интернет консультирование относится к форме консультирования
ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите один или несколько ответов:
b. наличие централизованной организационной структуры
c. высокая скорость распространения информации
d. неконтролируемое распространение информации
e. информация в Интернете распространяется сетевым образом
02. Датой рождения Российского Интернета можно считать
Выберите один ответ:
a. 7 апреля 1994 года
b. 19 сентября 1990 года
c. 1 августа 1990 года
d. 17 мая 1991 года
03. Интерактивность коммуникации в Интернете, что означает возможность:
Выберите один или несколько ответов:
a. вступления в прямой диалог с аудиторией и получения от нее обратной связи в режиме реального времени
b. опосредованной коммуникации интернет-технологиями
c. общение представителей данной аудитории между собой
d. общения через интернет
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
Выберите один ответ:
a. WWW (также WorldWideWeb, W3, «Всемирная паутина»)
c. E-mail (электронная почта)
d. Usenet (система «телеконференций» или «группы новостей»)
08. В России имеется ряд объективных предпосылок, способствующих переходу к информационному обществу, среди них:
Выберите один или несколько ответов:
a. быстрое развитие материальной базы информационной сферы
b. информатизация многих отраслей производства и управления
c. активное вхождение в мировое сообщество
d. подготовленность общественного сознания
09. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены:
Выберите один или несколько ответов:
a. перечень информационных объектов, требующих защиты
c. национальные интересы в информационной сфере
d. методы защиты национальных интересов в информационной среде
e. методы обеспечения информационной безопасности страны
01. Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи «в рамках» интернета:
Выберите один или несколько ответов:
a. групповое консультирование (по общей для данной конкретной группы проблеме)
b. групповая коррекция (по общей для данной конкретной группы проблеме)
c. индивидуальное консультирование
d. развивающие занятия
e. участие в консультативном форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных свойств и предпочтений
02. Верно ли утверждение: «Психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения, у клиента можно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых личностных возможностей клиента для его деятельностного выхода из трудной жизненной ситуации»?
Выберите один ответ:
03. Объективная «слабость» психологического консультирования в интернете, на современном технологическом этапе, в подавляющем большинстве случаев заключается…
Выберите один или несколько ответов:
a. в невозможности психолога реально действенно и информативно протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты
b. в невозможности психолога реально действенно и информативно воздействовать на клиента
c. в невозможности психолога получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте
d. в невозможности психолога получить информацию о своём клиенте
04. Клиент должен быть информирован о
Выберите один или несколько ответов:
a. имени человека, к которому он обратился за помощью или его псевдониме
b. семейном положении консультанта
c. квалификации консультанта
d. количестве клиентов, которым «помог» консультант
e. том как удостовериться о квалификации консультанта, где можно получить информацию
05. Клиенту нужно сообщить о преимуществах получения услуг по охране психического здоровья он-лайн. Например, потенциальные выгоды использования электронной почты могут включать:
Выберите один или несколько ответов:
a. возможность принимать и отправлять сообщения в любое время дня и ночи
b. никогда не оставлять и не переправлять сообщения через посредников
c. избежать не только посредников, но и использования голосовых сообщений и «вычисления» номера телефона
d. быть готовым ждать так долго, сколько потребуется каждой стороне для размышления и обдумывания ответа
e. автоматически получать запись коммуникаций, чтобы иметь возможность обратиться к ним позже
06. Клиент до начала интернет-консультирования должен быть проинформирован
Выберите один или несколько ответов:
b. о технических возможностях интернет-консультанта
c. о гарантиях, которые консультант берет на себя или обязуется обезопасить клиента от некоторых моментов риска в работе
d. о других интернет-консультантах, работающих с проблемами клиента
e. об альтернативных видах получения помощи
07. В целом консультант должен следовать одним и тем же процедурам, как предоставляя услуги по охране психического здоровья он-лайн, так и предоставляя их лично, в особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Консультант должен оставаться в пределах его\ее границ компетентности и не пытаться решить проблему он-лайн, если он\она не взялся бы решить ту же самую проблему при личном обращении
b. Консультант имеет право выбирать подходящие способы и методы воздействия на клиента
c. Консультант должен соответствовать необходимым требованиям для обеспечения услуг по охране психического здоровья, по месту своего расположения
d. Консультант и клиент должны договориться о сумме и способе оплаты
e. Консультант и клиент должны договориться о частоте и способе коммуникации
f. Консультант и клиент должен соответствовать необходимым возрастным и полоролевым требованиям
08. В целом интернет-консультант должен следовать одним и тем же процедурам, как предоставляя услуги по охране психического здоровья он-лайн, так и предоставляя их лично, в особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Консультант должен адекватно оценить клиента перед предоставлением любых услуг по охране психического здоровья он-лайн
b. Консультант должен работать только с адекватными клиентами
c. Конфиденциальность клиента должна быть полностью защищена
d. Консультант должен сохранять все отчеты услуг по охране психического здоровья он-лайн
e. Консультант должен предоставлять все отчеты о консультациях руководству центра
f. Консультант должен следовать законам и другими установленными руководящим принципам
09. Ответьте, верно ли утверждение: «Перед началом консультации должны быть обсуждены действия консультанта с клиентом в критических ситуациях, а именно необходимо включить в процесс помощи правило, что при необходимости, когда у консультанта не будет возможности связаться с клиентом срочно, не исключено подключение местных служб психологической помощи для клиента».
