иные формы собственности в рф это какие

Статья 214. Право государственной собственности

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к ст. 214 ГК РФ

2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).

3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, ЛК и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.

Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).

4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).

6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

Судебная практика по статье 214 ГК РФ

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 по делу N А72-3935/2016, а также представленные ответчиком договоры аренды водозаправочной станции, заключенные между МУП «Ульяновскдорремстрой» и МБУ «Дорремстрой», руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 214, 215, 299, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обоснованно пришли к выводу о том, что после 13.02.2014 водозаправочной станцией владело и фактически пользовалось земельным участком с кадастровым номером 73:24:041414:42 без установленных законом оснований МБУ «Дорремстрой», в связи с чем у него возникло неосновательное обогащение, подлежащее взысканию за период с 18.10.2014 по 10.11.2016 в сумме 106 583,94 руб.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.1, 39.2, пункта 1 статьи 39.3, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4 и 4.1.20, 4.2.27 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы общества на их приобретение, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 58, 166, 168, 214, 301, 302, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, разъяснениями, приведенными в пунктах 2, 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности иска в части.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оплаты обществом имущества, приобретенного по договору купли-продажи нежилого помещения, руководствуясь положениями статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 166, 167, 214, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования и взыскал с Российской Федерации в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 125, 210, 214, 249, 308, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015, пришли к выводу об обоснованности требований общества.

При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 11, 12, 166, 167, 168, 200, 209, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», разъяснениями, приведенными в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества, в том числе в части обязания Общества освободить спорный участок, находящийся в федеральной собственности.

Источник

Право частной собственности

Статья 35 Конституции РФ провозглашает:

«1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.».

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности– одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право собственника на осуществление правомочий собственника по отношению к конкретному имуществу, включая средства производства.

Понятие «частная собственность» в советском законодательстве отсутствовало. Имущество на праве частной собственности может принадлежать как гражданину РФ, так иностранным гражданам и лицам без гражданства, наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Например, соглашением между государствами может быть запрещено гражданам договорившихся стран приобретение земель, производств или иной недвижимости на территории этих государств.

Вчастной собственности может быть любое имущество, но следует учитывать, что:

в собственности граждан могут быть любые объекты, за исключением запрещенных к обороту на территории государства (например, атомная станция, космический объект, недра не могут принадлежать гражданину);

количество и качество объектов, которые могут находиться у граждан, не ограничено, кроме случаев, указанных в законе (например, законами субъектов РФ ограничивается площадь сельскохозяйственных угодий, которые могут принадлежать одному гражданину);

ограничения в количестве и качестве объектов, которые могут быть в собственности граждан, допускаются лишь в интересах защиты конституционного строя, обороны страны, нравственности, здоровья и интересов других лиц;

сделки граждан с недвижимостью подлежат государственной регистрации (иначе право собственности не возникает), а сама недвижимость облагается ежегодным налогом;

граждане, содержащие домашний скот, должны соблюдать ветеринарные и санитарные правила;

граждане, являющиеся собственниками земельного участка, обязаны заботиться о плодородии земли;

правила, по которым граждане получают дивиденды с ценных бумаг, определяются законом и учредительными документами организаций.

В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности, если законом не установлен другой срок. При неисполнении этой обязанности такое имущество по решению суда подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность. Если в собственности гражданина по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в том же порядке. Имущество, которое вообще не может находиться у гражданина, т.к. его оборот запрещен (например, радиоактивные металлы, наркотики, орудие и пр.), но обнаруженное у гражданина, подлежит изъятию уполномоченными органами и является основанием для возбуждения соответствующих уголовных дел.

Рассматриваемая статья Конституции РФ гарантирует неприкосновенность права частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (например, по приговору суда у виновного лица конфискуется имущество). Принудительное отчуждение имущества для государственных (муниципальных) нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Отчуждение имущества у частного собственника без возмещения стоимости вообще недопустимо. При этом вопрос о конкретной стоимости отчуждаемого для государственных (муниципальных) нужд имущества решается по договоренности между собственником и представителем государства (муниципалитета). Спор относительно стоимости отчуждаемого имущества рассматривается в суде.

Конституция РФ гарантирует, что собственник вправе завещать принадлежащее ему имущество любому лицу гражданину РФ или иностранцу, лицу без гражданства, организации, а также государству. При отсутствии завещания наследование имущества осуществляется в порядке очередности, определенной частью 3 Гражданского кодекса РФ.

Дата публикации: 19.04.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Что такое право собственности граждан

Право собственности граждан — это законодательно установленный объем правомочий и обязанностей физического лица в отношении принадлежащего ему имущества.

Что такое право собственности

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ предусматривают следующие виды собственности:

Какими НПА регулируются имущественные вопросы граждан и юрлиц

Какими объектами вправе обладать граждане и юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что относится к собственности граждан, — это любое имущество, за исключением тех видов, которые в силу закона ограничены в обороте и не принадлежат физическим или юридическим лицам. В основном речь идет об объектах, которые представляют особую важность и стратегическую ценность для страны. Например, некоторые категории земельных участков ( норма 27 Земельного кодекса РФ ), недра ( закон «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992 ).

Помимо этого, Гражданский кодекс не ограничивает количество и стоимость объектов, кроме случаев, предусмотренных законом, например установление предельного максимального размера сельхозугодий (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 ).

Таким образом, правомочию собственника по определению судьбы своего имущества корреспондирует обязанность по обслуживанию объекта. Это объясняется тем, что то, каким образом собственник содержит имущество, влияет на права третьих лиц и предусматривает его ответственность перед ними.

Источник

Тема 4. Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности

Ознакомившись с данной главой, Вы будете:

Оглавление

4.1. Понятие и виды права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности и защита права собственности хозяйствующими субъектами

Понятие и виды права собственности

Понятие и виды права собственности. Собственность является одновременно экономической и правовой категорией. Собственность как экономическая категория – это общественные отношения, складывающиеся между людьми по поводу обладания средствами производства и предметами потребления. Будучи урегулированы правовыми нормами, т. е. представлены в виде юридических прав и обязанностей участников этих отношений, экономические отношения собственности приобретают характер правовых отношений, выступая как право собственности.

Право собственности, как правило, является вещным правом, т. е. его объектами в большинстве случаев выступают вещи, имущество. Однако наряду с вещами в соответствии со ст. 44 Конституции РФ граждане и юридические лица могут обладать объектами интеллектуальной собственности, каковыми могут быть открытия, изобретения результаты литературного, художественного, научного творчества и т. д.

Субъектами права собственности в России являются граждане, негосударственные юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество. Оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Содержание права собственности складывается из трех правомочий собственника (ст. 209 ГК РФ), которые изложены в табл. 1.

Содержание права собственности

Право владения объектами собственности

Владение – это основанная на законе возможность иметь у себя имущество. Право владения может принадлежать и не собственнику с разрешения или согласия собственника (так называемое законное владение)

Право пользования объектами собственности

Пользование – это основанная на законе возможность эксплуатации, использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Предпосылкой пользования является владение. Право пользования, как и владения, может принадлежать и не собственнику

Право распоряжения объектами собственности

Распоряжение – это возможность определения и изменения юридической судьбы имущества, совершения всевозможных сделок с ним, например отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.

Кроме того, собственник несет:

Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК.)

Риск случайной гибели или случайного повреждения имуществ, т. е. несет убытки от утраты или повреждения имущества, происшедшие не по вине конкретного лица (ст. 211 ГК).

Закон устанавливает, что с момента перехода к приобретателю права собственности на имущество (обычно – с момента передачи вещи) к нему переходит и риск случайной гибели или порчи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором

В Российской Федерации признаются следующие формы собственности (ст. 212 ГК):

Общий вид собственности представлен в табл. 2.

Виды общей собственности

Общая собственность – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц (ст. 244 ГК).

Виды общей собственности

Долевая собственность – с определением долей каждого собственника

Совместная собственность – без определения доли каждого собственника

Доля в праве обычно именуется идеальной долей, она признается равной если нет договора (ст. 245 ГК). Участник долевой собственности вправе продать свою долю, а также потребовать выдела своей доли, превратив ее в реальную долю. При продаже доли в праве общей собственности постороннему остальные участники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников о намерении продать свою долю постороннему лицу, с указанием цены и других условий. Срок извещения о продаже недвижимого имущества – 1 месяц, а движимого имущества – 0 дней.

При нарушении этого правила любой участник долевой собственности имеет право в течение 3 месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (ст. 250 ГК РФ).

