инженерные сети налог на имущество организаций
Стоимость инженерных сетей не включается в налоговую базу по налогу на имущество
Piyapong Wongkam / Shutterstock.com |
Минфин России разъяснил, что инвентарные объекты сети и системы инженерно-технического обеспечения, учитываемые в бухучете как отдельные основные средства, подлежат налогообложению в составе кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. Следовательно, балансовая (остаточная стоимость) таких сетей не включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 04 июля 2017 г. №03-05-05-01/42244).
Напомним, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено ст. 378-378.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 374 НК РФ).
При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Вместе с тем в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).
В свою очередь при определении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать, что здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую, надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, а также сети инженерно-технического обеспечения. К последним относятся: совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности (Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Соответственно, сети и системы инженерно-технического обеспечения не относятся к самостоятельным объектам недвижимости, а входят в состав здания или сооружения, в отношении которых определяется кадастровая стоимость в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в РФ.
Созданная для города инфраструктура не облагается налогом на имущество у застройщика
Автор: Соловьева А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
По условиям инвестиционного контракта застройщик обязался передать в собственность города созданные объекты инфраструктуры. Инвестиционный проект реализован, инфраструктура готова, однако администрация не торопится с приемкой и оформлением документов. Обязан ли застройщик учитывать объекты инфраструктуры в составе ОС и уплачивать налог на имущество? Некоторые налоговые органы считают, что обязан, и начисляют недоимку, пени и штраф. Как проверяющие доказывают законность своих действий, и какие аргументы может использовать застройщик? Посмотрим на ситуацию глазами арбитров АС МО.
Как следует из Постановления от 12.05.2021 по делу № А40-78621/2020, организация представила в инспекцию уточненный расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (причиной корректировки налоговой базы явилась допущенная ошибка в порядке учета объектов основных средств).
По итогам камеральной проверки было установлено занижение базы по налогу на имущество, повлекшее неполную уплату налога. Контролеры решили, что застройщик изначально правильно исчислил налог со стоимости объектов инфраструктуры, которые впоследствии были необоснованно исключены организацией из состава ОС и объектов налогообложения. Инспекция указывала, что спорные инженерные сети (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, ливневая канализация) расположены вне зданий, введены в эксплуатацию на основании отдельных разрешений, в связи с чем являются отдельными объектами линейного капитального строительства, не дублирующими внутридомовые системы. Налоговый орган настаивал: до момента оформления, в частности, государственной регистрации права города на спорные объекты налогоплательщик обязан учитывать их в качестве ОС и уплачивать налог на имущество.
Возражая против доводов налогового органа, застройщик указал, что все построенные и реконструированные в рамках контракта объекты инженерного и коммунального назначения не соответствуют критериям их признания в качестве ОС, так как изначально имущество создавалось для передачи его городу, у общества отсутствует возможность распоряжаться им по своему усмотрению для извлечения прибыли. Именно по этой причине была произведена корректировка налоговой базы (спорные объекты исключены из состава ОС, затраты на их сооружение включены в первоначальную стоимость офисных зданий). В том, что объекты на протяжении нескольких лет не были оформлены в собственность города, вины общества нет.
Судьи рассуждали следующим образом.
Инвестиционным контрактом установлено, что все построенные и реконструированные (за счет застройщика и привлеченных им средств) объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в собственность города. Актом о результатах реализации инвестиционного проекта подтверждается, что все объекты инженерного и коммунального назначения, созданные в рамках контракта, подлежат передаче в собственность города.
На основании полученного разрешения на ввод объектов в эксплуатацию застройщик принял к бухгалтерскому учету внешние инженерные сети, что отражено в инвентарных карточках по каждому объекту и в оборотно-сальдовой ведомости по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Затем общество сделало вывод об ошибочном отнесении внешних инженерных сетей к объектам ОС.
Обратите внимание: в проверяемом периоде спорные инженерные сети не были переданы в собственность города, и общество не оспаривало факт их эксплуатации.
Критерии признания активов в качестве ОС определены в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, при этом он предназначен для использования в течение длительного времени;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Определение понятия «основное средство» также содержится в ст. 257 НК РФ: это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
По мнению налогового органа, для принятия объекта к учету в качестве ОС достаточно того, чтобы он соответствовал условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, то есть был приведен в состояние, пригодное для использования. Однако застройщик не является собственником спорных объектов, поэтому они не признаются объектами ОС.