Выберите один ответ:
01. Верно ли утверждение: «Если психолог пришел в интернет-консультирование из реального «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках интернет-консультирования»?
Выберите один ответ:
02. Верно ли утверждение: «Если психолог пришел в интернет-консультирование из реального «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно ниже по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках интернет-консультирования»?
Выберите один ответ:
03. Некоторые люди даже в сети Internet могут стесняться своих психологических проблем, это, как правило, вызвано тем, что…
Выберите один или несколько ответов:
a. человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем
b. клиента просто неискренне обратился к психологу с целью получить от него компетентную помощь, ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы
c. клиент психологической интернет-консультации в полной мере имеет в своём активе то психологическое состояние, которое принято называть «вторичной выгодой»
04. Целительный психотерапевтический эффект в процессе-интернет консультирования может быть вызван
Выберите один или несколько ответов:
a. искренностью человека (клиента), в основном, именно перед самим собой
b. высокой квалификацией психолога-консультанта
c. процессом описания человеком (клиентом) своей личной проблемы
d. высоким техническим уровнем информационно-коммуникационных технологий
05. В детском сегменте (возрастные рамки: 5-6―12-13 лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один ответ:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. профессиональная ориентация
c. решение школьных проблем
06. В подростково-юношеском сегменте (возрастные рамки: 12-13 – 17-18 лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один или несколько ответов:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. задачи оказания профессионального психологического консультирования, опосредованного средой интернета
c. помощь в освоении некоторых понятий и знаний в предметных областях (истории, географии, физики, алгебры, геометрии)
07. В молодёжном и взрослом пользовательском сегменте (большинство клиентов – возраста 17-18―30-35 лет, иногда до 45-ти лет) основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это
Выберите один или несколько ответов:
a. создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя можно научить какому-либо навыку или умению
b. задачи самотестирования
d. предоставление популярной информации по психологии
08. Основная особенность работы в интернете, когда человек «переходит» от одной интернет-страницы к другой или «заходит» на какую-либо интернет-страницу постоянно, – это
Выберите один ответ:
a. необходимость отвечать на огромное количество очень быстро меняющихся вопросов
b. необходимость ориентации на огромное количество очень быстро меняющихся условий информационной работы (постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д.)
c. необходимость запоминать огромное количество очень быстро меняющихся ответов (постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д.)
Тема 6
01. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «До 16 и старше» – это…
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
02. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «Е-форум» – это
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
c. форма группового психологического интернет-консультирования
03. Имеет место несколько категорий информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов, например «Группы по интересам» – это…
Выберите один ответ:
a. специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы
b. круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников
Выберите один ответ:
a. электронная почта
b. средства для мгновенного обмена сообщениями
d. видео-конференц связь
f. сочетание всех этих способов
05. При выборе способа общения необходимо выбирать тот, который
Выберите один ответ:
a. предпочтителен для консультанта
b. предпочтителен для клиента
c. предпочтителен для обоих участников терапии
06. Если консультант будет работать с клиентом через печатный текст, то необходима оценка клиентов
Выберите один или несколько ответов:
a. по их опыту чтения и письма
b. по их грамотности
c. по тому, что ему удобнее читать, или высказываться письменно
d. по оборудованию, находящемуся в его распоряжении
e. на возможность использования клиентом смайлов, и принятых в сети сокращения (ИМХО и т.п.)
07. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам, которые страдают от импульсивности, внутренней пустоты, расщепления и агрессии, в данный момент не достаточно клинического опыта позволяющего прогнозировать поведение таких людей в сравнительно неструктурированном социальном мир киберпространства»
b. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам, которые страдают от импульсивности, внутренней пустоты, расщепления и агрессии, в данный момент собрано много клинического опыта позволяющего говорить о том, что поведение таких людей легко изменяется в сравнительно неструктурированном социальном мир киберпространства»
c. «Необходимо очень внимательно относиться к клиентам в сравнительно неструктурированном социальном мире киберпространства, потому что в данный момент не достаточно клинического опыта позволяющего прогнозировать поведение людей»
08. В сети консультант будет получать запросы на лечение от людей из других стран и культур. В таких случаях он должен определить:
Выберите один ответ:
a. насколько он знаком с языком и культурными особенностями, будет ли терапия эффективной
b. сможет ли клиент оплатить услуги консультанта, будет ли терапия эффективной
c. насколько он близок по ценностным и другим личностным особенностям к жителям его страны, будет ли терапия эффективной
Тема 7
01. Среди технологически-вариативных процессуальных преимуществ психологического интернет-консультирования для личностно зрелых, здравомыслящих людей, довольно много занятых на работе, можно отметить то, что…
Выберите один или несколько ответов:
a. им нет необходимости тратить время на поездки для очных консультаций
b. в данном формате им удобнее сохранять анонимность
c. есть возможность работать над ситуацией в своем темпе, получая лишь методическую помощь
d. общение по интернету они могут в любой момент прервать
02. Ответьте, верно ли утверждение: «Интернет-консультированием, как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любой человек».
Выберите один ответ:
03. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Одно из несомненных преимуществ данной технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удаленных пространственно расстояниях психолога от клиента, иногда настолько удалённых расстояниях, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились»
b. «Одним из несомненных недостатков данной технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удаленных пространственно расстояниях психолога от клиента, иногда настолько удалённых расстояниях, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились»
04. С технической точки зрения, развитие различных типов услуг, в том числе и психологической помощи в интернет связано
Выберите один или несколько ответов:
a. с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям
b. с овладением большинства населения интернет-технологиями
c. с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования
d. с отсутствием высококвалифицированных во всех населенных пунктах
e. с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов нтернет-содержания
Интернет – консультирование
2 блок. История возникновения
Идея дистанционной помощи различных групп поддержки впервые имела место в США и стала основой для создания услуг психологического консультирования по Интернет. Считается, что одним из самых первых опытов стал сеанс психотерапии между университетом Стэнфорд и Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе в течение Международной Конференции по компьютерной связи в октябре 1972. А с появлением персональных компьютеров, группы поддержки стали более независимы и неформальны.
В 1995 году в Америке все предшествовавшие формы консультирования синтезировались впервые в настоящую бесплатную консультацию на одном из популярных чатов под руководством психолога Джона Грохола (Grohol, Psy. D.). И немного позже, но в этом же году американец Леонард Холмс (Holmes, Ph. D.) предоставил свои услуги на собственном сайте за небольшую плату. Клиент имел право не платить, если счел совет или консультацию бесполезной. По словам Холмса, в среднем около половины обратившихся за помощью решали заплатить.
Идея Интернет-консультирования стала распространяться и в других странах. Только в 2002 году насчитывалось более 500 частных сайтов виртуальных клиник. Сейчас их гораздо больше.
3 блок. Виды интернет – консультирования
Существует несколько форм психологического Интернет-консультирования, и все они аналогичны формам общения в Интернет. Консультирование проходит в двух режимах: Online (в реальном времени), Offline (вне сети). В зависимости от режима у Вас есть выбор ряда соответствующих ему форм. Так, в реальном времени Вы можете проконсультироваться в форме обмена короткими сообщениями (чат) или использовать для этого форум. Если же Вы предпочитаете тщательно обдумать свою проблему вне сети Интернет, специально для Вас существует электронные письма, форум, сайты “вопрос-ответ”. Клиенты, желающие услышать голос своего Интернет-консультанта или даже увидеть его, могут воспользоваться Интернет-телефонией (Skype) или Видео-Конференцией. Последние две формы консультирования недостаточно распространены на сегодняшний день, во-первых, потому что они значительно дороже в цене, а во-вторых, они не предусматривают такой анонимности, ради которой многие люди ищут помощи в сети Интернет.
4 блок. Достоинства для клиента
1. Возможность получить консультацию для людей с ограниченными возможностями (инвалидов), а также для тех, кто имеет трудности доступа очных консультаций (людей в географически изолированных местах жительства).
2. Значительно меньшая привязка общения ко времени и месту позволяет клиенту не ждать назначенного срока приема, а выражать свое состояние в любой удобный ему момент.
3. Анонимность клиента. Меньший риск нарушения конфиденциальности, большее доверие к психологу в ситуации полного отсутствия персонификации. Проявляется “Эффект попутчика”, вымышленное имя (ник) клиента обеспечивает ему полную безопасность и возможность выговориться.
4. Письменное изложение проблемы является самовыражением и первичным рефлексивным анализом проблемы клиента. Тщательно продуманное, систематичное описание проблемы – первый шаг на пути ее решения (“скиботерапия”).
5. Возможность получения консультаций на родном языке для эмигрантов.
6. Возможность продолжения консультирования или психотерапии в случае вынужденного отъезда консультанта или клиента.
7. Многие люди отмечают, что единственным мотивом использования Интернет-консультирования является не существенность проблемы, когда просто необходимо только посоветоваться или узнать информацию.
1. Гибкий график работы с клиентами.
2. Отсутствие арендной платы за помещение, оборудование.
3. Возможность безоценочного отношения к клиенту. (В отличие от очных консультаций, где у психолога могут проявиться такие человеческие факторы как оценка внешнего вида клиента, его материального положения, неприязнь определенных черт характера).
5 блок. Ограничения интернет-консультирования
1.Отсутствие “живого контакта”. Психолог-консультант, психотерапевт во время сеанса “экран к экрану” лишен невербальной стороны коммуникации (тембр голоса, интонации, эмоции, мимика, жесты, рефлекторные реакции клиента). Изображение на экране компьютера маленьких улыбающихся или недовольных физиономий (смайлов) едва ли способно заменить реальное человеческое взаимодействие, его самочувствие. Так как мимика – это комплексная реакция, а рисунок на экране не отражает даже ее часть.
2.Переписка через электронную почту, как наиболее распространенная форма консультирования, дает мало возможностей для полноценного, непосредственного диалога; существует риск неверного понимания, так как текст практически лишен эмоциональной окраски.
3.Как правило, сохраненные тексты переписки (протоколы) являются одной из причин возникновения ригидности и шаблонности консультирования. У психологов-консультантов ухудшается восприятие и понимание проблемы каждого отдельного клиента.
4.Отсутствие возможности у клиента узнать достоверную информацию о специальном образовании консультанта, его квалификации. В результате в сети Интернет появляются многочисленные сайты недипломированных, неквалифицированных консультантов, которые могут нанести вред обратившимся за помощью клиентам. В результате, из-за деятельности подобных мошенников искажается общественное мнение о качественной работе профессионального сообщества. Следует отметить, что клиенты ряда западных стран проверяют профессиональность своих виртуальных терапевтов с помощью специальных служб (www. ).
5.Анонимность клиента приводит к потере контроля над ситуацией консультирования или терапии.
6.Ложная конфиденциальность. Любая информация, тексты сообщения в Интернет могут быть “взломаны”, перехвачены, или просмотрены на экране компьютера другими людьми, работающими рядом с психологом.
6 блок. Классификация приемов консультативной переписки (, 1994 г.)
Накопленный опыт переписки с клиентом по обычной почте позволил выделить несколько конкретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку.
1) Пересказ—цитирование того, что было написано клиентом.
2) Уточнение—обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду». Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели (НЛП), типа: «Как?», «Что именно?» и т. п. Скажем, клиент сообщает: «Я не могу рассердиться». Метавопросами здесь могут быть следующие варианты: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что случится, если Вы рассердитесь?»
3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника—письменное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете. ».
4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены (обижены, рассержены и т. д. и т. п.)».
5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами. ».
6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».