Что уж говорить о такой масштабной области, как бухгалтерия! Давайте же приоткроем завесу тайны! Вашему вниманию предлагаются увлекательные, интересные, интригующие и удивительные факты, которые имеют непосредственное отношение к бухгалтерии.
У бухгалтеров есть свой герб.
Он необычайно символичен. В центре герба – три фигуры: солнце, весы и кривая Бернулли. Расшифровываются сии письмена так: бухгалтерия, подобно солнцу, освещает хозяйственную деятельность человека, весы являются олицетворением равновесия, баланса, а кривая Бернулли, похожая на спираль, говорит о том, что бухгалтерия будет существовать во веки веков.
Именно так герб бухгалтеров представил себе Жан Батист Дюмарше – французский ученый конца XIX – начала XX веков.
Герб, по традиции, дополняется громким девизом: «Наука, совесть, независимость».
Прапрапрапрапрапрадедушка современной бухгалтерии «жил» во времена неандертальцев.
Древние люди уже тогда вели счет событиям, животным, дням, делая зарубки на скалах, костях, дереве, а позже – делая узелки на веревках. А уже в Месопотамии и Древнем Египте для этих целей использовался папирус, глиняные таблички и бумага.
Первым официальным бухгалтером в мире является Христофор Штехер (XV век).
Он работал делопроизводителем в Инсбрукской счетной палате, а после был назначен бухгалтером. К слову, бухгалтеры плодотворно работали и до 15 века, просто назывались иначе – писцами.
Ставка налога на доход была известна… еще в Библии!
В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Как думаете, правда ли это речь про ставку налога 10%?
Международный день бухгалтера отмечается 10 ноября.
Эта дата выбрана не случайно. 10 ноября 1494 года Лука Пачоли издал книгу собственного сочинения, одна из глав которой была посвящена бухгалтерскому учету. Книга Пачоли оставалась настольной у «продвинутых» счетоводов на протяжении 4 веков! Вот это бестселлер!
Интересные факты о бухгалтерском учете
1. Отцом бухгалтерского учета считается итальянский математик Лука Пачоли. Именно он опубликовал первую книгу о двойном учете в 1494 году. Леонардо да Винчи, например, был одним из его учеников.
2. Именно бухгалтеры смогли посадить самого главного чикагского преступного босса Аль Капоне за решетку. Аль Капоне считался виновным во многих преступлениях, начиная от незаконной торговли алкоголем заканчивая убийствами, но в конечном счете он был арестован и осужден за уклонение от уплаты налогов.
3. Мик Джаггер, Роберт Плант, Лед Зеплин – это всего лишь несколько известных имен, которые работали в области бухгалтерского учета до того, как их карьеры в шоу-бизнесе взлетели до неимоверных высот.
4. Бухгалтерский учет уже ведется на протяжении тысячелетий. Так, например, в древней Месопотамии (территория современного Ирака, Турции и Сирии) были обнаружены находки возрастом в 7 000 лет. Они считаются самыми ранними документальными подтверждениями о полученных и проданных товарах.
5. Такие учетные термины как «дебет» и «кредит» происходят из латинского языка. «Дебет» означает «он должен», а «Кредит» означает «он доверяет».
6. Жевательная резинка была изобретена бухгалтером Уолтером Димаром в 1928 году. Им была создана новая формула, благодаря которой она стала иметь гораздо большую эластичность и позволяла легко выдувать пузыри. Эта жевательная резинка была ярко-розового цвета, потому что это был единственный краситель, который он имел под рукой на момент ее создания.
7. Среди фильмов изображающих бухгалтеров, есть множество выигравших премию «Оскар». Вот некоторые из них: Ицхак Стерн (актер Бен Кингсли) в фильме «список Шиндлера», Оскар Уоллес (актер Чарльз Мартин Смит) в «Неприкасаемые», Лев Блум (актер Джин Уайлдер) в «Продюсеры» и Бад Бакстера (актер Джек Леммон) в «Апартаменты». Есть и другие памятные фильмы с сюжетом о бухгалтерах, такие как Энди Дюфрэйн (актер Тим Роббинс) в фильме «Побег из Шоушенка» и Николай Иванович Дубинский (актер Анатолий Папанов) в «Белорусский вокзал».