Общей совместной собственностью является имущество, нажитое супругами во время брака, и имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. Участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществ. При распоряжении совместным имуществом (продаже, аренде и т. п.) сделка, совершенная любым участником, предполагается совершенной по общему согласию всех участников. Разделу совместной собственности и выделу доли одного из участников предшествует предварительное определение доли каждого из участников в праве на общее имущество

Субъектами частной собственности могут быть граждане и негосударственные юридические лица. В их собственности может находиться любое имущество, за исключением того, которое находится в исключительной собственности государства (недра земли, леса, воды и др.). Источниками частной собственности могут быть лишь имущество и доходы, полученные законным путем. Законодательство разрешает собственникам использовать свое имущество в предпринимательских целях. Единственное требование, – чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с законодательством и в установленном законом порядке.

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность республик, краев, областей и др.). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления: в масштабе РФ и в масштабе субъекта РФ.

Федеральная собственность – это общенародное достояние. В собственности РФ могут быть любые объекты. К ней относятся: бюджет РФ, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение, высшие учебные заведения, памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, и многое другое. В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты, предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т. д. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной законодательством.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственник имущества, закрепленного за казенными предприятиями и учреждениями, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся: средства соответствующего бюджета; учреждения здравоохранения, образования; транспорт общего пользования; жилой и нежилой фонд; учреждения культуры и другие объекты, не составляющие государственную собственность.

Основания возникновения и прекращения права собственности

Основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение данного права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 235 ГК РФ).

Способы возникновения права собственности принято разделять на следующие:

Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:

Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.

К ним относятся следующие основания:

Основаниями прекращения права собственности (ст. 235 ГК) являются :

До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, например, старый холодильник, машина);

В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

Изъятие имущества у собственника может быть возмездным и безвозмездным.

Конфискация – это безвозмездное изъятие имущества, то есть санкция, применяемая к собственнику за совершенное им правонарушение. Производится в административном и судебном порядке (ст. 243 ГК).

На возмездных основаниях отчуждается имущество с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда относятся: отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (ст. 238 ГК); отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними; реквизиция; выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле; приобретение права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания иди сооружения, находящихся на чужом земельном участке; выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда; изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением им предписаний законодательства; продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения; национализация имущества собственников в силу принятия специального закона;

Защита права собственности хозяйствующими субъектами

Законодательством закреплен принцип равенства всех форм собственности и равной защиты прав всех собственников.

Принято выделять два вида исков о защите права собственности:

Первые предъявляются собственником к нарушителю его права, с которым собственник состоит или состоял в правовых отношениях, т. е. нарушение права собственности явилось результатом невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства), продавец уклоняется от передачи вещи покупателю; хранитель не возвращает вещь поклажедателю и т. д.). В то время как вторые – вещно-правовые – это иски собственника к нарушителю его права, с которым собственник не состоял и не состоит в правоотношениях по поводу объекта права собственности. Эти иски носят название соответственно: виндикационные и негаторные.

Виндикационный иск связан с лишением права владения (ст. 301 ГК). Это иск собственника об изъятии вещи из чужого незаконного владения. Условия, которые необходимо соблюдать при их предъявлении:

Добросовестным признается только тот приобретатель, который приобрел его возмездно и при этом не знал и не мог знать, что лицо, реализовавшее ему имущество, не имело права на его отчуждение. У добросовестного приобретателя имущество может быть истребовано собственником лишь в исключительных случаях, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому оно передано собственником во владение, либо похищено у них или выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Отсутствие данных обстоятельств не позволяет собственнику истребовать имущество от добросовестного приобретателя, поскольку поведение того с юридической точки зрения должно быть признано безукоризненным. В отношении таких видов имущества, как деньги и предъявительские ценные бумаги, установлено специальное правило, в соответствии с которым они не могут быть истребованы собственником у добросовестного приобретателя ни при каких условиях.

Негаторный иск связан с нарушением права пользования (ст. 304 ГК). Это иск собственника об устранении любых нарушений его права, не связанных с лишением владения. Иск удовлетворяется, если ответчиком совершены незаконные действия, приводящие к нарушению права собственности.

Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности или иных вещных прав, не связанных с изъятием имущества у собственника (законного владельца). Следует отметить особенности негаторного иска, отличающие его от виндикационного иска.

