интересные факты про школьную форму в россии
Всегда в форме: история ученических костюмов
Еще в царские времена чиновники решили: ученикам всех возрастов следует носить одно и то же, ведь дисциплина — основа воспитания. С течением лет все поменялось, взрослые стали обращать внимание на уникальность детей, давать им свободу самовыражения. Сейчас в нашей стране нет единого костюма для учащихся, его вводят по желанию, но сама школьная форма имеет богатую и интересную историю.
От гражданского мундира к «синей говядине»
Идея облачить воспитанников в идентичные костюмы принадлежит Императорскому Царскосельскому лицею. Высокое начальство ее одобрило. В результате было решено создать ученическую форму на манер военного мундира. Гимназисты получили парадную форменную одежду из темно-синего сукна с красными отворотами на рукавах, стоячим воротником и золотым, серебряным шитьем.
В скором будущем элитные учебные заведения Петербурга нарядили своих гимназистов в однобортные синие куртки с красными воротничками и блестящими золочеными пуговицами.
Несмотря на популярность формы, только в 1834 году Николай I утвердил «Положение о гражданских мундирах». Вплоть до революции все студенты, гимназисты и лицеисты обязаны были носить гимнастерки, фуражки, шинели и черные брюки. Зимние шинели в пол оказались очень неудобными, поэтому позже их заменили на пальто, также убрали кепи с широким козырьком из кожи и ввели фуражки гвардейского образца. Создание школьной формы так и не было поставлено на поток, детали комплекта заказывались на деньги родителей и попечителей. Не все могли позволить себе такую роскошь, поэтому бедные семьи ограничивались форменными фуражками.
В течение XIX века покрой, цвет и детали школьных костюмов менялись. С 1870-х мода на темно-зеленое сукно исчезла, мундиры стали темно-синими и вдохновили детей на популярную в то время дразнилку: если гимназист — значит синяя говядина.
Платье для благородной девицы
В царской России скромность считалась украшением женщины, поэтому девочек одевали максимально просто, а воспитывали в строгости. В знаменитом Смольном институте благородных девиц (XVIII век) цвета платьев зависели от возраста: самым юным предназначался кофейный оттенок, институткам постарше — голубой, следом шел серый и, наконец, белоснежный.
Потом стали появляться женские школы и гимназии. Девочки продолжали носить закрытые длинные платья одного тона, но единого регламента не было — все зависело от конкретного учебного заведения.
Закон о гражданской форме для девочек появился в 1896 году. Ученицы ходили в коричневых платьях из шерсти с воротником-стойкой и черных фартуках. В праздничные дни неброский образ мог дополняться фартуком, пелериной и кружевным воротничком белого цвета. Некоторые учреждения позволяли гимназисткам присутствовать на занятиях в клетчатых платьях, хотя коричневый цвет оставался неизменным.
После революции разделение учебных заведений было упразднено. Посещение гимназий, лицеев и училищ означало принадлежность к ненавистному дворянскому сословию. То же касалось и унифицированной школьной формы. Страна переживала тяжелое время, ее охватил голод, поэтому о массовом выпуске ученического костюма не могло идти и речи. Ребята в основном донашивали одежду за старшими.
Косички, красные галстуки и короткие платьица. Какой была советская форма
1940-1950-е годы
Единая для всех школьников форма вернулась в 1949 году. Причем в том виде, в каком ее отменили. Для мальчиков — военные гимнастерки с воротником-стойкой, подпоясанные лакированными ремнями с пряжкой. Для девочек — коричневые платья, черный или праздничный белый фартук, белоснежные воротнички и манжеты. Правда, платьица стали намного короче, появились хлопковые чулки. Конечно, без пионерского галстука садиться за парту было нельзя. Кители, которые возникли в школах 50-х годов, считались роскошью. Часто единственный на весь класс китель переходил из рук в руки. И то, когда кого-нибудь из парней ловили в коридоре школы с требованием одеться по регламенту.
Если девочки теперь должны были заплетать волосы в косы (в идеале — в две), то мальчишек с 1 по 4 класс брили наголо, с 5 класса им разрешалось оставить челку. И только юноши-старшеклассники «ходили как взрослые».
1960-1970-е годы
В начале шестидесятых от идеи облачать детей в подобие военной формы решили отказаться. На смену гимнастеркам, фуражкам и кителям пришли серые костюмы: однобортные шерстяные пиджаки с тремя пуговицами из пластмассы и брюки из ткани в тон. Под пиджак рекомендовалось надевать белую рубашку. Фуражку сменил серый или темно-синий берет. В жаркую погоду допускалось надевать бриджи или шорты. У юных учениц все осталось по-прежнему, единственно хлопчатобумажные чулки заменили гольфами и колготками, а некоторые девушки предпочли расстаться с длинными косами.