8. ЦДБ был инициатором празднования дня бухгалтера в Казахстане. С гордостью хотим сказать, еще в 2000-х годах учредитель ЦДБ организовал поздравление бухгалтеров, а именно 6 октября была проведена конференция в городе Алматы, а в последующие годы и по всему Казахстану. Так появилась традиция – каждый год поздравлять бухгалтеров с профессиональным праздником 6 октября.
9. Программа «1С» изначально была поисковой системой и означала, что на поиск информации будет затрачено не более одной секунды. Сейчас о поисковых возможностях фирмы никто не вспоминает, но название прижилось.
10. Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли, и из плодов дерева принадлежит Господу».
Уважаемые профессионалы своего дела, поздравляем вас с международным днем бухгалтера!
Желаем, чтобы все в вашей трудовой деятельности проходила без задоринки. Чтобы все отчеты сходились до копеечки. Чтобы трудовые будни приносили позитив и хорошее настроение! Здоровья вам и уверенности в каждом шаге и новом начинании!
Занимательные очерки истории бухгалтерского учета
Ни одна вещь на свете не появилась
сама собой из ничего, а любая из чего-то
произошла и обращена назад,
к своим далеким первопричинам,
к глубинам колодца прошлого
Т. Манн
Начало — это не чистое ничто,
а такое ничто, из которого должно
произойти нечто.
Гегель
Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это – вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из “ничто” произошло “нечто”.
— 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;
— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец
— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.
Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.
Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.
Реализация этой потребности запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык, и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной деятельности, торговле и бухгалтерии. В этом отношении очень красноречив воображаемый разговор Анатоля Франса с изобретателем первого алфавита — Кадмом: “Если вы, милостивый государь, — говорит Кадм, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятия торговлей, были принуждены стать писцом, вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит. Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей. Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи”. (А. Франс. Собр. соч., т. 3. М.: Госхудиздат, 1958, с. 314-315.)
Буквы и цифры позволяли людям писать и считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было писать и считать.
Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой «узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел — «кипу», и их довольно изощренная система учета получила то же название.
В дальнейшем носителями информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага.
Став бухгалтером, точнее просто учетчиком, глава дома-семьи должен был осуществлять контроль “за мерой труда и потребления”. Вот как это было согласно исследованию быта американских индейцев, проведенному Л.Г. Морганз: “В каждом доме было несколько очагов, обычно один очаг на четыре помещения. Очаги помещались в середине центрального прохода, трубы в доме не было. Во главе каждого хозяйства стояла женщина, которая и руководила всей домашней жизнью. Когда на всех очагах поспевала пища, приглашали домоправительницу, которая должна была распределять из котла еду для всех отдельных семейств в зависимости от их потребностей. Остатки сдавались под охрану кого-нибудь из домочадцев до востребования домоправительницы”. (Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934, с. 43). И если у домоправительницы начинала сдавать память она начинала завязывать узелки или делать зарубки. Так, если возникали какие-либо расчеты, то на отпущенное число делались зарубки по числу отпущенного, / / /, а потом на полученное наносились контрзарубки: Х Х /. Это значило: соседний дом остался должен на одну единицу каких-то ценностей или услуг.
Вождь время от времени должен был контролировать уполномоченных, в том числе и доправительниц. Для этого нужно было соблюсти внезапность. Специальные контролеры собирали землю с могил и обсыпали этой землей помещение, выбранное для проверки. Предполагалось, что хранители “уснут”, потеряют бдительность и склонность к обману. Но может это и был сговор и предупреждение о «внезапной» инвентаризации?
Любопытно, что и бухгалтеры, и контролеры полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день.
Специалисты обеих групп должны были считать, но со счетом, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков. (Любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то “бухгалтеры” хватались за голову и говорили — «много». Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.