Собственник или иной титульный владелец, обращающийся в суд, сохраняет имущество в своем владении. Нарушение права собственника состоит в том, что ему чинятся препятствия в пользовании им.

Необходимым условием для предъявления негаторного иска служит нарушение прав собственника или иного титульного владельца со стороны другого лица. Иными словами, действия нарушителя должны носить противоправный (то есть незаконный) характер. Если же препятствие в осуществлении права собственности созданы правомерными действиями, собственник не может использовать негаторный иск для защиты своих законных интересов.

Существо требования по негаторному иску составляет устранение длящегося нарушения, сохраняющегося к моменту предъявления иска. Поэтому негаторный иск не подвержен действию исковой давности и может быть предъявлен в любой момент, пока сохраняется нарушение. В случаях, когда речь идет о защите права законного владения, владелец вправе в целях своей защиты использовать как виндикационный, так и негаторный иски и против собственника имущества.

Далеко не во всех случаях нарушенное право или иное ограниченное вещное право может быть защищено указанными способами. Выбор остается за лицом, право которого нарушено. Критериями для такого выбора могут служить: характер нарушения; субъект, допустивший нарушение; предусмотренные законодательством последствия применения того или иного способа защиты нарушенного права.

К иным способам защиты права собственности относятся:

4.2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности

Право хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения имуществом является производным от права собственности, одним из видов вещного права (ст. 294 ГК). Вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта хозяйственной деятельности.

Субъектами права хозяйственного ведения признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия).

В настоящий момент порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.03 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения».

Решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизации федеральных, государственных унитарных предприятий в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям) принимается Правительством Российской Федерации. Проект решения подготавливается Министерством имущественных отношений Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координации и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, принимаемого по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Содержание права хозяйственного ведения представлена в табл. 3.

Содержание права хозяйственного ведения

Содержание права хозяйственного ведения состоит в том, что:

Собственник в лице уполномоченных органов:

Моментом возникновения права хозяйственного ведения является момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение.

Документами, оформляющими право хозяйственного ведения, являются:

Объектами права хозяйственного ведения являются: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначения индивидуализирующее предприятие, его продукция, работы и услуги, и другие исключительные права.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности

Право оперативного управления имуществом представляет собой право владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности учреждения, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).

Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной федеральной собственности. Учреждения могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной.

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, среди которых значительное место занимают денежные средства. Расход денежных средств происходит в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.

Содержание права оперативного управления включает в себя возможность для его субъектов владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, которые воплощаются в обязательном для выполнения плане–заказе в соответствии с назначением имущества.

Указанные права реализуются в пределах, установленных законом, и включают:

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, что является основанием прекращения права оперативного управления. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

4.3. Понятие, принципы и способы приватизации

Понятие приватизации

Приватизация – это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация регламентируется следующими основными нормативными актами: ФЗ от 30.11.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Государственная программа приватизации (Указы Президента РФ от 24.12.93 г. и 22.07.94 г.); Постановления правительства РФ от 9.11.98 г., 27.03.98 г., которыми утверждены Положения о продаже имущества на аукционах и конкурсах; иные федеральные законы, устанавливающие порядок приватизации объектов, на которые не распространяется действие ФЗ от 21.07.97 г. (приватизация жилого фонда).

Целями и задачами, определенными Государственной программой приватизации, являются: повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, социальная защита народа и развитие инфраструктуры, содействие процессу стабилизации финансового положения, создание широкого слоя собственников.

Принципы приватизации

Принципами приватизации провозглашены:

Продавцами государственных и муниципальных предприятий являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах. Покупателями могут быть граждане и (или) юридические лица, которые могут действовать через своих посредников и представителей.

Способы приватизации

Способами приватизации являются:

Схема проведения приватизации состоит следующих этапов (табл.а 4):

Схема проведения приватизации

Вид действия этапа

Содержание этапа
и документирование этапа

I этап. Принятие решения об условиях приватизации

Оформление заявки, создание комиссии

II этап. Определение способов приватизации

Инвентаризация и оценка имущества (оценка состава имущества)

III этап. Информирование продавцов о приватизации

Публикация в средствах массовой информации, сообщение о продаже имущества

IV этап. Юридическое оформление результатов приватизации

Заключение договора купли-продажи после приватизации (переход имущества в частную собственность)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *