инвалидам по слуху хотят прекратить выплачивать пенсию 2023
Что нужно знать о пенсионных выплатах инвалидам?
Граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности:
Для возникновения права на страховую пенсию по инвалидности должны одновременно выполняться следующие условия — наличие инвалидности (I, II или III группы) и страхового стажа.
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:
Наступление инвалидности вследствие совершения гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности.
Выплата страховой пенсии с учетом сумм индексаций осуществляется только неработающим пенсионерам. Если пенсионер прекратит трудовую деятельность, то он будет получать пенсию с учетом всех индексаций, прошедших за весь период его работы после назначения пенсии.
Страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста (с учетом переходного периода — т.е. постепенного повышения возраста на 5 лет до уровня 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).
Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не меньше требуемых*, то ему по достижении пенсионного возраста (с учетом переходного периода) назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке. При наличии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости – по заявлению гражданина.
Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и (или) величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере меньше требуемых*, то он по-прежнему получает страховую пенсию по инвалидности до дня достижения возраста: 65 лет для женщин, 70 лет для мужчин (т. е. с учетом переходного периода — постепенного повышения возраста, дающего право на социальную пенсию, на 5 лет.). После чего назначается социальная пенсия по старости в беззаявительном порядке.
Право на назначение социальной пенсии, в том числе по инвалидности, возникает при условии постоянного проживания в России. Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, она не назначается. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер социальной пенсии по инвалидности увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Государственная пенсия по инвалидности устанавливается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы; участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», независимо от причины инвалидности; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, и др.
Страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания гражданина инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Государственная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по инвалидности назначаются с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Без заявления назначаются:
*С учетом переходных положений в 2019 году необходимый страховой стаж – 10 лет, в 2020 году – 11 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет к 2024 году; величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 году – 16,2, в 2020 году – 18,6 с последующим ежегодным увеличением до 30 к 2025 год.
Пенсии по потере кормильца начнут назначать проактивно с 2023 года
Выплаты начнутся автоматически в случае смерти родителя или законного представителя детей. Законопроект об этом разработал минтруд.
В министерстве пояснили, что сведения, необходимые для назначения пенсий, будут поступать в Пенсионный фонд из единого госреестра ЗАГС. Начислять их будут с того момента, как человек был признан умершим или пропавшим без вести. Согласно законопроекту решение о назначении пенсии должно быть принято в течение пяти дней после утраты кормильца несовершеннолетним.
Страховая пенсия полагается детям умершего, если у него был страховой стаж, то есть он ранее работал. В остальных случаях назначается социальная. Например, ее получают дети с момента своего рождения, если их родители неизвестны. Если несовершеннолетний имеет право на обе пенсии, то ему назначат по умолчанию ту, которая выше, то есть исходя из наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Страховая пенсия рассчитывается по специальной формуле и зависит в том числе от стажа умершего кормильца.
В ПФР перечислили случаи, при которых невозможна выплата пенсий и пособий
Так, например, работающим гражданам не может быть назначена социальная пенсия по старости, страховая и социальная пенсии по случаю потери кормильца одному из родителей, либо другим членам семьи, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет. Если пенсионер работает и при этом ему назначена небольшая пенсия, не дотягивающая до регионального прожиточного минимума, то социальную доплату ему производить не будут. Социальная доплата к пенсии до величины регионального прожиточного минимума назначается только неработающим пенсионерам.
Также только неработающие граждане могут получать компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными лицами.
Прибавка к фиксированной выплате страховой пенсии за сельский стаж назначается только тем, кто уже не работает.
Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ будет выплачивать тоже только после прекращения трудовой деятельности. Как и доплаты к пенсии летчикам, работникам угольной промышленности, «ядерщикам». Назначение пенсии за выслугу лет госслужащим возможно тоже после окончания работы.
Если человек получает какой-либо вид пенсии (например, социальную), но нашел работу и трудоустроился, он должен незамедлительного (в течение одного дня) проинформировать об этом ПФР. Сделать это можно с помощью заявления в свободной форме, подав его в территориальный орган ПФР, а также по почте или через личный кабинет на сайте ПФР (сервис подачи обращения). Если этого не сделать, то возникнет переплата. Ее можно вернуть добровольно, обратившись в клиентскую службу управления ПФР и подав соответствующее заявление. Если этого не сделать, вопрос взыскания средств будет решаться в судебном порядке.
Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности
Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.
Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.
Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.
Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.
Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.
Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.
Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.
Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.
Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.
До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.
Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).
Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.
Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.
Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.
В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.
При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.
Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.
Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Государство помогает инвалидам
В 2021 году для людей с инвалидностью предусмотрели много полезных изменений
Инвалидам гарантировано социальное обеспечение cогласно Конституции РФ, а их социальная защита регламентирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. В этом году появилось немало нововведений, которые направлены на улучшение жизни людей с инвалидностью. О них и пойдет речь в статье.
Упростили порядок установления и подтверждения инвалидности
В прошлом году в связи с пандемией коронавируса было решено ранее установленную инвалидность автоматически продлевать на 6 месяцев, а медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности впервые проводить без личного участия граждан по медицинским документам. Эти временные правила будут действовать до 1 октября 2021 г. 1
Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.