Считалось, что “бухгалтер”, обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, ленности и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания. Вот характерный пример. У некоторых племен, в частности австралийских, очень ценились определенные виды гальки, называли их чуринг. Предполагалось, что эти камешки помогают успешной охоте. Нередко одно племя, обладавшее чурингами, ссужала их другому племени, идущему на охоту. Возвращая их, охотники оставляли у себя только часть добычи, передавая остальное собственникам чуринг. Из этого мы видим, что вера в “волшебные силы”, этого первого варианта нематериальных активов, позволяла собственникам этих сил без труда и без науки хорошо зарабатывать и хорошо жить (см. Г. Эйльдерман. Первобытный коммунизм и первобытная религия, М.: 1923, с. 130).
Однако у человека того времени, а тем более у человека современного возникал и возникает законный вопрос: что делали арендодатели и арендаторы, когда камешки не помогали, и охота оказывалась неудачной? На этот случай у собственников имелся потрясающе убедительный ответ: пока мужчины охотились, их жены им изменяли, если у них не было жен, то в этот момент их сестры и племянницы теряли невинность (Фрезер, с. 30). Эти простые и убедительные доводы были понятны если не всем, то очень многим.
Очень важно подчеркнуть, что этот самый древний бухгалтер никогда не подвергал ни сомнению, ни анализу свои мыслительные способности. Он искренне верил в то, что знает, и его знание казалось ему истиной.
Следуя примеру своих древних коллег многие финансисты современной практики смотрят в бухгалтерскую отчетность, надеясь увидеть в ней отражение реальной хозяйственной жизни, веря при этом, что учет на их предприятии – это единственно верный и абсолютно истинный вариант бухгалтерии.
Это было самое консервативное общество. Его люди не верили в будущее. Они всегда жили только сегодняшним днем, и все новое вызывало у них ужас.
Очерк первый: «Рождение учета»
Ни одна вещь на свете не появилась
сама собой из ничего, а любая из чего-то
произошла и обращена назад,
к своим далеким первопричинам,
к глубинам колодца прошлого
Т. Манн
Начало — это не чистое ничто,
а такое ничто, из которого должно
произойти нечто.
Гегель
Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это – вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из “ничто” произошло “нечто”.
— 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;
— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец
— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.
Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.
Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.
Реализация этой потребности запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык, и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной деятельности, торговле и бухгалтерии. В этом отношении очень красноречив воображаемый разговор Анатоля Франса с изобретателем первого алфавита — Кадмом: “Если вы, милостивый государь, — говорит Кадм, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятия торговлей, были принуждены стать писцом, вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит. Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей. Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи”. (А. Франс. Собр. соч., т. 3. М.: Госхудиздат, 1958, с. 314-315.)
Буквы и цифры позволяли людям писать и считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было писать и считать.
Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой «узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел — «кипу», и их довольно изощренная система учета получила то же название.
В дальнейшем носителями информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага.
Став бухгалтером, точнее просто учетчиком, глава дома-семьи должен был осуществлять контроль “за мерой труда и потребления”. Вот как это было согласно исследованию быта американских индейцев, проведенному Л.Г. Морганз: “В каждом доме было несколько очагов, обычно один очаг на четыре помещения. Очаги помещались в середине центрального прохода, трубы в доме не было. Во главе каждого хозяйства стояла женщина, которая и руководила всей домашней жизнью. Когда на всех очагах поспевала пища, приглашали домоправительницу, которая должна была распределять из котла еду для всех отдельных семейств в зависимости от их потребностей. Остатки сдавались под охрану кого-нибудь из домочадцев до востребования домоправительницы”. (Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934, с. 43). И если у домоправительницы начинала сдавать память она начинала завязывать узелки или делать зарубки. Так, если возникали какие-либо расчеты, то на отпущенное число делались зарубки по числу отпущенного, / / /, а потом на полученное наносились контрзарубки: Х Х /. Это значило: соседний дом остался должен на одну единицу каких-то ценностей или услуг.
Вождь время от времени должен был контролировать уполномоченных, в том числе и доправительниц. Для этого нужно было соблюсти внезапность. Специальные контролеры собирали землю с могил и обсыпали этой землей помещение, выбранное для проверки. Предполагалось, что хранители “уснут”, потеряют бдительность и склонность к обману. Но может это и был сговор и предупреждение о «внезапной» инвентаризации?