Исходя из формулировки пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ, по общему правилу налог на имущество должен платить собственник активов, которые признаются ОС и подлежат отражению в бухгалтерском учете организации (см. Определение ВС РФ от 26.02.2021 № 309-ЭС20-18883).
В данном случае все построенные и реконструированные в рамках контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города. Следовательно, общество не является собственником спорного имущества, в связи с чем нет оснований считать, что у него возник объект налогообложения.
Налогоплательщик не приобрел какие-либо имущественные права на спорные объекты, не вправе распоряжаться ими по своему усмотрению для извлечения прибыли, поэтому инженерные сети не могут быть признаны принадлежащими ему объектами ОС. Тот факт, что спорные объекты недвижимости как таковые могут быть отнесены к основным средствам, не означает возникновения у общества при установленных обстоятельствах обязанности по уплате налога на имущество.
Отсутствие оформления спорного имущества в собственность города не влечет обязанности общества уплачивать налог на имущество, имущественные права на которое ему не принадлежат.
Тот факт, что налогоплательщик ошибочно поставил на учет указанное имущество, не свидетельствует о том, что это было согласовано сторонами в инвестиционном контракте или следовало из закона.
Обратите внимание: налогоплательщик принимает все возможные меры по передаче городу прав на спорное имущество и по надлежащему оформлению его передачи (ведет официальную переписку с соответствующими организациями по вопросу надлежащего оформления внешних инженерных и коммунальных сетей в собственность города), но это требует совершения специализированными организациями предусмотренных законом действий и не находится исключительно в компетенции общества. У него отсутствуют реальные возможности понуждать такие организации к совершению необходимых для этого действий. Выполнение обществом обязанностей, возложенных на него по инвестиционному контракту, прямо зависит от действий неподконтрольных ему третьих лиц.
Довод налогового органа о том, что спорные инженерные сети были введены в эксплуатацию и используются налогоплательщиком в своей хозяйственной деятельности для извлечения прибыли, не соответствует действительности. Застройщик использует спорные объекты в целях нормального функционирования принадлежащих ему нежилых помещений, в частности они используются специализированными организациями для оказания обществу коммунальных услуг на возмездной основе. При этом налогоплательщик:
не поставляет ресурсы третьим лицам – абонентам на иные объекты недвижимости, к которым подходят сети;
не является сетевой организацией.
Выработанный в судебной практике подход к толкованию и применению положений гл. 30 НК РФ состоит в том, что обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами ОС (см. определения ВС РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064, от 24.10.2018 № 305-КГ18-12600).
В данном случае общество не обладает вещными правами на внешние инженерные сети и не имеет возможности приобрести такие права, в связи с чем имущество не может быть отнесено к объектам ОС и не подлежит налогообложению.
С учетом всех изложенных обстоятельств арбитры решили, что действия инспекции, начислившей недоимку, не соответствуют закону и нарушают права налогоплательщика.
По мнению автора, рассмотренный налоговый спор и сделанные судьями выводы могут быть полезны и другим застройщикам.
Инженерные сети налог на имущество организаций
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении сетей и систем инженерно-технического обеспечения, являющихся неотъемлемой частью здания.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2016 г. N 03-05-05-01/42918
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о налоге на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Согласно статье 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, критерии которых установлены пунктами 3 — 5 статьи 378.2 Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1.1 статьи 380 НК РФ, а не подпункт 1.1 пункта 1 статьи 380.
С учетом изложенного, если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, то являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания по ставке, установленной подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 380 Кодекса.
Что касается пункта 3 статьи 380 Кодекса, то налоговые ставки применяются к объектам, включенным в Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов».
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
22.07.2016
Какие объекты относятся к недвижимому и движимому имуществу в целях исчисления налога на имущества?
Какие объекты относятся к недвижимому и движимому имуществу в целях исчисления налога на имущества? Для исчисления налога на имущество куда нужно относить такие объекты, как парковочные места, малые архитектурные формы, газопровод, тепловые сети, газонные покрытия, тротуар, экогазон: к движимому или недвижимому имуществу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Газопровод и тепловые сети относятся к недвижимому имуществу. Объекты благоустройства: малые архитектурные формы, газонные покрытия, тротуар, парковочные места, экогазон относятся к движимому имуществу.
Разъяснения, какие объекты основных средств относятся к недвижимому и движимому имуществу в целях исчисления налога на имущества, приведены ниже.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Порядок бухгалтерского учета объектов основных средств и формирования их стоимости регулируются ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее Методические указания).
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Однако ни НК РФ, ни ПБУ 6/01, ни Методические указания не дают определения понятиям «движимое» и «недвижимое» имущество. В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Минфин России разъясняет, что понятия движимого и недвижимого имущества определены в ст. 130 ГК РФ (смотрите письма Минфина России от 17.02.2017 N 03-05-05-01/9043, от 16.09.2015 N 03-05-05-01/53065, от 18.12.2014 N 03-05-05-01/65598, от 15.08.2013 N 03-04-06/33238, от 15.08.2013 N 03-04-06/33238, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317 и др.).
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
По вопросу обложения налогом на имущество организаций объекта недвижимости, который зарегистрирован как единый объект недвижимого имущества (сложная вещь), Минфин России дал следующие разъяснения (письмо от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050):
под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно;
не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основных средств), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).
Учитывая рекомендации и разъяснения Минфина России, попробуем квалифицировать объекты основных средств, перечисленные в вопросе.
Однако законодательство не содержит прямого указания об отнесении к недвижимости трубопроводов (газопровода и тепловых сетей и т.п.).
На практике суды, как правило, считают такие объекты недвижимостью. Так, например, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.07.2014 N Ф08-4869/14 по делу N А32-38739/2013 признал тепловые сети недвижимым имуществом. Суд учел, что для отнесения объекта к категории недвижимости необходима его прочная связь с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначения невозможно. Достижение путем совершения действий по демонтажу и перемещению этого оборудования из общей совокупности устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, конечной цели предназначения тепловых сетей (оказание услуг теплоснабжения), без взаимодействия со всеми технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, составляющими функциональный и технологически связанный имущественный комплекс, без причинения несоразмерного ущерба невозможно.
Аналогичный подход представлен и в других судебных актах (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 N Ф08-10789/17 по делу N А32-6398/2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 N 05АП-2721/11, оставленное без изменений постановлением ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2011 N Ф03-4038/11, постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.08.2010 N Ф03-5985/2010 по делу N А73-2046/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2010 N Ф07-3435/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2009 N А56-49891/2007, определение ВАС РФ от 23.09.2009 N 12247/09 и другие).
Исходя из вышеприведенной арбитражной практики, мы приходим к мнению, что газопровод и тепловые сети относятся к недвижимому имуществу. Вместе с тем нужно учитывать, что отнесение каждого конкретного объекта к недвижимому имуществу осуществляется с учетом его характеристик и конкретных особенностей. В частности, согласно п. 3.1 ст. 380 НК РФ ставка налога на имущество устанавливается в размере 0% в отношении объектов магистральных газопроводов.
При этом согласно п. 3.23 ст. 3 Свода правил к элементам благоустройства территории относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
По поводу квалификации элементов благоустройства территорий как движимое или недвижимое имущество, по нашему мнению, нужно руководствоваться разъяснениями ВАС РФ, отраженными в постановлениях от 17.01.2012 N 4777/08 и от 28.05.2013 N 17085/12. Согласно позиции ВАС РФ объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. В связи с этим такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Так, например, суды не признают объектами недвижимого имущества заасфальтированные площадки. По мнению судей, сама по себе укладка на части земельного участка определенного покрытия (из асфальта) для целей складирования, удобства разгрузки или его благоустройства не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, имущество не является недвижимым имуществом, а является элементом благоустройства земельного участка (смотрите, в частности, постановления Десятого ААС от 31.01.2017 N 10АП-18200/16, ФАС Уральского округа от 12.09.2013 N Ф09-7798/13 по делу N А34-6477/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 по делу N Ф26-7683/2010).
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, мы пришли к следующему мнению: объекты благоустройства, в частности малые архитектурные формы, газонные покрытия, тротуар, парковочные места, экогазон, относятся к движимому имуществу.
При этом, учитывая отсутствие разъяснений официальных органов, применимых к рассматриваемым объектам, руководствуясь положениями п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ, рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговые органы за получением письменных разъяснений по данному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) С 1 января 2017 года действует новый классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.