Решение об установлении инвалидности в таких случаях будет принято на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.
Экспертизу для установления или подтверждения инвалидности необходимо будет пройти после пандемии. Направление на МСЭ выдадут в поликлинике. Еще одно полезное изменение: раньше больным приходилось повторно идти в лечебное учреждение, если данные в направлении были неполными, но с 1 марта поликлиники должны сами дорабатывать документы по запросу органа, проводящего экспертизу.
Госуслуги – без привязки к прописке
В феврале было расширено действие принципа экстерриториальности, который означает, что за государственной услугой можно обратиться в любой МФЦ или ближайшее подразделение профильного госоргана, и при этом неважно, где человек зарегистрирован или проживает.
Средства технической реабилитации получить и купить будет проще
При этом человеку предоставят право выбора: а) оформить сертификат; б) потратить свои деньги, а потом получить компенсацию; в) забрать средство реабилитации в ФСС.
Новая услуга – в центрах «Мои документы»
Для людей с инвалидностью, временно пребывающих или проживающих в столице, в центрах «Мои документы» появилась новая услуга. Об этом говорится на портале мэра и Правительства Москвы.
Через центры «Мои документы» такие граждане могут подать заявление на обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и заявление на выплату компенсации. Компенсировать можно расходы: на оплату перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; ремонт технических средств и изделий; оплату проезда к месту нахождения организации, в которой получены изделия. Для получения компенсации нужно будет предоставить документы, подтверждающие расходы, и указать в заявлении номер банковского счета или карты «Мир».
Подать заявление можно также в отделении ФСС, через личный кабинет на Портале госуслуг или «Почту России».
Пенсии немного увеличились
В январе 2021 г. все страховые пенсии, в том числе по инвалидности, для неработающих пенсионеров увеличились на 6,3%. Социальные пенсии проиндексируют с 1 апреля 2021 г. на 2,6%. Размер военных пенсий по инвалидности увеличат вместе с индексацией окладов военнослужащих с 1 октября 2021 г. ориентировочно на 4%. Также в этом году планируют увеличить ежемесячные выплаты инвалидам на 3,8%. Социальные выплаты инвалидов I, II и III групп будут увеличены с учетом уровня инфляции 2020 г., т.е. на 3,8%. Об этом проинформировала в конце прошлого года зампред Комитета Совфеда по вопросам социальной политики Елена Бибикова.
В 2021 г. на 3,8% увеличится и размер набора социальных услуг (речь идет о льготных лекарствах, путевках в санатории, оплате проезда в пригородных электричках), который предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты. Инвалиды вправе рассчитывать на получение набора социальных услуг в натуральном виде и в качестве финансовой компенсации.
Возможно, пенсию по инвалидности будут начислять автоматически – такой законопроект 6 внесли в Госдуму 15 декабря 2020 г. Предполагается, что Пенсионный фонд сам будет назначать выплаты, без заявления граждан.
Оформление выплат по уходу за инвалидами – без хлопот
Напомним: ежемесячные компенсационные выплаты полагаются неработающим гражданам, которые ухаживают за инвалидами I группы, а также за престарелыми людьми, которым требуется постоянная помощь или исполнилось 80 лет. Выплаты могут получать как члены семьи, так и приглашенные помощники. При этом период ухода учитывается в страховом стаже и влияет на размер страховой пенсии.
Онлайн-поддержка
С 1 июля 2021 г. граждане смогут получать сведения о том, какие им положены льготы, пособия и выплаты, по телефону единого контактного центра госуслуг. Для получения госуслуг подтверждать инвалидность не потребуется, так как ведомства сами будут запрашивать эти данные в Пенсионном фонде или федеральном реестре инвалидов.
Кроме того, Минтруд и Минкомсвязи разрабатывают онлайн-сервисы, в том числе направленные на поддержку людей с инвалидностью. Запустить планируется 25 суперсервисов – так называется комплекс связанных между собой электронных госуслуг, которые предоставляются пользователю в зависимости от жизненной ситуации. Все 25 приоритетных жизненных ситуаций были определены в феврале 2019 г. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Например, в декабре прошлого года начал работать суперсервис «Социальная поддержка онлайн». Теперь россияне, в том числе инвалиды, могут получать актуальную информацию о пособиях, выплатах и льготах, которые им полагаются, в личном кабинете на Портале госуслуг. А с помощью суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности» граждане смогут: записаться на медицинскую экспертизу и обжаловать ее результаты через Интернет; удаленно оформить пособия, пенсии и другие выплаты по инвалидности; оформить заявку на технические средства реабилитации или получить компенсацию за их покупку; подать в электронной форме информацию о транспорте, перевозящем людей с инвалидностью.
За стеснение в правах – штраф
(Читайте также дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).
1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».
2 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».
3 Распоряжение Правительства РФ от 16 февраля 2021 г. № 373-р.
4 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».
6 Законопроект № 1075528-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь».
7 Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 278 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
8 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”».
9 Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».