Любопытно, что и бухгалтеры, и контролеры полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день.
Специалисты обеих групп должны были считать, но со счетом, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков. (Любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то “бухгалтеры” хватались за голову и говорили — «много». Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.
Считалось, что “бухгалтер”, обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, ленности и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания. Вот характерный пример. У некоторых племен, в частности австралийских, очень ценились определенные виды гальки, называли их чуринг. Предполагалось, что эти камешки помогают успешной охоте. Нередко одно племя, обладавшее чурингами, ссужала их другому племени, идущему на охоту. Возвращая их, охотники оставляли у себя только часть добычи, передавая остальное собственникам чуринг. Из этого мы видим, что вера в “волшебные силы”, этого первого варианта нематериальных активов, позволяла собственникам этих сил без труда и без науки хорошо зарабатывать и хорошо жить (см. Г. Эйльдерман. Первобытный коммунизм и первобытная религия, М.: 1923, с. 130).
Однако у человека того времени, а тем более у человека современного возникал и возникает законный вопрос: что делали арендодатели и арендаторы, когда камешки не помогали, и охота оказывалась неудачной? На этот случай у собственников имелся потрясающе убедительный ответ: пока мужчины охотились, их жены им изменяли, если у них не было жен, то в этот момент их сестры и племянницы теряли невинность (Фрезер, с. 30). Эти простые и убедительные доводы были понятны если не всем, то очень многим.
Очень важно подчеркнуть, что этот самый древний бухгалтер никогда не подвергал ни сомнению, ни анализу свои мыслительные способности. Он искренне верил в то, что знает, и его знание казалось ему истиной.
Следуя примеру своих древних коллег многие финансисты современной практики смотрят в бухгалтерскую отчетность, надеясь увидеть в ней отражение реальной хозяйственной жизни, веря при этом, что учет на их предприятии – это единственно верный и абсолютно истинный вариант бухгалтерии.
Это было самое консервативное общество. Его люди не верили в будущее. Они всегда жили только сегодняшним днем, и все новое вызывало у них ужас.
Очерк второй: «Учет в тени пирамид (Древний Египет)»
В Египте, который терпеть
не мог беспорядка, порядка
почти никогда не было.
Т. Манн
Авторы искренне полагают, что человек должен жить сегодняшним днем, и поэтому его должно интересовать то, что его интересует, то есть те проблемы, с которыми он сталкивается сегодня, сейчас, те загадки, которые в данный момент задает окружающий его мир, а не то, что волновало его коллег шесть тысяч лет тому назад.
В этом отношении совершенно уникальный опыт хранит история бухгалтерского учета Древнего Египта.
Появление такого замечательного государства как Египет, достигшего совершенно грандиозных успехов и оставившего потомкам одно из непревзойденных чудес — потрясающие пирамиды — стало возможным только благодаря четкой и хорошо налаженной системе бухгалтерского учета, опиравшегося на надежные носители данных.
Основным учетным приемом стала инвентаризация.
При I и II династиях (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества страны. Это объяснялось тем, что право собственности на землю и прочее имущество в Египте принадлежало правящему царю — фараону. От его имени и велся учет.
Так называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем мудрее правитель Египта, тем счастливее его народ.
Занимались этим важнейшим государственным делом наши древнеегипетские коллеги — писцы.
Египет был полностью централизованным хозяйством. От имени владыки-фараона им и управляли писцы. Именно они и составляли мощную иерархию власти, власти бюрократической. Не зря говорили, что число писцов в Империи равно числу звезд на небе. Однако среди чиновников писцов особо не уважали. Это были, как сказал Т. Манн, “. вялые души, только и готовые записывать своими тростинками все, что прикажут, они вообще не думали, что могли быть рождены для власти и обобщения, для чего они именно поэтому и не были рождены”. (Иосиф и его братья. М.: ИХЛ, 1968, том 2-ой, стр. 97)
Начальник — старший чиновник, часто презирал чиновника младшего — писца.
Вот как Томас Манн описывает “инструктаж”, проводимый одним чиновником другого чиновника-исполнителя.
Он говорит: возьми “. письменные принадлежности — листы, тростинки и тушь — и, пользуясь человеческим письмом, составь перечень имеющихся у нас товаров по их разновидностям — смол, мазей, ножей, ложек, тростей, светильников, а также обуви, светильного масла и цветного стекла. Наименования напишешь черной тушью, а вес и количество — красной, только без ошибок и клякс. ” (том 1-ый, стр. 628).
Однако презрение коллег – бюрократов было обусловлено, прежде всего, завистью к официальному статусу писцов, а их официальное признание было колоссальным. Писец стал настолько значительной фигурой в государстве, что был приравнен к носителю царского опахала — лицу неприкосновенному. И главные писцы Египта стали наравне с носителями стандартов участвовать в торжественной церемонии выхода фараона.
Возможности Тота были весьма разнообразны. Но прежде всего это был бог письменности. Любопытно, что древнеегипетские бухгалтеры называли его писцом божьей книги, изрекшим сущее и создавшим то, чего не было. Отсюда следует очень важный вывод, определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной жизни.
Бухгалтерские данные с этого момента становятся реальным инструментом деятельности хозяйственника.
“Список, опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь исправный и четкий перечень своих товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар бывает смолистый и жирный, но купец не касается его руками, а орудует им в его письменном выражении. Вещи находятся там, но в то же время они и здесь, причем здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть вещей, имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью” (там же, том 1-ый, стр. 629).
Однако эта иллюзия надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что учетная информация практически никогда не соответствует реальному положению дел в хозяйстве.
Позднее, уже в новое время эта проблема примет чисто методологический характер. Пока она существовала в виде фактов естественно присущих каждому хозяйству — естественной убыли, результатов воровства и порчи.
Точности учета были призваны способствовать неустанные молитвы писцов богу Тоту.
Из слов молитвы видно, что наши древнеегипетские коллеги очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную основу.
Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в свои обязанности, — выпадает великая честь: он не платит налоги. На нее нет обложения. Да знаешь ты об этом.
Значение писцов в Среднем царстве возросло до такой степени, что они с презрением смотрели на всех остальных тружеников, занятых тяжелой физической работой. С величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время как все другие нагружены как ослы.
Сохранились поучения отцов и учителей молодым людям, вступающим в школу писцов. В них доказывается, что хотя корень учения горек, но плоды его сладки и при этом в самых черных красках описываются трудности и превратности всех профессий, за исключением профессии писца, которая оказывается самой наилучшей на свете. “Нет писца — говорится в одном из таких поучений, — лишенного пропитания от достояния царского дома. Должность писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса его доставляют ему блага и богатство”. Недаром благодарят бога его отец и мать — он направлен на путь жизни.
Привилегированное положение писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют факты-действия и факты-события.
Действия — это обычные факты, которые характеризуют хозяйственные процессы, например, сбор урожая. События — это незапланированные и неконтролируемые факты, например, падеж скота, воровство. При всех обстоятельствах учет действий и событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений — это всегда причина (динамика), а учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни.
Существенным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. Это было возможным в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности.
Необходимость привлечения к оформлению факта хозяйственной жизни трех чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего этими ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что в этом случае, чтобы что-то сокрыть и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как справедливо считали древние египтяне, такой сговор если и возможен, то не на долго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности, но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно, несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда, когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, полагали наши предки, страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и порядочности. Этот очень сомнительный подход с точки зрения абсолютной нравственности, тем не менее обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны на протяжении почти 4 000 лет.
Материальный учет предполагал и регистрацию сметных назначений. Действительно, при VI династии мы встречаем в учете смету и видим, что регистрация фактов хозяйственной жизни позволяла контролировать выполнение сметных назначений. Это подтверждается документами, относящимися к 2500-2400 гг. до н.э.
Слияние элементов материального учета и сметы можно наблюдать в таблице норм выдачи продуктов питания на месяц лицам, строившим в скале колодец.
Нормы выдачи зерна строителям колодца (в харах)