интересные формы родительских собраний в школе

Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

интересные формы родительских собраний в школе

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

интересные формы родительских собраний в школе

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника».
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

интересные формы родительских собраний в школе

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех летНегативные последствия подобного воспитанияПолезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет
Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.
Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу.
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями». Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» (Приложение 7), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Источник

Нетрадиционные формы родительских собраний в школе. Креатив-бой для родителей «Трудности решаем вместе»

интересные формы родительских собраний в школе Галина Анохова
Нетрадиционные формы родительских собраний в школе. Креатив-бой для родителей «Трудности решаем вместе»

Доброе утро уважаемые родители! Я очень рада сегодня видеть всех вас, и благодарю, что вы, не смотря, на занятость нашли время посетить родительское собрание. Уважаемые родители, Вы – люди у которых разные вкусы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети. (цитата)

(проблема, тема, цели)

счастлив тот, кто счастлив дома

Я предлагаю вам принять участие в креатив-бою, в котором предлагаются открытые, творческие и исследовательские задачки. А вам необходимо, найти самое креативное решение каждой задачи.

Вы разделены на 2 команды, придумайте им название.

Определите, кто будет записывать решения

Обратите внимание на алгоритм игры:

• В течение всей игры вам будут предложены задания.

• Внимательно проанализируйте их.

• После истечения времени докладчики команд по очереди представляют свои решения.

Помните,что важно уметь работать в команде, уметь слушать других, кратко сообщать о своём решении, отстаивать своё мнение, а так же оригинально мыслить.

Сейчас я предлагаю небольшую разминку для ума. Послушайте задачу, а после озвучьте её оригинальное решение. Обратите внимание на бланк для ответов на вашем столе, туда записывайте свои решения.

Некоторые дети не хотят ни учиться, ни даже гулять. Они весь день сидят дома, прилипнув к экрану телевизора. Что нужно сделать, чтобы дети проводили у телевизора меньше времени?

Ответ (Один американский отец,создал устройство: телевизор работал только тогда, когда дети крутили педали велосипеда)

Вы, совместным трудом составили портреты идеального и реального первоклассников. В них есть общее, но есть и различия.

В чём вы видите причину расхождения этих портретов?

Оцените свою деятельность. У вас на столах лежат солнышко и тучка. Покажите солнышко, если вы работаете активно, и у вас все получается. Покажите тучку, если вы пассивны, и у вас возникали затруднения в выполнении заданий. Я рада, что у нас с вами всё получается. Мне очень нравится работать с вами.

Закончить встречу хочется вашими ответами на доске откровений. После этой встречи я задумался

после этой встречи я возьму

Оцените свою деятельность, прикрепите к радуге свои звёзды, если у вас сегодня всё получилось, вы сделали для себя открытия, то расположите на зеленой линии, если наоборот, то на красной.

Скажите, что нового сегодня вы открыли для себя на нашем собрании?

Мы с вами многое выяснили, и даже посоревновались. Но в этом бою нет проигравших, так как каждый из вас сегодня выиграл, потому что, открыл для себя что-то новое.

Я желаю вам успехов! Обратите внимание, у вас на столах есть памятка, я хочу чтобы у каждого из вас она осталась, и ваши решения которые вы смогли сегодня самостоятельно найти. Пусть эти законы родительской истины и ваши решения помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам.

Не забывайте, что вы всегда можете рассчитывать на мою помощь и поддержку. Желаю вам успехов!

До следующих встреч!

Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. То что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для Вашего ребёнка и для Вас родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Не забывайте, что вы всегда можете рассчитывать на мою помощь и поддержку. Желаю вам успехов! До следующих встреч!

Источник

Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга

интересные формы родительских собраний в школе Наталья Кузнецова
Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга

Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива. Родительское собрание с элементами тренинга.

Учителя начальных классов:

Кузнецовой Натальи Васильевны

Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика….4

b) Переписка с родителями

c) Родительское собрание

d) Родительские тренинги

e) Организация совместных досуговых мероприятий

f) Университет педагогических знаний

k) Педагогическая дискуссия (диспут)

m) Индивидуальные тематические консультации

Обобщение опыта работы с родителями и детьми…. 9

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга»….11

Тема моего проекта «Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива». Над этим проектом я работаю уже третий год.Тема проекта тесно перекликается с моей методической темой: «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства семьи и школы». Главным предметом изучения стали новейшие подходы в изучении и формировании родительского и детского коллективов с учётом потребностей современного общества. Объектом стали родители и дети, вновь поступившие в школу.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я считаю данную тему актуальной как для учителя, так и для школы. Основной целью моего проекта является формирование родительского и детского коллективов на основе современных подходов.

Исходя из этой цели были выделены следующие задачи:

1. Поиск и изучение новейших подходов для формирования коллектива;

2. Возрождение традиций семейного воспитания.

3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания.

4. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.

5. Расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей.

Для успешной реализации цели и задач я продолжаю использовать традиционные формы: родительские собрания, классные и школьные конференции, индивидуальные консультации, посещения на дому и начала внедрять нетрадиционные: родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, родительские вечера, родительские чтения.

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье или хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт, и результаты не заставят себя долго ждать.

Организация совместных досуговых мероприятий

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей,например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Темы конференций должны быть конкретными,например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителямимогут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обобщение опыта работы с родителями и детьми.

Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем увлекаются и интересуются дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. Для этого я использую современные информационно-технические средства, с их помощью я стараюсь не только рассказать о школьной жизни детей, но и показать, школьную жизнь класса в целом, особенно это актуально в первом классе. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и чаще встречаться в неформальной обстановке. Например, на родительском собрании «Законы жизни семьи, законы жизни класса», проведённого в 1-А классе, родители не только сами рассуждали и слушали выступление учителя, но и видели высказывания детей о своей семье и сравнивали их ответы. А родительское собрание «Семейное чтение»,также в 1-А классе сопровождалось видеороликом с участием детей: «Чтение – это важно!». И так у нас проходит каждая встреча с родителями. А сейчас родители даже сами стали приносить видеозаписи различных школьных мероприятий и делиться ими друг с другом, и таким образом даже самые занятые родители видят, чем живёт их ребёнок, и участвуют в его школьной жизни.

Но формирование родительского и детского коллективов у меня не ограничивается рамками одного класса. Я считаю, что эффективней произойдёт формирование при совместной работе учителей двух параллельных классов. При тесном взаимодействии мы, учителя, учимся друг у друга, помогаем друг другу и на нашем примере также стараются дружить и дети, и их родители. И вот уже который год как мы вместе и дружно работаем.Вся внеклассная деятельность: поездки, праздники, открытые классные часы и другие мероприятия проводятся совместно.За период обучения с 2008 по 2010 года у нас прошли совместные мероприятия: «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Устами младенца», «Новый год шагает по планете», «День защитников Отечества», «Восьмое марта», «Спасибо тебе, Букварь!», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», «Спортокиада», «9 Мая – День Победы», «Спасибо тебе, первый класс!», «День Матери», «Космическое путешествие» и т. д.Также совместные классные часы: «На что имею право», «Лучший знаток правил дорожного движения», «Питание и здоровье», «Я люблю тебя, Россия», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!», «Гордое звание – Учитель!».А так же совместное участие в конкурсах: «Поздравительные газеты», «Театральные постановки», «Городские викторины» и «Телевизионные конкурсы». И во всех этих мероприятиях и конкурсах самое непосредственное участие принимают родители. Они охотно предлагают и организуют конкурсы, викторины и видеосъёмки. Родители являются не только почётными гостями, но и активными участниками. А на некоторых праздниках даже ведущими и организаторами.

Таким образом, можно сделать вывод, что поиск и применение новых форм взаимодействия школы и семьи необходимы для повышения эффективности педагогической деятельности учителя. Результаты моей работы дают возможность убедиться в том, что взаимопонимание внутри родительского коллектива положительно влияют на отношения между детьми. В этом мне помогает убедиться, проводимая каждый год диагностика изучения детского коллектива «Социометрия». Если по итогам первого класса данная диагностика показала, что существуют проблемы в общении детей друг с другом.Было много микрогрупп по разным видам деятельности: в учебной – 8, в трудовой – 6, в эмоциональной – 7, а также выделялись не только лидеры и предпочитаемые, но и пренебрегаемые и даже изолированные. По итогам второго класса ситуация изменилась. Произошло объединение микрогрупп. В учебной деятельности их стало 5, в трудовой – 4, в эмоциональной – 6. Но самое главное, что уменьшилось число пренебрегаемых и изолированных.

Но в тоже время данная диагностика показывает, что ещё есть над чем работать и, что надо стремиться к лучшим результатам, поэтому необходимо продолжить работу над этим проектом.

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга».

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

Сказать дружно друг другу “Привет!;

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например,участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе.Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать,например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

«Мне кажется, в детстве ты был (а…»

Участники бросают мяч друг другу со словами: «Мне кажется, в детстве ты был (а…». В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.Второй вариант: «Я думаю, в детстве ты мечтал (а…». Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции,на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что мне удалось заинтересовать вас и открыть для вас что-нибудь новое.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М. : Вербум-М, 2001. – 80с.

3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М. : Вако, 2003. – 240с.

4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М. : Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *