интериоризация социальных форм поведения

Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения

интериоризация социальных форм поведения интериоризация социальных форм поведения интериоризация социальных форм поведения интериоризация социальных форм поведения

интериоризация социальных форм поведения

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

. Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называютсяагентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

Источник

26. Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (л.С. Выготский)

Еще для сведения. Р. Харре сказал, что пространство психологии личности со след. осями: «индивидуальное-коллективное», «личностное-социальное», «публичное-личное». (А не просто внешнее-внутреннее

Термин «социализация» многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности

Выготский: развитие ребенка в обществе, преобразование индивидуального в социальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Феномен психологического симбиоза: мать и младенец сначала образуют диаду. По мере развития этой симбиотической диады ребенок берет на себя все больше психологических функций. Содействие матери с ребенком предполагает, что мать имитирует поведение ребенка, побуждая его к акту содействия. Мать решает совместно с ребенком задачи различного уровня сложности. Акт содействия определяет зону ближайшего развития ребенка, в которую отбираются культурно предпочитаемые стратегии решения задач.

От содействия к самоконтролю поведения личности:

Содействие: нейтральные мотивы для ребенка – запаздывающие эмоции (похвала/порицание).

Самоконтроль: смысло-образующие мотивы действий – предвосходящие эмоции. Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображении различные варианты действия и прочувствовать их последствия.

1 этап: ребёнок воспринимает групповое требование как чужое

2 этап: ребенок через эмоции различает смысл события после того, как оно завершено

3 этап: нормы преобразуются для ребенка в личностный смысл. Ребенок начинает выполнять свои маленькие трудовые обязанности не ради похвалы, а ради достижения общественно значимого результата.

Три грани социализации личности:

Механизм интериоризации /экстериоризации. Три грани интериоризации:

Закон культурного развития (Выготский): от интерпсихического (коллективная социальная деятельноть ребенка) к интрапсихическому (индивидуальному). Пример: исследование гуманных отношений детей к другим. Интериоризация общественных отношений.

Переход от Мы к Я. Пример: дети сначала зовут себя в 3м лице, а потом – только я.

Во внешней речи выражаются мотивы человека.

Во внутренней речи: нет необходимости договаривать слова – преобладание смысла над значением = >

3. производство внутреннего плана сознания

Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий «социальной ситуацией развития». Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей.

Источник

Интериоризация (по Выготскому)

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следу­ющем шаге эта форма становится индивидуальной функцией само­го ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения ока­зывается результатом «вращивания» первоначально внешней, со­циальной, интерпсихической формы поведения. Изначально пове­дение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными ору­диями и знаками, первоначально выступает во внешней форме.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

В последующем процесс интериоризация был изучен П. Я Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.
Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т.е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Источник

Социализация личности. Три грани социализации личности.

Л.С. Выготский

Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.

Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.

Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:

Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

Асмолов:

Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Шоттер и Ньюсон обнаружили, что мать общается с младенцем как с диадой, которую она образует вместе с ним. По мере развития симбиотической диады её структура меняется, т.к. ребёнок берёт на себя всё больше психологических функций. Другие примеры диад в межличностном взаимодействии: муж-жена, врач-пациент.

В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющиеся основой симбиотических диад.

В ходе содействия со взрослым ребёнок преобразует функционально-ролевые отношения в группе в личностно-смысловые отношения (по исследованиям Запорожца). Усвоение социальных регулятов из референтных групп, в первую очередь из семьи. Открытие и избирательное усвоение ценностей.

Интериоризация – основной психологический механизм социализации личности.

Три грани социализации личности. (по ЛСВ)

Экстериоризация – вынесение во вне, трудовая деятельность, творчество и т.п.

Источник

Интериоризация: что это простыми словами, примеры, виды

интериоризация социальных форм поведения

Приветствую Вас, друзья!

Едва появившись на свет, новорождённый ребенок начинает учиться взаимодействовать с окружающим миром. Сначала он не понимает, что происходит вокруг, и лишь инстинктивно идентифицирует образ матери. Но по мере взросления он начинает узнавать и других людей, пытается подражать им и повторять за ними слова – так он учится быть человеком. Благодаря этому подражанию формируется его сознание и психика. Этот процесс называется интериоризацией, и сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает и как влияет на нашу жизнь.

Что такое интериоризация?

Интериоризация – это процесс формирования основных функций человеческой психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе взросления. Изначально данный термин использовался в социологии для обозначения процесса формирования категорий индивидуального сознания на основе общественных представлений.

Позже термин начал использоваться в психологии, а окончательно конкретизировал его советский психолог Лев Выготский. Он считал, что любая функция человеческой психики изначально формируется как некая внешняя деятельность, а затем становится компонентом сознания. Именно этот переход внешних форм взаимодействия во внутренние функции психики Выготский и называл интериоризацией.

При интериоризации происходят следующие процессы:

Термин «интериоризация» образован от латинского слова interior (внутренний). Его ввёл французский социолог Эмиль Дюркгейм, который считал интериоризацию частью процесса социализации. Изначально это было чисто социологическое понятие. Современное же понимание того, что такое интериоризация, сформировалось позже (преимущественно благодаря работам советских психологов Льва Выготского и Петра Гальперина).

Виды интериоризации

Современное понимание интериоризации подразумевает наличие трёх основных составляющих, в большей или меньше степени привязанных к определенному возрасту:

1. Начальная. Начальная интериоризация – это процесс первичного формирования сознания у новорожденного ребенка. Сначала он учится распознавать образы, потом играет с родителями, пытается подражать им и повторять их действия. Постепенно это поведение становится частью его психики.

2. Школьная адаптация. Начальный этап социализации у детей происходит в школе. Они учатся взаимодействовать со сверстниками. Также в этот период у них активно развивается самосознание. Считается, что дети дошкольного возраста ещё не умеют смотреть на себя со стороны, и только в школе, общаясь со сверстниками, приобретают эту способность.

3. Социальная адаптация. Этот вид интериоризации продолжается на протяжении всей жизни. Даже взрослый человек регулярно получает новый опыт взаимодействия с другими людьми и учится чему-то новому.

В рамках социальной адаптации выделяют 3 круга близости социальных контактов:

Механизм интериоризации

Наиболее точным, с точки зрения современной психологии, считается механизм действия интериоризации, предложенный Петром Гальпериным. Он состоит из 6 этапов:

Пример интериоризации

Рассмотрим, как работает описанный выше механизм на примере маленького ребёнка, который только учится взаимодействовать с предметами внешнего мира. Поскольку его сознание только формируется, его внимание привлекают яркие и шумные предметы. В момент, когда мама впервые показывает ему погремушку, у него возникает интерес. Это этап мотивации.

Дальше он понимает, что погремушка издаёт интересные звуки, только когда мама трясёт её. Это этап ориентирования. Наблюдая за этим нехитрым, но очень интересным действием, малыш тоже хочет попробовать и тянется к погремушке. Мама даёт игрушку ему, и начинается материальный этап – ребёнок пытается повторять. Сначала он с трудом может удержать игрушку, но постепенно учится получать с её помощью нужные звуки.

Поскольку ребёнок ещё не может говорить, этапы внешнего и внутреннего проговаривания у него работают иначе. В конце концов у него возникает понимание того, как работает погремушка, и он начинает экспериментировать с другими игрушками, ожидая от них такого же результата. Так он понимает, что не все игрушки являются погремушками. Всё это время опыт взаимодействия с внешним миром будет способствовать формированию психики ребёнка. Это и есть интериоризация.

История развития понятия

Автором термина считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). При этом его понимание того, что такое интериоризация, сильно отличалось от современного. Он считал её одним из ключевых элементов социализации, связующим звеном между внутренним и внешним миром человеческой психики. Многие его коллеги также считали интериоризацию чисто социологическим понятием.

Позже Пьер Жане (1859-1947), Жан Пиаже (1896-1980) и другие представители французской школы психологии начали рассматривать её как психологическое понятие. Термином «интериоризация» они называли перенос общественного мышления, свойственного социальной группе индивида, в его внутреннюю психику.

К современному виду это понятие привёл советский ученый Лев Выготский (1896-1934). По его мнению интериоризация является важнейшим фактором формирования человеческой психики и мышления. Позже его исследования продолжил и существенно дополнил Пётр Гальперин (1902-1988).

Интериоризация в других науках

В педагогике

С точки зрения педагогики, интериоризация – это развитие у ребенка навыков обращения с символами, формирование собственного символического процесса под внешним воздействием (общением с педагогами). Она состоит не в простом переносе внешних процессов во внутренние, а в формировании сознания и психики в процессе обучения.

В философии

С точки зрения философии, интериоризация представляет собой практическую возможность познания бытия. По мнению советского и российского философа Даниила Пивоварова, познание – это совмещение теоретических знаний с практической деятельностью (и только такое совмещение позволяет осмыслить бытие).

В социологии

В социологии интериоризация рассматривается как социально-психологическое явление. Она обеспечивает становление личности человека, формирование у него норм морали и нравственности, выработку определенных правил поведения, адаптацию к социуму и окружающей среде.

Выготский выделял в процессе социальной интериоризации 3 этапа:

Заключение

Интериоризацией называется процесс становления психики, сознания и мышления под влиянием опыта, накапливаемого при взаимодействии с внешним миром. Ребенку данный процесс помогает приобретать элементарные навыки: читать, считать, классифицировать, анализировать, оценивать, смотреть на себя со стороны. Наибольшее значение интериоризация имеет для человека в детстве, но и в дальнейшей жизни она сохраняется, продолжая оказывать влияние на развитие личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *