ип ман записал свое исполнение основных форм на кинопленку
Великий мастер Ип Ман
К сожалению, я весьма далека от мира боевых искусств. И о человеке, о котором хочу рассказать сейчас, я узнала совсем недавно. Возможно, это непочтительно и печально, но в таких случаях говорят: 亡羊补牢 (лучше поздно, чем никогда).
После просмотра «Yip Man 2», невоплощённый во мне историк заставил, в прямом смысле слова, разобраться в подлинности фактов, показанных в фильме. Иными словами, я решила узнать о жизни Великого Мастера Ип Мана.
В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня, известного мастера кунфу Вин Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чан Ва Шунь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Чан Со, был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Чан Со стал вторым учителем Ип Мана.
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком, сыном и учеником мастера Леун Цзана, учителя Чан Ва Шуня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунфу Вин Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чан Ва Шуня он взял хорошую базу, а изощренные прикладные техники перенял у Леун Бика.
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росло как мастерство Ип Мана, так и его известность.
Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам по работе.
Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты», – рассказывает его ученик Вильям Чеун, – «он потерял все основные материальные ценности. Но у него ещё оставалось то, что он смог унести с собой – деньги, золотые слитки, золотые украшения и прочее. Сам город Фошань, по сравнению с Гонконгом или Макао был очень маленьким городишкой, в которых было много жуликов. Ип Ман сразу же потерял большую часть своих денег и ценностей с помощью людей, которые его нагло обманули. Общая беда – потеря дома, жены и семьи добило его. Он начал разочаровываться в жизни. Бывший богач и бывший полицейский очень быстро стал настоящим нищим».
«В это время Леун Шеун и парень по имени Чен Као», – продолжает Чеун, – «нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала Союза Ресторанных Рабочих и позволили ему остаться жить там».
Для опоры, старик прислонился к стене. Когда он пытался скрыть свой смех, всё его тело тряслось, как в истерике. Внезапно его терпение иссякло, и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот. Леун остановил занятие, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,– «Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,»– ответил тот. – «Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше». Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен. «Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое малое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю».
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
«Послушай, старик»,– уже зарычал мастер Леун,– «если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С того вызова Леун Шеуна, в тот далёкий день 1952 года, начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свою группу Кунг фу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Вильям Чеун вспоминает, что в течение тех лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в группе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Шеун, Лук Юу, Тсуй Шан Тин, Вонг Шун Леунг.
«Он никогда не проводил занятия сам»,– говорит Чеун. – «Только изредка, и то, с богатыми клиентами, которые за частный урок, могли заплатить очень дорого. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я».
Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.
В редких случаях великий мастер в практике Чи Сао, касался рук одного из любимых учеников, но это продолжалось недолго. Ип Ман боялся, что, если он будет делать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как, для ученика ему приходилось “замедляться” и специально “раскрываться”, чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман опасался, что со временем это может превратиться в дурную привычку.
Говорил он на своих уроках очень мало и стремился учить учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.
Ип Ман всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.
В начале фильма «Ип Ман 2» мы наблюдаем любопытную сцену, когда молодой боец – Вонг Шун Ленг впервые приходит к Мастеру с просьбой о поединке. Так ли это было на самом деле?
Из воспоминаний Вонг Шун Ленга:
В возрасте 15 – 16 лет Вонг пробовал себя в различных направлениях кунг фу, где он остановился на тайцзи цюань, а позже занялся западным боксом. Он любил боксировать, так как считал, что для уличных боев, бокс наиболее практичный вид. После одного инцидента со своим инструктором по боксу, Вонг потерял все уважение к нему и перестал посещать тренировки.
Однажды накануне новогоднего празднования Вонг, которому исполнилось 17 лет, вошел в школу Ип Мана, в поисках своего соседа Лау Бинга. Однако его там не оказалось. В школе присутствовало несколько младших учеников практикующих Чи Сао. Этот метод обучения, вовсе не произвел на Вонга никакого впечатления. По его мнению, это показалось не практичной формой тренировки, особенно, когда они находились близко друг перед другом.
Однако он совершил большую ошибку, с усмешкой наблюдая за этим тренировочным процессом, сравнивая его с западным боксом. Как и ожидалось, один из учеников бросил вызов Вонгу. Вонг моментально поразил своего противника в течение секунды. Ип Ман был этим немного расстроен и позже предложил Вонгу провести еще один поединок с более старшим учеником, с его племянником. Вонг согласился. На сей раз, ему достался более серьезный и подготовленный противник, но он все же сумел опрокинуть его. После этого, оскорблённый и рассерженный Ип Ман предложил Вонгу сразиться с ним. Вонг решил, что этот поединок не будет столь реальным (Ип Ману было больше 56 лет) и он легко сможет измотать этого сухого старика, перемещаясь вокруг него, даже притом, что у Ип Мана были очень сухие руки, но сильные предплечья.