Новая мода, которую ввел советский модельер Сергей Бейкер, через десять лет сошла на нет. В 1975 году для ребят ввели темно-синюю полушерстяную форму: брюки и курточку для младших школьников, пиджак-блейзер — для старших. Сбоку на рукаве красовалась нашивка с изображением открытого учебника на фоне восходящего солнца.
Считалось, они олицетворяют собой просвещение, ведь ученье — свет.
В 1977 году революция коснулась и девичьей униформы. Старшеклассницы стали носить синие пиджаки-блейзеры, юбки в складку такого же цвета и белые блузы.
1980-е годы
В 1984 году появился новый регламент: с 8 класса мальчики теперь носили темно-синие костюмы-двойки, а девочки — костюмы-тройки (пиджак, жилет и юбка). Нашивка на рукаве имела тот же стиль, что и у ребят 1-7 классов, только фон стал синим, а солнце заменил атом. На женских пиджаках эмблемы не нашивались. В 1988 году для учениц Ленинграда, Сибири и Крайнего Севера сделали исключение: в холодное время они могли носить брюки синего цвета.
В школах под запрет попадали спортивная обувь и футболки, косметика, украшения, а также модельные прически. Понятно, что желание девушек создать красивый и уникальный образ толкало их на нарушение правил. Но любые вольности могли повлечь за собой неприятные последствия. Некоторые особо строгие преподаватели и завучи при виде украшений и косметики прилюдно требовали снять сережки или смыть помаду с тенями.
От свободы девяностых до наших дней
Обязательную школьную форму отменили, когда СССР распался. Юридически это было закреплено в 1994 году, но уже с 1991 ребята садились за парты, в чем хотели. Пиджаки, юбки и брюки прошлых лет исчезли с прилавков. С начала нулевых униформу носили в основном ученики элитных гимназий и лицеев. В СОШ решение облачать детей в одинаковые костюмы принимали, как правило, родители и классный руководитель.
В сентябре 2013 года начал действовать закон «Об образовании». Каждое учебное заведение теперь может привести одежду своих учащихся к единому стандарту. Конечно, мнение родителей и педагогов здесь играет важную роль, как и требования отдельного региона. Не всех порадовала эта новость. Многие молодые мамы и папы убеждены: одевать всех детей одинаково — значит обезличивать каждого. Люди постарше, наоборот, с теплотой вспоминают советские платьица, фартуки, костюмы и не видят в форме ничего предосудительного.
Краткая история школьной формы в СССР (13 фото)
Внимание! При прочтении возможны неконтролируемые приступы ностальгии.
1 сентября — любимый праздник взрослых мальчиков и девочек. Любим мы его за непередаваемо прекрасное чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь: тебе больше не надо в школу, ур-р-ра-а-а, отмучился! Наш праздничный подарок советским мальчикам и девочкам — краткая история школьной формы в СССР с рассказами выживших носителей (в том числе сотрудников редакции).
Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, а именно в 1804 году, когда тогдашнее Минобрнауки — Министерство народного просвещения — приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Согласно ему, империя была разбита на шесть учебных округов, во главе каждого — университет. Гимназической формы как таковой не было, но в крутых гимназиях, а также пансионах перенимали мундиры своих учебных округов.
Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся «мужескаго полу», им вменялось следующее: «Иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».
Сын Николая I — Александр II — переодел в новое сперва чиновников и военных, а затем, им под стать, и гимназистов. Некоторое время он находился в творческом поиске, так и этак меняя ученическую форму, пока в 1888 году не устаканил набор из мундира, широких брюк и фуражки с кожаным козырьком, все — темно-синего колера (за что, кстати, гимназистов в соответствующих возрастных кругах обидно величали «синяя говядина»). Над козырьком значился набор из букв и цифр, обозначающий сокращенно название учебного заведения.
При Николае II гимназистам вышло послабление в смысле формы: она стала удобнее, добавились кители и гимнастерки — на северо-западе империи они были темно-синими, на юге — серыми. Летом носили блузы и рубахи, кои подпоясывали черными ремнями лаковыми с шифром гимназии на бляхе. Непременный элемент гимназического костюма в любое время года — черные суконные брюки.
Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, соответствующее положение было утверждено в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В отличие от них, прочие гимназистки стали надевать не цветные платья из шелка, а коричневые из шерсти и вторым слоем повязывали фартук: в будни — черный, в праздники и торжественные случаи — белый.
Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1949-м в СССР стартовал переход к всеобщему семилетнему образованию, и обязательная школьная форма вернулась.
Мальчики облачились в серо-синие гимнастерки, перетянутые лакированным ремнем с пряжкой, однотонные брюки и фуражки с кожаным ремешком.
Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток.
Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, банты и ленты приветствовалось выбирать под цвет фартука.
Однажды моя одноклассница пришла в школу с «хвостом». Так ее отправили с урока — заплетать волосы.
Людмила Холодова, 69 лет
С наступлением хрущевской оттепели начались послабления и для школьников в смысле формы. Курс на демилитаризацию сказался и на ней: в 1962-м на смену гимнастерке пришел серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак. В 1973-м форма сменила цвет на темно-синий, место пиджака заняла курточка, покроем лестно смахивавшая на джинсовую заграничную.
Мелом на форме писали на спине разные изречения боевым впереди сидящим товарищам.
Егор Климов, военнослужащий, 48 лет
В 1984-м появилась форма для старшеклассников: с 8-го класса парням позволялось наряжаться в синий костюм-двойку, а барышням — в тройку из юбки, жилета и пиджака.
Всегда был на голову толще и выше всех одноклассников. В связи с этим раньше всех получил возможность носить взрослую форму, то есть уже в шестом классе я мог себя выдавать за человека, который старше сверстников на два года (это круто). А еще я, записной отличник, любил прикидываться двоечником-второгодником (круто вдвойне, на девочек производило впечатление).
В какой-то момент мне люто подгорело наглаживать стрелки на брюках, и я решил сделать из них чиносы. Тогда я этого слова не знал и знать не мог, опередил моду и время, видимо.
Получилось весьма коряво, но получилось же! Конечно, разведчика выдавали следы от стрелок и абсолютно штормовой шов (да, я их ушил), но горд я был невероятно. Не помню в деталях реакцию родителей, но поскольку обратного пути не было (ножницы я тоже нашел), то через некоторое время мое произведение искусства было облагорожено, насколько это было возможно. Из пионеров не выгнали, но в комсомольцы не взяли, а потом стало и не нужно. Хотя сейчас я в этом не очень уверен.
Денис Настин, руководитель проекта, 48 лет
С галстуком проблемы чаще всего были: то завязан не так, то отсутствует. Одной девчонке в пионерлагере друзья на память на галстуке расписались, и кто-то увидел из преподов. Там вонь до небес поднялась: осквернение частицы знамени, орошенного пролитой кровью борцов за свободу человечества!
Егор Климов, военнослужащий, 48 лет
У девчонок школьная форма за 90 лет особо не поменялась. Так и ходили, бедные, все в тех же коричневых платьях и черных фартуках. Одна отрада: модели и тех и других выпускались разные. Так что можно было варьировать: в один год платье с плиссированной юбкой, в другой — с прямой или в складку, воротник мог быть отложной или стойка, пуговицы на спине или на груди и т.д. Если, конечно, удавалось достать: ассортимент в магазинах маленьких городков не баловал разнообразием, так что за нужным размером и симпатичном фасоном приходилось гонять в райцентр, а то и в советскую столицу Москву.
Не возбранялось носить форму других советских республик и соцстран — это считалось суперпупершиком.
У меня была рижская школьная форма синего цвета (родственники жили в Риге). Считалась более зачетной, чем коричневая.
Мне платье и фартуки шила бабушка. Она работала в ателье, и у меня всегда была красивая форма и, главное, не как у всех, вот!
Самое занимательное, что школьная форма роднила с армией девочек, а не мальчиков. Девицам приходилось пришивать манжеты и воротнички — минимум еженедельно. Особые аккуратистки могли делать это даже пару раз за неделю. И тут опять вставал вопрос дефицита: всю эту амуницию надо было доставать, в свободной продаже готовые, фабричные комплекты были не всегда. Приходилось выкручиваться — стряпать самодельные из кружев и тесьмы, которых в советской торговле тоже были не сады.
Я заканчивала школу в 1975-м году на Камчатке. На выпускной вечер мама сшила мне платье из белой парчовой ткани, которую достала неизвестно где всеми правдами и неправдами. Платье при этом получилось на редкость дурацкое, и я очень переживала, потому что мне нравился одноклассник и я хотела произвести на него впечатление.
А была у меня еще одноклассница, ее воспитывал один отец, военный. И вот на выпускной вечер она пришла в школьной форме и белом фартуке, скорее всего, потому, что о платье ей некому было позаботиться. Но она выглядела так эффектно и красиво на фоне остальных нас в платьях, что все мальчики класса смотрели только на нее.
Ирина Маршалкина, 63 года, риэлтор
После того как СССР не стало, не стало и школьной формы — ее отменили в 1992-м. Учителя дружно вознегодовали.
Вообще, зря ее убрали, ходят теперь все как бомжи, разношерстный сброд. А раньше мальчики все синенькие, девочки все коричнево-беленькие. Красота!
Интересные факты о школьной форме
Уже не первый год школьная форма является объектом дискуссий. Носить или не носить — вот в чем вопрос! Часть людей считает, что школьная форма дисциплинирует школьников, создает коллективное сознание, а для других школьная форма – убийца индивидуальности человека еще со школьной скамьи. Хотя в нашем веке существует множество коллекций школьной формы для учащихся от известных дизайнеров, которые позволяют подчеркнуть личностные качества каждого ребенка. Что ж, сколько людей — столько и мнений. Ниже мы хотим поделиться увлекательными фактами о школьной форме.
А сейчас в Японии благодаря современным технологиям в куртках учеников есть специальная тревожная кнопка и передатчик для наблюдения родителей за перемещением ученика.
P.S. Приглашаем за ШКОЛЬНОЙ ФОРМОЙ.
г. Саратов. Торговый дом «Центральный»(Крытый Рынок) ул. Чапаева 59.2 этаж 36 зал.
История школьной формы в России
Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.
Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма дисциплинирует и помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений.
Какова же история школьной формы?
У школьной формы в России богатая история.
До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Однако вскоре после революции, в «рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима» в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А в действительноти, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.
Период «бесформия» длился до 1949 года.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса).
Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Ткань оказалась неудачной, юбка быстро начинала лосниться, рукава протирались.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.
Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.
Как школьная форма влияет на качество школьного образования
В подмосковном Зеленограде журналисты исследовали местные школы на тему строгости формы. Результаты получились любопытными
Нужна ли в школах школьная форма, как относиться к джинсам на школьнике или к высокому каблуку – у школьницы, влияет ли длина юбки на длину памяти ученицы – все эти вопросы мучают родителей, которые принимают решения на школьных собраниях. Так нужна ли вашему ребенку школьная форма, и как она влияет на качество образования?
Споры о необходимости и виде школьной формы идут и на федеральном уровне. Любопытное исследование провели журналисты издания zelenograd.ru Они изучили требования, которые предъявляются администрациями четырнадцати школ Зеленоградского округа Подмосковья к своим ученикам и составили своеобразный рейтинг «строгости формы».
В лидерах по строгости оказались две из 14 местных школ. В школе 1150 под запретом джинсы, иной цвет одежды кроме форменной, каблуки, рисунки, косметика и обязательно наличие эмблемы. Как отмечают журналисты, в правилах внутреннего распорядка этого «заведения особого режима» обозначено, что в школе запрещены тату, пирсинг и «прочие изыски», а «мальчики и юноши должны своевременно стричься».
В школе № 618 режим не такой строгий, но ограничения все те-же, только носят настоятельно-рекомендательных характер.
В противовес этим учебным заведениям, самыми демократичными правилами внутреннего дресс-кода отличились школы №№ 1912, 719 и 1151. Тут ограничений нет в принципе. Подробнее с рейтингом школ Зеленограда по строгости формы можно ознакомиться на сайте издания.
А как строгость формы кореллирует с успеваемостью учеников? На том же информационном ресурсе есть рейтинг школ Зеленограда по итогам ЕГЭ. И что мы видим?
Самая «режимная» школа №1150 занимает лишь девятое место среди 14 учебных заведений по доле выпускников, набравших более 220 баллов на трех экзаменах. Зато у заведения второе место по количеству «крепких середняков». 72,7% выпускников набрали более 160 баллов.
Школа №618 – вторая по строгости правил в одежде учеников, заняла второе место в округе по доле выпускников с баллом более 220, но только девятое – по доле учеников 160+ баллов. В общем-то, тоже не фонтан.
«Демократичные» в одежде школы №№ 1912 и 719 заняли 4 и 5 места соответственно по количеству выпускников 220+ баллов и 6-5 места по ученикам 160+ баллов. Однако в школе №1151 анархия в вопросах формы и отсутствие знаний прямо коррелируют – учебное заведение на дне рейтинга округа.
В лучшей школе Зеленоградского округа Московской области – 1557-й, которая занимает первые позиции по результатам ЕГЭ, ограничения по внешнему виду есть, но в основном рекомендательного характера. Лишь узоры почему-то запрещены совсем.