Ип Ман безусловно был хорошим стратегом, он тщательно рассчитал время и угол своего опережения ногой. Вонг был мгновенно остановлен ударом ноги, с последующим толчком в грудь, после чего, теряя равновесие, он налетел на стену. Ип моментально сократил промежуток в дистанции и нанес 6 – 7 мощных ударов кулаком в тело Вонга, давая ему понять, что если бы он захотел, то мог без своего контроля сделать повреждения гораздо сильнее.
Вонг был поражен скоростью всего происходящего и попросил разрешения стать учеником Ип Мана. Мастер не сразу отнёсся серьёзно его просьбе, настаивая отказаться от этого, отговаривая Вонга, и в это время появился старший ученик Ип Бо Чинг. Бо Чинг был высоким и сильным, как бык. Его прозвали «большая сметающая рука», поскольку он мог победить противника одним ударом. В этот момент Вонг стал его одной из очередных проверок. Бо Чинг наносил свои удары кулаком, стараясь вышибить из него весь гонор, однако ему это не удалось. После всего этого, т.е. на восьмой день нового года в 1953 г., Вонг формально стал одним из учеников Ип Мана.
В Гонконге Мастер приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, его историческая роль была, в конце концов, признана на Родине, несмотря на его прошлые политические убеждения.
В глазах практикующих Вин Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни он не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом, или великим мастером Вин Чунь.
Подводя черту под всем выше сказанным, осталось добавить, что Ип Ман был и остаётся ключевой фигурой в кунфу. Своим примером он вдохновляет множество людей на занятия Вин Чунь. И даже после смерти масштабность его фигуры и вклада в китайские боевые искусства неумолимо растёт.
Те, кто изучают китайский язык, могут прочитать краткую биографическую справку:
Написано с использованием следующих источников:
P.S.: очень мало информации осталось о детях и жене Ип Мана. Однако оба сына – Ип Чун (в возрасте 85 лет) и Ип Чин (74 года) до сих пор преподают Вин Чунь, основав свои школы и продолжая традиции отца.
Привет! Меня зовут Саша. Я главный редактор Магазеты.
Мы собираем базу знаний о Китае и китайском языке при поддержке читателей уже 16 лет.
У нас нет рекламы, есть только вы. Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Автор: Narusagawa
Менеджер в сфере гос. и муниц. управления, социолог, теперь еще и лингвист (если можно так сказать). Невоплощённый историк, журналист, востоковед, археолог, агент разведки, космонавт, пилот истребителя, гонщик, боксер, волейболист, танцовщица, музыкант. На свете много всего любопытного, но оно не всегда находится в пределах нашей досягаемости, поэтому давайте сделаем наш мир интересней 🙂
18 комментариев
Прблемы с винчун и с Ип Маном в частности в том что таких как он учителей в Китае были тысячи если не десятки тысяч.Вообще каковы критерии мастерства? В современном спорте они просты:нужно выиграть соревнования.Другого способа пока нет.Ни в каких соревнованиях Ип Ман не засветился(Напомню в те времена в Китае они были,например в 1928 году).Завсегдатаем лэйтай тоже не был.Обучал винчун.Как все.Но недавно в связи с выходом фильма “Ип Ман” из него стали ускоренно лепить суперзвезду.С чем это связано? В первую очередь Ип Ман известен как учитель Брюса Ли-суперзвезды кино.Несмотря на то что Брюс сам никогда и ни с кем не дрался,фанаты свято верят что герой экрана был и героем в жизни.Тень сего романтического убеждения упала и на его учителя.Возьмем тот же фильм:80% событий фильма просто-напросто выдумана.Но мало того:китайцы продолжают лепить эти фильмы как горячие пирожки.Сейчас их снято навскидку штук наверное пять.И к реальной жизни Ип Мана они имеют весьма поверхностное отношение.Мастеров в Китае было немало,но к ним Ип Ман никак не относится.
Я восхищен этим исскуством.Я хотел бы изучть это боевое исскуство.Я живу в Казахстане в
Спасибо автору статьи. Чувствуется интерес к теме и повествованию материала. Это большая редкость нынче. Спасибо.
Ип Ман ключевая фигура. Я согласен с этим высказыванием. Так он тот ключ, что открывает двери…
P.S.изучив медицину традиционную и нетрадиционную, немного практиковав вин-чун (самые азы), познав скрытые возможности организма человека – продолжаю восхищаться мастерством и жизню Ип Мана. Актеру удалось передать внутреннюю сущность мастера и за это я благодарен создателям фильма(-ов).
Мастер ИП обучал только китайцев, а брюс ли и американцев тоже обучал, как вы думаете брюс ли правильно поступал или Ип Ман?
здравствуйте всем! может кто знает где можно поучиться 咏春 в Пекине?
Интересная статья. Нашел некоторые несоответсвия, наверное потому что в разных источниках написано по-разному. Но все равно спасибо) Есть то, что я даже не читал. Например про то, что говорили его ученики.
Продолжайте в том же духе, у вас есть некий талант))
Ип Ман. 120 лет самому известному мастеру Вин Чун, учителю Брюса Ли
Самый употребляемый в русском языке вариант написания имени «Ип Ман» соответствует прочтению иероглифов 葉問 на кантонском диалекте, распространенном как на родине Ип Мана —в китайской провинции Гуандун, — так и в Гонконге. Прочтение тех же иероглифов на путунхуа (стандартном китайском) даст совершенно отличное по звучанию имя «Е Вэнь»; этот вариант встречается редко.
Кроме того, существуют также варианты, появившиеся из-за неверного прочтения: «Ип Мань», «Ип Мэн», и даже «Йип Ман».
Детство и период обучения
Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала.
В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чхань Васёня (Чэнь Хуашуня), известного мастера кунг-фу Вин-Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чхань Васёнь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Цзунгсоу (У Чунсу), был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Цзунсоу стал вторым учителем Ип Мана.
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Лёнг Биком (Лян Би), сыном и учеником мастера Лёнг Цзаня (Лян Цзаня), учителя Чхань Васёня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунг-фу Вин-Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чхань Васёня он взял хорошую базу, а изощрённые прикладные техники перенял у Лёнг Бика.
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати четырёх лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росли как мастерство Ип Мана, так и его известность.
Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции.
Ип Ман женился на девушке по имени Цзёнг Вингсинг (Чжан Юнчэн), у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.
Перед Второй Мировой войной Ип Ман являлся членом богатого семейного клана, занимавшегося торговлей в южном китайском городе Фошань, который был расположен в провинции Гуаньдун. У него был большой дом, магазины в городе и усадьба в деревне. Ип Ман наслаждался безбедной жизнью с женой и детьми.
В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служит в китайской армии. Китай в этот период подвергся нападению со стороны Японии и войну эту проиграл. Ип Ман возвращается к семье в Фошань. После начала в 1937 году Японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил.
Время было крайне тяжелое. Хозяйство, принадлежавшее ему в деревне — разорили. Жена была тяжело больна… Окончание войны принесло небольшое облегчение. Китай стал нуждаться в восстановлении разрушенных городов и деревень, однако, вместо этого, оказывается втянут в гражданскую войну.
В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. Несмотря на это, Ип Ман решил переехать в Гонконг.
После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань из Гонконга и снова поступил на службу в полицию. Правительство Китая вербует Ип Мана на службу капитаном полицейского патруля в деревне Намхой. Это назначение правительства помогает Ип Ману восстановить хозяйство, но помощь подоспела уже слишком поздно.
В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман снова бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции; таким образом после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае.
Возраст Ип Мана в то время был где-то за 50 лет. В таком возрасте ему приходится начинать абсолютно новую жизнь на пустом месте.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты», — объясняет его ученик Вильям Чеун, — «он утратил все основные материальные ценности. Однако у него еще были остатки того, что ему удалось захватить с собой — деньги, золотые слитки, золотые украшения и т.п. Сам город Фошань, если сравнивать с Гонконгом или Макао был крайне маленьким городком, в котором находились множество жуликов. Ип Ман едва ли не моментально потерял значительную часть своих денег и сбережений благодаря людям, которые нагло его обманули». «Общая беда — потеря дома, жены и семьи добили его. Он начинает разочаровываться в жизни. Недавний богач и недавний полицейский очень быстро превратился в настоящего нищего».
Оказавшись в пятьдесят шесть лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин-Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право выбора: принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего учителя, но ещё труднее учителю найти хорошего ученика», — говорил Ип Ман.
Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин-Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунг-фу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин-Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин-Чунь от своего собственного имени.
В 1962 году сыновья Ип Мана Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками.
Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак гортани, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин-Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку.
Воспоминания Брюса Ли об Ип Мане
В своей авторской работе, книге «Брюс Ли — Мужчина, которого знала только я» — Линда Ли (жена Брюса Ли) вспоминает о том отрывке, который написал Брюс Ли для преподавательницы английского языка в 1961 году. Воспоминание ярко демонстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он применял для того, чтобы повлиять на своих студентов.
«После 4-х лет тяжелого обучения искусству Кунг-фу, я стал осознавать и ощущать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с помощью минимальных затрат энергии. Это было необходимо делать в спокойствии, без приложения усилий. Это звучит очень просто, но сделать это в реальности было весьма трудно. В те моменты, когда я бился с соперником, сознание мое было возбуждено и нестабильно. Особенно после взаимного обмена ударами руками и ногами — от моей теории мягкости не оставалось и следа. Единственная мысль крутилась у меня в голове: «несмотря ни на что, я должен был его бить и победить».
«Мой тренер, мастер Ип Ман, хозяин школы Вин Чун, как-то раз подошел ко мне со словами: «Лун, расслабься, успокой свое сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Разреши своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство «не выбирания».
«Именно это и было тем, что нужно! Мне нужно было расслабиться. Но, принимая это решение, я сразу же совершал нечто такое, что противоречило моему желанию. Когда я говорил себе о том, что я «должен расслабиться», то само требование усилия в слове «должен», само по себе противоречило отсутствию усилий, которые отсутствуют в слове «расслабиться». Когда мое острое самосознание дошло до такого состояния, которое в психологии частенько называют состояние «двойной смеси», мой учитель снова подошел ко мне со словами: «Лун, будь спокоен, следуй естественному ходу событий, не вмешивайся в него. Никогда не занимайся противопоставлением себя природе, никогда не встречай любые проблемы «в лоб», но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не практикуй на этой неделе. Возвращайся домой и подумай об этом».
Безусловно, в этом случае, Брюс Ли добавил некоторую часть своей гениальности в это пример, но все равно, все это иллюстрирует интеллектуальную и техническую высоты, к которым Ип Ман вел своих студентов.
И, в то же время, величайший мастер Вин Чун сохранял черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса Ли, даже несмотря на то, что иногда примириться с ними было очень трудно, например: если Брюс Ли приходил в класс с порошком, который вызывал зуд, или с необычным вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными «брызгалками».
В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его родине, несмотря на его прошлые политические убеждения.
В глазах практикующих Вин-Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом или великим мастером Вин-Чунь.
Вклад в развитие боевых искусств
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин-Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин-Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин-Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля.
Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин-Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. Сегодня Вин-Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин-Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин-Чунь, как и в других стилях китайского кунг-фу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин-Чунь её современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин-Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны.
Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин-Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число её членов постоянно растет.
Образ Ип Мана в кино
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль мастера исполнял его сын Ип Чунь.
В конце 2008 года вышел снятый в жанре драмы фильм «Ип Ман» (или «Е Вэнь»), рассказывающий о жизни мастера в годы оккупации Китая японскими войсками. Роль Ип Мана исполнил актёр Донни Йен.
В сюжете фильма нашли отражение некоторые реальные события из жизни Ип Мана, а демонстрируемая техника боя соответствует гонконгской ветви кунг-фу Вин-Чунь. Тем не менее, фильм нельзя считать биографическим. Следует отметить, что значительная часть событий не происходила в реальности. Главный герой, как и его исторический прообраз, пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он становится чуть ли не местным символом народного сопротивления. Спасаясь от преследования со стороны японской администрации его родного города, герой фильма бежит в Гонконг вместе с женой и сыном.
Такая трактовка отъезда Ип Мана из континентального Китая не соответствует его реальной биографии ни по датам, ни по сути. Сегодня, когда исторические заслуги Ип Мана признаны на его родине, вполне понятно желание создателей фильма не акцентировать внимание на том, что мастер фактически находился в оппозиции к главенствующему в Китае по сей день режиму.
В 2010 году вышло продолжение кинофильма об Ип Мане — Ип Ман 2, рассказывающее о жизни мастера в Гонконге. Вторая часть гораздо сильнее отличается от реальной биографии учителя, нежели первая. Теперь уже Ип Ман олицетворяет защитника чести Китайских единоборств перед Английским боксом, что окончательно переводит жанровость фильма в псевдобиографическую. В конце показали мальчика, который был Брюсом Ли, он начал заниматься у мастера с 16-летнего возраста. В этом же году вышел ещё один фильм под названием «Ип Ман — рождение легенды». В этом фильме рассказывается о детстве Мастера и его учёбе кунг-фу.
В 2013 году вышел фильм Вонга Карвая «Великий мастер», в котором роль Ип Мана сыграл Тони Люн.
Также, в 2013 года вышел фильм режиссера Хермана Яу «Ип Ман: Последняя схватка», в котором роль Ип Мана сыгралЭнтони Вонг Чау-Санг.